Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Работа №33866

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
858
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Научно-теоретический подход к пониманию задержки психического развития 7
1.1. Сенсорное развитие как важное средство в обучении и воспитании
детей дошкольного возраста 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 13
1.3. Влияние сенсорного развития на психическое развитие детей с ЗПР 21
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Особенности сенсорной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 36
2.1. Методика экспериментального исследования 36
2.2. Результаты экспериментального исследования 40
Выводы по 2 главе 44
Глава 3. Коррекционно-развивающая работа по развитию сенсорной сферы на занятиях по ознакомлению с окружающим 46
3.1. Основные направления и содержание работы коррекционно-развивающей работы 46
3.2. Анализ результатов обучения 50
Выводы по 3 главе 56
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения


Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, Л.А.Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве, соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Актуальность: увеличение количества детей с ЗПР, необходимость в их психолого-педагогическом сопровождении, необходимость в разнообразных подходах и методиках для развития сенсорных процессов.
У детей с задержкой психического развития имеет место отставание в развитии сенсорных процессов. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Исходя из этого, проблемой исследования было поставлено дефицит методической литературы прикладного характера для сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития. Решение данной проблемы определяет цель нашей работы: поиск путей совершенствования работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Объектом данной работы является состояние сенсорное развитие дошкольников с ЗПР, а предметом выступает развитие и формирование сенсорных процессов у указанной категории детей.
Гипотеза: мы предположили, что отмечающуюся у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития несформированность сенсорных процессов, поможет преодолеть специально организованная коррекционно-развивающая работа.
В соответствии с целью и гипотезой в выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
1) определить научно-теоретические основы изучаемой проблемы;
2) выявить особенности сенсорных процессов у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;
3) разработать направления и содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию на занятиях по ознакомлению с окружающим;
4) провести формирующий эксперимент в группе детей с ЗПР;
5) провести контрольный эксперимент с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы.
Исследовательская работа проводилась на базе МАДОУ "Детский сад №365 общеразвивающего вида" Авиастроительного района г. Казани.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы:
- изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме,
- метод индивидуального лабораторного исследования,
- изучение медицинской и педагогической документации,
- наблюдение,
- беседа с детьми в процессе занятий, родителями, сотрудниками педагогического коллектива.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются научно-теоретический подход к пониманию задержки психического развития. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию и характеристике особенностей сенсорных процессов дошкольников с задержкой психического развития. В третьей главе раскрывается коррекционно-развивающая работа по сенсорному развитию на занятиях по ознакомлению с окружающим и итоги результатов обучения за год. В заключении содержатся основные выводы по
теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Задержку психического развития в медицине относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности с неравномерностью нарушений различных психических функций. Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.
У детей с ЗПР имеет место отставание в развитии процессов восприятия, ощущения, памяти, мышления. Процессы восприятия у детей рассматриваемой категории замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия и ощущения задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка, что говорит о важности развития данных процессов при подготовке ребенка к школе. В силу специфики психического развития детей педагоги, работающие с детьми с ЗПР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного развития, учитывая задачи коррекционного развития и обучения.
Цель нашей работы: поиск путей совершенствования работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим.
В выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи:
1) определены научно-теоретические основы изучаемой проблемы;
2) выявлены особенности сенсорных процессов у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;
3) разработаны направления и содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию на занятиях по ознакомлению с окружающим;
4) проведено экспериментальное обучение в группе детей ЗПР;
5) проведен контрольный эксперимент с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы.
Мы предположили, что отмечающуюся у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития несформированность сенсорных процессов, поможет преодолеть специально организованная коррекционно-развивающая работа.
Для подтверждения гипотезы нами проводилось экспериментальное исследование на базе МАДОУ "Детский сад №365 общеразвивающего вида" Авиастроительного района г. Казани в группе для детей с задержкой психического развития в октябре 2017 года. В обследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5 лет. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. При исследовании мы опирались на методику обследования С.Д.Забрамной, М.М. Семаго.
Наше исследование было направлено на решение следующих задач: изучение восприятия цвета, формы, умения ориентироваться в величине предметов, представлений о частях суток, временах года, изучение пространственного восприятия.
Для решения указанных задач использовались методики адаптированные для детей дошкольного возраста с ЗПР: «Разноцветная мозаика», «Доски Сегена», «Пирамидка», определение частей суток, определение времени года по картинке, различение правой и левой стороны.
По данным, полученным в результате констатирующего эксперимента сделали вывод о том, что детям дошкольного возраста с задержкой психического развития свойственен низкий уровень развития сенсорных процессов. Им было трудно соотнести однородные предметы по цвету, величине, форме. Большинство детей пользовались при выполнении заданий методом «проб и ошибок». Пространственно-временные представления детей данной группы ниже возрастной нормы.
Данные, полученные при исследовании результатов обучения в конце года демонстрируют, что уровень развития сенсорных процессов детей дошкольного возраста с задержкой психического развития после проведенного коррекционно-развивающего обучения значительно повысился. Дошкольники научились соотносить однородные предметы по цвету, величине, форме. При собирании пирамидки в конце года дети действовали методом зрительного соотнесения и использовали сравнение колей путем наложения.
Пространственно-временные представления детей данной группы расширились. Дети с ЗПР имеют представления о частях суток, большинство из них правильно определяют время суток по стимульному материалу с хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельностью (60%), времена года (70%) дошкольников. На себе и собеседнике различают правую и левую стороны 50% детей.
Итак, отмечающуюся у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития несформированность сенсорных процессов, поможет преодолеть специально организованная коррекционно-развивающая работа. Гипотеза доказана.



