Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №33634

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
938
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Физиологические особенности развития организма детей старшего
школьного возраста 6
1.2. Понятие об адаптации организма к физическим нагрузкам
1.3. Оздоровительное влияние занятий физической культурой и спортом
на детский организм 21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 25
Глава II Экспериментальное исследование адаптации к физическим нагрузкам организма детей старшего школьного возраста 26
2.1. Методики исследования 26
2.2. Организация исследования 29
2.3 Результаты исследования и их обсуждение 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Формирование и совершенствование сложного человеческого организма происходит на протяжении всего онтогенеза, но наиболее чувствителен к внешним воздействиям детский этап развития. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые двигательные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается набор движений, из элементов которого слагается впоследствии вся двигательная деятельность и здоровье будущего взрослого человека (6,с.21).
В настоящее время вопрос об адаптации детского организма к физическим нагрузкам является главным в решении проблемы оздоровления современных школьников. Это связано со многими причинами: с резким ограничением двигательной активности большой части учащихся, ростом тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте, профилактикой и лечением ряда заболеваний с помощью средств лечебной физической культуры (43,с.89).
Обоснование оптимального двигательного режима для детей, дозирование физических нагрузок является одной из наиболее сложных проблем современной возрастной физиологии физической культуры и спорта. Как гипокинезия, так и противоположное функциональное состояние — гиперкинезия имеют свои последствия. Поэтому необходимость строгого дифференцирования величины нагрузки в зависимости от пола и возраста, а также уровня физического развития школьников вытекает из самого понятия индивидуальной адекватности тренировочной нагрузки. (10,с.97).
При определении норм двигательной активности школьников необходима строгая дифференцировка в соответствии с возрастом и физическим развитием ребенка. Поэтому нормирование двигательной активности, обоснование рационального двигательного режима для школьников является одной из сложных и требующих решения проблем физического воспитания. Уроки физической культуры в том объеме, в каком они предусмотрены в учебных планах общеобразовательных школ, недостаточны для компенсации дефицита двигательной активности современных детей. Поэтому изучение изменения показателей организма школьников под влиянием занятий физической культурой является актуальной задачей. (6,с. 11).
Учитель должен создать условия, в которых дети смогли бы использовать полученные навыки на практике. Физкультурно-спортивные занятия необходимо связывать с реальной жизнью и обучить детей постоянному применению физических навыков и умений. У школьников необходимо воспитать понятие о необходимости физической культуры и спорта в жизни современного успешного человека, стремлении к здоровому образу жизни (20,с. 56).
Цель исследования - оценка влияния физических нагрузок на процессы адаптации организма детей старшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты физического воспитания детей старшего школьного возраст
2. Провести тестирование исходного уровня функциональных показателей организма старшеклассников.
3. Сделать сравнительный анализ результатов исследования адаптации к физическим нагрузкам организма старшеклассников.
Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся старшего школьного возраста.
Предмет исследования - адаптация к физическим нагрузкам организма детей старшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математическая статистика.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень физической работоспособности учащихся старшего школьного возраста будет повышаться под влиянием занятий физической культурой и спортом.
Практическая значимость заключается в целенаправленном и систематическом использовании занятий физической культурой и спортом для оздоровительного влияния на детский организм и повышение адаптационных процессов. Результаты исследования могут использоваться в работе тренеров и учителей физической культуры в процессе физического воспитания учащихся.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 52 страницах машинописного текста, содержит 3 таблицы, 11 рисунков, список литературы включает 50 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературных источников по теме исследования выявил, что любая степень гипокинезии в школьном возрасте отрицательно влияет на процессы жизнедеятельности; снижает функциональные резервы организма и устойчивость его к действию неблагоприятных факторов. При систематических занятиях спортом совершенствуются функции различных систем организма, что делает его более устойчивым к действию неблагоприятных факторов.
Среди причин отклонений в здоровье у детей школьного возраста значительное место занимает дефицит двигательной активности. В настоящее время наметилась тенденция роста заболеваемости в школьном возрасте, увеличение числа детей с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью. Во многих учебных заведениях до настоящего времени не решена проблема физического воспитания детей. Социологические исследования показали, что у школьников гиподинамия составляет 75% времени в состоянии бодрствования.
Особенность старшего школьного возраста состоит в том, что развитие организма сопровождается значительными перестройками во внутренних органах. Деятельность сердечнососудистой системы является одним из важнейших факторов развития детского организма в процессе его адаптации к условиям обучения в школе и изменению двигательного режима.
Подвижные и спортивные игры - одно из самых популярных средств физического воспитания детей школьного возраста. Они включают в себя сочетание физических упражнений с активным отдыхом, который снижает процессы утомления, вызванные учебной деятельностью, способствует повышению двигательной активности школьников и устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов и заболеваниям.
