ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА. МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 12
§1. Бюджетный федерализм: понятие, конституционно - правовые основы бюджетного федерализма в России, принципы бюджетного федерализма 12
§2. Зарубежный опыт бюджетного федерализма. Модели бюджетного федерализма 31
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ... 48
§ 1. Становление и развитие бюджетного федерализма в Российской Федерации 48
§2. Особенности и проблемы современной российской модели бюджетного федерализма, пути ее совершенствования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
Экономическое развитие любого государства напрямую зависит от построения в нем эффективной системы взаимодействия между различными уровнями власти, в том числе, в области финансовой, бюджетной и налоговой политики. Однако достижение такого взаимодействия - сложная задача, требующая разработки особых механизмов сотрудничества. Немаловажную роль здесь играют принципы организации бюджетной системы государства и межбюджетных отношений внутри нее. При этом межбюджетные отношения могут быть построены, как на принципах полной самостоятельности региональных бюджетов, так и на принципах сохранения централизованного регулирования со стороны федеральных органов власти.
За последние двадцать лет в Российской Федерации, вследствие масштабного реформирования, произошли существенные изменения, которые, том числе, коснулись бюджетной системы государства, а также отношений между «центром» и региональными властями в сфере реализации ими финансовых полномочий. Вместе с тем, результаты реформирования носят весьма противоречивый характер, с одной стороны изменения в данной сфере были направлены на реализацию конституционного принципа равноправия субъектов Российский Федерации, с другой - реформы способствовали сохранению централизации и усилению позиций федеральной власти в вопросах бюджетно-налоговой политики.
На сегодняшний день, в Российской Федерации необходима разработка действенного механизма по урегулированию межбюджетных отношений, который будет предполагать эффективное перераспределение финансовых ресурсов между различными уровнями власти с учетом соответствия доходных поступлений и расходных полномочий. Именно по этой причине, концепция бюджетного федерализма является объектом многочисленных научных исследований, а также направлением для практической реализации ее основ. Содержание понятия бюджетный федерализм охватывает не только организацию бюджетной системы федерации, но и урегулирование бюджетных прав, обязанностей, а также ответственности «центра» и регионов, их сотрудничество на различных стадиях бюджетного процесса.
Данная работа посвящена исследованию процесса становления и развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, изучению зарубежного опыта, теоретических основ понятия и содержания понятия бюджетного федерализма, а также их реализации на практике.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что, несмотря на активное реформирование бюджетной системы и межбюджетных отношений, на сегодняшний день в Российской Федерации в области бюджетного федерализма существует множество неразрешенных вопросов, проблем и законодательных пробелов. В российской правовой науке недостаточно разработаны многие теоретические вопросы бюджетного федерализма, в частности продолжаются острые дискуссии по поводу определения понятия, содержания и принципов бюджетного федерализма. В действующем законодательстве отсутствует легальное понятие «бюджетный федерализм».
Созданная в России система бюджетного федерализма на практике оказалась неэффективной, в частности: растет бюджетный дефицит большинства субъектов Российской Федерации, количество дотационных регионов с каждым годом увеличивается, остается высокая степень зависимости региональных и местных властей от предоставляемой им центром безвозмездной финансовой помощи, собственные достаточные источники доходов у регионов практически отсутствуют. При существующей нестабильной и неэффективной налоговой политике государства закономерно сохраняется низкий уровень налогового потенциала превалирующего числа субъектов Российской Федерации. Автором проведен анализ, как теоретических работ российских и зарубежных ученых- правоведов по данному вопросу, так и проанализированы существующие в Российской Федерации проблемы бюджетного федерализма, предложены пути их разрешения.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы на основе анализа исследований российских и зарубежных ученых, действующих норм российского законодательства, практики их применения определить понятие, содержание, принципы бюджетного федерализма, выявить особенности и актуальные проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации, предложить пути их разрешения.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить понятие бюджетный федерализм, обозначить конституционно - правовые основы и основные принципы бюджетного федерализма в Российской Федерации;
- обобщить зарубежный опыт бюджетного федерализма, в частности опыт крупнейших федераций, таких как США, Германия, Австралия, Канада и Индия, выявить классификации моделей бюджетного федерализма;
- критически оценить предпосылки, обозначить этапы формирования бюджетного федерализма в Российской Федерации и присущие каждому этапу характерные черты, раскрыть сущность межбюджетных отношений и бюджетного выравнивания;
- выявить особенности и актуальные проблемы современной российской модели бюджетного федерализма, продолжить пути ее совершенствования; дать оценку существующей системе межбюджетных отношений между федерацией и субъектами РФ.
