Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами интерактивных игр

Работа №33630

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
862
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение состояния проблемы формирования лексико - грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.1 Развитие лексико - грамматической стороны речи в онтоенезе 6
1.2 Характерные особенности лексико-грамматической стороны речи у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 11
1.3 Интерактивная игра как средство формирования лексико -
грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня 15
Выводы по главе I 18
Глава II. Эмпирическое исследование лексико - грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 21
2.1 Организация констатирующего этапа эксперимента 21
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 23
Выводы по главе II 36
Глава III. Программа логопедической работы по формированию лексико - грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием
речи III уровня средствами интерактивных игр 37
3.1 Содержание формирующего этапа эксперимента 37
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 48
Вывод по главе III 58
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Приложение 66


Актуальность исследования. В настоящий период времени количество детей дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии существенно увеличивается. У данного контингента детей нарушаются все компоненты речевой системы: звукопроизносительная сторона, словарный запас не соответствует возрастной норме, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, недоразвитие связной речи.
Вследствие этого развитие лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день. Многими учёными, которые занимались проблемами речи, в последние годы отмечается стойкий прирост числа дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), которые имеют нормальный слух и сохранность интеллектуального развития. У данной категории детей наблюдается недоразвитие или отставание от нормы всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики [5, с.3]. Нарушения лексико-грамматического строя речи выступают ведущим дефектом в составе картины ОНР у детей старшего дошкольного возраста [2; 3; 6]. Овладение лексико-грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи является условием для социально активной жизни в обществе и поэтому имеет особую социальную значимость (А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова и др.).
Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к более полному использованию потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова и др.). Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников с ОНР рационально проводить в игровой форме, содержащей в себе развивающие и дидактические игры (сюжетно -ролевые игры, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.), беседы, рассказы. Тем не менее в источниках методической литературы неполноценно развёрнут и раскрыт вопрос онтогенетического развития лексико-грамматической стороны речи детей с нарушением речи, однако такого контингента дошкольников не становится меньше. В связи с этим проблема развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной и на сегодняшний день.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для логопедической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи средствами интерактивных игр».
Цель исследования - определить особенности и уровень сформированности лексико - грамматического строя речи, разработать комплекс интерактивных игр и определить их эффективность в развитии лексико - грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - процесс формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами интерактивных игр.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами интерактивных игр;
- рассмотреть становление лексико -грамматического строя речи в онтогенезе и выявить особенности его сформированности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработать комплекс игр по развитию лексико - грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
- применить комплекс игр и определить его эффективность в развитии лексико - грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием III уровня.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование интерактивных игр на занятиях по речевому развитию будет способствовать развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной и учебно - методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс интерактивных игр по развитию лексико - грамматической стороны речи может быть актуален как в использовании логопедами в дошкольных учреждениях, воспитателями для закрепления с детьми изученного материала, так и применении его родителями в домашних условиях с детьми, имеющими речевое недоразвитие.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подробный разбор психолого - педагогической и методической литературы по проблеме нашей экспериментальной работы экспонирует, что диллема о способах развития лексической системности и грамматического структурирования остаётся недостаточно решённой и до сих пор актуальной в современном мире.
При отслеживании состояния лексической и грамматической системности речи у детей с речевым недоразвитием были выявлены количественные и качественные характеристики выполненности заданий.
По результатам констатирующего этапа нами было решено создать методическое пособие с дидактическими играми по развитию лексико - грамматического строя речи у дошкольников с третьим уровнем речевого недоразвития. В нашей разработке учитывается структура речевого нарушения данной категории детей, исходя из результатов обследования, а также уровень сформированности лексической системности и грамматических навыков.
Итогом формирующей ступени эксперимента нами был проведён контрольный этап. Задания для определения результативности предъявлялись те же, что и на констатирующем этапе.
Контрольный этап эксперимента продемонстрировал улучшение в количественных и качественных характеристиках по результатам формирующей ступени.
Исходя из положительных результатов заключительного исследования после испытания нашей методической разработки по развитию лексического и грамматического структурирования, следует подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы и предоставленной возможности в реализации цели нашей экспериментальной деятельности.



