Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ И СМЫСЛ МУЗЫКИ В МИРОЗДАНИИ

Работа №33658

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Происхождение первомузыки 8
§1. Теории происхождения музыки 8
1.1. Теория эволюционизма 8
1.2. Вербальная теория 11
1.3. Метро-ритмическая теория 13
§2. Происхождение и первичные формы пения 15
2.1. Открытие первого консонирующего интервала - октавы 15
2.2. Мелодическое заполнение первых малых консонирующих интервалов
- квинты и кварты 18
§3. Первые музыкальные инструменты и их воздействие 22
3.1. Появление духовых инструментов - дудка (флейта) и ее
разновидности 22
3.2. Появление струнных инструментов - «музыкальный лук» и его
разновидности; появление ударных инструментов 25
Глава II. Философские основания музыки 27
§1. Философия музыки в эпоху рационализма 27
1.1. Понимание музыки в барокко, классицизме, романтизме 27
1.2. Красота как основа философии музыки и эстетики эпохи
рационализма 31
§2. Философия музыки в эпоху иррационализма 34
2.1. Философия музыки Шопенгауэра 34 
2.1. Философия музыки Вагнера и Ницше; философия музыки настоящего
времени 38
§ 3. Философия церковной музыки 45
Глава III. Сохраненность первоистины в христианской музыке
посредством бытия-взаимодействия с миром Ничто 48
§1. Мир Ничто в воззрениях теологов и философов 48
1.1. Музыка как метаматерия мира 48
1.2. Воззрения о Ничто: Беме, Гегель, Хайдеггер, Лосский 50
1.3. Музыка как явление материального мира и мира Ничто 55
§2. Символ музыки - Святая Цецилия 58
Заключение 62
Список литературы 65
Интернет источники 68
Приложение


Музыка - есть художественная организация звучания . Музыка не существует в вакууме, она провоцирует рождение реальных исторических процессов и сама же отображает их. В разное время существует своя музыка, неявно, тайно направляющая мир к новым рубежам и этапам, и в тоже время черпающая свое смыслонасыщение в окружающем мире, сама становящаяся символом того или иного дня. Почему меняется форма звучащей материи, почему за одним следует другое, всегда новое, но выросшее из старого? Каким путем от звучащего архаического времени музыка подошла к современным формам существования в храмах и церквах станет нашим исследованием; что несет этот проделанный путь людям и о чем он говорит, какую фундаментальную роль играет музыка в божественном мироздании и какой несет в себе онтологический смысл всему миру. Всегда стоит помнить, что и Иисус с учениками только «воспев», шел «на гору Елеонскую» (Мф. 26:30) , а пророк Елисей слушая музыку, принял дух пророчества - «Позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Г осподня коснулась Елисея» (4 Цар. 3:15) .
Объект исследования: музыка.
Предмет исследования: смысл музыки в мироздании.
Цель работы: выявить и определить философский смысл необходимости существования музыки в божественно-созданном мире; указать на дальнейший предполагаемый путь бытия музыки.
Задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- рассмотреть этапы и формы происхождения первомузыки;
- рассмотреть кратко историю философии музыки;
- выделить роль музыки в эпохах рациональности и иррационализма;
- выявить специфические сущностные признаки мира Ничто.
Данная работа состоит из 3-х глав. В первой главе - «Происхождение первомузыки» будут рассмотрены вопросы возникновения самых первых элементов музыки в древнейшее время через анализ трех теорий происхождения музыки - теории эволюционизма, вербальной теории и метро-ритмической теории. Здесь же нами будут выявлены этапы происхождения и становления первичных форм пения, а также этапы возникновения первых музыкальных инструментов.
Вторая глава - «Философские основания музыки» - будет посвящена музыке эпохи модерна - звучащему полнозвучному бытию определенного временного отрезка истории. Каким образом эпоха рационального постижения мира, прогрессистская концепция неуклонного развития освещала мир музыки, станет ключевой темой главы. Как музыка воспринималась первыми религиозными философами Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк), какие функции выполнения на нее были наложены и для чего она звучала - таковы будут вопросы, на которые мы попытаемся ответить. Здесь же будет проведен анализ появления в философии И. Канта первого тревожного запрещающего знака для беспрепятственной дороги прогресса - определения того, что ни одна вещь до конца не познаваема.