Объектом данного исследования явились актуальные проблемы теории и практики бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Предмет исследования - анализ истории и современного состояния, а также теории и практики бюджетного федерализма в Российской Федерации; анализ научных и доктринальных воззрений российских и зарубежных ученых на понятие, сущность, принципы и значение бюджетного федерализма; анализ действующего российского законодательства.
Степень научной разработанности предмета исследования
Анализ научной литературы показал, что исследованием теоретических аспектов определения понятия и сущности бюджетного федерализма занимались как российские, так и зарубежные ученые-правоведы.
Проблеме определения понятия бюджетного федерализма, посвящены работы таких российских ученых как: Швецов Ю.Г., Каюров Е.А., Добрынин Н.М., Немкина О.И., Лексин М.Р., Родионова В.М., Бушмин Е.В. Подпорина И.В., Ермаков В.Г., Юткина Т.Ф., Сомоев Р.Г., Галицкая С.В., Казак А.Ю. Смирнягин Л.В. и других.
Концепция раскрытия содержания бюджетного федерализма через его принципы освещена в работах следующих российских ученых: Фадеев Д.Е., Романенко Л.И., Химичева Н.И., Другова Ю.В., Игудии Л.Г., Каюров Е.А. и других.
Принципы и характерные особенности бюджетного федерализма были исследованы в работах Лаврова А.М., Ходасевича С., Глазычева В., Крохиной Ю.А., Чижова А.М., Мамсурова Т.Д. и других.
Среди зарубежных авторов, занимающихся исследованием вопросов бюджетного федерализма можно выделить: американских ученых Чарза Чибу, Ричарда Альберта Мьюсврева, Уоллеса Оутса, Джефри Кименса, Моника Сингала, Карла Шоупа; англичанина - Вейганца Б., итальянца - Танзи В., шведских ученых-экономистов Викселя К. и Линдалли Э., а также канадского ученого Рассала П.
Исследованием зарубежного опыта бюджетного федерализма и особенностей различных моделей бюджетного федерализма среди российских ученых занимались: Капицкая О.В., Морозова О.С., Гринкевич Л.С., Казаков В.В., Урман Н.А., Фисенко А.И., Ермаков В.В., Кузьмин И.Г., Уксуменко А.А., Суглобов А.Е., Самохвалов А., Иванов В.В., Балтина А.М., Волохина В.А., Попова Н.В. и др. Среди зарубежных ученых можно выделить: американцев Смита С. и Хьюза Г., Шаха А., Дай Т.Р, немецкого ученого Зиберта Х., канадского исследователя - Смайли Д.В., индийских ученых - Чодухари М., Моханти Р., Мукхерджи С. и других.
Вопросы становления и развития бюджетного федерализма в Российской Федерации были исследованы в работах: Варавы А.Ю., Ниналаловой Ф.А., Савиных Т.С., Казакова В.В., Сумской Т.В., Горегляд В., Федоровой А.Ю., Самойловой С.С., Дорожкиной Н.И. и других.
Методологическая основа научного исследования
Результаты проведенного научного исследования были получены в результате комплексного применения общих и специальных методов научного познания. Применялись такие общие теоретические методы, как метод системного анализа и синтеза, конкретизации, обобщения, формализации и аналогии. Кроме того, применялся общенаучный диалектический метод познания. Применена логическая последовательность изложения материала.
Основным эмпирическим методом, использованным в диссертации, является метод изучения и обобщения опыта бюджетного федерализма.
Среди специальных методов, использованных в диссертационном исследовании, следует отметить методы формально-юридического, сравнительно-правового, историко-правового анализа, а также правового моделирования и прогнозирования.
Теоретическая база исследования
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды российских и зарубежных ученых, посвященные вопросам понятия и содержания бюджетного федерализма.
Нормативная база исследования
Нормативную базу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации; Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации; законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации по вопросам бюджета, организации межбюджетных отношений, установления и взимания налогов и сборов.
Эмпирическая база исследования
В качестве основного эмпирического метода, использованного в диссертационном исследовании, является метод изучения официальных статистических данных, а также информации сети Интернет, затрагивающих различные аспекты исследуемой проблематики.
