Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В УЧЕБНИКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №33415

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
661
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы эффективности системы письменных упражнений в учебниках английского языка 8
1.1. Понятия «письмо» и «письменная речь» 9
1.2. Характеристика системы письменных упражнений 15
1.3. Теоретические положения и требования отраженные в
нормативных актах, которым должна соответствовать эффективная система письменных упражнений 27
1.4. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 40
ГЛАВА 2. Практические аспекты реализации эффективной системы письменных упражнений 49
2.1. Результаты анкетирования школьных учителей 51
2.2. Апробация разработанных критериев оценки системы
письменных упражнений 57
2.3. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЯ

Главной целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции учащихся во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Долгое время письмо рассматривалось как средство обучения, которое способствует развитию умений и навыков устной речи и чтения, однако в настоящее время обучение письму как средству общения приобретает все большую важность и актуальность. Это связано с тем, что широко развиваются различные международные программы и проекты, все крепче и разнообразнее становятся международные связи. При устройстве на работу или поступлении в вуз за рубежом, для сдачи международных экзаменов навыки письма просто необходимы. Не менее важно умение составлять грамотное и логичное письмо при неофициальной переписке, особенно сейчас, когда во всем мире огромной популярностью пользуется такое средство коммуникации, как Интернет.
Достаточно высокий уровень развития письменной речи требуется как для академических целей, так и для продолжения образования. Не случайно, в общеобразовательных стандартах, современных программах РФ, а также в документах Европейского Совета письменная речь определена не только как средство, но и как цель обучения.
Таким образом, отнесение письменной речи к целям обучения свидетельствует о значительной переоценке роли письма, которая произошла в методике в последние годы. Однако в ходе нашего опроса учителей практиков с целью выявления соответствия педагогической практики теоретическим рекомендациям методистов и критериев обучения письму, отражённых в коммуникативном подходе, ФГОС и общеевропейских компетенциях, было выявлено несколько противоречий:
- между требованиями современного общества к развитию навыка письма и недостаточно разработанной методикой обучения письму, для формирования иноязычной письменной коммуникативной компетенцией у учащихся;
- а также между сложившейся практикой обучения ИЯ в школе и требованиями к обучению письму, отраженными в нормативных актах и теоретических работах.
Именно это и определяет актуальность выбранной нами темы «Система письменных упражнений в учебниках английского языка». Ведь именно учебник является основным средством обучения, одной из основ которого является система упражнений, в нашем случае письменных. Актуальность выявления эффективности этой системы в соответствии с современными требованиями и методическими разработками очевидна.
Все вышесказанное и определило дальнейший ход исследования.
Так, объектом данного исследования является учебник как базовый инструмент обучения английскому языку, предметом - система письменных упражнений в учебниках английского языка.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить и обосновать критерии оценки эффективности системы письменных упражнений в учебниках английского языка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, а также нормативные акты по проблеме с целью выявления критериев, для определения эффективности системы письменных упражнений в учебниках, которые наиболее популярны среди школьных учителей сегодня
2. Разработать и провести опрос учителей с целью выявления уровня соответствия практической деятельности учителей теоретическим критериям обучения письму, а также для определения самого удачного по мнению учителей-практиков с точки зрения эффективности письменных упражнений представленных в нем
3. На основе проведенного анализа теоретических и практических аспектов проблемы разработать критерии эффективности системы письменных упражнений в учебниках английского языка
3. На основе разработанных критериев проанализировать и дать характеристику учебнику, рекомендованному учителями.
Теоретическая база исследования.
В современной системе иноязычного образования происходит коренная перестройка процесса обучения, выдвигающая на повестку дня вопрос об ориентации учащихся на формирование основ коммуникативной компетенции, что подразумевает высокий уровень развития продуктивных речевых умений. В отечественной психологической и педагогической науке проблема формирования иноязычной коммуникативной компетенции освещена в работах И.А. Зимней, Е.И Пассова, В.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой, И.А. Мазаевой и др.