Далее мы покажем иной вариант постижения вещи-в-себе, предложенный А. Шопенгауэром. В его иррационализме нам предстанет непознаваемое кантовской философии в виде Мировой воли - вечно гнетущей мир и вечно мучающей себя, находящей временное отдохновение в звучащей музыке. Здесь вслед за воззрениями на музыку Р. Вагнера мы увидим выстраивание Ф. Ницше своей музыкальной онтологии, «в которой само бытие подлежит оправданию в вечности как эстетический феномен; именно музыка содержит в себе понятие того, как возможно такого рода оправдание» . Далее нами будет сделан анализ философии новой музыки Т. Адорно, его эстетической теории. Так поднятие и раскрытие ранее запрещенного и выведенного из общественного сознания, манифестация «запрещать запрещается» и любование единичным и случайным в противоположность всему массовому оповестили общество о движении по пути окончательного саморазрушения себя. Далее открылась дорога к абсолютному ничто, которое прекрасно показал Дж. Кейдж в своем музыкальном произведении «4,33». И только церковная музыка во все эти времена изменений и обновления сохранила себя благодаря консерватизму и постоянству своих воззрений.
Третья глава - «Сохраненность первоистины в христианской музыке посредством бытия-взаимодействия с миром Ничто» - посвящена знакомству с миром Ничто и связи его с музыкой. Здесь нами будет выстроен ряд знаний о мире Ничто. Так через Я. Беме, Г.В. Лейбница, Г.В.Ф. Гегеля, М. Хайдеггера, Дж. Кейджа нами будет показан мир Nihil. Зачем этот мир пустоты желает наш материальный мир, к чему идут эти два мира и чего ждать от них будет показано в главе. Здесь же в своем перевоплощении прояснится нам истинная суть звучащей музыки. Так прояснится мир «высшего интереса духа» , к которому человечество обязательно придет, и о начале которого провестит музыка - иная музыка, музыка инобытия.
Работа выстроена в исторической периодизации, охватывающей этап с начала Нового времени по настоящее время. Использован сравнительный метод при определении взгляда на один и тот же объект, явление разных авторов; в основном были использованы работы западноевропейских мыслителей. Определено, что несмотря на временные отличия философии, например, Беме и Хайдеггера, несмотря на совершенно различные мышления христианского мистика начала XVII в. и философа-онтолога XX в., их связывает единая линия стремления познать основополагающую, неопределенную, безматериальную, но всем людям и явлениям причастную структуру мироздания - Ничто. Нами же впервые выявлено, что единственное, что возможно хоть как-то познать из этой вечной пустоты, есть музыка, которая станет связующим звеном- переходом от конца материального мира к началу мира Ничто. Для определения форм эсхатологического финала мира нами использовалась русская философия, в частности, воззрения Н.О. Лосского.
Некоторые концепции магистерского диссертационного исследования нами были опубликованы в статьях:
1. Каюкова А.Р. Развитие человеческих идей как процесс не человеческий / А.Р. Каюкова // Человек, общество, история, познание: конфликт интерпретаций. IV Садыковские чтения. Статьи и материалы Международной научно-образовательной конференции (Казань, 17-19 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] / под ред. Г.К. Гизатовой, О.Г. Ивановой, А.Р. Каримова, Н.А. Терещенко, Т.М. Шатуновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 325-326.
2. Каюкова А.Р. Философские основания музыки / А.Р. Каюкова // Интернаука: научный журнал. - № 20(54). Часть 1. - М., Изд. «Интернаука», 2018. - С. 76-77.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе нами были проанализированы процессы развития музыки со своего начала до современности. Здесь были выделены и проработаны три теории возникновения первомузыки - теория эволюционизма, вербальная и метро-ритмическая теории. Было проведено исследование происхождения и первых форм пения. Определено что первоформы пения возникли благодаря акустическому открытию консонантного интервала октавы, а затем консонантных интервалов квинты и кварты; дальнейшее интонационное заполнение первых малых интервалов стало началом первопения.
Анализируя во второй главе философию музыки эпох рационализма и иррационализма, мы увидели, что вначале музыка была полнозвучна, входила в сферу развлечения и воспитания, затем она стала стремиться выйти из этих оков и все более и более хотела обрести самостоятельность и стать самодостаточной. Если Локк ставил музыку на последнее место, а Кант уже на второе после поэзии, то Шопенгауэр возвел музыку в ранг высшего искусства, а Ницше открыл в ней надвременную природу. В процессе онтологического поворота музыка получила саму себя - она была наделена онтологическим статусом.
В этом своем высшем статусе искусств в эпоху позднего модерна с музыкой стали производить всевозможные эксперименты. Додекафоническая школа музыку лишила тональных, гармонических отношений, акустической природы; упразднила мелодию. И если Вагнер в «Музыке будущего» (1860 г.) писал, что: «единственная форма музыки - мелодия, что без мелодии музыка просто не мыслится, что музыка и мелодия нераздельны» , то С.И. Танеев в 1906 г. уже предслышал иной финал музыки будущего: «Наша тональная система... перерождается в новую систему, которая стремится к уничтожению тональности и к замене диатонической основы гармонии хроматическою, а разрушение тональности ведет к разложению музыкальной формы» . Так и произошло. Музыка подверглась процессу искусственного структурирования. Была достигнута вершина пустоты, от звучащего бытия модерна музыка пришла к тишине постмодерна; музыка проделала путь от «Высокой мессы h-moll» Баха до «4,33» Кейджа. Но это была не печальная дорога в никуда.
