Аннотация 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЕ В СМИ 11
1.1 Сущность понятия «благотворительная деятельность» в междисциплинарном рассмотрении. Генезис благотворительной деятельности в России 11
1.2 Освещение благотворительной деятельности в СМИ 24
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОСВЕЩЕНИЮ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СМИ 32
2.1 Анализ публикаций местных интернет-СМИ, посвященных благотворительной деятельности 32
2.2 Анализ авторских публикаций, посвященных благотворительной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Благотворительная деятельность является одним из важнейших атрибутов гражданского общества. Ее можно назвать универсальной общечеловеческой ценностью, поскольку такая деятельность позволяет определенной группе людей обслуживать свои интересы и интересы других без посредничества государства. Сегодня благотворительность становится тем инструментом, с помощью которого общество удовлетворяет многие социальные потребности людей.
Но, как показывают социологические исследования, осведомленность населения о существовании и деятельности благотворительных организаций весьма низкая. Так,по результатам опроса ВЦИОМ1, проведенного в 2014 году, 60% респондентов не могут вспомнить ни одной благотворительной организации. А если и вспоминают, то чаще всего «Гринпис» (6%) и фонд помощи тяжелобольным детям «Подари жизнь» (3%). Только 20% жителей страны знакомы с работой общественных благотворительных организаций. Они либо участвовали в их деятельности, либо сами получали помощь. Тема деятельности общественных организаций в принципе не интересует третью часть опрошенных, а 14% респондентов сказали, что не встречали организацию, работа которой показалась бы актуальной. Каждый четвертый респондент не участвует в благотворительной деятельности по причине отсутствия возможностей, например нехватки денег. Еще 15% объяснили, что им не хватает информации о работе таких фондов, 10% сомневались в честности общественных организаций, и 4% считали, что все социальные проблемы должно решать государство.
Низкая осведомленность о деятельности благотворительных организаций действительно может привести к недоверию к ним со стороны граждан. Как показал опрос фонда целевого капитала «Истоки»2, проведенный в 2015 году, у значительной доли респондентов слово «фонд» ассоциируется с сомнительными финансовыми схемами. Например, москвичи заявили: чтобы доверять благотворительному фонду, им необходимо «знать больше, чем название организации»3. Это мнение поддержали 50% опрошенных, 37% респондентов, отвечая на вопрос о доверии благотворительным фондам, заметили, что не доверяют подобным организациям, поскольку до конца не понимают механизмы их работы. При этом 4% самостоятельно осуществляют помощь нуждающимся, а 10% опрошенных отметили свое нейтральное отношение к этому вопросу.
Чтобы этого не происходило и население знало, куда можно обратиться за поддержкой в случае беды, необходимо регулярное информационное сопровождение любой благотворительной деятельности. Однако, по мнению исследователя благотворительной проблематики на страницах СМИЕ. В. Темичёвой,современные СМИ не слишком активно работают в этом направлении. Государство остается главным субъектом благотворительности в их публикациях, и явно авторам не хватает компетентности для полноценного анализа благотворительности и процессов , с ней связанных. Кроме того, редакторы зачастую отказываются освещать тему благотворительности, аргументируя это в основном тем, что сюжет о благотворительной организации или бизнесмене может рассматриваться как скрытая реклама.
Таким образом, очевидно, что актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена именно необходимостью повышения осведомленности населения о благотворительной деятельности, в чем решающую роль могут сыграть средства массовой информации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются публикации, посвященные благотворительной деятельности.
Предметом - авторские публикации, посвященные благотворительной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы -создание и самоанализ авторских текстов, посвященных благотворительной деятельности, в свете научных требований, предъявляемых к публикациям данного тематического профиля.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятий «благотворительная деятельность» и «проблематика благотворительности в СМИ».
2. Проанализировать освещение проблематики благотворительности на страницах тольяттинских интернет-СМИ.
3. Написать и опубликовать авторские тексты, посвященные благотворительной деятельности.
4. Произвести самоанализ авторских текстов в свете научных требований, предъявляемых к публикациям данного тематического профиля.
Теоретико-методологическую базуисследования составили научные труды по теории журналистики таких авторов, как: И.М. Дзялошинский, Е. Левшина, Е.В. Темичёва, Т.И. Фролова, Г.В. Чевозёроваи др., по проблематике благотворительности А.А. Аникин, Р.Г. Апресян, В.И. Бахмин, А. Белокрыльцева, И. Исмайлова и др.