Положения (результаты) выносимые на защиту:
1. На основе анализа научных работ российских и зарубежных ученых, автором было предложено следующее понятие «бюджетного федерализма», наиболее полно раскрывающее его признаки: совокупность общественных отношений, в бюджетно-налоговой сфере, складывающихся между различными уровнями власти, которые базируются на определенном механизме их организации и регулирования, предполагающем разграничение компетенций и самостоятельность фискальной и финансовой политики центра и регионов. Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993) не содержит понятия «бюджетный федерализм», автором выделены следующие принципы (основы) бюджетного федерализма, нашедшие своё отражение в основном законе государства: федеративная форма государственного устройства (ст. 1), равноправнее всех субъектов федерации (ст. 5), государственная целостность и единство системы государственной власти (ст. 4), единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (в том числе в бюджетно-налоговой сфере) (ст. 71 - 73).
2. Проанализировав и обобщив зарубежный опыт бюджетного федерализма, в частности опыт крупнейших федераций, таких как США, Г ермания, Австралия, Канада и Индия, автор выявил характерные особенности различных моделей бюджетного федерализма. Был сделан вывод о том, что эффективность системы бюджетного федерализма в государстве зависит не от выбора конкретной модели, а зависит от наличия четкой слаженной системы функционирования всех финансовых механизмов в совокупности, с учетом особенностей государства.
3. Автором была дана критическая оценка предпосылок создания системы бюджетного федерализма в России; обозначены семь этапов формирования бюджетного федерализма в Российской Федерации и выделены присущие каждому этапу характерные черты, раскрыта сущность межбюджетных отношений и бюджетного выравнивания. Автор предлагает следующие направления дальнейшего развития бюджетного федерализма в России: нормативное упорядочение системы бюджетного устройства; законодательное регулирование распределения доходных источников и расходных полномочий между всеми субъектами межбюджетных отношений; законодательное разграничение налоговых полномочий между всеми уровнями бюджетной системы РФ; формирование открытой и действенной системы межбюджетных трансферов; организация системы эффективного управления финансами субъектов и МСУ.
4. Автором выявлены следующие особенности и актуальные проблемы современной российской модели бюджетного федерализма: высокая степень зависимости региональных и местных властей от предоставляемой им центром безвозмездной финансовой помощи, отсутствие собственных достаточных источников дохода; неразработанная система стимулирования субъектов и МСУ к получению собственных доходов, «иждивение» регионов; существенная финансовая нагрузка на федеральный бюджет из-за постоянных предоставлений безвозвратных бюджетных трансферов; низкий уровень налогового потенциала превалирующего числа субъектов РФ; одновременный рост расходных обязательств регионов и снижение их доходных источников; большинство бюджетных трансферов нецелевые и безвозвратные; существенные различия в финансовой обеспеченности регионов; нестабильная и неэффективная налоговая политика. Автором предложены пути совершенствования бюджетного федерализма в Российский Федерации, выделены условия необходимые для создания эффективной системы бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке научно-обоснованных теоретических, методических положений и практических рекомендаций по определению направлений совершенствования и развития бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования
Практическая значимость определяется возможностью использования содержащихся в ней выводов и предложений в области совершенствования системы бюджетного федерализма межбюджетных отношений в Российской Федерации, и как следствие механизмов взаимодействия между федерацией и субъектами Российской Федерации в финансовой сфере, повышению социально-экономического уровня развития Российской Федерации в целом.
Теоретический анализ и выводы автора могут быть использованы в ходе дальнейших научно-теоретических исследований в области изучения бюджетного федерализма в России и применены в образовательных целях при разработке и проведении курсов лекций по финансовому, бюджетному и налоговому праву и другим дисциплинам в процессе осуществления профессиональной подготовки юристов, экономистов и управленцев.
Степень достоверности и апробация результатов исследования
Достоверность результатов диссертационного исследования базируется на значительном количестве проанализированных научных работ и нормативно-правовых актов, статистических данных. Сделанные в диссертации выводы сопоставлены с основными доктринальными разработками как российской, так и зарубежной правовой науки.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, первая глава состоит из двух параграфов, вторая глава - из двух параграфов, а также заключения и списка использованной литературы и источников.
