Введение 3
1 Теоретические основы организации системы маркетинга на предприятии 6
1.1 Сущность и роль системы маркетинга на предприятии 6
1.2 Организация систем маркетинга на предприятии 18
1.3 Оценка эффективности системы маркетинга на предприятии 26
2 Исследование организации системы маркетинга в ООО Волжский Бекон 40
2.1 Характеристика организации ООО Волжский Бекон 40
2.2 Анализ системы маркетинга на ООО Волжский бекон 49
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы маркетинга на
предприятии ООО Волжский Бекон 54
3.1 Организационная структура отдела маркетинга ООО Волжский Бекон 54
3.2 Рекомендации по организации и совершенствованию маркетинговой службы на предприятии ООО Волжский Бекон 58
3.3 Предложение новых служебных обязанностей сотрудников отдела маркетинга 68
Заключение 88
Список использованных источников 91
Приложения 95
В настоящее время условия экономической деятельности, в которых приходится работать современным предприятиям характеризуются постоянно усиливающейся конкурентной борьбой и динамизмом рынка. Перспективы успешного развития предприятия в таких условиях связаны с той степенью готовности вести конкурентную борьбу, которую предприятия смогли у себя организовать. Главную роль в этом определяет то, насколько успешно организована система маркетинга на предприятии.
Таким образом, для эффективной работы предприятия в современных условиях необходимым условием является внедрение системы маркетинга. Под системой маркетинга понимается совокупностьи взаимосвязь элементов маркетинга. Элементами системы маркетинга являются иерархические уровни управления: стратегический, тактический и текущий и составляющие комплекса маркетинга: такие как товар, цена, каналы продвижения, стимулирование сбыта и комплекс внешних воздействий. Система маркетинга является наиболее прогрессивной концепцией управления, с одной стороны тщательно и всесторонне изучая рынок, спрос, потребности и предпочтения ориентируя на них производство и с другой стороны активно воздействуя на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и предпочтений. Совместно с производственной, финансовой, сбытовой, кадровой и другими службами предприятия служба маркетинга создает единый интегрированный процесс. Этот процесс направлен на удовлетворение запросов рынка и получение на этой основе прибыли, усиление рыночных позиций предприятия.
Особенно остро стоит проблема организации системы маркетинга на средних и малых производственных предприятиях, где традиционно основные функции маркетинга несли на себе по совместительству различные специалисты, а директором по маркетингу был, как правило, сам генеральный директор или начальник отдела сбыта. При этом формально отдел маркетинга, в лучшем случае состоит из одного маркетолога ( с данной ситуацией мы имеем дело на рассматриваемом нами предприятии). Как правило, на таких предприятиях нет выделенного отдела маркетинга, нет четко описанных функций отдела маркетинга, отсутствуют серьёзные маркетинговые исследования, отсутствует система маркетинга, не анализируются особенности внешней и внутренней среды предприятий, не учитывается специфика конкурентной борьбы, коньюктура рынка, не определяется стратегия и тактика маркетинговой деятельности.
Тема актуальна, поскольку на современном этапе рыночных отношений эффективная организация системы маркетинга на конкретном предприятии, позволит ему на продолжительное время быть стабильным и процветающим хозяйствующим субъектом.
Цель-организация системы маркетинга на мясоперерабатывающем предприятии ООО Волжский Бекон.
Задачи:
1) рассмотреть способы эффективной организации маркетинга,
2) провести анализ организации системы маркетинга на ООО Волжский Бекон,
3) разработать рекомендации по совершенствованию организации системы маркетинга на ООО Волжский Бекон,
4) объект исследования- маркетинговая деятельность фирмы,
Предмет исследования - организация системы маркетинга на предприятии ООО Волжский Бекон, которое занимается производством колбасной продукции.
Колбаса - изделие из колбасного фарша в оболочке, подвергнутое тепловой обработке до готовности к употреблению. Вареная колбаса - колбаса, подвергнутая обжарке с последующей варкой в процессе ее изготовления.
Колбасные изделия в зависимости от технологии и использованного сырья подразделяют на колбасы вареные, фаршированные, полукопченые, копченые, кровяные и ливерные, сосиски и сардельки, мясные хлеба, паштеты, зельцы и студни.
