Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процесс психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа №33757

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4864
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.1 Психологические особенности развития дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.2 Педагогические условия психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи 16
2. Экспериментальная база исследования 26
2.1 Цель, этапы и методы исследования 26
2.2 Описание, характеристика участников эксперимента 27
2.3 Описание выбранных методик и техник 28
3. Анализ результатов экспериментального исследования эффективности программы психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи 30
3.1 Констатирующий этап исследования 30
3.2 Программа психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи 36
3.3 Анализ и обсуждение результатов исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


Актуальность исследования. В развитии ребенка наиболее важным является период дошкольного детства, в связи с тем, что именно в этот период жизни закладываются основы развития личности дошкольника, развиваются основные свойства и личностные качества. Следует отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит переход к новым типам взаимоотношений вне семьи с окружающим миром, при поступлении в дошкольную организацию у ребенка изменяется характер деятельности.
Проблема исследования. Значительные трудности у ребенка дошкольного возраста вызывает смена социальных отношений. В процессе адаптации к ДОУ, школе зачастую дети начинают испытывать эмоциональную напряженность, тревожное состояние. Наиболее важным направлением работы с детьми на данных этапах приобретает контроль за сохранением психоэмоционального состояния ребенка. Необходимо учитывать, что на этапе адаптации для эффективного включения в новые социальные отношения, совместную деятельность с новыми взрослыми ребенку наиболее эффективно может поспособствовать полученный ранее опыт. Отрицательный эмоциональный опыт, неблагоприятные обстоятельства могут способствовать появлению различных негативных последствий, в том числе и повышенной тревожности ребенка.
Дошкольный возраст – особый период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью. Это период, когда дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. Особенно это касается детей имеющих нарушения в развитии. Среди таких детей самую многочисленную группу составляют дошкольники с недостатками речевого развития
В связи с проблемой личностного и эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи изучение тревожности становится актуальной проблемой сферы дошкольного образования. Актуальность основывается на задачах психолого-педагогической практики, которые поставлены перед ней по причине повышения современных требований общества к различным аспектам здоровья ребенка. Особого внимания заслуживает проблема диагностики и профилактики детской тревожности, т.к. при нарастании тревожности в дошкольном возрасте она может перейти в устойчивое личностное качество, как в школьной, так и во взрослой жизни, послужить причиной детских неврозов и психосоматических заболеваний.
У детей данной группы проявляются признаки психического нездоровья. Нервно-психические нарушения детского возраста выражаются в эмоционально-аффективной сфере по-разному. Однако наиболее яркими проявлениями служат эмоциональные состояния тревожности, страха, и несформированность коммуникативной деятельности.
Объект исследования - процесс психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - программа психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы психолого-педагогической эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: разработанная программа психолого-педагогической коррекции будет способствовать снижению эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи, если:
- включить в работу с детьми методы арт-терапии;
- проводить работу с родителями по проблеме коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи
2. Представить экспериментальную базу исследования.
3. Охарактеризовать результаты экспериментального исследования эффективности программы психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения выделенных нами задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования - анализ литературы, обобщение; эмпирические методы исследования - изучение и обобщение опыта работы по психолого-педагогической коррекции тревожности, наблюдение, опросные методы, констатирующий эксперимент, тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка.
Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ «Детский сад № 7». В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 25 человек (6-7 лет), а также их родители в количестве 26 человек.
Теоретическая значимость исследования:
1. Охарактеризован и теоретически обоснован процесс коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Рассмотрены специфические особенности психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Теоретически обоснованы педагогические условия психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В зарубежной и отечественной психологии проблемой тревожности посвящены исследования В. Амен, В.М. Астапова, М. Дорки, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловской, И.А. Мусиной, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, Е.И. Рогов, А.С. Спиваковская, Ч. Спилбергер, Р. Тэммл, Ю.Л. Ханина и др. Большое количество трудов ученых было посвящено изучению тревожности у школьников и взрослых. В то же время исследования, посвященные тревожности и ее коррекции у дошкольников, достаточно малое количество. Данный факт объясняет отсутствие своевременной помощи детям дошкольного возраста, у которых наблюдается тревожность. Это приводит к возникновению целого комплекса психологических трудностей детства: появление неврозов, дезорганизации продуктивной и интеллектуальной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы в работе психологов дошкольных образовательных организаций с целью психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи, помощи родителям в воспитании тревожных детей, а также нами была разработана и апробирована программа психолого-педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог данной работы, стоит отметить ее основные положения.
Проанализировав исследования В.В. Давыдова, Н.В. Имедадзе, Р. Кеттела, В.С. Мерлина, Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, мы решили, что под тревожностью в нашем исследовании будем понимать относительно устойчивое эмоциональное образование, основанное на повышенной склонности к беспокойству в различных жизненных ситуациях. Как и любое другое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный компоненты. Причиной возникновения тревожности, как правило, служат нарушения семейных отношений и стражи ребенка.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями. Ему характерно стремительное развитие всех психических процессов (память, мышление, внимание, воображение). На данном возрастном этапе у некоторых детей наблюдается развитие тревожности, но данная характеристика еще не становится устойчивой, зачастую она ситуативная.
Стоит отметить, что нами были выделены два педагогических условия, которые, по нашему мнению, должны способствовать коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи. Арт-терапия является одним эффективных средств развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная методика широко используется в психолого - педагогической коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи. В качестве основных видов арт-терапии, которые используются, в коррекционной работе с детьми выделяют, такие как: изотерапия, игротерапия, фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия.
Немаловажную роль в коррекции эмоциональной тревожности у дошкольников с общим недоразвитием речи играется непосредственное участие и взаимодействие родителей. Необходимость данной работы подчеркивается как законом «Об образовании в РФ», так и ФГОС ДО.
Стоит отметить, что взаимодействие с родителями происходит с применение различных как традиционных, так и нетрадиционных форм работы. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад №7». Для проведения эксперимента нами была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) в возрасте 6-7 лет в количестве 25 человек, а также участие принимали родители в количестве 26 человек.
В рамках исследования нами была разработана программа, которая включала два направления: работа с детьми по снижению уровня тревожности и работа с родителями.
В рамках первого направления нами были проведены 20 занятий с детьми. В ходе занятий мы использовали такие формы работы как: драмтерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, игротерапия, телесная терапия. В процессе реализации второго направления нами были проведены 8 мероприятий с родителями. В ходе работы с родителями использовались такие методы активизации родителей как: «Мозговой штурм», «Реверсионная мозговая атака, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Ассоциации», «Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы», «Мини-эксперимент».
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики: тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка. В результате исследования мы проверили эффективность апробации программы в практике дошкольной организации. Нами было проведено повторное исследование, в ходе которого было выявлено, что по сравнению с констатирующим экспериментом количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8% и 32% и количество испытуемых с низким уровнем увеличилось на 40%. Увеличилось количество родителей, которые стали более внимательными к своему ребенку, начали проявлять больший интерес к его настроению и внутреннему состоянию.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад № 7». Для проведения эксперимента нами была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) в возрасте 6-7 лет в количестве 15 человек, а также участие принимали родители в количестве 26 человек.
2. В качестве методики исследования нами использовались следующие: тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка.
3. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе уменьшилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8% и 32% и количество испытуемых с низким уровнем увеличилось на 40%.
4. Стоит отметить, что в группе наблюдается повышение количества детей, которые характеризуются хорошими результатами в ситуациях моделирующих отношения ребенок взрослый, то есть эмоциональное состояние ребенка в норме. Дети данного уровня отличаются повышенным позитивным настроением, преобладанием самооценки в норме, спокойном поведении в поступках.
5. Показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня тревожности, что позволяет судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.
Таким образом, все задачи исследования решены, гипотеза доказана.