Бюджетный федерализм выступает в качестве важнейшего механизма достижения баланса между интересами центральной власти и интересами регионов. При этом основной задачей любого федеративного государства является установление эффективных межбюджетных отношений, построенных на принципах разграничения доходных и расходных полномочий, самостоятельности регионов в финансовой сфере, а также на действенных механизмах бюджетного выравнивания и бюджетной обеспеченности.
На сегодняшний день все чаще в научной литературе и нормативноправовых актах употребляется термин бюджетный федерализм, вместе с тем легальное понятие отсутствует, а проблема содержания данного понятия является одной из актуальных.
Анализ работ российских и зарубежных ученых показал, что, несмотря на различные формулировки термина, его содержание сводится к тому, что бюджетный федерализм - это определенная совокупность общественных отношений, складывающихся в бюджетной сфере между различными уровнями власти по поводу перераспределения расходов и доходов, разграничения бюджетных полномочий, с учетом интересов проживающего на их территории населения; бюджетный федерализм базируются на определенном нормативном регулировании; предполагает разграничение компетенций и самостоятельность фискальной и финансовой политики федерации и субъектов. Некоторые авторы предлагают даже рассматривать органы местного самоуправления, в качестве самостоятельно субъекта межбюджетных отношений.
Автором были обозначены основные конституционно - правовые основы и принципы бюджетного федерализма, закрепленные в Конституции Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации, а также в Налоговом кодексе Российской Федерации. Кроме того, были выявлены обязательные условия необходимые для формирования бюджетного федерализма в любом государстве, выделены основные черты, характерные для межбюджетных отношений в развитых государствах, дано понятие и раскрыто содержание системы «бюджетного выравнивания».
По результатам диссертационного исследования автором были выделены основные компоненты, из которых состоят все существующие модели бюджетного федерализма.
При характеристике моделей бюджетного федерализма в различных государствах были обозначены их общие черты, которые послужили критериями классификации. Обобщая зарубежный опыт бюджетного федерализма, автор привел примеры наиболее распространённых классификацией моделей бюджетного федерализма, выделяемых различными российскими и зарубежными учёными. При этом в работе приводится подробный анализ и характеристика каждой из моделей, автором обозначены их «преимущества» и «недостатки».
В данном диссертационном исследовании модели бюджетного федерализма с раскрытием их характеристик были проанализированы на примерах отдельно взятых государств. На примере США рассмотрена модель, так называемого, «конкурентного бюджетного федерализма». Особенностью данной модели является то, что субъекты межбюджетных отношений являются по отношению друг к другу конкурентами, а не партнерами, как в отношениях «центр» - «регионы», так и в отношениях между региональными властями. Для конкурентной модели бюджетного федерализма свойственна фискальная самостоятельность региональных властей в вопросах определения расходных и доходных статей бюджета. Доходы субъектов образуются за счет собственных источников, федерация преимущественно не вмешивается в процесс их формирования, однако при этом органы местного самоуправления и органы власти штатов несут существенные расходы из собственных бюджетов на осуществление финансирования социальных нужд, а также содержание административного аппарата.
На примере Германии проанализирована кооперативная модель бюджетного федерализма, для которой характерно стремление к созданию равных социальных условий для всех граждан при отнесении к компетенции федеральной власти решения наиболее важных финансовых вопросов, в частности вопросов законодательного регулирования, определения доходных и расходных статей бюджета, определение основных направлений политики. Для «кооперативной» модели бюджетного федерализма свойственно формирование доходных статей бюджета в большей степени в результате поступления денежных средств от сбора нормативно установленных федеральных налогов. Автором проведён сравнительный анализ конкурентной (американской) и кооперативной (германской) моделей бюджетного федерализма, сделаны соответствующие выводы.
В рамках проведённого исследования были изучены и другие федерации с особенными моделями построения бюджетного федерализма, такие как Австралия, Индия и Канада.
Автором был сделан вывод о том, что эффективность определённых моделей бюджетного федерализма в каждой отдельно взятой стране зависит не от степени вмешательства центра в деятельность регионов, не от наличия/отсутствия у регионов налоговых полномочий, не от объемов и доли предоставления центром финансовой помощи, а от наличия четкой слаженной системы функционирования всех финансовых механизмов в совокупности, с учетом особенностей государства.
В процессе диссертационного исследования, автором был дан краткий анализ истории бюджетного федерализма России до проведения реформ 1990-ых годов; выделены семь этапов становления и развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, обозначены присущие каждому этапу особенности и характерные черты; сделан вывод о том, что «бюджетный федерализм» России - это естественное, эволюционное следствие развития сложившихся за долгие годы бюджетно-налоговых отношений в стране со сложной системой федерального устройства.
