Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Работа №33801

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
405
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы исследования конкурентоспособности предприятия 7
1.1. Место и роль конкурентоспособности в развитии предприятия 7
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 13
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 19
2. Влияние инноваций на конкурентоспособность предприятия 25
2.1. Опыт управления инновационным развитием в нефтегазовой отрасли 25
2.2. Направления инновационного развития нефтегазовой отрасли 33
2.3. Влияние инновационных систем управления на развитие нефтегазовой
отрасли 39
3. Влияние инновационной деятельности АО «Мессояханефтегаз» на
повышение конкурентоспособности 46
3.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности
АО «Мессояханефтегаз» и перспектив его развития 46
3.2. Организация инновационной деятельности в компании
АО «Мессояханефтегаз» 56
3.3. Оценка влияния инноваций на конкурентоспособность
АО «Мессояханефтегаз» 66
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложения

В последние годы все больше времени уделяется необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности предприятий.
Рыночная система хозяйствования требует от предприятий постоянного повышения уровня своей конкурентоспособности. Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратегии. Если еще недавно деятельность большинства предприятий была направлена на завоевание доли рынка, то сегодня ведущие компании смещают акценты в стратегии своего развития на увеличение числа постоянных клиентов.
Конкурентоспособность предприятия является важнейшим условием его выживания и успешности на рынке в условиях постоянно возрастающих ожиданий и требований со стороны потребителей.
Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько нововведения предприятия, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют его эффективности.
В последние годы многие исследователи разрабатывают показатели оценки конкурентоспособности предприятий и отраслей. Существует огромное количество расчетных и расчетно-графических методов оценки конкурентоспособности. Каждый из методов имеет свои особенности, так как необходимо учитывать те или иные факторы для оценки каждого предприятия.
Стратегия конкурентной борьбы и укрепления конкурентных позиций направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Для того, чтобы получить устойчивые конкурентные преимущества, предприятиям необходимо находить новые способы и методы ведения их деятельности. Одним из важных факторов, которые способны повлиять на конкурентоспособность предприятия, принято считать применение различного рода инноваций в производстве, что существенно улучшает производственную, научно-техническую, социальную и финансовую сферу деятельности в условиях конкурентной рыночной среды.
Нефтегазовая отрасль - это обобщенное название комплекса промышленных предприятий по добыче, транспортировке, переработке и распределению конечных продуктов переработки нефти и газа. Это одна из мощнейших отраслей Российской Федерации, в значительной степени формирующая бюджет и платежный баланс страны, обеспечивающая валютные поступления и поддержание курса национальной валюты.
Российская Федерация располагает огромным углеводородным потенциалом. Нефтегазовая отрасль России входит в число ведущих в мире, полностью обеспечивает внутренние текущие и перспективные потребности в нефти, природном газе, продуктах их переработки.
Инновационное развитие нефтегазового комплекса является сегодня необходимым условием снижения рисков долговременного периода и способом, позволяющим существенно повысить ликвидность ткущих активов с одновременным снижением затрат на новые технологические открытия.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обуславливается необходимостью применения инновационных технологий в деятельности предприятия для достижения наибольшего экономического эффекта и увеличения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в оценке влияния инноваций на повышение конкурентоспособности предприятия.
В связи с этим в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие конкурентоспособности предприятия с учетом различных позиций авторов;
- проанализировать основные классификации факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия;
- рассмотреть методы, с помощью которых можно оценить конкурентоспособность;
- проанализировать основные показатели развития нефтегазовой отрасли России и мира;
- выявить инновационные направления развития в российском нефтегазовом комплексе;
- провести анализ производственно-хозяйственной деятельности компании АО «Мессояханефтегаз»;
- изучить организацию инновационной деятельности компании;
- провести конкурентный анализ компании АО «Мессояханефтегаз» и оценить влияние инноваций на повышение ее конкурентоспособности.
Объектом исследования явилась компания АО «Мессояханефтегаз», представляющая собой совместный проект компаний ПАО «Газпром» и ПАО «НК «Роснефть».
