Введение 3
Глава 1.Феномен языка в философской мысли XX в 7
§1. Лингвистический поворот в философии: новые проекты языка 7
§2. Дискурсивная концепция языка 20
Глава 2. Современные дискурсивные практики языка 31
§1. Власть языка в мышлении 31
§.2. Власть языка в коммуникации 38
Заключение 51
Список литературы
Язык является сложным и многогранным социальным явлением, системой со своими законами, правилами и логикой. Именно язык отличает человека от животного. Являясь универсальным атрибутом человеческого, язык все же не имеет универсальной формы и существует только как средство общения определенного народа, культурной и социальной общности. Без языка невозможно и познание. Все, что мы мыслим, выражается в языковых формах: понятия, суждения, умозаключения. Результаты познания и исследований язык делает общественным достоянием. Этот фактор обеспечивает преемственность процесса познания. Развитие языка, его формирование определяется необходимостью развития коммуникации между людьми. Именно поэтому многие мыслители связывают развитие языка с развитием труда, ведь в данном процессе необходима предельно ясная форма коммуникации. Сущность языка может быть определена через реализацию двух главных функций:
- служить средством общения;
- служить орудием мышления.
Таким образом, именно благодаря языку происходит переход от восприятия и представлений к понятиям. Человек в своей речи может фиксировать свои мысли и чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу. Выражая свои чувства и свои мысли, человек отчетливо усваивает их сам, тем самым практикуя свои идеи на других людях, он убеждается в их правильности, нужности и в верности формулировок.
Актуальность исследования. В реалиях современного общества процессы производства, накопления и передачи знания приобретают первостепенное значение. Следствием модернизации и технического прогресса становится значительное ускорение информационного обмена, что в свою очередь ведет к автоматизации и стереотипизации восприятия человеком информации. Очевидно, что подобные факторы создают дополнительные условия для реализации власти в процессах информационного обмена. Такие условия обусловливают необходимость контроля над протеканием данных процессов, а также внимательного анализа средств коммуникации, в число которых входит язык.
Не менее важным является то, что сам язык в современном обществе претерпевает значительные изменения. Он начинает выполнять новые функции, а также становится основой для образования новых систем знаков (реклама, мода). Представления о языке как о средстве коммуникации дополнены осознанием той роли, которую играет язык в процессах мышления и познания. Тот факт, что результаты человеческого познания формируются, а мысль приобретает ясные очертания лишь в ходе языковой деятельности, дает основания предполагать, что результаты исследования языка могут быть полезны для решения исследовательских проблем в рамках гносеологии.
Кроме того, именно изучение языка с философских позиций позволило когда-то возникнуть такому универсальному методу исследования как структурный анализ, позволяющий изучать различные явления на единой основе. Тем не менее структурный анализ столкнулся с рядом серьезных проблем, связанных с трудностью сведения всего многообразия социальных явлений к одной глобальной структуре. Вполне возможно, что результаты исследования взаимосвязи языка и власти помогут более ясно представить соответствие между явлениями общества и приблизиться к решению указанных проблем.
В свою очередь сама власть также меняется в современном обществе. Используя в качестве основания не только авторитет и насилие, но знание, власть проникает во все сферы общества. Она становится более изощренной в методах осуществления себя, изменяя представления человека о мире и тем самым манипулируя им. В подобных условиях эффективность осуществления власти зависит от степени осведомленности индивидов, подвергающихся ее воздействию. Используя язык, власть нередко стремится действовать скрытно, незаметно. Единственный способ не подвергнуться ее воздействию в условиях всеобщности языка - это пролить свет на то, как функционируют механизмы, лежащие в ее основании. В данном контексте изучение свойств языка, дающих власти возможность реализовывать себя с его помощью, представляется актуальной темой исследования.
Объектом настоящего исследования является язык как социальнокультурный феномен.
Предмет исследования: властная природа языка.
Цель исследования: выявление на основе теоретического и практического материала современных властных практик языка.
Реализация цели осуществляется с помощью решения следующих задач:
1) Историко-философский анализ лингвистического поворота в философии XX в.;
2) Выявление концептуальных оснований дискурсивной теории языка;
3) Исследование властных практик языка в процессе коммуникации;
4) Определение властного воздействия языка на сознание субъекта.
Теоретико-методологическую базу исследования составляет структурализм во главе с основателем Ф. де Соссюром, заложившим основу семиотического исследования и поструктурализм во главе с М. Фуко, Р. Бартом, Т. Ван Дейком, являющиеся самыми известными представителями дискурсивного подхода в изучении языка.
Также в работе уделяется огромное значение тем авторам, исследования которых являются результатом лингвистического поворота XX в: Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, В. Дильтей, П. Рикер.
В процессе работы были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, а также философские методы: диалектики абстрактного и конкретного, логического и исторического.
Научно-практическая значимость исследования обусловлена актуальностью темы исследования. Работа открывает проблемный и антиномичный характер взаимоотношения власти и языка, языка и мышления, что способствует более глубокому пониманию роли языка в современном информационном обществе.