По результатам проведенного диссертационного исследования, автором были обозначены следующие актуальные проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации: высокая степень зависимости региональных и местных властей от предоставляемой им центром безвозмездной финансовой помощи, отсутствие собственных достаточных источников дохода; неразработанная система стимулирования субъектов и МСУ к получению собственных доходов, отсутствие мотивации, «иждивение» регионов; существенная финансовая нагрузка на федеральный бюджет из-за постоянных предоставлений безвозвратных бюджетных трансферов; низкий уровень налогового потенциала превалирующего числа субъектов Российской Федерации; одновременный рост расходных обязательств регионов и снижение их доходных источников; излишняя централизация бюджетной системы, в том числе проявляющаяся в следующем: большая доходная часть в консолидированных бюджетах регионов - это федеральное налогообложение; налоговые льготы по региональным и местным налогом устанавливаются федеральной властью; существенное число бюджетных трансферов, большинство из которых нецелевые и безвозвратные; существенные различия в финансовой обеспеченности регионов; механизмы ответственности органов власти субъектов и МСУ за результат их бюджетной политики и расходование бюджета - неэффективны; нестабильная и неэффективная налоговая политика; отсутствует четкое нормативное разграничение расходных обязательств между различными субъектами межбюджетных отношений; бюджетный дефицит большинства субъектов Российской Федерации.
Автором было предложено несколько актуальных направлений совершенствования бюджетной политики в России, в частности: создание упорядоченной системы бюджетного устройства; законодательное регулирование распределения доходных источников и расходных полномочий между всеми субъектами межбюджетных отношений; законодательное разграничение налоговых полномочий между всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации; формирование открытой и действенной системы межбюджетных трансферов; организация системы эффективного управления финансами субъектов и МСУ.
Автором были дана оценка существующей в России системе межбюджетных отношений между федерацией и регионами, предложены следующие основные направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации: ориентированность на совершенствование системы разграничения бюджетных и налоговых полномочий между различными уровнями власти не только в теории, но и на практике; подержание и развитие конкуренции между различными субъектами Российской Федерации путем целенаправленной государственной политики; привлечение иностранных инвестиций и финансовых потоков в регионы помощью снижения барьеров и ограничений со стороны центральной власти; обеспечение доступной системы территориальной мобильности населения; усовершенствование системы перераспределения финансовых ресурсов; предоставление исполнительной власти субъектов Российской Федерации реальных прав в бюджетно-налоговой сфере; разработка эффективного механизма свободного распоряжения регионами собственными финансовыми ресурсами.
В рамках проведенного диссертационного исследования был сделан вывод о том, что бюджетный федерализм - это емкое, сложное и многогранное явление, которое затрагивает не только правовую сферу, но и экономическую, политическую, а также социальную.
В завершение необходимо отметить, что развитие Российской Федерации напрямую зависит от эффективного функционирования системы бюджетного федерализма. Бюджетно-налоговая политика государства должна стремиться к созданию устойчивых механизмов организации межбюджетных отношений, разграничению финансовых полномочий между «центром» и регионами на основе принципов самостоятельности регионов в бюджетной и налоговой политике, их финансовой обеспеченности и соответствия расходных и доходных полномочий субъектов.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145- ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018)// Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: от 31.07.1998 №146-ФЗ : (ред. от 15.02.2016 № 32-ФЗ, от 05.04.2016 №101-ФЗ, от 05.04.2016 № 102- ФЗ, от 26.04.2016 № 110-ФЗ//Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
4. Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // «Собрание законодательства РФ», 11.12.2017, № 50 (Часть III), ст. 7533 (прил. 23 (продолжение), 26, 27, 31 - 33, 35 - 40);
5. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 №862 «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах»// «Собрание законодательства РФ», 10.08.1998,№ 32, С. 3905;
6. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 №584 (ред. от 06.02.2004) «О Программе развития бюджетного федерализма»// «Собрание законодательства РФ», 20.08.2001, N 34, С.3503;
7. Постановление Правительства РФ от 18.05.2016 №445 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»// «Собрание законодательства РФ», 30.05.2016, №22, С. 3224;
8. Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 №1482 (ред. от 17.03.2018) «Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год»// «Собрание законодательства РФ», 02.01.2017, №1 (Часть II), ст. 208;
9. Распоряжение Правительства РФ от 08.06.1996 №890-р «О проекте Федерального закона "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Российской Федерации» // «Российская газета» от 08 июня 1996 г.;
10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О проекте Бюджетного кодекса Российской Федерации» №1529-II ГД от 13 июня 1997 года // Информационно-правовой портал «Гарант.ги» - Режим доступа: http://www.garant.ru/;
11. Закон РСФСР от 10.10.1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»//"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 14.11.1991, №46, ст. 1543 (утратил силу).