Предметом исследования послужила производственная деятельность компании, включающая в себя инновационные технологии.
Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области изучения конкуренции и методов ее повышения, экономики. Наибольший вклад в составление теоретической части внесли труды следующих авторов: А.Смит, К.Маркс, М.Портер, Е.С.Брулев, Е.П.Голубков, Ю.Б.Рубин, А.Дементьева и другие.
Информационной базой для исследования практической части работы послужили отчеты консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), информация Росстата, Стратегия инновационного развития Российской Федерации и Энергетическая стратегия Российской Федерации. Аналитической базой для проведения исследования деятельности компании АО «Мессояханефтегаз» явилась годовая финансовая и бухгалтерская отчетность компании за период 2011 г. - 2017 г., отчеты об инновационной деятельности, основные показатели производственной деятельности.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы сбора, обобщения и анализа теоретических и статистических данных, методы оценки конкурентоспособности и финансового состояния компании.
Выпускная квалификационная работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования конкурентоспособности был сделан вывод о том, что с позиции интегрированного подхода конкурентоспособность предприятия можно определить как оцененное внешней средой превосходство его над конкурентами на конкретном рынке в определенный период, достигнутое без нанесения ущерба внешним субъектам, обусловленное конкурентоспособным соотношением цены и качества выпускаемой продукции, долей предприятия на рынке и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего его способность успешно конкурировать с другими предприятиями не только в настоящий момент, но и в средне- и долгосрочном периоде.
К основным факторам, определяющим конкурентоспособность предприятия, относятся: общая стратегия предприятия, концепция продукта, сбытовая политика, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, репутация компании, престиж торговой марки или бренда, инновационный потенциал, технологические характеристики и другие. Количественными параметрами конкурентоспособности являются доля рынка, показатели прибыли компании, производственные показатели, уровень продаж, число постоянных клиентов. Помимо этого, при функционировании на внешних рынках компании сталкиваются с пятью факторами, влияющими на конкурентоспособность: борьба с существующими конкурентами на внешнем рынке, угрозы со стороны новых конкурентов, методы взаимодействия с местными поставщиками, возможности потребителей сделать выбор, угрозы со стороны альтернативных продуктов.
В дипломной работе была поставлена цель оценить влияние инновационной деятельности на повышение конкурентоспособности предприятия.
Россия сегодня является одним из крупнейших производителей сырой нефти и нефтепродуктов. В настоящее время на территории нашей страны работают 32 крупных нефтеперерабатывающих завода суммарной установленной мощностью 310,4 млн т в год.
Российские компании долгое время были просто потребителями западных технологий и техники. Технические решения, которые позволили нарастить добычу нефти в последние десять лет, - гидроразрыв пласта, горизонтальное бурение, использование эффективных реагентов, компьютерное моделирование для анализа поведения нефтяных залежей - были разработаны на Западе и заимствованы нашими нефтяными компаниями. В условиях открытого глобального рынка сервисных услуг любая российская компания могла получить качественный сервис на базе современных технологий разведки и добычи нефти. Ориентируясь на готовые проверенные технологические решения, отечественные компании минимизировали свои технологические риски.
Таким образом, дефицит отечественных технологий и оборудования в нефтяной промышленности достиг критических отметок.
Проанализировав деятельность нефтегазовой отрасли, можно сделать вывод о том, что руководители крупных нефтяных предприятий нацелены на стратегию инновационного развития.
В целом разработка и реализация программ инновационного развития крупнейших государственных нефтегазовых компаний оказала положительное влияние как на процессы внутри самих компаний, позволив понять их текущее положение среди зарубежных конкурентов и усилить внимание к проблемам инновационного развития, так и на ситуацию в отрасли в целом.