Пищевая ценность колбасных изделий выше пищевой ценности исходного сырья и большинства других продуктов из мяса. Объясняется это тем, что при производстве колбас из сырья удаляют наименее ценные по питательности ткани. Высокая пищевая ценность колбасных изделий обусловливается также содержанием в них белковых и экстрактивных веществ, низкоплавкого свиного жира. Молоко, сливки, сливочное масло и яйца, которые добавляют при производстве этих изделий, не только повышают их питательную ценность, но и значительно улучшают вкус.
Предприятие, осваивая рыночные методы хозяйствования, стремится сохранить все лучшее, что было накоплено за минувшие годы. Переоснащение производства, , совершенствование технологических процессов, расширение ассортимента и повышение качества продукции стали основными направлениями работы. Чтобы успех комбината стал долговременным, одной из его составляющих должна быть забота о будущем - инвестиции в завтрашний день. И на комбинате определены цели задачи на перспективу: ежегодно направляются средства на развитие производства.
Продукция ООО Волжский Бекон отличается оптимальным соотношением цены и качества, удобной упаковкой, высоким сроком реализации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в современных условиях постоянного усиления конкуренции необходима постановка на предприятиях маркетинговой работы высокого уровня для того, чтобы внедрять необходимые потребителям и более качественные товары, услуги в нужное время и по оптимальной цене, а также для того, чтобы грамотно «раскручивать» продукцию, постоянно опережая конкурентов. Так рыночные нововведения, основанные на маркетинговых расчетах, становятся не просто постоянным фоном деятельности бизнеса, а единственным способом обеспечить выживание в долгосрочном плане. Именно поэтому, организация службы маркетинга становится все более важным делом для большинства предприятий.
На данном этапе маркетинг достаточно «больное» место многих предприятий, хотя большая часть руководителей и осознала всю значимость маркетинга, как прогрессивного элемента развития и полноценного функционирования компании. Осознав это, появляется другое, не менее значимое, препятствие по созданию маркетинга - это организация или усовершенствование самой структуры и ее внедрение на предприятие.
Итак, в данной работе мы ознакомились с ситуацией, которая складывается на производственно-торговом рынке России, пришли к выводам о том, что нам не избежать основы западного развития компаний - внедрения маркетинга на предприятиях. Существенное отличие для России заключается в сроках реализации этих задач: в Европе эволюция маркетинга происходила
десятилетиями, а нашим предприятиям придется пройти этот путь за несколько лет, адаптируя опыт западных предприятий реальностям нашей экономики.
Обозначив проблемы, которые возникают на этапе построения маркетинга в организации, выявив сущность маркетинга на предприятии, в последующей главе мы рассмотрим маркетинг на предприятии как таковой, проблемы выбора организационной структуры и взаимоотношений нового подразделения со смежными отделами.
Организация маркетинговой деятельности, или маркетинга, включает в свой состав: построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом; подбор специалистов по маркетингу надлежащей квалификации; распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом; создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.); организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.
Многие современные предприятия начинают воспринимать сегодня маркетинг как новую для них функцию по управлению предприятием. Маркетинговая функция формируется постольку, поскольку происходят изменения в ментальности управления предприятием на всех его уровнях по принципу «от нужд производства — к нуждам рынка».
Организация маркетинга реализуется через упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, посредством которой предприятие осуществляет свою маркетинговую деятельность.
Процесс организации маркетинга на предприятии нельзя рассматривать только как формальное выделение специального подразделения с возложением на него отдельных видов деятельности, которые предприятие до настоящего времени не выполняло или выполняло частично. Организация маркетинга — это организация процесса взаимодействия всех подразделении предприятия, направленного на достижение рыночных целей.
Уровень известности, а в итоге и имидж торговой марки отражает вклад маркетинга в коммуникационную деятельность компании. Если рыночная доля - это деньги, которые компания уже имеет в настоящий момент, то известность (репутация, имидж) - то, что обеспечивает сегодняшнюю долю и обуславливает ее положительное изменение в будущем. Известность торговой марки в отличие от рыночной доли понятие абстрактное, ее нельзя «пощупать», сложно правильно оценить и тем более перевести в денежные знаки. Если ее не оценивать, то управление торговой маркой, в частности управление уровнем ее известности, будет проигнорировано, что фактически является отказом от стратегического видения маркетинга.