6. Бушмин Е.В. Совершенствовать систему бюджетно-налогового федерализма // Финансы. 1998. № 11;
7. Варава А.Ю. Этапы становления системы межбюджетных отношений в Российской Федерации //Управление экономическими системами. Электронный журнал. 2014. №4,
8. Врублевская О.В. и др. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник / М.: Юрайт-издат, 2004;
9. Галицкая С.В. Теория и практика бюджетного федерализма, М. Экзамен, 2002;
10. Глазычев В.Л. Есть ли будущее у российского федерализма? // Экономическая Политика, 2010. № 2;
11. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2005;
12. Горегляд В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса // Финансы. - 2002. - № 10;
13. Гринкевич Л.С., Казаков В.В., Урман Н.А., Теоретикометодологические основы формирования современной системы межбюджетных отношений в региональных системах. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010;
14. Добрынин Н.М. Новый федерализм: модель будущего
государственного устройства Российской Федерации: Монография.
Новосибирск: Сибирская издательская фирма «Наука» РАН, 2003;
15. Другова Ю.В. Бюджетный федерализм: правовой аспект: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1999;
16. Ермаков В.В., Межбюджетные федеративные отношения в международной перспективе // Международные процессы. 2013. - №34. Т34;
17. Ермаков В.Г. Конституционно-правовое регулирование процесса федерализации государственного устройства России: Автореф. Дисс докт. юрид. наук. М., 2001;
18. Зиберт Х. Эффект кобры: Как можно избежать заблуждений в экономической политике. М., Новое издательство, 2005;
19. Иванов В.В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма// Вестник Мурманского государственного технического университета, 2010;
20. Игудии Л.Г. О принципах реформирования межбюджетных отношений в РФ // Финансы. 1998. № 8;
21. Казак А.Ю. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты. Учебное пособие для вузов, 2018;
22. Казаков В.В. Особенности бюджетного федерализма в России / В.В. Казаков, Т.С. Савиных // Вестник Томского гос. ун-та, 2010. № 334;
23. Казаков В.В. Совершенствование межбюджетных отношений в процессе формирования оптимальной модели развития бюджетного федерализма в РФ / Т.С. Савиных, В.В. Казаков // Вестник ТГУ. 2011, № 344;
24. Капицкая О.В. Опыт зарубежного бюджетного федерализма и применение его в России // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. №3. Т.6;
25. Каюров Е.А. Общая характеристика истории становления и развития в России идей бюджетного федерализма // История гос-ва и права, 2013. - № 4;
26. Каюров Е.А. Становление и развитие в России идей бюджетного федерализма // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012 - № 11;
27. Ковалева Т.М., Барулин С.В. - Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие / М.: КНОРУС, 2007;
28. Кочетков Е.Е. Бюджетный федерализм в современной России : становление и эволюция // Вестник Российской нации. - 2012. - Т. 2/3, № 22/23;
Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / под ред. Н.И. Химичевой. М.: Норма. - 2015;
30. Кудрин А.Л. Бюджетная политика как источник экономического роста / А.Л. Кудрин, А.Ю. Кнобель // Вопросы экономики, 2017, № 10;
31. Кузьмин И.Г. Зарубежный опыт построения бюджетного федерализма и его использование в России // Экономический вестник Ярославского университета, 2014;
32. Лавров А. М. Развитие бюджетного федерализма // Федерализм, 2000. № 3;
33. Лавров, А. М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами. М.: КомКнига;
34. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Бюджетный федерализм - гарант устойчивости государственного устройства страны // Юридический вестник. 1997. № 16 (август);
35. Мамсуров Т.Д. Бюджетный федерализм: Экономика и политика: монография / Мамсуров Е.Д., Кесельбренер Л.Я. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2004;
36. Морозова О.С., Правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ и Г ермании // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016, №6;
37. Мусалова З.М. Бюджетный федерализм в Российской Федерации : к вопросу о понятии / З.М. Мусалова, Д.В. Камилова // Юрид. Вестн. ДГУ. - 2012. № 3;