Данные факты подтверждаются исследованиями аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), которая утверждает о том, что по прогнозам руководителей инновационных компаний-лидеров, темпы роста их организаций еще больше возрастут, превысив в два раза среднемировой уровень и более чем втрое - уровень наименее инновационных компаний. Более того, в ближайшие 5 лет, согласно мониторингам руководства компаний, ведущих в области инновационного развития, их темпы роста еще увеличатся почти в 2 раза, превысив средний общемировой показатель, более чем в 3 раза. В настоящий момент инновации играют очень важную роль в успехе 62% компаний на российском рынке (для остальных стран БРИКС этот показатель составляет 59%, для развитых стран Европы - всего лишь 42%).
Переход от ресурсно-сырьевого развития к ресурсно-инновационному развитию является одним из основополагающих факторов использования инновационных технологий.
Объектом нашего исследования была компания АО «Мессояханефтегаз», занимающаяся геологоразведочными, геофизическими и геохимическими работами в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Крупный проект «Мессояха» инициирован в рамках достижения стратегических целей компании ПАО «Газпром» по добыче нефти и газа в соответствии с которыми реализация Восточно-Мессояхского и Западно- Мессояхского нефтегазовых месторождений позволит достичь уровня добычи по компании в 100 млн. тонн нефтяного эквивалента в год к 2025 году.
Проанализировав основные инновационные направления компании АО «Мессояханефтегаз», с уверенностью можно сделать вывод о том, что компания уделяет особое внимание новейшим технологиям и разрабатывает все новые и новые методы геологоразведки, добычи и транспортировки нефти.
АО «Мессояханефтегаз» занимает второе место среди 33 организаций в отрасли по выручке компаний. Финансовое состояние компании за последний год улучшилось и соответствует отраслевым показателям. Разница в выручке с лидером в отрасли АО «Сузун» достаточно мала (5 410 млн. руб.). Но следует отметить, что активы компании значительно превышают активы компании- лидера по выручке АО «Сузун». Это говорит о том, что у компании АО «Мессояханефтегаз» больше производственного потенциала и инвестиционных вложений, она имеет в своем имущественном комплексе большее число хозяйственных средств, которые в перспективе должны принести экономические выгоды.
В целом, использование в АО «Мессояханефтегаз» новейших технологий геологоразведки, бурения и добычи нефти позволяет нам сравнивать данную компанию со схожими по деятельности в данной отрасли другими компаниями. Мессояхское месторождение превосходит остальные месторождения по конкурентным критериям и наиболее близко к модели идеального месторождения. Можно утверждать, что среди арктических проектов компании ПАО «Газпром нефть», проект АО «Мессояханефтегаз» является самым успешным и конкурентоспособным. Высокий показатель выручки и большое число запасов нефти повлияли на конечный результат анализа.
Конкурентный анализ компании показал имеющийся у нее высокий инновационный потенциал. Компания начала свою деятельность сравнительно недавно, но уже на второй-третий год своей деятельности превысила свои первоначальные показатели в несколько раз. Виден резкий рост ее прибыли, объема добычи, активов и других финансово-экономических и производственных показателей.
В рамках проведенного нами анализа конкурентоспособности, возможен следующий вариант рекомендованной стратегии для АО «Мессояханефтегаз» - совершенствовать эффективность работы компании, объединяющей все циклы: разведку, добычу, транспортировку, переработку, хранение и сбыт с помощью применения инновационных методов и системы интеллектуального месторождения.
В дальнейшем, при сохранении сложной внешнеполитической обстановки, в числе очевидных приоритетов российских нефтяных компаний - реализация стратегии догоняющего развития с опорой на отечественный интеллектуальный и производственно-технологический потенциал. Задача на обозримую среднесрочную перспективу - догнать, а точнее сократить технологическое отставание от ведущих нефтегазовых компаний мира.



1. Бухгалтерская отчетность АО «Мессояханефтегаз» за 2017 год - 9 с.
2. Отчет о выполнении планов АО «Мессояханефтегаз» за 2018 год - 21 с.
3. Презентация АО «Мессояханефтегаз». Проект «Мессояха»: вызовы и решения в подготовке месторождения к запуску. 2018.
Внутренние документы ПАО «Газпром»
4. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2017 год - 41 с.