Роль маркетинга и его вклад в достижение основной цели любой коммерческой фирмы по увеличению прибыли ограничен. Традиционно маркетинг - это подсистема коммерческой службы, и его задача - продать товар в заданном объеме, по заданной цене, в определенном географическом регионе в отведенное время.
Организация маркетинга существенным образом зависит от размера самого предприятия и его управленческой ориентации.
Крупные корпорации, с широким ассортиментом и большим объемом продукции, наличием множественных связей с поставщиками, посредниками, клиентами, финансовыми структурами, не могут обойтись без многочисленной и глубоко структурированной, иерархически построенной службы маркетинга, с разветвленной информационно-аналитической системой.
Их финансовые возможности позволяют привлечь квалифицированный, высокооплачиваемый персонал, обеспечить глубокое разделение труда, создать, если потребуется, филиалы.
Средние предприятия ограничиваются более скромными по численности, но тоже достаточно жестко структурированными службами маркетинга. Здесь уровень специализации ниже, допускается совмещение обязанностей.
Малые фирмы редко создают самостоятельную маркетинговую службу. В лучшем случае маркетинговые обязанности возлагаются по совместительству на одного из работников фирмы.
Внутренняя организация маркетинговой службы подчиняется интересам фирмы, зависит от ее возможностей и не имеет жесткой структуры.
Таким образом, организация маркетинга на предприятии — это, во- первых, осознание новой функции по взаимодействию предприятия с рынком. Во-вторых, разработка управляющей системы маркетинговой деятельности. В-третьих, создание специализированной службы, обеспечивающей реализацию маркетинга на предприятии совместно с другими подразделениями.
В настоящих условиях эффективное функционирование предприятия во многом зависит от деятельности маркетинговой службы. Без улучшения ее функционирования невозможно добиться повышения конкурентоспособности, прибыльности предприятия.
Слабый отдел маркетинга, большое количество проблем предприятия, а так же большое количество событий, которые влияли на рынок колбасной продукции- вызывая подорожание сырья- сильно тормозили предприятие все эти годы, не давая выйти на большие объемы, серьезные показатели прибыли предприятия.
Серьезные конкуренты, которые монополизировали рынок и могут навязывать свои цены стали важной причиной закрытия большого числа мелких предприятий. Давление крупных магазинов, таких как Магнит, Гулливер, Ашан, Метро- диктуют свои серьезные требования, предлагают очень невыгодные контракты и цены на продукцию, проталкивают невыгодные для предприятия акции. Так же сам рынок Ульяновска меняется в сторону более дешевой продукции, при значительном повышении цен на продукцию в связи с подорожанием сырья. Предприятию приходиться постоянно искать лучшее предложение на рынке сырья, которое обеспечивало бы хороший уровень качества при доступной для покупателя цене.
Отдел маркетинга должен помочь решить компании большое количество проблем, принести деньги, свежие идеи в развитие компании, дать толчок копании на застоявшемся рынке колбасной продукции региона, найти новые рынки сбыта.
Организация отдела маркетинга на предприятии «Волжский Бекон» позволит предприятию повысить свою конкурентоспособность, увеличить долю рынка и увеличить прибыль, то есть достичь тех стратегических целей, которые ставит сейчас перед собой руководство предприятия.
Отдел маркетинга разрабатывает стратегию производства и сбыта продукции, готовит информацию для руководства о ситуации на рынке для принятия решений, координирует действия всех остальных подразделений (производство, сбыт, финансы и т.д.), оказывает поддержку отделу сбыта по продвижению продукции. Есть три основных критерия для определения того, как организовывать маркетинговые исследования — своими силами или с помощью исследовательских компаний: соотношение объема работы и человеческих ресурсов, соотношение затрат и результата и компетентность исследовательских компаний
1. Абаев, А.Л., Алексунин, В.А. Международный маркетинг. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Л. Алексунин В.А. Абаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 362 с.
2. Барышев А.Ф. Маркетинг. - М.: Академия, 2014. - 224 с
3. Березина Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии. СМАЛЬТА. 2017. № 6. С. 18-20
4. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие/Т. А.Беркутова. -Ростов н/Д: Феникс, 2015. -254 с.
5. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Г алицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт,2016. - 570 с.