1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст]: учеб. Пособие для логопедов и воспитателей /
З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.- с. 235 -248.
2. Адмони, В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики [Текст]: учеб. для вузов / В.Г. Адмони - М.: Просвещение, 2008. - с. 189 - 214
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия. 2000.- с. 400 - 405
4. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст]: метод. пособие / Г.А. Быстрова, Э. А. Сизова - СПб.: Каро, 2004. - с. 15 - 23.
5. Вакуленко, Л.С. Формирование понимания и употребления синонимичных значений слов у детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Л.С. Вакуленко, Е.А. Соловьёва // Дошкольная педагогика. - 2011. - №3. - с.23 - 27.
6. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников [Текст]: метод. пособие / С.А. Васильева, Н. В. Соколова.- М.: Школа-Пресс, 2001.75 с.
7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития [Текст]: учеб. для вузов / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2007. - с.113 - 156.
8. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) [Текст] / Под.ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2009. - 720 с.
9. Володина, В.А. Наречия в словаре детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В.А. Володина // Дошкольное воспитание. -2013. - №8. - с.11- 15
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: кн. для дошкольных работников / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 457 - 469 с.
11. Гончарова, В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи [Текст]: учеб. для вузов / В.А. Гончарова. -СПб.: Акцидент, 2012. - 123 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002.-144 с.
13. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. - №4. -2006. - с.12 - 17
14. Ерёмина, В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие для студентов / В.Н. Ерёмина. - Рязань: Пресса, 2011.- с. 45 - 67
15. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях [Текст] / Т.И. Исаева // Школьный логопед. - 2015. - № 4.- с.17 - 30.
16. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учеб. для вузов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Книгомир, 2011. - 567 с.
17. Захарова, Н.В К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста [Текст]: (Овладение категорией падежа имени существительного): Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук (по психологии) / Н.В. Захарова. - М.: Просвещение, 2015. - 127 с.
18. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст]: учеб. пособие для вузов/ М. Зееман. - М.: Астрель, 2012. - 270 с.
19. Карпова, С.Н. Особенности ориентировки на слове у детей [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. - М.: Академия, 2012. - 165 с.
20. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи [Текст]: пособие для логопедов и дефектологов / Р.А. Кирьянова. - СПб, 2004.- с.23- 34.
21. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кондратенко. - СПб.: Каро, 2006. - 238с
22. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексикограмматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. - 2004 - № 1. с.
23. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. для вузов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2011.- с.17 - 25.
24. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]: учеб. для вузов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2009. - 160 с.
25. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р.Е. Левина. - М.: Аркти, 2011. - с.32 - 39.
26. Левчук, Е.А. Грамматика в сказках [Текст]:пособие сотрудников дошк. учрежд. / Е.А. Левчук - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - с. 15
27. Леонтьев, А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М.: Просвещение, 2007. - 346 с.
28. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2005. - с. 127 - 136.
29. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2011. - с. 21 - 38
30. Макарова, Н.В. Речь ребёнка от рождения до 5 лет [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Н.В. Макарова. - СПб.: КАРО, 2014. - с. 225 - 245.
31. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Микляева // Дефектология. - 2011. - №4. - с.22.
32. Никашина, Н.А. Недостатки лексико - грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.А. Никашина // Тезисы докладов IV науч. сессии по вопросам дефектологии. - М.: Просвещение, 2012. - 145 с.
33. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст]: образовательная программа / Нищева Н.В.- Спб.: Детство-пресс, 2003.- 245 с.
34. Попов, М.В. О слове как единице языка [Текст]: учеб. пособие / М.В. Попов. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2007. - с. 127 - 130
35. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2013 г.- 144 с.
36. Спирова, Л.Ф. Обследование лексического и грамматического строя речи [Текст] / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Методы обследования нарушений речи у детей. - М.: Просвещение, 2012. - с.23
37. Тишина, Л.А. Формирование представлений о слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере глагольной лексики) [Текст] / Л.А. Тишина, Н.В. Сальникова // Логопедия. - 2012. - №4.- с. 15
38. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: альбом дошкольника / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном, 2013. - с. 189 - 205.
39. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР [Текст] / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2011. - №4. - с. 9
40. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольников: мет. пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева.- Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
41. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи [Текст]: учеб. пособие. для студ. высш. учеб, заведений / С.Н. Цейтлин. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 245 с.
42. Черёмухина, Г.А. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования [Текст] / Г.А. Черёмухина, А.М. Шахнарович // Психолингвистические проблемы общения и обучения язвку. - М.: Просвещение, 2014. - с. 93 - 99
43. Шахранович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза реи [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.М. Шахранович, Н.М. Юрьева. - М.: Наука, 2010. - 168 с.
44. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии [Текст] / С.Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой.- М.: Экономика, 2007. - с.80
45. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2014.- 256 с.
46. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]: пособие для студентов / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2015. - 113 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