Введение
1. Общая характеристика географических особенностей Республики Татарстан
1.1 Особенности экономической географии Республики Татарстан
1.2 Особенности физической географии Республики Татарстан
2. Методические особенности изучения географии в 8-9 классах
2.1. Методические особенности изучения географии в курсе 8 и 9 классов в условиях ФГОС
2.2 Анализ учебной и методической литературы по изучению географии Республика Татарстан в школе
3. Работа по изучению особенности методики курса «География Республики Татарстан» (8-9 классы)
3.1 Разработка программы по внеурочной деятельности «География Республики Татарстан» для 8 и 9 классов.
3.2 Анализ разработанной программы в рамках изучения курса по «География Республика Татарстан»
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время образование-это процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Традиционные методы обучения приводят к формальному освоению навыков анализа текста и не позволяют в полной мере развивать творческие способности обучающихся. Наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у обучающихся. Исследования определяется потребностями современной школы и задачами модернизации образования предполагающими развитие творческого потенциала личности [12, с.34].
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью качественно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Методика обучения переживает переломный период. Происходят изменения в целях образования, приходится разрабатывать и усовершенствовать учебные планы, программы, учебные и учебнометодические пособия, искать новые подходы, которые не будут даваться через отдельные дисциплины, а только посредством объединения образовательных областей. Создаются новые стандарты образования, которые отражают не только содержание, но и конкретные требования к конечному результату обучения, с указанием направлений деятельности.
Как и везде возникают трудности, в первую очередь из-за увеличения, в базисных планах школ, количество изучаемых предметов. В связи с этим происходит сжатие изучаемого материала по многим дисциплинам, в том числе и географии. Все эти обстоятельства обуславливают создание базы, для новых теоретических исследований в области методики изучения географии. Требуются другие приёмы для организации учебного процесса. В методике географии возникло множество проблем, которые нужно исследовать, и найти их решение.
Цель исследования: Рассмотреть особенности методики изучения курса «География Республики Татарстан» (8-9 классы).
Исходя из цели мы определили следующие задачи:
- Рассмотреть особенности экономической и физической географии Республики Татарстан;
- Исследовать методические особенности изучения географии в курсе 8 и 9 классов в условиях ФГОС;
- Проанализировать учебную и учебно-методическую литературу по изучению географии Республики Татарстан в школе;
- Разработать программу по внеурочной деятельности «География Республики Татарстан» для 8 и 9 классов;
- Проанализировать разработанную программу в рамках изучения курса по «География Республики Татарстан».
Объект исследования-география Республики Татарстан.
Предмет исследования-методика изучения географии Республики Татарстан.
Методы исследования: эмпирический (наблюдение, сравнение,
эксперимент). При решении поставленных задач мы использовали учебные и учебно-методические пособия, анализ программ, педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, методы сравнения, методику изучения курса «География Республики Татарстан» (8-9 классы).
База исследования: МБОУ «СОШ № 167» г. Казани.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников.
Особенности методики изучения курса «География Республики Татарстан» (8-9 классы)- уникальная тема. В процессе изучения данной темы учащиеся приобретают знания в физической географии: умение работать с источниками географической информации (карты, диаграммы), умение определять географическое положение объектов, обозначать и подписывать их на контурной карте, умение составлять типовые характеристики компонентов природы, умение наблюдать, фиксировать данные, объяснять изменения.
В экономической географии: умение оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования, умение анализировать статистические данные, составлять характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов, экономических районов. В современной школе роль этого компонента образования усилена.
Почти ни одна тема не имеет столь веское значение в воспитании патриотизма, любви к Родине, гордости за свою страну с её богатствами. Данная тема даёт общее представление о нашей республике в целом - это географическое положение, климат, почвы, растительный и животный мир, деятельность человека и экологические проблемы.
В нашей работе мы рассмотрели особенности экономической и физической географии Республики Татарстан. Исследовали методические особенности изучения географии в курсе 8 кл. и 9 кл. в условиях федерального государственного образовательного стандарта. Провели анализ учебных и учебно-методических пособий по географии Республики Татарстан. Разработали программу по внеурочной деятельности «География Республики Татарстан» для 8 и 9 классов. После внедрения программы проанализировали результаты.
Мы можем сказать, что с помощью программы внеурочной деятельности можно поднять низкий уровень знаний до высокого, этому способствует логическая структура программы. В первую очередь-это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов- ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ученика, внеурочная деятельность гораздо эффективней, так как ученик в праве выбирать ее исходя из своих интересов. Основываясь на принципах программы внеурочной деятельности, учитывается возрастная особенность учеников, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, связь теории с практикой, доступность и наглядность.