6. Голубков Е. П.Стратегический менеджмент. Учебник и практикум/ Е.П. Голубков -Юрайт, 2016- 292
7. Диденко, Н.И. Международный маркетинг. учебник для бакалавров / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 556 с.
8. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие.
4- е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
9. Дубровин И.А. Поведение потребителей: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 312 с.
10. Дайан, А. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар, и др.. - М.: Экономика, 2018. - 572 с.
11. Егоров, Ю.Н. Маркетинг в структуре / Ю.Н. Егоров // Маркетинг. 2016. №2 5. С. 110 - 123.
12. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование. М.: Изд-во «Альфа-Пресс»,
2018. С. 122
13.Зильберштейн О.Б. Особенности российского бизнеса в новых экономических условиях. сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса «МИРБИС» (Институт) ; [под ред. О. Б. Зильберштейна]. Москва, 2016
14. Иванюк, А.К. Адаптивная коммуникационная клиентоориентированная стратегия или алгоритм использования программ лояльности / А.К. Иванюк, И.В. Аракелова // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 73 - 86.
15. Иванов, Г.Г. Коммерческая деятельность /Г.Г. Иванов. - М.: ИНФРА-М,
2016. - 320 с
16. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 с.
17. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 139 с.
18. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 с.
19. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 с.
20. Котлер, Ф. 10 смертных грехов маркетинга. Важнейшие заповеди успеха на со-временном рынке / Котлер, Филип. - М.: СПб: Нева, 2016. - 160 с.
21. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию/Пер. с англ. М. Павлова. Москва: Олимп-Бизнес, 2016. 416 с.
22. Лисин Д.А., Пономарев Ю.В. Управление маркетинговой стратегией компании // Управление и экономика в XXI веке. - 2017. - № 1. - С. 48 - 51.
23. Либерман, И. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. -М.: РИОР, 2014. -220 с.
24. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
25. Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 848 с.
26. Манн, И. Маркетинг на 100% / И. Манн - М.: ПИТЕР, 2019. - 240 с.
27. Манн, И. Инструменты маркетинга / И. Манн, А. Турусина, Е. Уколова. М.: Иванов и Фербер, 2017. 224 с.
28. Новиков О. А. Коммерческая деятельность производственных предприятий: учебник. СПб., 2016.
29.Ойнер О.К. Управление результативностью маркетинга. - М.: Юрайт,
2016. - 352 с
30. Позднеев, О.И. Реклама в современной рыночной экономике /О.И. Позднеев // Евразийский Союз ученых. - 2015. - № 1 (6). - С. 132-134.
31. Пономарева А. М. Основы рекламной деятельности: организация, планирова-ние, оценка эффективности. -М.: Финансы и статистика, 2014. -192 с.
32. Савчук Г.А., Управление маркетингом на предприятии, учебное пособие, Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., М, 2014 - 220 с.
33. Секерин, В.Д. Рекламная деятельность /В.Д. Секерин. - М.: Инфра-М, 2014. - 625 с.
34. Федотова, Л.М. Реклама. Теория и практика /Л.М. Федотова. - М.:
Юрайт, 2014. - 316 с.
Печатная переодика
35. Грачёв, Н.В. Маркетинговый подход к управлению предприятием в современных экономических условиях / Н.В. Г рачёв // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2016. № 7. С. 108 - 10
36. Глуховец, В.В. Маркетинг в качестве стратегического инструмента управления рынком / В.В. Глуховец // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2017. № 2. С. 7 - 10.
37. Моисеенко, Ж.Н. Роль маркетинга в управлении предприятием / Ж.Н. Моисеенко, К.В. Семилякова, Ю.В. Луганская // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 1. С. 170 - 173
Электронные ресурсы
38. Информационный бизнес портал. Раздел: менеджмент и маркетинг [Электронный ресурс].-2017.- Режим доступа http://www.marketpеges.ru/ osnmark/ 19.html
39.Обзор российского рынка колбасы и колбасных изделий [Электронный ресурс]/Ольга Луцева-Эр генеральный директор исследовательской компании NeoAnalytics 2018 год- Режим доступа: http://foodmarket.spb.ru/current?article=2553
40. Косыгин А.А. Концепция маркетинга и продаж — микс (4P, 5P, 7P) . - [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://powerbranding.ru/osnovy- marketinga/4p-5p-7pmodel/ (дата обращения: 01.04.2017)