ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА 5
1.1 Задачи и технология организации питания в гостиницах 5
1.2 Типы питания в гостиницах 10
2 АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ГОСТИНИЦАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 17
2.1 Ассортимент услуг питания в гостиницах Краснодарского края 17
2.2 Особенности и проблемы организации питания в гостиницах с учетом их категорий 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Туристско-рекреационный комплекс Краснодарского края относится к наиболее активно развивающемуся сектору экономики края, стимулирует развитие других сфер региональной экономики, способствует социально-экономическому развитию региона. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края обладает всеми необходимыми компонентами для его успешного развития: разнообразные, специфические природно-климатические условия; развитая инфраструктура и материально-техническая база; высококвалифицированные кадры; давняя история развития курортной деятельности.
Важнейшим элементом материально-технической базы курортной местности является сектор общественного питания, включающий рестораны, бары, кафе, кофейни, кафетерии, столовые, закусочные, систему фастфуда, буфеты, магазины-кулинарии. Большая часть услуг питания входит в базовый набор услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями.
Актуальность темы исследования заключается в том, что индустрия гостеприимства, одна из основополагающих в социальной сфере. Она играет важную роль в повышении эффективности общественного производства, и соответственно, роста жизненного уровня населения. Одним немало важным элементом в гостиничном обслуживании являются услуги питания.
Цель исследования – изучить специфику организации питания в гостиницах разных категорий Краснодарского края.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть задачи и технологию организации питания в гостиницах;
- исследовать типы питания в гостиницах;
- провести анализ ассортимента услуг питания в гостиницах Краснодарского края;
- исследовать особенности и проблемы организации питания в гостиницах с учетом их категорий.
Объект исследования – специфика и проблематика организации гостиничного сервиса в современных условиях.
Предмет исследования – организация питания в гостиницах разных категорий Краснодарского края.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как С. М. Амелина, С. А. Быстров, Г.А. Гомилевская, И. В. Кощавка и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации питания на предприятии гостиничного сервиса; во второй главе проведен анализ специфики организации питания в гостиницах Краснодарского края. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Особенностью предприятий питания в гостиницах является высокая степень надежности, что обеспечивает ее престижность, а также организационно-профессиональный уровень руководства данного подразделения. Предприятия питания при гостиницах - это обеспечение качественного приготовления пищи разнообразного ассортимента.
В наши дни трудно представить современную гостиницу, в которой бы отсутствовал ресторан. Исторически сложилось, что даже многие столетия назад в постоялых дворах, придорожных тавернах и трактирах, помимо спального места, гостям предоставляли услуги питания. Ресторан – такая же важная часть любой гостиницы, как и номерной фонд, поэтому на него нужно уделять не меньше сил и внимания.
Исследования показывают, что при принятии решения о предпочтении того или иного ресторана гостиницы наиболее значимое влияние оказывает качество предоставляемой услуги, следующим фактором является чистота, после это уровень обслуживания, затем скорость предоставления услуги, и лишь небольшое количество респондентов включили стоимость услуги в ряд наиболее значимых факторов.
Практически все санаторно-курортные организации Краснодарского края имеют службы питания, поскольку одним из важнейших этапов профилактических, оздоровительных программ курортников является использование методов лечебного питания, которые способствуют эффективности терапии. Помимо столовой, услуги питания в санаториях могут оказываться барами и кафе, обслуживающих курортников за наличный расчет. Прибыльность этих точек общественного питания обычно достаточно низка и повышается только в случаях свободного доступа в них посторонних клиентов.
Конечно, у каждой гостиницы в первую очередь должны быть соответствующие документы и лицензии, которые позволяют оказывать услуги клиентам. В том случае, когда в гостиничном комплексе имеются рестораны, очень важно, чтобы они имели сертификаты и регулярно проверялись различными службами.
В современном развитии российской гостиничной индустрии необходимо постоянное повышение качества предлагаемых услуг для достижения мировых стандартов. На данный момент необходимо, чтобы как можно больше гостиниц проходило систему классификации, объединяясь в одну большую сеть, которая будет следовать мировым требованиям. Тогда эти гостиницы смогут предоставить те услуги и комфорт, которых не хватает более требовательным туристам.
Современные тенденции в развитии курортной индустрии предполагают достаточное разнообразие предоставляемых услуг питания, активное участие отдыхающих в организации питания. Поэтому основными направлениями развития службы питания предприятий гостиничного сервиса являются:
− сохранение оздоровительной диетической направленности питания курортников, но на добровольной основе и с максимальной заинтересованностью отдыхающих;
− полное или частичное исключение по желанию курортников стоимости питания из обязательного пакета услуг;
− расширение заказного меню на выбор клиента;
− активное введение шведских столов;
− расширение дополнительных платных услуг питания.