1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.
2. Бардышева Т. Ю. Конcпекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий 2015. - 264 c.
3. Бобунова М.А. Русская лексикография XXI века. - М.: Флинта, 2013. - 192 с.
4. Бондаренко М.А. Введение в языкознание. - Тула: Тульский ун-т, 2007. - 391 с.
5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008. - 384 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Изд-во «Творческий центр Сфера», 2007. - 470 с.
8. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 69 с.
9. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М.: Русский язык, 1979.
10. Ивановская О. Г. Энциклопедия логопедических игр / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина. - М.: Каро, 2007. - 200 c.
11. Козырева О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 120 c.
12. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. - М.: Просвещение, Просвещение, 1968. - 325 с.
13. Литневская Е.И. Русский язык. - М.: Издательство Московского университета, ЧеРо, 2006. - 265 с.
14. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 352 с.
15. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий / М.И. Лынская. - М.: Парадигма, 2012. - 128 c.
16. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 112 c.
17. Основы специальной психологии: Учебное пособие /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
18. Панченко-Миль Инна Трудные дети - трудные родители. Новый взгляд на речевое воспитание / Инна Панченко-Миль. - М.: Свет, 2015. - 208 c.
19. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224 с.
20. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. - М., 2003.
21. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей / Е.И. Тихеева. – URL: http://d-knigi.ru/tiheeva_01 (Дата обращения 05.03.2016)
22. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2004. - №5. С. 7-14
23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду.// Дефектология. - 1986. - №6. - С. 12
24. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: АСТ, 2002. - 266 с.
25. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление: Учеб. пособие - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 360 с.
26. Цуканова С. П. Учим ребенка говорить и читать. 3 период / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 112 c.
27. Шалаева Галина. Логопедические игры / Галина Шалаева. - М.: Слово, Эксмо, 2008. - 176 c.
28. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая сторона речи. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