Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ОСВЕЩЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ

Работа №33756

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
630
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования освещения проблем благотворительности в журналистике 8
1.1. Отечественная журналистика и благотворительность в культурно-исторической ретроспективе 8
1.2. Проблемы отечественной благотворительности на современном этапе 18
1.3. Освещение вопросов благотворительности в СМИ современной России 28
Глава 2. Роль электронных СМИ в освещении вопросов благотворительности 38
2.1. Современное состояние электронных массмедиа 38
2.2. Освещение благотворительности в российских электронных СМИ 43
2.3. Зарубежный опыт освещения благотворительности в электронных СМИ 47
Глава 3. Фандрайзинг на благотворительность посредством СМИ (на примере интернет-издания «Большие дела) 56
3.1. Общая характеристика интернет-издания 56
3.2. Специфика взаимодействия интернет-издания «Большие дела» и благотворительного фонда «Созидание» 59
Заключение 67
Список литературы 71



Традиции милосердия и благотворительности в нашем Отечестве имеют глубокие исторические корни. Исследователь Т.Б. Кононова считает, что по мере развития государственности все новые и новые силы включались в решение проблем нуждающихся, порождая инновационные формы поддержки: от отдельных приютов до стройной системы государственной помощи различным категориям бедствующих .
В исторической перспективе благотворительность в России претерпевала значительные изменения: менялись цели, задачи, мотивы, субъекты и объекты благотворительности, а также политика государства по отношению к благотворительной деятельности. В своем историческом развитии благотворительность приобретала различные виды и формы – от милостыни до институционализированной системы общественного призрения. Если в дореволюционный период основными видами благотворительной деятельности являлись филантропия и меценатство, то в постсоветский период доминирующими становятся общественные виды благотворительности. В первой половине XIX в. способность к благотворительности расценивалась как неотъемлемое качество нравственного человека, в соответствии с чем благотворительность являлась показателем душевной и духовной зрелости, однако впоследствии благотворительность утрачивает характер нравственной обязанности и становится проявлением доброй воли. Изменяется изначальный смысл понятия «благотворительность»: от «благотворения», предполагающего благодеяние, добродейство или делание добра, до современных трактовок, включающих даже понятие «спонсорство».
В современных условиях мирового кризиса, а в частности, экономической нестабильности России, благотворительность приобрела особую значимость не только для самих благополучателей, но и для государства в целом. Объясняется это тем, что благотворительность является не только источником дополнительной помощи нуждающимся, но и источником финансирования сфер образования, здравоохранения и культуры. Однако благотворительность на сегодняшний день претерпевает определенные трудности в развитии, связанные, в первую очередь, с несовершенством законодательной базы в этой области, нестабильностью экономики, а также с недоверительным отношением общества к благотворителям.
Актуальность данной работы обусловлена не только безусловной значимостью темы благотворительности, но также важностью роли средств массовой информации в популяризации благотворительных инициатив и фандрайзинга (от англ. Fundraising – привлечение и сбор средств). Науке известно, что СМИ оказывают существенное влияние и на формирование общественного мнения, и на интерес читателей к проявлению инициативы: «Журналистика предлагает вниманию общественности определенный круг вопросов, призывая к осознанию их важности для удовлетворения социальной потребности интересов, формирует первичное отношение (положительное или отрицательное) к фактам» . Однако, несмотря на значимость журналистики в данном вопросе, интерес СМИ к вовлечению читателей в благотворительную деятельность, в настоящее время, не велик.
Степень научной разработанности темы благотворительности достаточно высока. Историю благотворительности и меценатства изучали О.П. Алексеева, И.В. Антонович, В.Г. Бобровников, П.В. Власов, А.Ю. Горчева, А.Р. Соколов, Е.П. Хорькова. Вопросами целей, традиций, особенностей благотворительности занимались А.Ф. Векслер, Г.Л. Тульчинский, Д. Володихин, А. Федорец, В. Шаров, К. Куксин.
Процессы влияния СМИ на общество, а также возможности социальной журналистики рассмотрены в работах И.Н. Блохина, Г.С. Мельник, Н.Н. Богомоловой, М.А. Бережной, Питера Винтерхофф-Шпурка, М. Гессен, И.Г. Катеневой. Исследователь Р.Г. Иванян разрабатывает вопросы взаимосвязи журналистики и социальной работы, О.С. Бухтерева изучает грани взаимодействия средств массовой информации и социальной работы, В.Ю. Малугина занимается вопросами социальности прессы. Социология социальной сферы рассмотрена в работах В.Н. Ковалева, Л.В. Орловой, Г.И. Осадчей.
