Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные направления деятельности прокуратуры на современном этапе

Работа №33500

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
794
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исторические и нормативно-правовые основы образования и деятельности прокуратуры в России 6
1.1. Цели и задачи деятельности прокуратуры 6
1.2. История становления института прокуратуры в России и за рубежом 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в
современной России 24
Глава 2. Особенности осуществления основных полномочий органами прокуратуры 31
2.1. Прокурорский надзор 31
2.2. Осуществление прокурором уголовного преследования 36
2.3. Координационная деятельность прокурора 47
2.4. Участие прокурора в рассмотрении дел судами 54
2.5 Возбуждение дел прокурором об административных правонарушениях и проведение административного расследования 60
Глава 3. Современные тенденции и проблемы развития прокуратуры в
России. Пути совершенствования её деятельности 66
Заключение 73
Список литературы


Осуществляемая в России в конце 80-х годов прошлого века судебная правовая реформа, пронизанная идеей построения правового государства и основанная на дальнейшем развитии принципа разделения властей, имела целью построение независимой судебной власти, что повлекло за собой переосмысление складывающегося многими годами понимания о взаимоотношении суда и прокуратуры, включая уголовно-процессуальную сферу деятельности. В условиях кардинально меняющихся статуса и роли суда прокурор был больше не в праве надзирать за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел судом, что также вызывало неоднозначное отношение и активное обсуждение.
По мнению авторов, отстаивавших необходимость и нужность прокурорского надзора за судом, утверждали, что последний никоим образом не возвышает прокурора перед судом, т.к. прокурор, олицетворяющий высший надзорный орган, должен охранять более обширный круг интересов, нежели защита. По их мнению, лишение прокурора надзорных функций в суде, как в уголовном, так и в гражданском процессе, придание ему полномочий лишь одной из сторон процесса совершенно не способствует задачам и целям правосудия.
И напротив, немалое количество прогрессивно мыслящих ученых, таких как Т.Г. Морщакова, И.Л. Петрухин, В.М. Савицкий, С.А. Шейфер и др. и в тот сложный переломный период находили убедительные аргументы в пользу реализации идеи установления независимой судебной власти нашедшая свое оформление в Концепции судебной реформы в РФ, одобренной в октябре 1991 года Верховным Советом РФ.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения проблемы обеспечения повышения эффективности современной процессуальной деятельности прокурора, так как по смыслу действующего законодательства важная, если не ключевая, роль в этом процессе отведена именно
3
ему, как одному из важнейших субъектов, стоящих на страже законности и правопорядка.
Объектом исследования являются процессуальные правоотношения, складывающиеся в ходе реализации прокурором своих полномочий.
В качестве предмета исследования выступают нормы законодательства, регламентирующие деятельность прокурора.
Целью работы является исследование основных направлений деятельности прокуратуры на современном этапе.
Обозначенная цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить исторические и нормативно-правовые основы образования и деятельности прокуратуры в России
- провести анализ особенностей осуществления основных полномочий органами прокуратуры;
- исследовать современные тенденции и проблемы развития прокуратуры в России, а также пути совершенствования её деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные труды таки авторов, как А.С. Андреянова, А.М. Баксаловой, З.Ш. Гатауллиной, С.П. Гришина, Н.П. Кирилловой, Д.А. Мезинова, Е.С. Серовой, А.А. Тушева и др.
Методологической основой исследования послужил общенаучный диалектический метод познания объективной действительности. В ходе работы использовались такие методы как изучения документов и анализ юридической литературы.
Структура работы представлена поставленными задачами исследования и включает в себя введение, три главы, поделенные на восемь параграфов, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Разумеется, с самого начала своего существования прокуратура Российской Федерации претерпела значительные изменения. Российский прокурорский надзор переживал успехи и неудачи, накапливая бесценный опыт защиты правопорядка. Таким образом, именно расширение предмета и пределы прокурорского надзора стали его тенденцией. Предоставление широких полномочий в области уголовного преследования и общего надзора привело к тому, что это учреждение заняло особое звание, которое, несомненно, следует сохранить, несмотря на недостаточную эффективность работы российской прокуратуры на современном этапе. В настоящее время прокуратура Российской Федерации является уникальным автономным органом, призванным стабилизировать ситуацию и обеспечивать соблюдение законов всеми государственными органами.
