Ведение
Глава I. Теоретические основы изучения тригонометрических уравнений и
неравенств в школьном курсе 6
1.1. Решение тригонометрических уравнений 6
1.1.1. Уравнения, сводящиеся к простейшим 6
1.1.2. Уравнения, являющиеся равенством двух одноименных
тригонометрических функций 8
1.1.3. Тригонометрические уравнения, содержащие одну и ту же функцию
одного и того же аргумента и решаемые методом подстановки 9
1.1.4. Однородные уравнения 10
1.1.5. Уравнения, решающиеся разложением на множители 11
1.1.6. Уравнения вида a cos x + b sin x = c(a • b • c ^ 0) 12
1.2. Решение тригонометрических неравенств 13
1.2.1. Решение простейших тригонометрических неравенств 13
1.2.2. Метод интервалов 17
Глава II. Методические основы изучения тригонометрических уравнений и неравенств в школьном курсе математики 21
2.1. Сравнительный анализ темы «Тригонометрические уравнения и
неравенства» в школьных учебниках математики 21
2.2. Психолого-педагогические особенности изучения темы «Тригонометрические уравнения и неравенства» в классах различного профиля 25
2.3. Методические рекомендации по изучению темы «Тригонометрические уравнения и неравенства» в школьном курсе математики 29
Глава III. Разработка электронного образовательного ресурса на площадке
3.1. Цели и задачи ресурса 35
3.2. Содержание ресурса 38
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложение 1 44
Приложение 2 48
Приложение 3 63
Приложение 4 67
Тригонометрические уравнения и неравенства считаются центром в разделе тригонометрии в старшей школе в изучении алгебры и начала анализа.
На современном этапе развития образования требуется повысить прикладные направления в обучении математике. Изучив суть школьного математического образования очевидно, что возможности решения тригонометрических уравнений, в особенности тригонометрических неравенств в этом плане достаточно широки.
Решение тригонометрических уравнений и неравенств формирует предпосылки для систематизации познаний учащихся, взаимосвязанных с учебным материалом по тригонометрии (к примеру, свойства тригонометрических функций, приёмы преобразования тригонометрических выражений и т.д.) и предоставляет возможность определить эффективные связи с изученным материалом по алгебре (уравнения, равносильность уравнений, неравенства, тождественные преобразования алгебраических выражений и т.д.) [1].
С целью того, чтобы учащимся достаточно овладеть разделом тригонометрии в школьном курсе математики, им нужно научиться решать тригонометрические уравнения и неравенства и овладеть при этом различными методами их решений. У старшеклассников при изучении тригонометрических уравнений и неравенств зачастую возникают проблемы в выборе метода к тому или иному тригонометрическому уравнению или неравенству и для того, чтобы ликвидировать данные проблемы у школьников нужно полноценно изучить методические разработки по данной теме.
Объект исследования: процесс обучения алгебре и началам математического анализа учащихся 10 - 11 классов.
Предмет исследования: методика изучения тригонометрических уравнений и неравенств в школьном курсе математики.
Цель исследования: на основе анализа научной, учебно-методической литературы изучить основные теоретические сведения и раскрыть общие методические положения по теме исследования.
С учетом объекта, предмета и цели исследования определены задачи:
- обобщить и систематизировать учебную и методическую литературу по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства» в школьном курсе математики;
- рассмотреть сравнительный анализ содержания темы «Тригонометрические уравнения и неравенства» в школьных учебниках по математике;
- изучить методические рекомендации обучения теме «Тригонометрические уравнения и неравенства» в школьном курсе математики;
- разработать электронно-образовательный ресурс по теме: «Тригонометрические уравнения и неравенства».
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по теме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе «Теоретические основы изучения тригонометрических уравнений и неравенств в школьном курсе» рассматриваются теоретические основы изучения тригонометрических уравнений и неравенств в школьном курсе математики. Вторая глава «Методические основы изучения тригонометрических уравнений и неравенств в школьном курсе» посвящена методическим основам изучения тригонометрических уравнений и неравенств в школьном курсе математики. В третьей главе «Разработка электронного образовательного ресурса на площадке Moodle» представлен ЭОР по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства».