Обзор
Структура исследовательской работы.
Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, представлена методологическая основа и научно-практическая значимость исследования
В первой главе с названием «Феномен языка в философской мысли XX в.» проведен анализ понятия языка в свете философской мысли XX в., представлены различные языковые проекты, обозначены сущностные характеристики языка.
Во второй главе с называние «Современные дискурсивные практики языка» представлены актуальные механизмы и примеры властного использования языка в процессе коммуникации и формирования сознания и субъекта.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
При подготовке дипломной работы была определена цель - выявить на основе теоретического и практичного материала современные властные практики языка. Реализация данной цели в дипломном проекте способствовало решение следующих задач:
✓ Историко-философского анализа лингвистического поворота в философии XX в.;
✓ Выявления концептуальных оснований дискурсивной теории языка;
✓ Исследованию властных практик языка в процессе коммуникации;
✓ Определению властного воздействия языка на сознание субъекта.
Изучение проблемы взаимосвязи языка и власти является актуальным
вопросом, поскольку в современном мире информационное поле с каждым днем увеличивает охват своего пространства, а поток самой информации возрастает бешеными темпами. Инструментом донесения любой информации до человека является язык в любом его проявлении. Важно понять, что существует много подходов и направлений, в рамках которых изучают вопросы, связанные с языком и его влиянием на человека и сознание. Данные подходы и были рассмотрены в ходе работы. Задачи дипломной работы решены следующим образом:
Проведен тщательный историко-философский анализ лингвистического поворота в философии XX в., так как именно в этот период происходят бурные открытия в изучении языка. Были рассмотрены и проанализированы исследования таких философов, как Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, В. Дильтей, П. Рикер.
Несмотря на достаточно разноплановый характер проектов языка нами были выделены общие тенденции, характерные для всех из них, а именно:
- Язык отражает бытие и социальную сущность человека, тем самым являясь единственным инструментом описания бытия и мира в его чистом виде.
- Язык является инструментом, который формирует реальность. Способы формирования могу быть по-разному эксплицированы: языковые игры (Л. Витгенштейн), трансцендентальное единство «Я» (Э. Гуссерль), онтологическая скрепа (М. Хайдеггер). Именно язык определяет границы реальности для человека.
- Существует внутренняя амбивалентность языка и мышления. С одной стороны, мышление формирует язык и все, что в нем есть, но с другой - сознание и мышление - это лишь продукты языка и оно полностью зависит от него.
- Язык является властным механизмом формирования реальности, будь то реальности сознания, социальной реальности или реальности бытия. Несмотря на различное понимание объектов влияния языка, все изученные авторы, так или иначе, застраивают вопрос о властной природе языка.
Было выявлено, что именно властный атрибут и характер языка, артикулированный в рамках лингвистического поворота в философии, становится источником структурализма и дискурсивного подхода к языку.
В работе также были выявлены концептуальные основания дискурсивной теории языка. Показано, что дискурсивная концепция языка, разрабатываемая различными авторами и по сей день, является концептуальным осмыслением тех процессов, которые происходят с языком в условиях, так называемого, информационного общества, когда сила и роль информации, знаний, а вместе с тем и языка, как самого распространённого способа воспроизводства и передачи информации, возрастает с неимоверным масштабом. Выявлено, что интерес и цель дискурсивного анализа заключается в том, чтобы определить историческое место каждого дискурса, каждого дискурсивного события.
Так как язык имеет две основные функции, его властная функция была рассмотрена с двух позиций: с позиций властного воздействия на коммуникацию и властного воздействия на мышление. Именно рассмотрению этих двух вопросов, а также анализу современной дискурсивной практики языка и посвящена вторая глава.
С точки зрения властного воздействия языка на коммуникацию были выявлены две дискурсивные практики - прагматическая и манипулятивная. Прагматическая практика - это использование языка для интеллектуального, эмоционального или волевого воздействия на адресата речи, в которой субъект прямо заявляет о своих намерениях и личных интересах. Манипулятивная практика - это использование языка для интеллектуального, эмоционального или волевого воздействия на адресата речи, в которой субъект не заявляет прямо о своих намерениях и личных интересах, либо намеренно искажает их. Определено, что именно манипулятивная практика, содержащая разрыв означающего и означаемого является наиболее распространенной в современном, информационном обществе.. В работе приведены и конкретные примеры из современной практики, в которых язык используется в целях манипуляции и влияния на человека.
Большое внимание в ходе работы было уделено и феномену субъекта как носителя сознания и мышления и роли языка в их формировании. Именно обращение к данной проблеме позволило выразить основную тему работы «власть языка». В ходе анализа теорий субъектности было рассмотрено множество примеров, которые раскрыли властную природу языка при формировании и реализации субъекта. Был выявлен тот факт, что субъект полностью подвержен влиянию языка, что только благодаря ему субъект и возможен онтологически.
Вполне логическим итогом стало признание антропологического кризиса современности и проблемного положения в отношении языка и субъекта, выраженного в феномене отчуждения одного от другого.