Это качество можно рассматривать как основу для выделения конкретной прокурорской власти в механизме государственной власти, который, контролируя и сдерживая, дополняет фундаментальные ветви власти. Органы прокуратуры обязаны установить и принять меры по устранению любых нарушений закона. Взаимосвязанность и взаимозависимость функций прокуратуры является необходимым условием эффективности прокурорской деятельности. В ближайшем будущем Российская Федерация не может обойтись без Прокуратуры с обширной компетенцией, включая широкие надзорные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции Российской Федерации, действующих в Российской Федерации законов, единству и укреплению верховенства права, интересов общества и государства, охраняемых законом, и эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина. Реформа внесла существенные коррективы в деятельность российской прокуратуры.
Прежде всего, это произошло в сфере надзора за законностью следственной, следственной и оперативно-розыскной деятельности, где расширена компетенция суда. Общий надзор был преобразован в ответ прокурора на основании полученной информации о нарушениях закона. Нет сомнений в необходимости сохранения сильной централизованной прокуратуры, но ее организация должна соответствовать требованиям времени, с учетом концептуальных направлений государственного строительства. Конституционное законодательство должно быть основой для решения этих вопросов. Тип прокуратуры, приемлемый для современной России, и, следовательно, ее принципы, функции, место в системе государственной власти определяются социально-экономическим и политическим состоянием общества, наличием традиций и менталитетом граждан. В связи с этим очень важно, чтобы прокуратура была направлена на борьбу не только с нарушением прав личности, но и способна реагировать на нарушения закона, затрагивающие интересы неограниченного числа граждан.
В настоящее время важно посредством всесторонней государственной поддержки и продуманной кадровой политики попытаться оптимизировать работу прокуратуры в рамках существующей правоохранительной системы на универсальных принципах централизации, законности, беспристрастности, независимости, публичность, объективность и эффективность. Что касается компетенции и функций органов прокуратуры, следует отметить, что приоритеты прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизни.
Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему Российской Федерации.
В дополнение к надзору законодатель поручил прокуратуре ряд других функций. Среди них: участие прокуроров в рассмотрении дел судами; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в законотворчестве; выпуск специальных изданий.
Органы прокуратуры в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» принимают активное участие в законотворчестве. Важным направлением участия в законотворчестве можно считать участие сотрудников Г енеральной прокуратуры Российской Федерации в рабочих группах, созданных в Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции поддерживает прямые контакты с соответствующими органами других государств и международных организаций, сотрудничает с ними, заключает соглашения о правовой помощи и борьбе с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российская Федерация.
Оптимальная организация работы в органах прокуратуры является важнейшим условием ее эффективного функционирования. Как и любой другой государственный орган, прокуратура Российской Федерации, прежде всего, является определенной организацией, то есть стабильной системой совместно работающих лиц, основанной на иерархии званий и разделения труда.
Говоря о проблеме статуса прокуратуры Российской Федерации, следует отметить, что основополагающим нормативно-правовым актом, закрепляющим конституционно-правовой статус прокуратуры, является Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст.129 Конституции Российской Федерации прокуратура является одним из важнейших органов государственной власти. Однако он не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в статье 10 Конституции Российской Федерации. Кроме того, по справедливому мнению многих ученых, статья 129 Конституции Российской Федерации, в которой закреплен статус прокуратуры, была необоснованно помещена в главу «Судебная власть», в то время как российская прокуратура не является структурно или функционально связан с судебными органами.
Как было установлено в исследовании, прокуратура Российской Федерации не является законодательным органом, ни исполнительным, ни судебным. Основная задача прокуратуры - наблюдать и пресекать все нарушения закона, поскольку был наказан основатель российской прокуратуры Петр I.
Современное положение прокуратуры в системе государственных органов определяется историческими, национально-культурными особенностями развития нашей страны.
Следовательно, очевидно, что прокуратура имеет все признаки самостоятельной ветви государственной власти, поскольку она организационно отделена от других государственных органов, отличается конкретными принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми частями Система, использует специальные формы и методы для осуществления своих полномочий, реальная способность сбалансировать другие ветви власти с сдержками и противовесами.
Итак, прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Его цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, требуют уточнения. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, функциях, которые она выполняет, давно назрел и требует решения. Конституция Российской Федерации не должна содержать переходных положений, а должна отражать статус прокуратуры и систему ее функций, которые присущи ей в демократическом правовом государстве и которые должны быть конечной целью проводимой реформы.
Прокуратура Российской Федерации должна функционально и структурно сохранять свою конституционную независимость и правовую независимость. Поэтому очевидно, что ситуация должна быть разрешена законом, путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.



1. Всеобщая декларация прав человека (принята Г енеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», N 67, 05.04.1995.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 28.04.1976, N 17, ст. 291.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-УШ) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., N 17(1831).