Что касается литературы по проблеме развития речевых умений, в частности письма, то ее можно поделить на две условные группы. К первой группе относятся общие методические работы по обучению иностранным языкам. Следует отметить как работы отечественных методистов: Д.Н. Гальсковой, Р.П. Мильруда, Е.И. Пассова, А.Н Щукина, так и иностранных авторов: D. Byrne, Т. Hedge, J. Dooley, H. Romney, B. Klimova, A. Raimes, J. Williams.
Вторая группа исследований представляет собой работы, которые посвящены только развитию навыков письма и письменной речи. Базовыми здесь можно считать работы Е. И Пассова и Кузнецовой, а также Л.Г. Кузьминой. Также проблемы формирования навыков письма и письменной речи поднимаются в статьях С. Ю. Булановой, А.Л. Кочетовой, Н.Ю. Вторушиной, Е.В Штанько.
Кроме того, необходимо выделить учебно-справочный комплекс литературы. А именно работы Э. Г. Азимова и А.Н. Щукина, О.С. Ахмановой и др.
На ряду с этим были проанализированы следующие нормативные акты: «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» - документ, разработанный Советом Европы в переводе Ирисхановой. Также в работе использовалась информация, отраженная во ФГОС для начальной и общей школы.
Разработанные критерии были апробированы в процессе анализа учебника «Английский в фокусе» (Spotlight) издательств «Просвещение» (Россия) и «Express Publishing» (Великобритания).
Методы исследования.
а) теоретические: изучение и контент-анализ научно-методической литературы, а также нормативных актов, сравнение и систематизация информации.
б) эмпирические: метод опроса, анкетирование метод, математической обработки результатов опроса, разработка критериев для анализа учебника, метод анализа.
Научная новизна дипломной работы
1. Систематизированы принципы обучения письменной речи, отраженные в нормативных актах и в теоретической литературе по проблеме
2. Выявлены проблемы практической реализации методико-педагогических требований к обучению иноязычному письму в школьной практике
3. Разработаны критерии эффективности системы письменных упражнений в учебниках английского языка
4. Проанализирован учебник с целью апробировать разработанные критерии эффективности письменных упражнений
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации теоретических основ обучения иноязычному письму и письменной речи школьников на уроках английского языка.
Практическая значимость работы заключается в разработке критериев анализа эффективности системы письменных упражнений, представленных в учебнике. Эта схема анализа может представлять определённую ценность для всех учителей иностранных языков, так как с ее помощью они могут проанализировать учебник, которому они отдают свое предпочтение, на соответствие его современным критериям в отношении формирования навыка письма и письменной речи.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В ведении обоснована логика проведения исследования. Основная часть состоит из двух глав, выделенных по проблемному признаку: «Теоретические аспекты эффективности системы письменных упражнений в учебниках английского языка» и «Практические аспекты реализации эффективной системы письменных упражнений». В заключении обобщаются итоги исследования. Список литературы включает в себя 59 пунктов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью настоящей работы являлось выявление и обоснование критериев оценки эффективности системы письменных упражнений в учебниках английского языка.
В ходе исследования в рамках поставленных задач для достижения цели:
1. Была изучена психолого-педагогическая и методическая литература, а также нормативные акты по проблеме с целью разработки критериев для определения эффективности системы письменных упражнений в учебнике, который окажется рекомендован большинством учителей
2. На основе изученной литературы было разработано и проведено анкетирование учителей с целью выявления уровня соответствия практической деятельности учителей теоретическим критериям обучения письму, а также для определения самого удачного по мнению учителей практиков с точки зрения эффективности письменных упражнений
3. Разработанные критерии были апробированы, а также была дана характеристика учебнику, рекомендованному учителями: «Английский в фокусе» (Spotlight) издательств «Просвещение» (Россия) и «Express Publishing» (Великобритания).