В процессе этих занятий решаются следующие задачи:
1. Целенаправленное развитие физических качеств.
2. Совершенствование двигательных навыков, изученных на уроках физической культуры.
3. Формирование процессов социализации и основ здорового образа жизни.
Физическое воспитание должно в едином комплексе решать задачи нравственного и эстетического воспитания, физического совершенствования и оздоровления средствами физической культуры и спорта. Разработка подобных программ требует тщательного обоснования и учета приспособительных возможностей детского организма.
Спортивные игры позволяют расширить диапазон используемых средств и помогают приобщить школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, которые повышают стимулирующее действие физических нагрузок на процессы роста и развития детского организма.
Наше исследование осуществлялось поэтапно.
На первом этапе выявлялась актуальность и уровень разработанности проблемы физического воспитания школьников с помощью анализа научных литературных источников.
На втором этапе проводилось тестирование старшеклассников. Затем был подобран комплекс спортивных игр для юношей экспериментальной группы с целью изучения адаптации организма к физическим нагрузкам.
На третьем этапе был проведен педагогический эксперимент для оценки эффективности занятий хоккеем с юношами экспериментальной группы, которые занимались 3 раза в неделю дополнительно к учебной программе.
На четвертом этапе систематизированы данные тестирования, сделан сравнительный анализ результатов исследования, сформулированы выводы, завершено оформление ВКР.
Результаты исследования выявили, что динамика изменения основных функциональных показателей ССС и тестирование физической работоспособности школьников экспериментальной и контрольной групп подчиняется общим закономерностям роста организма, но во многом зависит и от режима двигательной активности, которая способствуют естественной стимуляции процессов роста и развития (при оптимальных условиях, когда рациональная программа физического воспитания сочетается с благоприятными факторами внешней среды).
Эффективность физических упражнений обусловлена положительным влиянием их на организм, что заключается в экономной работе органов в состоянии покоя и повышении резервных возможностей при мышечной деятельности. У физически тренированных школьников (частота сердечных сокращений) ЧСС в покое и во время работы по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, относительно меньшая, реакция на мышечную работу ЧСС и артериального давления выражена меньше, а восстановительный период короче. Все это свидетельствует о более экономной работе сердца, меньшем утомлении после работы и более быстром восстановлении исходного уровня деятельности.
С учетом положительных влияний систематических занятий хоккеем на физическое развитие детей школьного возраста, необходимо увеличение организованной формы двигательной активности и дополнительные уроки физической культуры, особенно в сочетании с естественными факторами, т.е. на свежем воздухе.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о благоприятном влиянии тренировочных нагрузок на процессы адаптации к ним детского организма.



1. Абрамова, В. Р. Морфофункциональные особенности адаптации и уровень физической подготовленности организма юных спортсменов 11-16 лет коренного населения республики Саха (Якутия) : автореф. дне. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / В. Р. Абрамова. - Тюмень, 2006 - 23 с.
2. Агаджанян, Н. А. Биоритмы, среда обитания, здоровье / Н. А. Агаджанян, И. В. Радьтттт. - М. : РУДН, 2013. - 362 с.
3. Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология / И. А. Аршавский. - Л. : Наука, 1985. - 67 с.
4. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. - М., 1982. - 245 с.
5. Афанасьев, В. В. Спортивная метрология : учеб, пособие / В. В. Афанасьев. - Ярославль, 2009. - 244 с.
6. Бадалов, Р. Ю. Влияние оздоровительной физкультуры на повышение уровня жизнедеятельности школьника / Р. Ю. Бадалов, И. 3. Козловский // ЛФК и массаж. - 2005. - № 1(16). - С. 49.
7. Баранов, В. А. Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов / В. А. Баранов // Современные проблемы образования. - 2011. - № 3(025-026). - С. 428-430.
8. Безруких, М. М. Возрастная физиология : физиология развития ребенка : учеб, пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер - М. : Академия, 2002. - 304 с.
9. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной физиологии у детей / Э. С. Вильчковский. - Киев : Здоровье, 1983. - 208 с.
10. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы детей / под ред. Л. Н. Семеновой. - М. : Педагогика, 2008. - 224 с.
11. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002. - 292 с.
12. Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков / Л. В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2011. - 140 с.
13. Волков, Н. И. Биоэнергетика спорта : моногр. / Н. И. Волков, В. И. Олейников. -М. : Советский спорт, 2011.-158с.
14. Гаркави, Л. X. Адаптация реакции и резистентность организма / Л. X. Гаркави, Е. Б. Квакина, Е. Б. Уколова. - Ростов н/Д, 1990. - С. 58.