В работе использованы следующие научные методы: факторный анализ использовался для выявления наиболее значимых факторов, влияющих на интерес СМИ к благотворительной деятельности; системный и динамический подходы к анализу явлений при создании аналитического мультимедийного текста; структурно-функциональный анализ авторских материалов использовался при определении их семантико-синтактических и прагматических характеристик.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы выступили:
• публикации о благотворительной деятельности тольяттинских интернет-изданий (Citytraffic.ru, TLTgorod.ru, TLT.ru, Городские Ведомости) за 2015-2017 годы;
• авторские материалы о благотворительной деятельности, опубликованные на страницах следующих СМИ: на платформе молодежного медиахолдинга «Есть Talk» ТГУ, корпоративного издания «Тольяттинский университет», учебной радиостанции «Перемена»,городского печатного издания «Площадь Свободы», а также на страницах информационных порталов «Citytraffic» и «TLT. gorod». Девятнадцать авторских материалов было опубликовано за период: май 2016 г. - май 2017 г.
Практическая значимость проделанной работы заключается в получении практического опыта по созданию текстов, посвященных благотворительной деятельности, и возможности присоединиться к освещению данной проблематики другими журналистами.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы обусловили ее структуру: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. в которое входят авторские публикации.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются объект, предмет, цель и задачи исследования, ее теоретико - методологическая и эмпирическая базы, структура и практическая значимость работы.
В первой главе представлена история развития благотворительности в России, а также характеризуется сущность понятия «благотворительная деятельность». Кроме того, отражены основные проблемы освещения данной тематики в СМИ, которые выделяют исследователи журналистики данного тематического профиля.
Во второй главе представлен анализ публикаций тольяттинских интернет-СМИ по проблематике благотворительности и анализ авторских и материалов по этой теме.
В заключении представлены обобщающие выводы исследования.
Список использованной литературы включает справочно-библиографическую литературу, нормативно-правовую базу, научно-теоретическую и учебно-методическую литературу, в том числе диссертационные исследования.
В Приложении представлены авторские произведения, опубликованные на платформе молодежного медиахолдинга «Есть Talk» ТГУ, корпоративного издания «Тольяттинский университет», учебной радиостанции «Перемена», городского печатного издания «Площадь Свободы», а также информационного портала «Сити трафик» и информационного портала Тольятти «TLT. gorod» за период: май 2016 г. - май 2017 г.
В нашей работе выдвинут и обосновывается тезис о том, что тема благотворительной деятельности требует постоянного внимания со стороны журналистов, потому что оказание помощи людям было и остается важной общечеловеческой ценностью. Об этом свидетельствуют приведенные нами в работе исторические данные о развитии благотворительности в России. В XIX веке существовало порядка двенадцати видов такой деятельности. Сегодня, судя по современным исследованиям, на которые мы также ссылаемся в работе, этот список вырос, появились новые формы безвозмездной помощи людям. И чтобы она была эффективной, а механизмы некоммерческого сектора работали по назначению, о благотворительной деятельности необходимо рассказывать, и делать это прежде всего должны средства массовой информации.
Наши исследования местных интернет-изданий показали, что сегодня многие СМИ не включают тему благотворительной деятельности в повестку дня, а если и включают, то она оказывается, как правило, на последнем месте. Во многом исследователи журналистики связывают эту проблему с некомпетентностью журналистов в данной сфере деятельности. Еще одна причина, на наш взгляд, связана с неизбежным упоминанием в журналистских материалах названий благотворительных организаций. Судя по собственному авторскому опыту, редакторы многих СМИ просто боятся быть уличенными в скрытой рекламе и потому стараются как можно реже сообщать своей аудитории о недавно прошедшей благотворительной акции или сборе средств на помощь нуждающимся, организованных той или иной фирмой.
Проделанный нами анализ местных интернет-СМИ показал, что они не имеют планового системного проекта, который бы позволил полноценно осветить тематическое направление «благотворительная деятельность». Сайты представляют узкий проблемно-тематический спектр, периодичность таких публикаций случайная, отдельных тематических рубрик нет. Свои тексты журналисты готовят в информационных жанрах, не прибегая к глубокому анализу данной проблематики. Таким образом, журналисты не создают у горожан адекватного представления о реальной благотворительной деятельности, осуществляемой в городе. А значит, и не способствуют расширению круга ее участников.
Данный анализ убедил нас в том, что данная проблематика не занимает должного в соответствии со своим социальным значением места в тольяттинских интернет-изданиях. Исходя из полученных результатов исследования проблемы целью данной выпускной квалификационной работы мы поставили создание авторского информационного продукта, направленного на отражение деятельности благотворительных организаций и причастных к ним граждан.
Для ее качественной реализации с целью повышения собственной компетенции нами изучена литература вопроса, раскрывающая сущность понятия «благотворительная деятельность». И поскольку данное понятие является предметом изучения ряда научных дисциплин, мы обратились к его определениям с точки зрения лингвистики, этики, философии, экономики, юриспруденции и биологии. Так, в своей работе мы дали определение понятию «благотворительность» и ориентировались на него при анализе журналистских текстов, посвященных данной деятельности. Благотворительность - это безвозмездная (или на льготных условиях) поддержка тех, кому нужна помощь.
