Введение
1. Теоретические основы изучения креативного менеджмента 7
1.1. Сущность креативного менеджмента 7
1.2. Основные методы креативного менеджмента 14
1.3. Зарубежный опыт использования креативного менеджмента в управлении
персоналом 29
2. Анализ применения креативного менеджмента в отделении Национального
банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного Управления
Центрального Банка Российской Федерации 37
2.1. Краткая характеристика отделения Национального банка по Республике
Татарстан Волго-Вятского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации 37
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности отделения Национального
банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного Управления
Центрального Банка Российской Федерации 47
2.3. Особенности креативного менеджмента в отделении Национального банка
по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации 63
3. Направления совершенствования креативного менеджмента в отделении
Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации 74
3.1. Предложения по совершенствованию креативного менеджмента в отделении
Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации 74
3.2. Разработка проекта по развитию креативного менеджмента в отделении
Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации 79
3.3. Эффективность предложенных мероприятий по развитию креативного менеджмента в отделении Национального банка по Республике Татарстан Волго -
Вятского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации 83
Заключение 88
Список использованных источников 90
Приложения
В современных условиях глобализации рынка важнейшим ресурсом в эффективной деятельности компании выступают человеческие ресурсы, которые могут быстро адаптироваться под изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии.
Возросшие требования к креативности обусловлены также увеличением числа организаций, специализирующихся на разработке новых технологий и внедрении концепций креативного менеджмента. Об увеличении спроса на специалистов с развитыми творческими способностями свидетельствует появление вакансий «креативных менеджеров» на рынке труда.
Служба исследований компании HeadHunter провела исследование по креативному менеджменту и выяснила, что примерно почти второй считает свою работу креативной (53%), в основном это менеджеры и управленцы (75%).
Чаще всего креативный менеджмент связывается специалистами с решением нестандартных вопросов, задач и проблем новыми способами (58%). По мнению 22% респондентов, с творчеством и придумыванием чего-то нового. С реализация творческих проектов заставляет 15% опрошенных думать, что их работа также является креативной. 5% мыслят более глобально: не суть, что сам процесс их деятельности не предполагает выдумки, - важнее, что результатом будет нечто новое и полезное обществу.
Самые удачные креативные идеи рождаются в процессе сложных логических размышлений (42%). Мозговой штурм, мыслительные колпаки Эдварда Дэ Боно и другие методы креативного менеджмента, по словам 46% опрошенных. Для 12% респондентов креатив - это то, что сопровождает их по жизни: им не нужно предпринимать усилий или ждать откровения, чтобы придумать что-то новое.
По мнению большинства работников, гибкость мышления (32%), изобретательность (41%) и талант (27%) - три первостепенных качества, которыми должен обладать креативный менеджер. Большинство работников радуются креативным задачам начальства (43%).
Актуальность темы обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Цель исследования - изучение использования методов креативного менеджмента в системе управления персоналом в отделении Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Объект исследования - персонал отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Предмет исследования — изучение креативного менеджмента на примере отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации и разработка на этой основе практических рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Изучение сущности и методов креативного менеджмента.
2. Изучение зарубежного опыта креативного менеджмента.
3. Анализ деятельности отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.
4. Анализ использования креативного менеджмента в отделении Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации
5. Предложения по совершенствованию креативного менеджмента в отделении Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации
На сегодняшний день многие крупные и влиятельные корпорации используют креативные методы управления персоналом, что позволяет им добиться наибольшей эффективности и результативности деятельности специалистов. Креативный менеджмент в управлении персоналом помогает привлекать и удерживать своих талантливых сотрудников за счет создания необычных условий труда, уникальной мотивации, развитие творческого потенциала, а также создании приятной и дружеской атмосферы внутри коллектива и во взаимоотношениях руководителя и подчиненного.
Исследовав внутреннюю и внешнюю деятельность отделения Национального банка Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, мы сделали вывод о том, что действующая политика организации направлена на привлечение и удержание квалифицированных специалистов. Банк занимается постоянным развитием и удержанием своего персонала, которые в свою очередь организуют эффективную деятельность и выполнение поставленных целей.
На настоящий момент политика Центрального банка направлена на изменение своей структуры, тем самым становясь более открытой, демократической и инновационной. В организации появились первые проекты по креативному менеджменту, такие как краудсорсинг и «Команда перемен». Проведя социологическое исследование, мы выяснили, что более половины сотрудников банка обладают креативным и творческим потенциалом. Проекты действующие по креативному менеджменту пользуются интересом и успехом среди персонала, но требуют доработки.