1. Аболин Л.М., Мурысин Л.Н. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. - Казань: Карпол, 2004. - 65 с.
2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.М. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство «Ось-89», 2011. - 224 с.
4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2016. - 320с.
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 240 с.
6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2015. -56 с.
7. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. - М.: Гном-Пресс, 2010. - 64с.
8. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
9. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2014. - 456 с.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2014. - № 13. - С.14.
11. Власова Т.Н., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2003. - 175с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 144 с.
13. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений // В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т.2. - 504 с.
15. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г.Шевченко. - М.: АРКТИ, 2011. - 224с.
16. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. - М.: Просвещение, 2003. - 224 с.
17. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - №1. - С.8-16.
18. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. - 45 с.
19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2015. - 129 с.
20. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
21. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 456 с.
22. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. - 219 с.
23. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2014. - 208 с.
24. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 144 с.
25. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. - М.АРКТИ,
2016. - 187 с.
26. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 2017.
27. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2017. - 304 с.
28. Монтессори - материал. Часть 1. Школа для малышей. - М.: Мастер, 2012.
29. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 2013. - 896 с.
30. Немов Р.С. Психология. Кн.2 Психология образования. - М.: Просвещение, 2013. - 496с.
31. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2010.
32. Обучение учащихся ^^вспомогательной школы / Под ред. В.Т. Петровой. - М.:Просвещение, 2013.
33. Отбор детей в вспомогательную школу /Сост. Т.А.Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. - М.: Просвещение, 2014. - 456 с.
34. Певзнер М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. - М.: Педагогика, 2016. - 104 с.
35. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. Пособие для вузов «Дефектология»/ А.Д. Виноградова, Е.И.Липецкая и др. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.
36. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития /Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. - СПБ.: Питер, 2011. - 256 с.
37. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2015. - 160с.
38. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПБ.: Питер, 2011. - 384с.
39. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2013.- 256 с.
40. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. / Под ред. М.М.Семаго. - М.: АРКТИ, 2015. - 136с.
41. Рау М.Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР. - М.: Владос, 2013. - 144 с.
42. Речицкая Е.Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2014. - 136 с.
43. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 529 с.
44. Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст. - М.: Учитель, 2014. - 156 с.
45. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
46. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2016. - 128 с.
47. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями. // Дефектология. - 2016. - №2. - С.82-88.
48. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2015. - 207 с.
49. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 2017. - 192 с.
50. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. - М.: Академия, 2015. - 400 с.
51. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред.С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2015. - 752 с.
52. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Академия, 2015. - 291 с.
53. Хрестоматия: дети с нарушениями развития / Составитель В.М. Астапов. - М.: Междунар.пед.академия, 2014. - 264 с.
54. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. - М.: Просвещение, 2013. - 304 с.
55. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 506 с.
56. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 834 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