Сегодня, очевидно, что в стране произошла переориентация с промышленного производства на сферу услуг, и общепит приносит в бюджет немалые деньги, становясь важной частью экономики. В связи с этим сфера общественного питания является одним из наиболее привлекательных объектов маркетинговых исследований, а изучение рынка ресторанного бизнеса в качестве основы принятия решений предприятиями питания представляет собой актуальность исследования.
1. Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания : Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (ред. от 04.10.2012) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 34. - Ст. 3980.
2. ГОСТ Р 50762-2007 : Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. - М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2008. - 12 с.
3. ГОСТ Р 50647-2010 : Общественное питание. Термины и определения. - М. : СТАНДАРТИНФОРМ, 2011. - 12 с.
4. Алиева Ф.Б. Сфера общественного питания Краснодарского края: состояние, проблемы и тенденции развития / Ф. Б. Алиева, М. Ф. Ходыкина, Ю. Е. Оконишникова, Т. А. Волкова // Естественные и технические науки. - 2016. №6. – С. 35-47.
5. Амелина С. М. Организация питания в гостинице / С. М. Амелина // Международный студенческий научный вестник. - 2015. – С. 57-60.
6. Бутырина Е.А. Организация питания в гостинице / Е. А. Бутырина // Актуальные проблемы развития туризма и гостеприимства материалы всерос. науч. практ. конф. Ответственный редактор Е. Г. Радыгина. - 2017. - С. 21-28.
7. Быстров С.А. Технология и организация ресторанного бизнеса и питания туристов / С. А. Быстров. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 536 с.
8. Гомилевская Г.А. Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме: Учебник / Г.А. Гомилевская, А.С. Квасов, Т.В. Терентьева. - М.: Риор, 2017. - 247 c.
9. Джум Т.А. Анализ развития общественного питания на курортных территориях Краснодарского края / Т. А. Джум, Е. Л. Заднепровская, Е. В. Ползикова // Сервис в России и за рубежом. - 2018. - Т. 12. - № 2 (80). - С. 90-101.
10. Джум Т.А. Основы формирования и развития конкурентного преимущества предприятий сферы услуг / Т. А. Джум, Е. Л. Заднепровская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового, экономического и социальноэкономического знания: наука и практика». - Донецк: ООО «Цифровая типография», 2017. - С. 85-88.
11. Ерохина Л. И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения) : учебник / Л. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова, Т. И. Марченко. - М. : КНОРУС, 2016. - 298 с.
12. Жабина С. Б. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании : учебник для учреждений сред. проф. образования / С. Б. Жабина, О. М. Бурдюгова, А. В. Колесова. - М. : Издательский центр «Академия», 2018. - 336 с.
13. Кощавка И.В. Организации питания групп туристов на территории гостиничных комплексов / И. В. Кощавка, А. П. Бутова // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом. Материалы IV Международной научно-практической интернет-конференции. Забайкальский государственный университет; Ответственный редактор О. А. Лях. - 2017. - С. 141-144.
14. Лысенко Ю. Экономика предприятия торговли и общественного питания / Ю. Лысенко, М. Лысенко, Э. Таипова. - М., 2016. - 416 c.
15. Мишина О.Ю. Организация питания в туристских и гостиничных комплексах / О. Ю. Мишина // Методические указания для практических занятий / ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ. Волгоград, 2018. - С. 94-98.
16. Нурлыхакова Л.Ф. Организация отдыха и развлечений в гостиничной индустрии / Л. Ф. Нурлыхакова, Ш. Ш. Галимов // Молодежь. Туризм. Образование. Материалы IIIнаучно-практической очно-заочной конференции для школьников, учителей и студентов. Научный редактор А.В. Гумеров. 2017. - С. 129-131.
17. Радченко Л. А. Обслуживание на предприятиях общественного питания / Л. А. Радченко. - М. : Феникс, 2017. - 320 c.
18. Радыгина Е. Г. Направления обеспечения комфортных условий проживания в гостинице / Е. Г.Радыгина // Наука Красноярья. - 2017. - Т. 6. - № 3-2. - С. 239-260.
19. Соколова Н.С. Основы организации ресторанного обслуживания в гостинице / Н. С. Соколова // Менеджмент предпринимательской деятельности. Материалы XVI международной научно-практической конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов. - 2018. - С. 342-346.
20. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах / А. В. Сорокина. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 304 с.