На основе изученного материала мы определили адресанта, объект и предмет благотворительности, что помогло обозначить круг тем, а также проблем, связанных с освещением данного тематического направления.
За период с мая 2016 г. по май 2017 г. автор выпускной квалификационной работы опубликовала в различных СМИ 17 материалов, посвященных благотворительной деятельности. Среди них есть журналистские тексты, подготовленные как в новостных, так и в аналитических жанрах. Наиболее значительной получилась работа, связанная с созданием аналитического мультимедийного текста. Для его создания использовались методы системного и динамического анализа явлений, метод выявления причинно-следственных связей. И поскольку текст - мультимедийный, то необходимо было обеспечить его мультимедийными элементами и использовать их в соответствии с рекомендациями исследователей современной мультимедийной журналистики. Поэтому, кроме проблемно-тематического анализа, проделанного по всем публикациям автора, мы описали последовательно все осуществляемые нами действия в соответствии с данными методами и принципами создания аналитического мультимедийного текста.
Таким образом, реализуя цель выпускной квалификационной работы, мы создали ряд публикаций, посвященных благотворительной деятельности в г. Тольятти и опубликовали их в нескольких интернет-СМИ и печатных изданиях, а также пришли к следующим выводам. Обобщая результаты своей практической работы по созданию текстов, мы приходим к заключению, что освещение проблематики благотворительной деятельности вполне возможно организовать в городских изданиях. И делать это необходимо в силу высокой социальной значимости данной проблематики. Неустанная забота общества о нуждающихся людях способствует решению многих социальных проблем и повышению доверия у граждан к благотворительным фондам и их программам, расширению круга их участников.
Работа СМИ в этом направлении будет эффективна лишь в том случае, если СМИ реализуют у себя на страницах системные проекты, разработанные на основе научных представлений о благотворительности как виде деятельности и исторической практике данной деятельности. А журналисты проявят личную гражданскую добродетель.
Нормативно-правовая база
1. Закон РФ «О благотворительной деятельности благотворительных организаций» :федер. закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ : ред. от 23.12.2010 г. [Электронный ресурс] // Консультант-плюс : справочно-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/
Научная, учебная и методическая литература
2. Becker, G. S. A theory of Social Interaction / G. S. Becker // Journal of Political Economy. - 1974. - № 82 (5). - P. 3-15.
3. Becker, G. S. A theory of social interaction / G. S. Becker // Journal of Political Economy. - 1974. - № 82 (5). - P. 3-15.
4. Dronamraju, K. R. Haldane and Modern Biology / K. R. Dronamraju. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1968. - 333 p.
5. Fisher, R. A. The Genetical theory of Natural Selection / R. A. Fisher. - Oxford : Clarendon Press, 1930. - 425 p.
6. Hamilton, W. D. The genetical evolution of social behavior / W. D. Hamilton // Journal of theoretical Biology. - 1964. - Vol. 7. - № 1. - P. 1-52.
7. Schaffer, J. Civic journalism: a decade of civic innovation / J. Schaffer // Liberal education. - 1996. - Vol. 82. - № 2. - P. 20-27.
8. Аникин, Д. А. Этика : конспект лекций [Текст] / Д. А. Аникин, С. Г. Зубанова. - Москва : ЭКСМО, 2007. - 47 с.
9. Апресян, Р. Г. Нормативные модели моральной рациональности [Текст] / Р.Г. Апресян ; отв. ред. Р. Г. Апресян// Мораль и рациональность.- Москва: Ин-т философии РАН, 1995. - С. 94-118.
10. Бахмин, В. И. О фондах в России [Текст] / В. И. Бахмин. - Москва : Логос, 2004. - 158 с.
11. Белокрыльцева, А. Бизнес. Благотворительность. Общественное мнение [Текст] / А. Белокрыльцева, Д. Белокрыльцева, О. Суворова. - Москва : Фонд «Диалог», 2005. - 104 с.
12. Благотворительность и СМИ: информационный бюллетень. - Москва : АСТ, 2005. - 44 с.
13. Дзялошинский, И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям [Текст] / И. М. Дзялошинский. - Москва : Престиж, 2006. -104 с.
14. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона : современная версия [Текст] / Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. - Москва :Эксмо, 2009. - 287 с.
15. Исмайлова, С. А. Благотворительность и меценатство: сравнительный анализ [Текст] / С. А. Исмайлова // Социосфера. - 2014. - № 3. - С. 110-112.
...