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст.445.
5. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 06.02.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, N 33, ст. 1316.
6. Закон СССР от 30.11.1979 N 1162-X «О прокуратуре СССР» // «Ведомости ВС СССР», 1979, N 49, ст. 843.
7. Именной указ от 12 декабря 1741 г. «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних Г осударственных дел; о сочинении реестра указам прежних царствований, которые пользе Г осударственной противны; об уничтожении прежнего Кабинета, и об установлении нового при Дворе Ее Императорского Величества; об учреждении по-прежнему в Губерниях прокуроров, и об определении для управления иностранными делами Канцлера» // СПС Гарант.
8. Основные положения о прокуратуре: Приняты Государственным советом Российской империи в 1862 г. // Памятники русского права. 1961. №
8.
8. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 «Положение о прокурорском надзоре» // «СУ РСФСР», 1922, N 36, ст. 424.
9. Постановление ЦИК СССР N 84, СНК СССР N 2621 от 17.12.1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР» // «СЗ СССР», 1934, N 1, ст. 2б.
10. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 20.06.1933 «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» // «СЗ СССР», 1933, N 40, ст. 239.
11. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 24.07.1929 «Об утверждении положения о Верховном Суде Союза ССР и прокуратуре Верховного Суда Союза ССР» // «СЗ СССР», 1929, N 50, ст. 444.
12. Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // 2Законность», N 11, 2011.
13. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 декабря 2010 г. № 445 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» // СПС «КонсультантПлюс».
14. Приказ Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 года № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Приказ Генерального Прокурора СССР от 28 июля 1949 г. № 131 «О введении участковой системы работы следователей» // Советская прокуратура. Сборник документов / Сост.: Метелкина Г.А., Ширяев И.Н.; Отв. ред.: Павлищев К.С., Шишков С.А. - М.: Юрид. лит., 1981. - 288 с.
16. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 13 ноября 2000 года № 141 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // СПС «Консультант- Плюс».
17. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 года № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» // СПС «КонсультантПлюс».
18. Приказ генеральной прокуратуры РФ от 20 августа 2002 года № 51 «О поддержании государственного обвинения» // СПС «КонсультантПлюс».
19. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 3 июня 2002 года № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // СПС «КонсультантПлюс».
20. Приказ Генпрокуратуры России от 08.08.2018 N 485 (ред. от 30.04.2019) «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» (вместе с «Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018 - 2021 гг.) // СПС «КонсультантПлюс».
21. Приказ Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (ред. от 11.12.2018) «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» // СПС «Консуль- тантПлюс».
22. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 21.09.2018) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
23. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.01.1996 N 4 «Об объявлении Соглашений о правовой помощи и сотрудничестве» (вместе с «Соглашением между Г енеральной прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Республики Таджикистан о правовой помощи и сотрудничестве», «Соглашением между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Туркменистана о правовой помощи и сотрудничестве» от 07.12.95) // «Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ», М., 1999.
24. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.01.1996 N 4 «Об объявлении Соглашений о правовой помощи и сотрудничестве» (вместе с «Соглашением между Г енеральной прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Республики Таджикистан о правовой помощи и сотрудничестве», «Соглашением между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Туркменистана о правовой помощи и сотрудничестве» от 07.12.95) // «Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ», М., 1999.
25. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
26. Указ Петра I от 12(23) января 1722 г. «Об учреждении должности генерал-прокурора Российской Империи» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1-е. СПб., 1720-1722. Т. 6 (1830). №№ 3877, 3880, 3979.
27. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 07.12.2016) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // «Собрание законодательства РФ», 22.04.1996, N 17, ст. 1958.
28. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г.-июль 1956 г.
29. Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955 «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» // «Ведомости ВС СССР", 1955, N 9, ст. 222.
30. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О федеральной службе безопасности» // «Собрание законодательства РФ2, 10.04.1995, N 15, ст. 1269.
31. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О Счетной палате Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1649.
32. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018, с изм. от
29.03.2019) «О противодействии терроризму» // «Собрание законодательства РФ», 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
33. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
34. Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О внешней разведке» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 143.
35. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
36. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // «Собрание законодательства РФ», 17.07.1995, N 29, ст. 2759.
37. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
08.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
38. Федеральный закон от 17.11.1995 N 168-ФЗ (с изм. от 05.06.2007) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
39. Федеральный закон от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного Протокола и второго дополнительного Протокола к ней» // «Собрание законодательства РФ», 25.10.1999, N 43, ст. 5129.
40. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