5. Стратегия развития ПАО «Газпром нефть» до 2020 года - 11 с.
Книги, монографии
6. Багиев Г.Л. Основы маркетинговых исследований: учебное пособие / Г.Л. Багиев, И.А. Аленков. - СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2011. - 106 с.
7. Брулев Е.С. Управление конкурентоспособностью предприятий / диссертация / Е.С. Брулев. - Екатеринбург, 2006. - 160 с.
8. Васюхин О.В. Развитие инновационного потенциала промышленного предприятия: учебное пособие / О.В. Васюхин, Е.А. Павлова. - М.: Издательство: Академия естествознания, 2010. - 215 с.
9. Голубков Е.П. Основы маркетинга / монография / Е.П. Голубков - М.: Финпресс, 2003. - 688 с.
10. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности продукции. - М.: Пресс-сервис, 2007. - 188 с.
11. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний: Учебник по маркетингу. - М.: Инфра-М, 2000. - 210 с.
12. Еремин Н.А. Современная разработка месторождений нефти и газа. Умная скважина. Интеллектуальный промысел. Виртуальная компания / ООО «Недра-Бизнесцентр». - М, 2008. - 244 с.
13. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий: Учебник: Маркетинг в России и за рубежом. - М.: Инфра-М, 2001. - 302 с.
14. Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции: Учебник. - М.: Издательство «Академия», 2003. - 179 с.
15. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок / пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. - 2-е изд. СПб, 2008. - 200 с.
16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1993. - 344 с.
17. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность / монография / М.Г. Миронов - М.: АльфаПресс, 2004. - 160 с.
18. Мирошникова Т.Д., Мирошникова В.Д. Системный анализ состояния предприятия: конкурентоспособность, гибкость: Учебное пособие. - ВГУ Владимир: Издательство ВГУ, 2009. - 88 с.
19. Оковкина О.Н., Чупайда А.М. Пути повышения конкурентоспособности предприятия. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2006. - 273 с.
20. Олливье А. Международный маркетинг / А. Олливье, А. Дайан, Р. Урсе / Академия рынка: Маркетинг / пер. с фр. А. Дайан, Ф. Буккерель, Р. Ланкар и другие. - М.: Экономика, 1993. - 560 с.
21. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 285 с.
22. Печенкин А. В. Оценка конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей. Монография. - М.: МГЭИ, 2012. - 123 с.
23. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с.
24. Рубин Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю.Б. Рубин. - М.: Знание, 2011. - 160 с.
25. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебное пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. М, 2005. - 251 с.
26. Самодуров Д.О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала. - СПб, 2010. - 97 с.
27. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2016. - 213 с.
28. Смолейчук И.М. Оценка конкурентоспособности: теоретические и практические аспекты / И.М. Смолейчук, С.Н. Авеличева, Л.А. Серебрякова, Г.Ф. Гарбузова, - Владивосток: Издательство ДВГАЭУ, 2003. - 136 с.
29. Томпсон А.А. (мл.) Стратегический менеджмент: концепции и ситуации / А.А. Томпсон (мл.), А.Дж. Стрикленд. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 412 с.
30. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 270 с.
Печатная периодика
31. Барбер Э. Оптимизация добычи: от продуктивного пласта до пункта подготовки нефти и газа // Нефтегазовое обозрение. 2008. - С. 22-37.
32. Березина А.А. Целесообразность перехода к концепции
интеллектуального месторождения в условиях современных проблем нефтегазодобывающего комплекса // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом, № 2. - 2015. - С. 42-44.
33. Березина А.А. Экономическая концепция нефтегазового
«интеллектуального» месторождения / А.А. Березина, А.Е. Череповицын // Нефтяное хозяйство, № 4. - 2014. - С. 14-15.
34. Войцеховская И.А. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики, № 1. - 2005. - С. 156-160.
35. Гельвановский М.И. Методические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях глобализации // «Евразийская экономическая интеграция», № 1. - 2012. - С. 44-50.