В ходе анализа научных статей, освещающих тему благотворительности в средствах массовой информации, мы выявили два приоритетных подхода: «Медиаобраз благотворителя» и «Благотворительность и СМИ в культурно-историческом контексте». «Медиаобраз благотворителя» исследуется А.С. Тупаевой в работах «Феномен благотворительности и меценатства в средствах массовой информации» и «Образ благотворительности в информационном пространстве российских средств массовой коммуникации» , а также в работе А.И. Темичевой «Практика благотворительных фондов в зеркале российских СМИ» .
Говоря о втором направлении в исследовании проблем благотворительности, назовем следующие работы: Т.И. Фроловой «Российская пресса и благотворительность в культурно-исторической перспективе» и Е.И. Левшиной «Проблемы освещения благотворительности: мифы, история, современность» .
Взяв за основу доводы исследователей, приходится признать, что сегодняшняя модель российских СМИ очень далека от идеальной, и поэтому в целом практика СМИ вызывает критические оценки. Хотя позитивные изменения налицо, но пока они более количественные, чем качественные.
Объектом исследования служат статьи социальной направленности в интернет-издании «БОЛЬШИЕ ДЕЛА».
Предметом исследования являются характерные особенности фандрайзингового текста.
Цель исследования заключается в анализе проблем благотворительности в освещении электронных СМИ.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:
1) рассмотреть отечественную журналистику и благотворительность в культурно-исторической ретроспективе;
2) проанализировать проблемы отечественной благотворительности на современном этапе;
3) охарактеризовать освещение вопросов благотворительности в СМИ современной России;
4) проанализировать современное состояние электронных массмедиа;
5) рассмотреть вопросы освещения благотворительности в российских электронных СМИ;
6) рассмотреть зарубежный опыт освещения благотворительности в электронных СМИ;
7) охарактеризовать фандрайзинг на благотворительность посредством СМИ (на примере интернет-издания «БОЛЬШИЕ ДЕЛА»).
Новизна исследования обусловлена тем, что вопрос фандрайзинга и фандрайзинговой журналистики в научной литературе почти не затрагивается. Особенности фандрайзингового журналистского текста также остаются неизученными.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов настоящего исследования при дальнейшем изучении обозначенной темы.
Методы исследования. Проблема благотворительности в освещении электронных СМИ входит в предмет исследований многих наук, в связи с чем настоящее исследование базируется на общенаучной методологии, в основе которой используется системный подход.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для современной России благотворительность является новым направлением, и в результате этого существует ряд проблем в подобного рода деятельности. Для их решения необходимо, чтобы все члены общества осознавали необходимость осуществления благотворительной деятельности и чувствовали личную ответственность. Важно, чтобы это было добровольной деятельностью. То есть, человек, решивший предоставить благотворительную помощь, должен, в первую очередь, руководствоваться своим желанием помочь, а не чувством общественного долга. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности необходимо, в первую очередь, исходить из интересов благополучателя. Также при решении данного вопроса необходимо учитывать все риски, поскольку никогда нет гарантии, что в результате предоставлении помощи состояние нуждающегося стопроцентно улучшится.
Качественная благотворительность должна реализоваться согласно принципу: «Дай голодному рыбу – и ты накормишь его на один день. Дай ему удочку, научи его ловить рыбу – и ты накормишь его на всю жизнь». То есть, благотворительность должна обеспечивать не только помощь в сложных жизненных ситуациях, но и предоставлять умения и навыки, которые помогут человеку самостоятельно преодолевать жизненные трудности.
В последние годы споры о назначении и роли журналистики в освещении вопросов благотворительности приобретают все новые обороты. В мире новейших технологий и фактически неограниченного объема информации, производство которой в разы превышает возможности её потребления, неизбежно встает вопрос о месте и актуальных задачах журналистской профессии. Несмотря на многочисленные споры теоретиков и практиков, все эксперты сходятся в одном: как вчера, так и сегодня и даже завтра гуманистическая миссия должна оставаться одной из основных функций журналистики.
Однако сегодня эта «высокая» цель хоть все еще и остается бесспорной, но все же подвергается повторному осмыслению. Прежде всего, это связано с качественным изменением основных ролей медиа сегодня. Созданные как канал распространения информации, СМИ все больше превращаются в часть рыночного механизма и «исследователи, критикующие сужение публичной сферы журналистики, с тревогой следят за тем, как информационно-общественные функции и публицистическое содержание уступают дорогу сервисной деятельности, приносящей выгоду отдельным потребителям, находящимся в противоречии с общественными ценностями» .