Результаты исследования позволяют нам сказать о том, что поставленные цель и задачи выполнены, анализ можно считать законченным и логически непротиворечивым. В ходе работы подтвердились гипотетические предположения о роли языка, а также его властной природе.
Представленный дипломный проект открывает проблемный и антонимичный характер взаимоотношения власти и языка, языка и мышления, что способствует более глубокому пониманию роли языка в современном информационном обществе.
Данное исследование можно считать завершенным, однако обозначенная проблема нуждается в дальнейших философских изысканиях.
1. Butler J. Giving an account of oneself/ Butler J. - NY: Fordham University Press, 2005. - С. 148.
2. Dijk van T. A. Ideological discourse analysis/ Dijk van T. New Courant. 1995,
4. - С.161.
3. Reaugan C.E. Paul Ricoeur: His life and His Work/ C. Reaugan. - Chicago. 1996. - C.236.
4. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) / Пер. с франц. С. Б. Рындина / Л. Альтюссер
- НЗ. - 2011. - № 3(77). [Электронный ресурс]. URL:
http://magazmes.mss.m/nz/2011/3/al3.html (дата обращения 26.02.2017)
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика/ Барт Р. Пер с фр. И ред. Г.К Косикова. - М.: Прогресс. 1989. - С.616.
6. Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции / Дж. Батлер. - Пер.
З. Баблояна - Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2002. - С. 173.
7. Бенвенист Э. Общая лингвистика/ Бенвенист Э. - М., Прогресс, 1974. -
С. 446.
8. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть/ Бодрийяр Ж. М.: «Добросвет», «Издательство КДУ» - 4-е изд. -, 2011. - С.386.
9. Витгенштейн Л. Избранные работы / Л. Витгенштейн - М. Пер. с нем. и англ. В. Руднева. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005.
- С. 440.
10. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I./ Л. Витгенштейн - М.: Гнозис, 1994. С. 612.
11. Гуссерль Э. Логические исследования. / Гуссерль Э. — М.: Академический проект, 2011. — Т. II, ч. 1: С.565.
12. Дейк ван Т. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации/ Т. ван Дейк. М. - Издательство «Книжный дом Либроком».2008. - С. 344.
13. Деррида Ж. О грамматологии/ Деррида Ж. Пер. с франц. Н. Автономовой - М., Издательство «Ad Marginem», 2000. - С. 497.
14. Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры / Ф. Джеймисон. - Пер. с англ. - Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. - С. 412.
15. Дильтей В. Собр. соч. : в 6 т. / В. Дильтей. - М. : Дом интеллектуальной книги, 2000. - Т. 1 : Введение в науки о духе. - С. 730.
16. Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. / В. Дильтей. - М. : Три квадрата, 2004. - Т. 3: Построение исторического мира в науках о духе. - С. 418.
17. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Ю. Кристева. - Пер. с франц. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 656.
18. Лакан Ж. Изнанка психоанализа (Семинар, Книга XVII 1969-1970)). / Ж. Лакан. - Пер. с фр. Черноглазова. М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос». 2008. - С. 272.
19. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар - М.: Институт экспериментальной социологии. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998.С. - 160 .
20. Низамеев Б. Минниханов Р. поручил усилить контроль за сервисными
компаниями, обслуживающими газовое оборудование./ Б. Низамеев. Пресс-служба Президента РТ. [Электронный ресурс]. URL:
http: //president.tatarstan.ru/rus/index. htm/news/1410614. htm . Проверено: 26.05.2019г.
21. Никитина О. В США объяснили, зачем из России делают врага/ О. Никитина. Новый взгляд. М. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/news/2018/7/29/934728.html. Проверено: 28.05.2019г.
22.Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика/ Огурцов А.П. - «Человек» №3-4, 2001. - С. 13.
23. Путин В. О праздновании 100-летия образования Республики Татарстан. Указ Президента Российской Федерации/ В. Путин. М. Кремль.
24. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике/ М.
Просвящение. 1995. - С. 619.
25. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике/ М.
Просвящение. 1995. - С. 624.
26. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики/Соссюр Ф. Редакция Ш. Балли и А. Сеше; Пер. с франц. А. Сухотина. Де Мауро Т. Биографические и критические заметки о Ф. де Соссюре, Изд-во Урал. ун-та. 1999.— С. 432.URL:http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/sauss ure1.pdf , свободный. — Проверено: 01.06.2019г.
27. Фуко М. Археология знания/ М. Фуко. - Киев. Ника-центр, 1996. - С. 250.
28. Фуко М. Ницше, Фрейд, Маркс/ М. Фуко. - М.: Кентавр, 1994. - С. 190.
29. Фуко М. Слова и вещи/ М. Фуко Археология гуманитарных наук. М.: «Прогресс», 1977. - С. 238.
30. Хайдеггер М. Время и бытие. / М. Хайдеггер - С.- Петербург. 1993. - С.503
31. Хайдеггер М. Язык / М. Хайдеггер - С.- Петербург. 1991. - С.20.