В третьей главе нами дана попытка осмыслить это неукоснительное движение к ничто. Почему так выстроен мир, что в звучащую музыку с самого начала был заложен механизм достижения ее молчания? Для ответа на этот вопрос нами предложена концепция движения навстречу двух миров - материального и Nihil. Определено, что миры постоянно развивались, но их ускорение в последнее время значительно возросло. Их развитие прямо противоположно друг другу. Материальный мир постоянно сужается и выхолащивается, стремясь к Ничто. Мир пустоты, наоборот, постоянно расширяется и наполняется всем, что происходит в реальном мире, он стремится занять место мира материального. Идет такое движение друг на друга. В этом движении музыка является высшим интересом всего мироздания. Определено что только в христианском культе музыка не изменилась до деконструктивного состояния, а сохранилась в своем истинном благом состоянии.
Тема данной работы может быть продолжена в дальнейших исследованиях. Интересно будет рассмотреть трансформацию музыки более подробно с использованием максимально широкого теоретического материала, что в данную работу просто по объему не могло быть вмещено. Также анализ мира Ничто и концепция взаимоперехода двух миров друг в друга может стать отдельным онтологическим исследованием; для нас же особый интерес представляет возможность теоретического осмысления
принципиально новых открывающихся положений о красоте инобытия, то есть эстетики мира пустоты. Данные дальнейшие разработки темы магистерской диссертации могут быть представлены в виде научных статей, монографии или диссертационного исследования. Так нами планируется и далее разрабатывать теоретические исследования, где музыка, теология и философия сосуществуют как одно целое. «Философия и искусство соединяются друг с другом в своей истине, - писал Т. Адорно, - последовательно раскрывающаяся истина произведения искусства ничем не отличается от истины философского понятия»



1. Адорно Т. Философия новой музыки / Т. Адорно / Вст. ст. К. Чухрукидзе. - М.: Логос, 2001. - 352 с.
2. Адорно Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. - М.: Республика, 2001. - 527 с.
3. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Репринтное издание 1914 г. / Я. Беме. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
4. Бибихин В.В. Примечание / В.В. Бибихин // Хайдеггер М. Что такое метафизика? - М.: Академический Проект, 2007. - С. 74-78.
5. Вагнер Р. Музыка будущего / Р. Вагнер // Избранные работы. - М.: Искусство, 1978. - С. 494-539.
6. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Избранные работы. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - С. 14-228.
7. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Издание профкома слушателей Института Красной профессуры. 1929. - 220 с.
8. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Том XII. Лекции по эстетике. Книга первая / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. - 471 с.
9. Декарт Р. Из «Трактата о музыке» / Р. Декарт // История эстетики. Т. II / Редактор-составитель В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1964. - С. 213-215.
10. Декарт Р. Размышления о первой философии, содержанием которой является доказательство существования Бога и бессмертие души / Р. Декарт // Разыскание истины. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 129-214.
11. Декарт Р. Рассуждение о методе для руководства разума и отыскания истины в науках / Р. Декарт // Разыскание истины. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 63-128.
12. Евангелие от Матфея // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 2005. - С. 1011-1053.
13. Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение / С. Жижек.
- М.: Издательство «Европа», 2008. - 516 с.
14. Кант И. Из опубликованных посмертно материалов 1770-1780-х годов к книге «Антропология в прагматическом отношении» / И. Кант // История эстетики. Т. III / Редактор-составитель Л.Я. Рейнгардт. - М.: Искусство, 1967. - С. 77-82.
15. Карс А. История оркестровки / А. Карс. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1932. - 260 с.
16. Кейдж Дж. Манифест / Дж. Кейдж // Тишина. Лекции и статьи. - Вологда: Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова, 2012.
- С. 10-13.
17. Кормин Н.А. Онтология эстетического / Н.А. Кормин. - М.: Наука, 1992. - 117 с.
18. Кормин Н.А. Эстетическая герменевтика познания. Часть первая / Н.А. Кормин. - М.: Издательский дом «Академия», 2014. - 63 с.
19. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи / Г.В. Лейбниц // История эстетики. Т. II / Редактор-составитель В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1964. - С. 445.
20. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4 т. Т.1 / Г.В. Лейбниц. - М.: Мысль, 1982. - 636 с.
21. Локк Дж. Мысли о воспитании / Дж. Локк. // История эстетики. Т. II / Редактор-составитель В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1964. - С. 87-91.
22. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н.О. Лосский. - М.: Республика, 1995. - 400 с.