36. Голубков Е.П. Исследование рынков // Маркетинг в России и за рубежом, № 1. - 1999. - С. 14-17.
37. Демарчук В.В. Перспективы и направления реализации проектов «интеллектуальных» месторождений нефти и газа // Молодой ученый, № 19. - 2014. - С. 284-289.
38. Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом, № 2 (52). -
2011. - С. 94 - 102.
39. Маргелов Д.В. Месторождение на ладони - инновационный взгляд на перспективу интеллектуальных месторождений // Инженерная практика, № 9 - 2010. - С. 43-46.
40. Меньшиков С.Н., Грачёв С.Л., Резванова З.С., Ерина А.Н., Эдер Л.В., Филимонова И.В. Управление социальной инфраструктурой крупных газодобывающих предприятий ПАО «Газпром» // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом, № 8. - 2017. - С. 20-28.
41. Морозов И.С. Системы интегрированного моделирования для повышения эффективности управления разработкой месторождений / И.С. Морозов, А.Н. Харитонов, М.Н. Киселев, М.А. Скоробогач // Газовая промышленность, № 10. - 2011. - С. 31-35.
42. Потрубач Н.Н., Максутов Р.К., Орлова Т.А. Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности // Социально-гуманитарные знания, № 3. - 2011. - С. 64-69.
43. Тихонов А.А. Перспектива увеличения производительности установок замедленного коксования типа 21 -1013М при получении электродного кокса / А.А. Тихонов, И.Р. Хайрутдинов, Э.Г. Теляшев // Нефтепереработка и нефтехимия, № 4. - 2012. - С. 15-21.
44. Череповицын А.Е. Концептуальное видение стратегии инновационного развития топливно-энергетического комплекса / А.Е. Череповицын, Н.В.
Смирнова, Т.А. Пикалова // Экономика и предпринимательство, № 12. - 2014. - C. 111-118.
45. Эдер Л.В., Филимонова И.В., Мочалов Р.А. Эффективность бизнес - стратегий российских нефтегазовых компаний // Бурение и нефть, № 3. - 2015. - С. 4-11.
Электронные ресурсы
46. PricewaterhouseCoopers Отчет об инновациях [Электронный ресурс] / PricewaterhouseCoopers, 2018. - Режим доступа: http://www.pwc.com.
47. Зависимость нефтегазовой отрасли от зарубежного оборудования [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант.ру», 2019. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71224670/.
48. Инновационное развитие нефтепереработки в России [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Энергетика и нефтегазохимический комплекс в начале 21 века», 2012. - Режим доступа: http://energoneftegazhim.ru/node/378.
49. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс,
2019. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.
50. Организационная структура компании АО «Мессояханефтегаз» [Электронный ресурс] / АО «Мессояханефтегаз», 2019. - Режим доступа: https://mesng.ru.
51. Показатели нефтедобычи и нефтепереработки в России [Электронный ресурс] / Портал нефти Neftok, 2018. - Режим доступа: https://neftok.ru/dobycha- razvedka/obem-dobychi-nefti.html# 10-e-mesto-venesuela.
52. Программа инновационного развития ПАО «Газпром» до 2020 года [Электронный ресурс] / ПАО «Газпром», 2019. - Режим доступа: http://www. gazprom.ru/ about/ strategy/innovation/.
53. Производственные показатели ТЭКа в России в 2018 г.
[Электронный ресурс] / Блог о нефти, 2018. - Режим доступа:
https://sdelanounas.ru/blogs/116801/.
54. Свириз И. Выбор маршрута нефтегазового предприятия [Электронный
ресурс] / «Сибирская нефть», 2013. - Режим доступа:
http://dev.gazpromneft.3ebra.com/sibneft-online/arhive/2013-may/1094977/.
55. Стратегические цели ПАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс] / ПАО «Газпром», 2019. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru.
56. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ГарантРу, 2018. - Режим доступа: https ://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/.
57. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/.
58. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 [Электронный ресурс] / МинЭнерго РФ, 2003. - Режим доступа:
https ://minenergo. gov.ru/node/1026.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