в третьей главе нашего исследования, мы предложили 5 различных мероприятий, которые могут быть применимы в Центральном банке, в качестве основных способов подготовки к организационным изменениям, методам их внедрения и проведения. В качестве одного наиболее подходящего способа, в рамках нашего исследования, мы проект развития креативного у сотрудников отдела по работе с персоналом.
Предлагаемый нами проект принесет ряд выгод отделению Национального банка Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации: развитие креативного потенциала сотрудников, который будет способствовать повышению эффективности банка за счет инноваций и нововведений, обсуждение задач совместно с коллективом будет возможностью преодоления кризиса коммуникаций, кроме того данные мероприятия увеличат мотивацию и вовлеченность специалистов в свою деятельность.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. от 29.12.2017 № 459-ФЗ).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. №86 «О Центральном банке Российской Федерации».
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34
Книги, монографии, диссертации
6. Абчук В.А. Менеджмент / В.А. Абчук. - М: Союз, 2002.
7. Дафт Р.Л.. Менеджмент / Р.Л.Дафт. - М.: СПб.: Питер, 2002.
8. Тебекин А.В. Теория менеджмента/ А.В.Тебекин. - М.: КноРус, 2013.
9. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. - М.: Триада, 2015.
10. Виноградов, Е.А. Персонал в фирмах индустриально развитых стран / Е.А.Виноградов, Н.К.Маусов, О.М.Ламскова. - М.: ЭКО-ПРО, 2015.
11. Винокуров, В.А. Организация стратегического планирования на предприятии / В.А.Винокуров. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2018.
12. Стратегическое управление: учебник / О.С.Виханский. - М.: Издательство Московского Универститета, 2015.
13. Стратегическое управление: учебник / О.С.Виханский. - М.: Издательство Московского Универститета, 2015.
14. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От
концептуальных структур к понятийным способностям / М.А. Холодная. - М.: Изд-во «Барс», 2012.
15. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров / А.В.Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015.
16. Управление персоналом: учебник / под общ. ред. Дураковой И.Б. - М.: ИНФРА-М, 2017
17. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. / Хьелл Л. Зиглер Д. - М.: СПб.: Питер, 2011.
18. Журавлев, П.В. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П.В.Журавлев, С.А,Карташов. - М.: «Экзамен», 2014.
19. Управление персоналом: учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
20. Кириллов, А.В. Проблемные вопросы развития технологий управления персоналом в отечественной практике и пути их решения: монография / А. В. Кириллов, М. В. Виниченко, А. В. Мельничук, С. А. Макушкин. - Москва: РУСАЙНС, 2017.
21. Кулаков, М.Н. Персонал предприятий в условиях перехода к рынку / М.Н.Кулаков. - М.: РЭА, 2015.
22. Лашински, А. Внутри Apple: как работает одна из самых успешных и закрытых компаний мира / А. Лашински; [пер. с англ. С. Алексеева под ред. А. Александрова]. - Москва: КоЛибри, 2018
23. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент. Творческие подходы к поиску управленческих решений. / Г.И. Ванюрихин. - М.: Макс Пресс, 2007. С. 128.
24. Макаренко О.Г. Лазарев В.Н. Креативный менеджмент. / О.Г. Макаренко. В.Н. Лазарев. - М.: УлГТУ, 2011. С. 91.
25. Вайз.Д.А. Малсид.М. Google. Прорыв в духе времени. / Д.А.Вайз. М.Малсид - М.: Эксмо, 2007.
26. Шмидт.Э. Как работает Google. / Э.Шмидт. - М.: Эксмо, 2014.
27. Эд Кэтмелл. Корпорация гениев. М.: Альпина Паблишер. 2014 г. с. 344
28. Шмидт Эрик. Как работает Google. М.: Эксмо. 2014 г. С. 384
29. Дэвид А. Вайз, Марк Малсид. Google. Прорыв в духе времени. М.: Эксмо. 2007 г. С. 368
30. Синева Н.Л. Яшкова Е.В. Перова Т.В. Управление системой креативного менеджмента (менеджмента творческого персонала) как фактор формирования конкурентных преимуществ инновационной организации. / Н.Л. Синева. Е.В. Яшкова. Т.В. Перова. - М: «Науковедение» №5, 2014.
31. Степанов А.А. Морозова Н.В. Степанов И.А. Актуальные проблемы освоения инструментов и методов креативного менеджмента. / А.А. Степанов, Н.В. Морозова, И.А. Степанов. - М: Управление экономическими системами №9, 2016.
32. Р Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества. / Журавлев В.А. - М.: Креативная экономика, Том 2, №4. 2008.