23. Мамардашвили М.К. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии / М.К. Мамардашвили,Э.Ю. Соловьев,
B. С. Швырев // Философия в современном мире. - М.: Наука, 1972. - С. 2894.
24. Мень. А. В поисках Пути, Истины и Жизни. Том 1. Истоки религии / А. Мень. - М.: Жизнь с Богом, 2011. - 400 с.
25. Ницше Ф. Генеалогия морали / Ф. Ницше. - СПб.: Книгоиздательство «Вестника Знания» (В.В. Битнера), 1908. - 96 с.
26. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше. - СПб.: Издательство «Азбука», 2000. - 232 с.
27. Спиноза Б. Из письма Гуго Бокселю / Б. Спиноза. // История эстетики. Т. II / Редактор-составитель В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1964. - С. 718-719.
28. Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма /
C. И. Танеев. - Лейпциг; М.: М.П. Беляев, 1909. - 402 с.
29. Фейнман Р. Фейнмановские лекции по физике. Вып. 1, 2 / Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. - М.: Мир, 1977. - 439 с.
30. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Что такое метафизика?: Сб. текстов. - М.: Академический Проект, 2007. - С. 24-44.
31. Холопов Ю.Н. Кто изобрел 12-тоновую технику? / Ю.Н. Холопов
// Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть XX века: Сб. трудов. Выпуск 70. - М.: Государственный музыкально
педагогический институт имени Гнесиных, 1983. - С. 34-58.
32. Четвертая книга Царств // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 2005. - С. 347-377.
33. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. I / А. Шопенгауэр // О четверояком корне достаточного основания. Мир как воля и представление. Т. I. Критика кантовской философии. - М.: Наука, 1993. - С. 125-631.
34. Юм. Д. О норме вкуса / Д. Юм. // История эстетики. Т. II / Редактор-составитель В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1964. - С. 140-158.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
35. Августин Блаженный. Исповедь. Режим доступа: https://lib.pravmir.rU/librarv/readbook/26#part 107
36. Беме, Якоб. Режим доступа: https://щ.wikipedia.org/wiki/Бёме, Якоб
37. Богослужение. Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Богослужение
38. Вагнер. Р. Паломничество к Бетховену. Режим доступа: http://www.beethoven.ru/node/83
39. Гармония сфер. Режим доступа: bttps://ru■wikipedia■org/wiki/Гармония сфер
40. Кастальский А. Русская духовная музыка в документах и материалах. Режим доступа:
https://books■academic■щ/book■nsf/66067325/Рvсская+дvховная+мvзыка+в+д
окvметах+и+материалах■+Том+5■+Александр+Кастальский■+Статьи%2C+
материалы%2C+воспоминания%2C+переписка
41. Клюев А.С. Музыка: пусть к Абсолюту. Режим доступа: http://akluiev.ru/30.pdf
42. Клюев А.С. Онтология музыки. Режим доступа: http://akluiev.rU/7.pdf
43. Левик Б.В. Месса. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc music/4954
44. Левик Б.В. Реквием. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc music/6433
45. Литургия. Режим доступа: https: //ru. wikipedia.org/wiki/Литургия
46. Литургия это... Что такое Божественная литургия. Режим доступа: http://fb.ru/article/163911/liturgiva—eto-chto-takoe-boiestvennava-liturgiva
47. Манукян И.Э. Оратория. Режим доступа: http: //www.belcanto. ru/oratoria.html
48. Музыка. Режим доступа: https: //ru.wikipedia.org/wiki/Музыка
49. О православном богослужении. Режим доступа: https://azbyka.ru/bogosluzhenie-sl
50. Ортодоксия. Режим доступа: bttps://ru■wikipedia■org/wiki/Ортодоксия
51. Певчие. Режим доступа: https ://ru. wikisource. org/wiki/ЭСБЕ/Певчие
52. Певчий (церковный хор). Режим доступа: bttps://ru■wikipedia■org/wiki/Певчий (церковный хор)
53. Православная музыка. Режим доступа: bttps://ru■wikipedia■org/wiki/Православная музыка
54. Современная христианская музыка. Режим доступа: bttps://ru■wikipedia■org/wiki/Современная христианская музыка
55. Философия музыки. Режим доступа: bttps://ru■wikipedia■org/wiki/ФилосоФия музыки
56. Христианское богослужение. Режим доступа: bttps://ru■wikipedia■org/wiki/Христианское богослужение
57. Христианство и культура: литература, искусство и музыка. Режим доступа: http://online-books.openu.ac.il/russian/ethiopia-christianitv-islam- judaism/section1/1.8.html
58. Церковная музыка. Режим доступа: https://ru■wikipedia■org/wiki/Церковная музыка
59. Церковная музыка, искусство. Режим доступа: http s://dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/1487939
60. Цецилия Римская. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/U^^^ Римская


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