38. Немкина О.И. Финансовый федерализм: опыт ФРГ// Финансы. 2000. № 10;
39. Ниналалова Ф.А. Формирование эффективной модели бюджетного федерализма в России // Финансы и кредит, 2010. № 46;
40. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1997;
41. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Д.Э. и др. Бюджетная система России: учебник / - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Eksmo Education: Эксмо, 2006;
42. Пинская М.Р. Теоретические основы налогового федерализма / Налоги и финансовое право. -2010. № 5;
43. Пинская М.Р. Региональные и местные бюджеты: анализ
исполнения, риски и источники роста //Аналитический вестник, 2016, №13 (612);
44. Подпорина И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы. 1999. № 10;
45. Рамазанова М.М., Багратуни К.Ю. Межбюджетные трансферты и их значимость для бюджетов субъектов РФ // Экономическая наука сегодня: теория и практика, 2017- №2;
46. Родионова В.М. Реализация принципов бюджетного федерализма органами казначейства // Финансы. 1998. №10;
47. Романенко Л.И. Реализация принципов бюджетного федерализма органами казначейства // Финансы. 1998. №10;
48. Рыжков Д.В. «Механизм развития системы бюджетного федерализма в Российской Федерации», Автореф. Дисс канд. юрид. наук. М., 2011;
49. Самохвалов А. Ф. Федерализм в США, в Европе и в России.// Свободная мысль XXI век, 2011;
50. Смирнягин Л.В. Судьба федерализма в России, Журнал Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре, № 6, 2004;
51. Сомоев Р.Г. Монография «Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений», Издательство СПБ, 1999;
52. Суглобов А.Е. Анализ зарубежного опыта бюджетного выравнивания / Суглобов А.Е., Черкасов Ю.И.// Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 3;
53. Сумская Т.В. Этапы становления бюджетного федерализма в Российской Федерации // Вестн. Новосибирского гос. ун-та. Сер. Социально- экон. науки. 2011, Т. 11, № 3;
54. Уксуменко А.А. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / А.А. Уксуменко, Н.Н. Симоненко. - Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2015;
55. Фадеев Д.Е. «Правовые основы установления бюджетного федерализма в российской федерации»: Автореф. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003;
56. Федорова А.Ю., Самойлова С.С., Дорожкина Н.И. Становление и развитие системы межбюджетных отношений в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы, 2013, № 5 (051);
57. Фисенко А.И. Бюджет и бюджетная система США. Учебное пособие. Владивосток. 2003;
58. Химичева Н.И. Бюджетное право и бюджетные правоотношения // Финансовое право: Учебник под ред. O.H. Горбуновой. М., 2000;
59. Ходасевич С.Г. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист. -2004.№4;
60. Христенко В.Б. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х годов и задачи на перспективу // Вопросы экономики, 2002. N 2;
61. Чижов А.М. Особенности российской модели бюджетного федерализма // "Черные дыры" в российском законодательстве, 2011. N 4;
62. Швецов Ю.Г. Бюджетный федерализм: состояние кризиса . Проблемы учета и финансов, 2016, №4(24);
63. Швецов Ю.Г. Развитие российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. - 2015. №9;
64. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. М., 1999;
65. Choudhury M., Mohanty R. K., Dubey J. D. Impact of FFC Recommendations on Central Transfers and Social Sector Expenditures // NIPFR Working Paper, 2016, № 26;
66. Dye T.R. American federalism: Competition among governments. Massachusetts-Toronto, 1990;
67. Hughes G., Smith S. Economic aspects of decentralized government: Structure, functions and finance. London, 2014;
68. Mukherjee S. Present State of Goods and Services Tax (GST) Reform in India // NIPFP Working Paper, 2015, № 154;
69. Oates W. An essay on fiscal federalism // Journal of Economic Literature. 1999. Vol. 37. No 3;
70. Shah, A. Fiscal decentralization in developing and transition economies: progress, problems and the promise. Policy research working paper series. April, 2004;
71. Smiley, D.V. Canada in Question: Federalism in the Eighties. Toronto, 1980, P. 26.