При выполнении данной работы были осуществлены следующие задачи: обобщена и систематизирована учебная и методическая литература по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства» в школьном курсе математики, рассмотрен сравнительный анализ содержания темы «Тригонометрические уравнения и неравенства» в школьных учебниках по математике, изучены методические рекомендации обучения теме «Тригонометрические уравнения и неравенства» в школьном курсе математики, а так же разработан электронный образовательный ресурс на площадке Moodle по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства».
В первой главе «Теоретические основы изучения тригонометрических уравнений и неравенств в школьном курсе» рассмотрены виды тригонометрических уравнений и неравенств, а так же методы их решений.
Во второй главе «Методические основы изучения тригонометрических уравнений и неравенств в школьном курсе» указаны психологические особенности изучения темы «Тригонометрические уравнения и неравенства» в школьном курсе, представлен сравнительный анализ учебных пособий, содержащих данную тему, и рассмотрены методические рекомендации данной темы в школьном курсе математики.
В третьей главе «Разработка электронного образовательного ресурса на площадке Moodle «Тригонометрические уравнения и неравенства»» представлены основные требования к содержанию ЭОРа, цели и задачи ресурса, а также структура каждого раздела ЭОРа.
1. Аджиева, А. Математика. Тригонометрические уравнения // Приложение к газете «Первое сентября» № 33, 2001г.
2. Бородуля, И. Т. Тригонометрические уравнения и неравенства: Кн. Для учителя. // М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
3. Виленкин, Н.Я. Алгебра и начала математического анализа. 11кл. Учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. 14-е изд., стер. // М.: Мнемозина, 2008. - 288 с.
4. Галицкий, М.Л. и др. Углубленное изучение алгебры и математического анализа : Метод. рекомендации и дидакт. материалы : Пособие для учителя. 3-е изд., дораб. // М.: Просвещение, 1997. - 352 с.
5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.: ГОСТ Р 52653-2006 от 30.06.2008.
6. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала математического анализа: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. 26-е изд. // М.: Просвещение, 2018.- 384 с.
7. Колягин, Ю.М. Алгебра и начала математического анализа: 11кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева и др. 4-е изд., испр. // М.: Мнемозина, 2004. - 24 с.
8. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы (базовый уровень): методическое пособие для учителя // М.: Мнемозина,2010. - 202 с.
9. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 кл. В 2 ч. Часть 2. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). 6-е изд., стер. // М.: Мнемозина, 2009. - 424 с.
10. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 кл. В 2 ч. Часть 1. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). 6-е изд., стер. // М. : Мнемозина, 2009. - 343 с.
11. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс (профильный уровень) : методическое пособие для учителя. 2-е изд., стер. // М.: Мнемозина, 2010. - 239 с.
12. Нелин Е.П., Лазарев В.А. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни. // М.: Илекса, 2011, - 480 с.
13. Никольский, С.М. Алгебра и начала математического анализа. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. 7-е изд., дополн. // М.: Просвещение, 2008. - 464 с.
14. Петровский, А.В. Психология : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений // М.: Академия, 1998. - 512 с.
15. Покровский, В.П. Методика обучения математике: функциональная содержательно-методическая линия: учеб. -метод. Пособие // Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 143 с.
16. Садыкова Е. Р., Разумова О. В. Нестандартные методы решения тригонометрических неравенств: Учебно-методическое пособие // Казань: Казан. ун-т, 2013. - 69 с.
17. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков [Текст]: Справочник для учителей и воспитателей. // М.: изд-во ин-та психотерапии, 2004.- 198 с.
18. Шабунин, М.И. Математика. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень: задачник для 10-11 классов // М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 - 477 с.
19. Шестакова, Л.Г. Организация обучения математике в условиях профильной дифференциации // Профильная школа, 2008. № 4. - С. 41-45.
20. Введение вспомогательного аргумента [Электронный ресурс] / Подготовка к ЕГЭ по математике [сайт]. 2013 URL: https://egema.ximnm.ru/vvedenie- vspomogatelnogo-argumenta/ (дата обращения: 02.06.2017)
21. Оформление и структура учебных программ элективных курсов [Электронный ресурс] / Контент-платформа Pandia.ru - Электрон. дан. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/074/38820.php (дата обращения: 02.06.2017)
22. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на
2016- 2020 годы [от 29 декабря 2014 года N 276 5-р] // Сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// government.ru/