33. Каренов Р.С. Место и значение креативного менеджмента в современной управленческой деятельности. Возникновение креативного менеджмента. / Р.С. Каренов. - М.: Вестник КарГу. 2013.
34. Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. 5-е изд. / Г.С. Альшуллер, Р.Б.Шапиро. - М.: Альпина Паблишер. 2012.
35. Третьякова Е.П. Оценка творческого потенциала организации. Менеджмент в России и Зарубежом №1. / Е.П. Третьякова. - М.: М.: ИД "Наука", 2012.
36. Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация: монография / под науч. ред. Ю. Г. Одегова. - М.: Информ-Знание,
2002.
37. Коргова, М.А. Кадровый менеджмент / М.А. Коргова. - М.: Феникс,
38. Татарников, А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии / А.А. Татарников. - М.: Дело, 2002.
39. Питерс, Т. В поисках эффективного управления: опыт лучших / Т. Питерс; пер. с англ. - М.: Прогресс, 2005.
40. Журавлев, П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран / П.В. Журавлев: учеб. пособие. - М.: Издательство Экзамен, 2002.
41. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. / А. Я. Кибанов - М.: ИНФРА-М, 2001.
42. Егоршин А. П. Филимонова С. Г. Карьера одаренного менеджера. / А. П. Егоршин, С. Г. Филимонова - М.: Логос, Университетская книга, 2007.
Электронные ресурсы
43. Headhunter. Официальный сайт. Каждый второй считает свою работу творческой. Режим доступа: https://kazan.hh.ru/article/12236 (дата обращения
07.02.2019)
44. Креативный менеджмент и способы активизации мышления. Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/2dS2AYzXRFE/all.html. (Дата обращения
07.02.2019)
45. Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Режим доступа: https://4brain.ru/blog/метод-шести-шляп-мышления/. (Дата обращения
07.02.2019)
46. Креативный менеджмент и способы активизации мышления. Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/2dS2AYzXRFE/all.html. (Дата обращения 07.02.2019)
47. Теория научения методом проб и ошибок Э.Торндайка. Режим доступа: https://mylektsii.ru/6-33665.html. (Дата обращения 07.02.2019)
48. Синектика. Режим доступа: https://delatdelo.com/organizaciya-
biznesa/sinektika-chto-eto-takoe.html. (Дата обращения 07.02.2019)
49. Компания Google. Режим доступа: https://about.google/. (Дата обращения 07.02.2019)
50. Креативная стратегия Уолта Диснея. Режим доступа: ЬИр8://4Ьгат.ги/Ь^/креативная-стратегия-уолта-диснея/. (Дата обращения 07.02.19)
51. Принципы управления компании Facebook. Режим доступа: http://manager.bobrodobro.ru/23349. (Дата обращения 07.02.18)
52. Отличие Facebook^: Уникальный подход к управлению персоналом, часть 3. Режим доступа: https://acenter.ru/article/otlichie-facebook’-unikalnyi- podkhod-k-upravleniyu-personalom-chast-3
53. Центральный Банк Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.grandars.ru/student/finansy/cb.html (Дата обращения: 25.02.2019)
54. Краудсорсинг. Режим доступа:
http ://crowdsourcing.ru/ article/what_is_the_crowdsourcing. (Дата обращения:
01.05.2019) .
55. ИКРА. Официальный сайт. URL: https://ikraikra.ru/. (Дата обращения
10.05.2019) .
56. Система управления персоналом. URL:
http://bestreferat.ru/archives/52/bestref-133252.zip (дата обращения: 3.05.2019).
57. Н. В. Демина. Особенности системы отбора персонала в
американских и японских компаниях. URL:
https://pglu.ru/upload/iblock/b16/uch_2010_xiii_00033.pdf (дата обращения:
04.05.2019)
58. 7 HR-задач, которые может автоматизировать ваша компания. URL: https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1987800-7-hr-zadach-kotorye- mozhet-avtomatizirovat-vasha-kompaniya (дата обращения: 6.05.2019).
59. Методы управления персоналом. URL: https://poisk-
ru.ru/s7506t1.html (дата обращения: 15.05.2019).
60. Культура коучинга в организации. Электронный профессиональный журнал. URL: http://www.hr-portal.ru. (дата обращения: 20.05.2019).
61. «Успех» Кадровый центр. URL: http://www.uspeh-kazan.com. (дата обращения 19.05.2019).
62. HR-бренд. Формирование бренда работодателя. URL: http://www.e - xecutive.ru/wiki/index.php/HR-бренд (дата обращения: 20.05.2019).