Введение
1. Общая характеристика географических особенностей Республики Татарстан
1.1 Особенности экономической географии Республики Татарстан
1.2 Особенности физической географии Республики Татарстан
2. Методические особенности изучения географии в 8-9 классах
2.1. Методические особенности изучения географии в курсе 8 и 9 классов в условиях ФГОС
2.2 Анализ учебной и методической литературы по изучению географии Республика Татарстан в школе
3. Работа по изучению особенности методики курса «География Республики Татарстан» (8-9 классы)
3.1 Разработка программы по внеурочной деятельности «География Республики Татарстан» для 8 и 9 классов.
3.2 Анализ разработанной программы в рамках изучения курса по «География Республика Татарстан»
Заключение
Список использованных источников
В настоящее время образование-это процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Традиционные методы обучения приводят к формальному освоению навыков анализа текста и не позволяют в полной мере развивать творческие способности обучающихся. Наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у обучающихся. Исследования определяется потребностями современной школы и задачами модернизации образования предполагающими развитие творческого потенциала личности [12, с.34].
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью качественно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Методика обучения переживает переломный период. Происходят изменения в целях образования, приходится разрабатывать и усовершенствовать учебные планы, программы, учебные и учебнометодические пособия, искать новые подходы, которые не будут даваться через отдельные дисциплины, а только посредством объединения образовательных областей. Создаются новые стандарты образования, которые отражают не только содержание, но и конкретные требования к конечному результату обучения, с указанием направлений деятельности.
Как и везде возникают трудности, в первую очередь из-за увеличения, в базисных планах школ, количество изучаемых предметов. В связи с этим происходит сжатие изучаемого материала по многим дисциплинам, в том числе и географии. Все эти обстоятельства обуславливают создание базы, для новых теоретических исследований в области методики изучения географии. Требуются другие приёмы для организации учебного процесса. В методике географии возникло множество проблем, которые нужно исследовать, и найти их решение.
Цель исследования: Рассмотреть особенности методики изучения курса «География Республики Татарстан» (8-9 классы).
Исходя из цели мы определили следующие задачи:
- Рассмотреть особенности экономической и физической географии Республики Татарстан;
- Исследовать методические особенности изучения географии в курсе 8 и 9 классов в условиях ФГОС;
- Проанализировать учебную и учебно-методическую литературу по изучению географии Республики Татарстан в школе;
- Разработать программу по внеурочной деятельности «География Республики Татарстан» для 8 и 9 классов;
- Проанализировать разработанную программу в рамках изучения курса по «География Республики Татарстан».
Объект исследования-география Республики Татарстан.
Предмет исследования-методика изучения географии Республики Татарстан.
Методы исследования: эмпирический (наблюдение, сравнение,
эксперимент). При решении поставленных задач мы использовали учебные и учебно-методические пособия, анализ программ, педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, методы сравнения, методику изучения курса «География Республики Татарстан» (8-9 классы).
База исследования: МБОУ «СОШ № 167» г. Казани.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников.
Особенности методики изучения курса «География Республики Татарстан» (8-9 классы)- уникальная тема. В процессе изучения данной темы учащиеся приобретают знания в физической географии: умение работать с источниками географической информации (карты, диаграммы), умение определять географическое положение объектов, обозначать и подписывать их на контурной карте, умение составлять типовые характеристики компонентов природы, умение наблюдать, фиксировать данные, объяснять изменения.
В экономической географии: умение оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования, умение анализировать статистические данные, составлять характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов, экономических районов. В современной школе роль этого компонента образования усилена.
Почти ни одна тема не имеет столь веское значение в воспитании патриотизма, любви к Родине, гордости за свою страну с её богатствами. Данная тема даёт общее представление о нашей республике в целом - это географическое положение, климат, почвы, растительный и животный мир, деятельность человека и экологические проблемы.
В нашей работе мы рассмотрели особенности экономической и физической географии Республики Татарстан. Исследовали методические особенности изучения географии в курсе 8 кл. и 9 кл. в условиях федерального государственного образовательного стандарта. Провели анализ учебных и учебно-методических пособий по географии Республики Татарстан. Разработали программу по внеурочной деятельности «География Республики Татарстан» для 8 и 9 классов. После внедрения программы проанализировали результаты.
Мы можем сказать, что с помощью программы внеурочной деятельности можно поднять низкий уровень знаний до высокого, этому способствует логическая структура программы. В первую очередь-это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов- ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ученика, внеурочная деятельность гораздо эффективней, так как ученик в праве выбирать ее исходя из своих интересов. Основываясь на принципах программы внеурочной деятельности, учитывается возрастная особенность учеников, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, связь теории с практикой, доступность и наглядность.
1. Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. -[Электронный ресурс]. - URL:
кйр://минобрнауки.рф/документы/938 - 558 с. (дата обращения 20.01.2019 г.).
Книги, монографии
2. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография. Казань издат. “Тан-Заря”, 2002. - 78с.
3. География Татарской АССР:Учебное пособие для средней школы.-Казань: Татарское кн. изд-во, 1990.-191 сл., ил.
4. Тайсин А.С. География Республики Татарстан: Учеб. пособие для 809 кл. сред. общеобразоват. шк.-2-е изд., доп.-Казань: Магариф, 2002.231 с.: с ил.
5. Биктимиров Н.М: Население и трудовые ресурсы Республики Татарстан. Учебно-методическое пособие.- Казань: КГПУ, 2002.-84 с.
6. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Баранский. - М.: Просвещение, 1977. - 189 с.
7. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1995. - 250 с.
8. М.Р Мустафина “География населенных пунктов Татарстана” издательство Казань 1993 год.
9. Буланова - Топоркова, М. В., Духавнева, А. В. Педагогические технологии. -Ростов н/д: издательский центр «Март», 2002. - 320 с.
10. География России. В 2 кн. Кн, 1 : Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, и. и. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе ; под ред. В. П. Дронова. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 271.
11. Гершунский, Б. С. Педагогическая прогностика / Б. С. Гершунский. - Киев, 1986. - 265 с.
12. Грот, Р. Дифференциация в образовании / Директор. - 1994. -
№5.
13. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии./ М.: Сентябрь, 1996. - 260 с.
14. Гусинский, Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. - М.: Школа,
1994. - 276 с.
15. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996. - 235 с.
16. Дифференциация как система: В 2 ч. - М., 1992. - 23 с.
17. Дронов, В. П. География России. В 2 кн. Кн, 1 : Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений /
В. П. 1. 1. Дронов, и. и. Баринова, В. я. Ром, А. А. Лобжанидзе ; под ред. В. п. Дронова. - 12-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2011.- 271, [1] с. : ил., карт.
18. Душина, И. В. Методика и технология обучения географии в школе: Пособие [для учителей и студентов пед. ин-тов / И. В. Душина, Е. А. Таможняя, В.Б. Пятунин ]; под общ. ред. И.В. Душиной. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: Высшая школа
2002. - 203 с.
19. Жижина, Е. А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. - М.: «ВАКО», 2005, 352 с. (В помощь школьному учителю).
20. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 246 с.
21. Мильков, Ф. Н. Физическая география СССР : учеб. [для студентов географических специальностей университетов. /Ф. Н. Мильков, Н. А. Гвоздецкий]; под общ. ред. Ф. Н: Милькова. 5 изд., перераб. и доп.: - М.: Высшая школа, 1986. - 376 с.
22. Панчешникова, Л. М. Методика обучения географии в школе: учебное пособие [для стедентов геогр. Спец. Высш. Пед. учеб. Заведений и учителей географии /Л. М. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др.]; под ред. Л. М. Панчешниковой. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. - 320 с.
23. Пармузин, Ю. П. Живая география / Ю. П. Пармузин. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
24. Селевко, Г. К. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995. -
302 с.
25. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии. - М.: НИИ
школьных технологий, 2005.- 297 с.
26. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 208 с.
27. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.- 179 с.
27. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Про-свещение, 1991. - 176 с.
28. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голог- рафиче-ским методом проекций: Материалы лекций / Департамент психологопед. гос. пед. ун-та; Центр образоват. технологий при шк. N 109 Ленинского района г. Екатеринбурга. Екатеринбург, 1997.- 177с.
29. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. - 125 с.
30. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та. 1977. - 304 С.
31. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
32. Бибик Л.Е. Методика преподавания экономической географии зарубежных стран^Ш кл. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1958. - 230с.
33. Бляхман JI.C. Перестройка экономического мышления. М.: Изд-во полит, лит., 1990. 271 с.
Печатная периодика
34. Гузеев, Н.И. Еще одна точка зрения / Народное образование. - 1997. - № 6.
35. Гуружапов, В. А. Вопросы экспертизы образовательных технологий / Психологическая наука и образование. - 1997. - № 2.
36. Лазаревич, К. С. Изучение географии России по природным зонам / К. С. Лазаревич // География. - 2005. - №17. - С. 15-20.
Электронные ресурсы
37. География Республики Татарстан URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 13.05.2019 г.)
38. Официальный порта правительства Республики ТатарстанURL: http://tatarstan.ru/ (дата обращения 13.05.2019 г.)
39. Тонкости туризма Республики Татарстан URL: https://tonkosti.ru/ (дата обращения 15.05.2019 г.)
40. Новости Республики Татарстан URL:
https://news.rambler.ru/Respublika-Tatarstan/ (дата обращения 17.04.2018 г.)