В настоящее время тема развития электронных средств массовой информации остается актуальной, так как именно СМИ формируют отношение людей к тем или иным событиям в прошлом и настоящем и подавляющее большинство людей черпают из них практически все знания об окружающем мире.
Термин «электронные средства массовой информации» в том традиционном понимании, которое существовало до появления компьютерных цифровых технологий, сегодня представляется архаизмом, поскольку любое средство фиксации текста, звука и изображения, их обработки как по отдельности, так и в совокупности, а также передача (трансляция) их читателю/слушателю/зрителю осуществляются электронным способом.
Рассматривая особенности освещения благотворительности в отечественных электронных СМИ, автор отмечает, что в настоящее время в России актуально создание благотворительных фондов, специализирующихся в различных сферах.
Несмотря на разнообразие направлений, предназначенных для поддержки нуждающихся, Россия занимает отстающие позиции во Всемирном индексе благотворительности (World Giving Index).
Одновременно, автор отмечает отличительную особенность осуществления благотворительности в европейских странах, а именно, её многовековые традиции, сильное влияние христианской религии, наличие многообразного опыта стран, а так же развитие сетевой и корпоративной благотворительности. История развития её в Европе показывает, что данное явление существует на протяжении тысячелетий, оно присуще любому обществу, отличия проявляются в формах, методах и масштабах благотворительной деятельности.
С развитием интернет-технологий сбор средств и пожертвований для НКО упростился и усложнился одновременно. В Сети НКО проще выйти на большую целевую аудиторию, не ограниченную географическими рамками. Цифровые инструменты позволяют организации сократить расходы, связанные с поиском финансирования, и открывают новые возможности для творческих решений и экспериментов. Это естественная среда для привлечения филантропов среди более молодых поколений: «миллениалов» или поколения «Z».
Интернет-портал о благотворительности «БОЛЬШИЕ ДЕЛА» появился в 2015 году и существует на базе фонда «СОЗИДАНИЕ», основанного в 2012 году.
Благотворительный фонд «СОЗИДАНИЕ» занимается поддержкой и развитием благотворительных, общественных и социально значимых инициатив в России. Основными направлением деятельности фонда называют развитие третьего сектора экономики в России и повышение уровня профессионализации благотворительных организаций. Фонд собирает средства для других НКО, являясь «фондом фондов». Слоган организации – «Помогаем тем, кто помогает».
Программа нацелена на благотворительные и некоммерческие инфраструктурные проекты, рассчитанные на долгосрочную перспективу, а не на адресную помощь.
Фонд уделяет особенное внимание повышению доверия к благотворительным организациям среди населения России. В этой связи одной из главных задач фонда «СОЗИДАНИЕ» является увеличение публикаций на благотворительную тематику в СМИ.




1. Алексеева О.П. История доверия в недоверительные времена. История российской благотворительности. – М.: Эксмо, 2008. – 240 с.
2. Антонович И.В. Благотворительность в российском обществе: история и современность: Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2005. – 135 с.
3. Артамонов Д. С. Фандрайзинг: теория и практика: Учебное пособие. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. – 112 с.
4. Безвербная Н.А. Анализ коммуникативных стратегий НКО благотворительной направленности / Н.А. Безвербная // Вестник университета. – 2017. – № 4. – С. 162–167.
5. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX и начала ХХ века / Н.А. Бердяев. - СПб.: Мидгард, 2008. – 829 с.
6. Бережная М. А. Социальная тележурналистика. СПб., 2005. – 311 с.
7. Бережная М. А. Социальные проблемы в фокусе ТВ: учеб. пос. СПб.: Высш. школа журналистики и мас. коммуник. СПбГУ, 2017. – 207 с.
8. Благотворительность в России и государственная политика / С.С. Сулакшин, Д.В. Бачурина, М.В. Вилисов и др. – М.: Науч. эксперт, 2013. – 223 с.
9. Бобровников В.Г. К вопросу об определении мотивационного поля благотворительности / В.Г. Бобровников // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2010. – № 9 – С. 16–19.
10. Брагинский А. Семь нот информации / А.Брагинский // Журналист. – 2012. - № 3. – С. 37 - 38.
