СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
|
Введение 4
Глава 1. Научно-теоретический подход к пониманию задержки психического развития 7
1.1. Сенсорное развитие как важное средство в обучении и воспитании
детей дошкольного возраста 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 13
1.3. Влияние сенсорного развития на психическое развитие детей с ЗПР 21
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Особенности сенсорной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 36
2.1. Методика экспериментального исследования 36
2.2. Результаты экспериментального исследования 40
Выводы по 2 главе 44
Глава 3. Коррекционно-развивающая работа по развитию сенсорной сферы на занятиях по ознакомлению с окружающим 46
3.1. Основные направления и содержание работы коррекционно-развивающей работы 46
3.2. Анализ результатов обучения 50
Выводы по 3 главе 56
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения
Глава 1. Научно-теоретический подход к пониманию задержки психического развития 7
1.1. Сенсорное развитие как важное средство в обучении и воспитании
детей дошкольного возраста 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 13
1.3. Влияние сенсорного развития на психическое развитие детей с ЗПР 21
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Особенности сенсорной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 36
2.1. Методика экспериментального исследования 36
2.2. Результаты экспериментального исследования 40
Выводы по 2 главе 44
Глава 3. Коррекционно-развивающая работа по развитию сенсорной сферы на занятиях по ознакомлению с окружающим 46
3.1. Основные направления и содержание работы коррекционно-развивающей работы 46
3.2. Анализ результатов обучения 50
Выводы по 3 главе 56
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, Л.А.Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве, соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Актуальность: увеличение количества детей с ЗПР, необходимость в их психолого-педагогическом сопровождении, необходимость в разнообразных подходах и методиках для развития сенсорных процессов.
У детей с задержкой психического развития имеет место отставание в развитии сенсорных процессов. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Исходя из этого, проблемой исследования было поставлено дефицит методической литературы прикладного характера для сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития. Решение данной проблемы определяет цель нашей работы: поиск путей совершенствования работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Объектом данной работы является состояние сенсорное развитие дошкольников с ЗПР, а предметом выступает развитие и формирование сенсорных процессов у указанной категории детей.
Гипотеза: мы предположили, что отмечающуюся у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития несформированность сенсорных процессов, поможет преодолеть специально организованная коррекционно-развивающая работа.
В соответствии с целью и гипотезой в выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
1) определить научно-теоретические основы изучаемой проблемы;
2) выявить особенности сенсорных процессов у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;
3) разработать направления и содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию на занятиях по ознакомлению с окружающим;
4) провести формирующий эксперимент в группе детей с ЗПР;
5) провести контрольный эксперимент с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы.
Исследовательская работа проводилась на базе МАДОУ "Детский сад №365 общеразвивающего вида" Авиастроительного района г. Казани.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы:
- изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме,
- метод индивидуального лабораторного исследования,
- изучение медицинской и педагогической документации,
- наблюдение,
- беседа с детьми в процессе занятий, родителями, сотрудниками педагогического коллектива.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются научно-теоретический подход к пониманию задержки психического развития. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию и характеристике особенностей сенсорных процессов дошкольников с задержкой психического развития. В третьей главе раскрывается коррекционно-развивающая работа по сенсорному развитию на занятиях по ознакомлению с окружающим и итоги результатов обучения за год. В заключении содержатся основные выводы по
теме.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве, соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Актуальность: увеличение количества детей с ЗПР, необходимость в их психолого-педагогическом сопровождении, необходимость в разнообразных подходах и методиках для развития сенсорных процессов.
У детей с задержкой психического развития имеет место отставание в развитии сенсорных процессов. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Исходя из этого, проблемой исследования было поставлено дефицит методической литературы прикладного характера для сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития. Решение данной проблемы определяет цель нашей работы: поиск путей совершенствования работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Объектом данной работы является состояние сенсорное развитие дошкольников с ЗПР, а предметом выступает развитие и формирование сенсорных процессов у указанной категории детей.
Гипотеза: мы предположили, что отмечающуюся у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития несформированность сенсорных процессов, поможет преодолеть специально организованная коррекционно-развивающая работа.
В соответствии с целью и гипотезой в выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
1) определить научно-теоретические основы изучаемой проблемы;
2) выявить особенности сенсорных процессов у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;
3) разработать направления и содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию на занятиях по ознакомлению с окружающим;
4) провести формирующий эксперимент в группе детей с ЗПР;
5) провести контрольный эксперимент с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы.
Исследовательская работа проводилась на базе МАДОУ "Детский сад №365 общеразвивающего вида" Авиастроительного района г. Казани.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы:
- изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме,
- метод индивидуального лабораторного исследования,
- изучение медицинской и педагогической документации,
- наблюдение,
- беседа с детьми в процессе занятий, родителями, сотрудниками педагогического коллектива.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются научно-теоретический подход к пониманию задержки психического развития. Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию и характеристике особенностей сенсорных процессов дошкольников с задержкой психического развития. В третьей главе раскрывается коррекционно-развивающая работа по сенсорному развитию на занятиях по ознакомлению с окружающим и итоги результатов обучения за год. В заключении содержатся основные выводы по
теме.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Задержку психического развития в медицине относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности с неравномерностью нарушений различных психических функций. Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.
У детей с ЗПР имеет место отставание в развитии процессов восприятия, ощущения, памяти, мышления. Процессы восприятия у детей рассматриваемой категории замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия и ощущения задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка, что говорит о важности развития данных процессов при подготовке ребенка к школе. В силу специфики психического развития детей педагоги, работающие с детьми с ЗПР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного развития, учитывая задачи коррекционного развития и обучения.
Цель нашей работы: поиск путей совершенствования работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим.
В выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи:
1) определены научно-теоретические основы изучаемой проблемы;
2) выявлены особенности сенсорных процессов у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;
3) разработаны направления и содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию на занятиях по ознакомлению с окружающим;
4) проведено экспериментальное обучение в группе детей ЗПР;
5) проведен контрольный эксперимент с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы.
Мы предположили, что отмечающуюся у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития несформированность сенсорных процессов, поможет преодолеть специально организованная коррекционно-развивающая работа.
Для подтверждения гипотезы нами проводилось экспериментальное исследование на базе МАДОУ "Детский сад №365 общеразвивающего вида" Авиастроительного района г. Казани в группе для детей с задержкой психического развития в октябре 2017 года. В обследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5 лет. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. При исследовании мы опирались на методику обследования С.Д.Забрамной, М.М. Семаго.
Наше исследование было направлено на решение следующих задач: изучение восприятия цвета, формы, умения ориентироваться в величине предметов, представлений о частях суток, временах года, изучение пространственного восприятия.
Для решения указанных задач использовались методики адаптированные для детей дошкольного возраста с ЗПР: «Разноцветная мозаика», «Доски Сегена», «Пирамидка», определение частей суток, определение времени года по картинке, различение правой и левой стороны.
По данным, полученным в результате констатирующего эксперимента сделали вывод о том, что детям дошкольного возраста с задержкой психического развития свойственен низкий уровень развития сенсорных процессов. Им было трудно соотнести однородные предметы по цвету, величине, форме. Большинство детей пользовались при выполнении заданий методом «проб и ошибок». Пространственно-временные представления детей данной группы ниже возрастной нормы.
Данные, полученные при исследовании результатов обучения в конце года демонстрируют, что уровень развития сенсорных процессов детей дошкольного возраста с задержкой психического развития после проведенного коррекционно-развивающего обучения значительно повысился. Дошкольники научились соотносить однородные предметы по цвету, величине, форме. При собирании пирамидки в конце года дети действовали методом зрительного соотнесения и использовали сравнение колей путем наложения.
Пространственно-временные представления детей данной группы расширились. Дети с ЗПР имеют представления о частях суток, большинство из них правильно определяют время суток по стимульному материалу с хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельностью (60%), времена года (70%) дошкольников. На себе и собеседнике различают правую и левую стороны 50% детей.
Итак, отмечающуюся у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития несформированность сенсорных процессов, поможет преодолеть специально организованная коррекционно-развивающая работа. Гипотеза доказана.
Задержку психического развития в медицине относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности с неравномерностью нарушений различных психических функций. Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.
У детей с ЗПР имеет место отставание в развитии процессов восприятия, ощущения, памяти, мышления. Процессы восприятия у детей рассматриваемой категории замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия и ощущения задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка, что говорит о важности развития данных процессов при подготовке ребенка к школе. В силу специфики психического развития детей педагоги, работающие с детьми с ЗПР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного развития, учитывая задачи коррекционного развития и обучения.
Цель нашей работы: поиск путей совершенствования работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим.
В выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи:
1) определены научно-теоретические основы изучаемой проблемы;
2) выявлены особенности сенсорных процессов у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;
3) разработаны направления и содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию на занятиях по ознакомлению с окружающим;
4) проведено экспериментальное обучение в группе детей ЗПР;
5) проведен контрольный эксперимент с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы.
Мы предположили, что отмечающуюся у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития несформированность сенсорных процессов, поможет преодолеть специально организованная коррекционно-развивающая работа.
Для подтверждения гипотезы нами проводилось экспериментальное исследование на базе МАДОУ "Детский сад №365 общеразвивающего вида" Авиастроительного района г. Казани в группе для детей с задержкой психического развития в октябре 2017 года. В обследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5 лет. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. При исследовании мы опирались на методику обследования С.Д.Забрамной, М.М. Семаго.
Наше исследование было направлено на решение следующих задач: изучение восприятия цвета, формы, умения ориентироваться в величине предметов, представлений о частях суток, временах года, изучение пространственного восприятия.
Для решения указанных задач использовались методики адаптированные для детей дошкольного возраста с ЗПР: «Разноцветная мозаика», «Доски Сегена», «Пирамидка», определение частей суток, определение времени года по картинке, различение правой и левой стороны.
По данным, полученным в результате констатирующего эксперимента сделали вывод о том, что детям дошкольного возраста с задержкой психического развития свойственен низкий уровень развития сенсорных процессов. Им было трудно соотнести однородные предметы по цвету, величине, форме. Большинство детей пользовались при выполнении заданий методом «проб и ошибок». Пространственно-временные представления детей данной группы ниже возрастной нормы.
Данные, полученные при исследовании результатов обучения в конце года демонстрируют, что уровень развития сенсорных процессов детей дошкольного возраста с задержкой психического развития после проведенного коррекционно-развивающего обучения значительно повысился. Дошкольники научились соотносить однородные предметы по цвету, величине, форме. При собирании пирамидки в конце года дети действовали методом зрительного соотнесения и использовали сравнение колей путем наложения.
Пространственно-временные представления детей данной группы расширились. Дети с ЗПР имеют представления о частях суток, большинство из них правильно определяют время суток по стимульному материалу с хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельностью (60%), времена года (70%) дошкольников. На себе и собеседнике различают правую и левую стороны 50% детей.
Итак, отмечающуюся у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития несформированность сенсорных процессов, поможет преодолеть специально организованная коррекционно-развивающая работа. Гипотеза доказана.
Подобные работы
- Развитие познавательной и речевой деятельности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДМЕТНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию цветовосприятия у старших дошкольников c задержкой психического развития средствами информационно - коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Коррекционная работа по развитию цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2022 - Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019