15. Еуба, В. П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В. П. Еуба, В. Е. Никитушкин, П. В. Квашук. - Смоленск, 1997. - 219 с.
16. Еуба, В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В. И. Еуба, И. В. Квашук, В. Е. Никитушкин. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 76 с.
17. Детская спортивная медицина : руководство для врачей / под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1991. - 585 с.
18. Доскин, В. Морфофункциональные константы детского организма : сир. / В. Доскин, X. Келлер, И. И. Мураенко. - М. : Медицина, 1997. -288 с.
19. Захарьева, И. И. Спортивная физиология : курс лекций / И. И. Захарьева. - М. : Физическая культура, 2012. - 284 с.
20. Значение периода ранней адаптации в группах с различной переносимостью физической нагрузки // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 1. - С. 92.
21. Изаак, С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности : теория и практика / С. И. Изаак. - М. : Советский спорт, 2005. - 196 с.
22. Корягина, Ю. В. Хронобиологические особенности спортсменов при различных физических нагрузках, тренировочных циклах и условиях
среды / Ю. В. Корягина // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2017. - № 5. - С. 29-33.
23. Ланда, Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб, пособие / Б. X. Ланда. - 2-е изд. - М. : Советский спорт, 2005. - 184 с. : ил.
24. Лях, В. И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В. И. Лях. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
25. Лях, В. И. Понятия «координационные способности» и «ловкость» /
B. И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 8. _ с. 44-46.
26. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В. И. Лях. - М. : ACT, 1998. - 272 с.
27. Макарова, Г. А. Медицинский справочник тренера / Г. А. Макарова,
C. А. Локтев. - М. : Советский спорт, 2005. - 587 с.
28. Макарова, 3. С. Адаптация детского организма к мышечной деятельности / 3. С. Макарова // Российский педагогический журнал. -2003.-№2.-С. 60-61.
29. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - М. : Советский спорт, 2010. - 342 с.
30. Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сб. науч. статей II Всерос. заоч. науч. практ. конф. с междунар. участием : Т. 2 / под. ред. Г. В. Бугаева, И. Е. Поповой. - Воронеж : Научная книга, 2013. - 463 с.
31. Мирсон, Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. 3. Мирсон. - М., 1981.-С. 5-8.
32. Никитушкин, В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов : моногр. / В. Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 230 с. : табл.
33. Никитушкин, В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта : учеб, для вузов / В. Г. Никитушкин. -М. : Советский спорт, 2013. -280 с.
34. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта : учеб. / В. Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.
35. Погосян, Т. А. Адаптивные механизмы формирования тренированности спортсменов / Т. А. Погосян // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11. - С. 270-275.
36. Погосян, Т. А. Классификация возрастных периодов у спортсменов / Т. А. Погосян // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2018.-№6.-С. 178-182.
37. Погосян, Т. А. Определение индивидуального целевого уровня физической работоспособности при адаптации к нагрузкам у юных спортсменов / Т. А. Погосян // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11. - С. 191-194.
38. Подготовка юных чемпионов / Тудор О. Бомпа. - пер. с англ. - М. : АСТ-Астрель, 2003. - 259 с. : ил.
39. Самигуллин, Г. X. Здоровье школьника и методы его определения : учеб.-метод, пособие / Г. X. Самигуллин, М. С. Самигуллина. - Набережные Челны : Изд-во ИНПО, 2007. - 192 с.
40. Сафина, А. Г. Практикум по спортивной медицине и врачебному контролю / сост. А.Г. Сафина. - Набережные Челны : КамГИФК, 2006. - 132 с.
41. Семенов, Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков : биологические и психолого-педагогические аспекты : учеб.-метод, пособие / Л. А. Семенов. -М. : Советский спорт, 2005. - 142 с.
42. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза : моногр. / В. А. Вишневский, В. В. Апокин, Д. В.
Сердюков, А. А. Варин, Д. Г. Жеребцов. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2010. - 347 с.
43. Солодков, А. С. Адаптация в спорте : состояние, проблемы, перспективы / А. С. Солодков // Физиология человека. - 2000. - Т. 26.-№6.-С. 87-93.
44. Солодков, А. С. Физиология человека, общая, спортивная, возрастная : учеб. / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Терра- спорт, Олимпия-пресс, 2005. - 520 с.
45. Спортивная морфология : учеб, пособие / сост. М. А. Попова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 132 с.
46. Теория и методика физической культуры : учеб. / под. ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.
47. Фарбер, Д. А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. - М. : Педагогика, 2007. - 230 с.
48. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации : сб. материалов / под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Н. А. Скобина. - М. : НЦЗД РАМН, 2013. - 192 с.
49. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2001. - 480 с.
50. Хрущев, С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С. В. Хрущев. - М. : Медицина, 1977. - 234 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