11. Брагинский А. Успокоительные капли дождя / А. Брагинский // Журналист. – 2014. - № 11. – С. 63 - 64.
12. Быкасова Л.В. Репрезентация благотворительной деятельности в пространстве отечественных исследований // Вестн. Сиб. гос. индустр. ун-та. - 2012. - № 2. - С. 61-65.
13. Быков А.А. Генезис понятия «благотворительность» в российской традиции : нормативно-правовое обеспечение и формы реализации / Быков А.А., Жукова А.В. // Вестн. Томс. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2014. - № 1 (25). - С. 19-30.
14. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова. - М.,2013. – 114 с.
15. Вартанова Е.Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности // Теория СМИ: актуальные вопросы. М., 2009. – 511 с.
16. Васильева Е.Г. Тенденции и перспектива институциональной благотворительности в России / Е.Г. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. – Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. – 2016. – № 1(31). – С. 59–64.
17. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М., 2001. – 117 с.
18. Воронцов В.П. Интеллигенция и культура: избр. соч./ В.П. Воронцов. - М.: Астрель, 2008. - 41 с.
19. Гуренко А.Б. Деятельность иностранных благотворительных фондов в России // Междунар. науч.-исслед. журн. - 2012. - № 5/1. - С. 7-8.
20. Гуськова С.В. Заголовочный комплекс в газете: учебное пособие. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. – 201 с.
21. Дерова М. Роль и место России в практике реализации благотворительной деятельности // М. Дерова, М. Желтова // Контентус. - 2014. - № 1. - С. 10-16.
22. Есин Б.И. Репортажи В.А. Гиляровского / Б.И. Есин. - М., 1985. -117 с.
23. Жарикова Т.В. Культура добровольчества в России / Т. В. Жарикова // Наша молодёжь. – 2017. – № 23/24. – С. 10 – 11.
24. Жарикова Т.В. Культура добровольчества в России / Т.В. Жарикова // Наша молодёжь. – 2017. – № 23/24. – С. 10-11.
25. Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: Научно-практическая конференция аспирантов и студентов. Белгород, НИУ «БелГУ», Факультет журналистики 12-19 апреля 2017 г.: материалы конференции / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. – Белгород, Факультет журналистики, 2017. – 82 с.
26. Загладина Х.Т. Добровольчество (волонтёрство) как мощный фактор развития гражданской активности и успешной социализации детей и молодёжи / Х. Т. Загладина, Т.Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2018. – № 1. – С. 16-22.
27. Загладина Х.Т. Продвижение культуры волонтёрства в современной российской школе: проблемы и перспективы / Х. Т. Загладина, Т.Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2015. – № 10. – С. 10 -14.
28. Западов А.В. История русской журналистики XVIII-XIX веков. 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1973. — 520 с.
29. Зеленова Е. Современный институт благотворительности (благотворительных услуг) // Маркетинг. – 2009. - № 6. - С. 98-114.
30. Интернет-СМИ: Теория и практика. Учеб. Пособие для студентов вузов/Под ред. М.М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс.2011. – 348 с.
31. История русской журналистики XVIII–XIX веков / под ред. Л.П. Громовой. - СПб., 2005. – 672 с.
32. Карагодина О.А. Интернет-благотворительность как социальный феномен современного российского общества / О.А. Карагодина // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных общественных наук». – 2012. – № 9(18). – С. 26–29.
33. Кожевников О.А. Положительные и отрицательные стороны законодательства о благотворительной деятельности в Российской Федерации // Соц. и пенсион. право. - 2012. - № 2. - С. 7-11.
34. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 217 с.
35. Комадорова И.В. Современные формы и методы информирования о деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций / И.В. Комадорова // Вестник государственного и муниципального управления. – 2015. – № 3(18). – С. 35–40.
36. Коростова С. В. Эмотивность и эмоциогенность русского художественного текста: механизм корреляций // Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов под общ. ред. Л. А. Кудрявцевой. – К., 2014. Выпуск 8. С. 45-50.
37. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения / под ред. С.Г. Васецкого. - М., 1950. – 598 с.
38. Ломоносов М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии / М.В. Ломоносов // Полное собрание сочинений. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - Т. 3. – 620 с.
39. Луговая Е. Благотворительность как одно из направлений PR-деятельности / Е. Луговая, А.А. Ароянц // PR и коммуникационные процессы: материалы III Межвуз. науч.-практ. конф. - Краснодар, 2009. – 301 с.