4. Были предложены рекомендации учителям- практикам работающим с данным УМК
Мы считаем, что поставленная цель достигнута, так как все поставленные задачи были решены. При разработке критериев определения эффективности системы письменных упражнений был использован комплексный подход: в их основу были положены критерии совокупности упражнений как системы, методическая литература по различным видам упражнений, развивающим навыки письма в соответствии с задачами, которые являются основой в обучении письму, отраженных во ФГОС и исследованиях методистов, а также мнение учителей- практиков.
В ходе анализа анкет учителей-практиков с целью выявления уровня соответствия практической деятельности учителей теоретическим критериям обучения письму, мы пришли к следующим наиболее важным выводам:
1. Значительное число учителей практиков до сих пор не воспринимают письмо как цель обучения.
2. По мнению большинства опрошенных учителей уровень сформированности письменных умений учащихся ниже уровня сформированности другим
3. Нехватка времени - основная причина, по мнению учителей, которая не позволяет ученикам овладеть письменной речевой деятельность
4. Аутентичные материалы используются в системе письменных упражнений всеми учителями
Большинство опрошенных учителей на вопрос: «Какие УМКанглийского языка с точки зрения обучения письму Вы считаете наиболее соответствующими современным требованиям?», ответили, что таким считают Spotlight. Это и определило выбор УМК для апробирования разработанных в первой главе критериев эффективной системы письменных упражнений.
Исходя из полученных результатов на соответствие системы письменных упражнений, представленных в Spotlight 9, разработанным критериям были сформулированы основные достоинства и недостатки учебника с точки зрения обучения письму, а также рекомендации при работе с данным УМК.
Цель данного исследования считаем достигнутой, так как все составляющие ее задачи были успешно решены, а схема анализа представленная в работе может представлять определённую практическую ценность для всех учителей иностранных языков, так как с ее помощью они могут проанализировать учебник, которому они отдают свое предпочтение, на соответствие его современным критериям в отношении формирования навыка письма и письменной речи.



1. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - Дата доступа: 28.04.2019.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - Дата доступа: 28.04.2019.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.). - Режим доступа:
https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. - Дата доступа: 14.04.2019.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в ред. Приказов от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.). - Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. - Дата доступа: 14.04.2019.
Литература:
5. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2009.- 448 с.
6. Бабинская П.К. Леонтьева Т.П. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П.К. Бабинская, Леонтьева Т.П. - Минск. ТетраСистемс, 2006. - 288 с.
7. Бартенева И.Ю. К вопросу о классификации упражнений в методической литературе //Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2010. - № 2(33). - Ч. 2. - С. 19- 22.
8. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
9. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение, 1966. - 308 с.
10. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков //Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5. - С. 22.
11. Верещагина И.Н. Рогова Г.В. Языкова Н.В. Методика обучения английскому языку. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: Просвещение,2008. - 224с.
12. Вторушина Н. Ю. Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2010. - № 1(32). - Ч. 2. - С. 129-132.
13. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
14. Гальскова Н.Д., Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/ Н.Д. Гальскова, Н.Н. Гез. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
15. Гальскова И.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - Москва: КНОРУС, 2018. - 390 с.
16. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.- 221 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2004. - 384 с
18. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 2-10.
19. Кузьмина, Л.Г. К вопросу о содержании обучения иноязычной письменной речи // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2001. - С.97-99
20. Кузьмина Л.Г. New challenges in writing: Пособие по развитию культуры письменной речи. - М.: Еврошкола, 1998
21. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический словарь по методике преподавания иностранных языков. / И.Л. Колесникова, О.А Долгина - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”, «Cambridge University Press», 2001. - 224 с.
22. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения в языковом вузе. М.: Высшая школа, 1986. - 143 с.
23. Мазаева И.А. Компетенции владения иностранным языком (общеевропейский опыт разработки) // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 1. - С. 3 - 9.
24. Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи// Иностранные языки в школе. — 1997. — № 2 . — С. 5-11.
25. Миролюбов А.А. Методы обучения иностранным языкам в средней
школе // Методика обучения иностранным языкам: традиции и
современность. - Обнинск: Титул, 2010. - С. 56 - 62.