40. Лухуташвили Н.Х. Благотворительная деятельность как путь привлечения бизнес-структур к решению социальных проблем // Изв. Юго-Запад. гос. ун-та. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 3. - С. 177-185.
41. Майерс Д. Д. Социальная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 411 с.
42. Малинин В.Б. Благотворительность в России: историко-правовой аспект / Малинин В.Б., Берзина Н.Г. // Юрид. мысль. - 2015. - № 4 (90). - С. 48-53.
43. Меценатство, благотворительность, предпринимательство и социальная политика государства (традиции и современность): материалы Всерос. науч.-практ. конф., 16 февр. 2010 г., Киров. - Киров, 2010. - 195 с.
44. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХVIII– ХХ). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства / Б.Н. Миронов. - СПб., 2003. - Т. 1, 2. – 548 с.
45. Михеева Н.Н. Правовые основы благотворительности в России // Гуманитар. проблемы современности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - 2009. – 301 с.
46. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века (из истории общественно-политической мысли России) / В.И. Моряков М., 1994. – 207 с.
47. Непсо С.В. Благотворительность и благотворительные организации в социальной политике государства // О-во и право. – 2009. - № 3. – С. 290-292.
48. Нестеренко О.Ю. Нравственно-этическая основа дефиниции «благотворительная деятельность» Федерального закона № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» / Нестеренко О.Ю., Иноземцева Т.С. // Язык. Право. Общество: II Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2014. – 301 с.
49. Нехаев В. В., Нехаева Т. Г. Правовое гражданское общество и социальное государство: опыт ФРГ // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. Екатеринбург, 2000. -207 с.
50. Новиков Н.И. и общественно-литературное движение его времени / под ред. Г. П. Макогоненко. - Л., 1976. – 94 с.
51. Организация добровольческой работы в сфере поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьями: методическое пособие / Центр мониторинга и развития образования города Чебоксары; [авт.-сост. З.Ф. Радужан, Н.В. Смирнова]. – Чебоксары: Новое Время, 2011. – 95 с.
52. Очерки русской культуры XIX века: Художественная культура / редкол.: Л.В. Кошман и др. - М., 2002. - Т. 6. – С. 15-16.
53. Пешкова Н.Н. Анализ эффективности благотворительной деятельности в современном обществе // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 1. - С. 134-141.
54. Пешкова Н.Н. Гражданское общество в мотивации благотворительной деятельности населения // Власть. - 2013. - № 5. - С. 148-151.
55. Пинчук И. В. Сущностные изменения содержания концепта «добровольчество» в новейших политических и социальных условиях / И. В. Пинчук // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. – 2017. – № 2. – С. 228-233.
56. Пичугин Ю.В. Product placement и спонсорство: как правильно сделать выбор // Бренд-менеджмент. - 2013. - № 1. - С. 40-46.
57. Попыхова Е. Благотворительность, или "молчаливый" пиар // Пресс-служба. - 2010. - № 7. - С. 21-25.
58. Психолингвистическая экспертная система ВААЛ. Руководство пользователя. – М., 2002. – 57 с.
59. Пыхтин С.П. Русская национальная идея и современность // Русский строй: сборник статей. 1997. – 97 с.
60. Рощина О.В. Социальная очеркистика В.А. Гиляровского и В.М. Дорошевича в аспекте традиций народознания / О.В. Рощина // Вестн. Моск. гуманит. ун-та им. М. А. Шолохова. - 2012. - Вып. 3. – С. 49–54.
61. Русский очерк. 40 – 50 годы ХIХ века / под ред. В.И. Кулешова. - М., 1986. – 94 с.
62. Сохоев А. Профессиональный подход к волонтёрству / А. Сохоев // Гражданская защита. – 2018. – № 1. – С. 36-37.
63. Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. / сост., отв. ред. О.В. Третьякова. Архангельск, 2014. – 217 с.
64. Стрекалова А.А. Благотворительность, меценатство и спонсорство как особый вид социальной помощи // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. - 2012. - № 6. - С. 115-121.
65. Сурдаева Ю.Н., Ахантьева Н.В., Турдакова А.В. Благотворительность в современной России // Наука и образование: новое время. 2018. № 3. С. 14 – 18.
66. Татаринова Е.Л. Русская литература и журналистика XVIII века / Е.Л. Татаринова. - М., 2001. – 177 с.
67. Темичева Е.В. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня / Е.В. Темичева. - М., 2008. – 199 с.
68. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. - М., 2014. – 198 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