26. Миролюбов А.А. Принципы обучения иностранным языкам // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. -М.: Титул. 2010. - С. 50 - 56.
27. Никитенко З.Н. Школьное образование в Европе: современные тенденции языковой политики // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 2. С. - 2 - 10.
28. Пассов, Е.И. Галактика Гутенберга или текст как единица овладения культурой иноязычного письма // Коммуникативная методика. - 2004. - №.4. С. 26-29.
29. Пассов, Е.И. К письму - через чтение // Коммуникативная методика. - 2004. - №5. С. 26-29.
30. Пассов, Е.И. Выражение языком мимики и жестов// Коммуникативная методика. - 2004. - №6. С. 26-29.
31. Пассов Е. И. Упражнение как средство обучения. Ч. II: учеб. пособие / Е. И. Пассов, Е. С. Кузнецова. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 40 с.
32. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка/ пер. выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. - М.: Изд- во МГЛУ, 2003. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://learnteachweb.ru/artides/eurcomp.doc. Дата обращения: 11.05.2019.
33. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. - М.: Высшая школа, 1980. - 120 с.
34. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку 1-4 классы / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. - М.: Просвещение, 2008. - 223 с.
35. Романова Л.И. ЕГЭ. Английский язык. Письмо.- М: Айрис - пресс,
2014. - 144 с.
36. Попова Т.П. Современные подходы к обучению письменной речи на английском языке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/27603369-Sovremennye-podhody-k-obucheniyu-pismennoy- rechi-na-anglivskom-vazvke-t-p-popova.html. - Дата доступа: 28.04.2019.
37. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
38. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М.: Еврошкола, 2004. - 233 с.
39. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
40. Соловова Е.Н. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Лекции 5-8. / Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков- М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2006. - 70 с.
41. Сысоева Е.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2006.- №7. С. 43-46.
42. Утробина А. А. Методика преподавания и изучения иностранного языка. - М.: Приор-Издат, 2006. - 107 с.
43. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
44. Филатов В.Н. Методика обучения иностранным языкам в начальной и средней общеобразовательной школе. - Ростов н/Д., 2004. - 416 с.
45. Челпанова Е.В., Зырянова А.В., Калугина Е.В. Актуальные вопросы реализации Федерального стандарта второго поколения по иностранному языку. - Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2013. - 218с.
46. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
47. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. -М: Издательство Икар, 2011. - 454с.
48. Штанько Е. В. Совершенствование умений и навыков письменной
речи у студентов, изучающих английский язык // Молодой ученый. - 2014. - №12. - С. 314-318. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/71/12190/ (дата обращения: 28.04.2019).
49. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.
Литература на иностранных языках:
50. Byrne D. Teaching Writing Skills. - Longman Group UK, 1988. - 154 p.
51. Dooley J., Evans V. Reading and Writing Targets. - Express Publishing, 2011. - 249 p.
52. Hedge T. Teaching Writing [Electronic resource]. - Oxford: OUP, 1988.
- Mode of access: http://studopedia.ru/12_169543_Types-of-writing-T-
Hedge.html. - Таблица. Date of access: 07.06.2019.
53. Dombey H. What we know about teaching writing. - Preschool & Primary Education, 2013. P. 22-40.
54. Klimova B.F. Approaches to the teaching of writing skills Procedia. // Social and Behavioral Sciences. - 2013. P. 147 - 151.
55. Barkaoui K. Teaching Writing to Second Language Learners: Insights from Theory and Research. - TESL Reporter 40, 2007. P. 35-48
56. Raimes A. Ten steps in planning a writing course and training teachers of writing. Singapore: SEAMEO Regional Language Centre,1998. P. 514-527.
57. Spratt M. Pulverness A., Williams M. The TKT Course. Modules 1, 2 and 3 2nd ed. — Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - 256 p.
58. Williams J. D. Preparing to teach writing: Research, theory, and practice. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2003. - 356 p.
59. Myles J. Second language writing and research: The writing process and error analysis in student texts. - TESL-EJ, 2002.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