ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие и виды универсальных учебных действий 7
1.2. Роль проектной деятельности в развитии универсальных
учебных действий у младших школьников 11
1.3. Пути развития универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках окружающего мира 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УУД УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностика универсальных учебных действий у учащихся
третьего класса 24
2.2. Методика развития УУД у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях проектной деятельности в третьем
классе 31
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 43
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие и виды универсальных учебных действий 7
1.2. Роль проектной деятельности в развитии универсальных
учебных действий у младших школьников 11
1.3. Пути развития универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках окружающего мира 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УУД УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностика универсальных учебных действий у учащихся
третьего класса 24
2.2. Методика развития УУД у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях проектной деятельности в третьем
классе 31
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 43
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Один из вариантов решения этой проблемы указан в ФГОС НОО, где большое внимание уделяется формированию у школьников универсальных учебных действий, развитию умения учиться.
Переход на ФГОС в российских школах потребовал
переосмысления содержания образования, приоритетом которого в
современных условиях является овладение учащимися комплексом универсальных учебных действий (УУД).
В настоящее время от учителя требуется решить одну из важнейших задач системы образования - формирование комплекса личностных, нормативных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся. В то же время необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый школьник мог успешно развиваться и реализовывать себя в образовательной деятельности.
Смена традиционной образовательной парадигмы на личностно-ориентированную и переход к государственным образовательным стандартам ставит перед современным педагогом задачу формирования интегрированной личности с познавательным интересом, творческими способностями и компетенцией.
В связи с утверждением ФГОС НОО, в основе которого лежит «системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности учащегося на основе усвоения УУД» [1].
Многочисленные работы и публикации подтверждают о том, что вопрос формирования у школьников УУД принадлежит к одному из приоритетных в методике преподавания.
Психологические и педагогические концепции, в которых раскрывается содержание УУД отображены в работах А. Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Б.Г. Ананьева, Г.И. Щукиной, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, С. Г. Воровщикова, Б.И. Есипова, З.Ф. Т.И. Шамовой и других.
Несмотря на достаточый объем работ по изучаемой проблеме в практике начальной школы не в полной мере эффективно осуществляется формирование УУД у школьников, отсутствуют методики формирования УУД посредством проектной деятельности.
Все это определяет актуальность выбранной темы: «Проектная деятельность младших школьников как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира».
Объект исследования - универсальные учебные действия учащихся начальных классов.
Предмет - процесс формирования УУД у младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности.
Цель исследования - исследование специфики развития УУД у младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, виды УУД;
2. Определить роль проектной деятельности в развитии УУД среди младших школьников;
3. Рассмотреть пути развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира;
4. Диагностировать уровень универсальных учебных действий у учащихся третьего класса;
5. Раскрыть методику развития УУД у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях проектной деятельности в третьем классе;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования предполагает, что формирование УУД у младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- знаний педагогом специфики формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов;
- владения педагогом методами и приемами организации проектной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по
исследуемой проблеме, материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования, эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Заинская средняя
общеобразовательная школа №6» Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены особенности применения проектной технологии с целью развития УУД учеников начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что описанный опыт применения метода проекта на уроках окружающего мира в начальной школе может быть использован учителями, методистами и учащимися при работе с младшими школьниками.
Методологической основой исследования являются такие подходы, как: системный (И.В. Блаунберг, К.Л. Берталанфи, Н. В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), личностноориентированный (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.), деятельностный (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, и др.).
Результаты работы опубликованы в журналах «Вопросы педагогики» и «Modern Science».
Переход на ФГОС в российских школах потребовал
переосмысления содержания образования, приоритетом которого в
современных условиях является овладение учащимися комплексом универсальных учебных действий (УУД).
В настоящее время от учителя требуется решить одну из важнейших задач системы образования - формирование комплекса личностных, нормативных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся. В то же время необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый школьник мог успешно развиваться и реализовывать себя в образовательной деятельности.
Смена традиционной образовательной парадигмы на личностно-ориентированную и переход к государственным образовательным стандартам ставит перед современным педагогом задачу формирования интегрированной личности с познавательным интересом, творческими способностями и компетенцией.
В связи с утверждением ФГОС НОО, в основе которого лежит «системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности учащегося на основе усвоения УУД» [1].
Многочисленные работы и публикации подтверждают о том, что вопрос формирования у школьников УУД принадлежит к одному из приоритетных в методике преподавания.
Психологические и педагогические концепции, в которых раскрывается содержание УУД отображены в работах А. Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Б.Г. Ананьева, Г.И. Щукиной, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, С. Г. Воровщикова, Б.И. Есипова, З.Ф. Т.И. Шамовой и других.
Несмотря на достаточый объем работ по изучаемой проблеме в практике начальной школы не в полной мере эффективно осуществляется формирование УУД у школьников, отсутствуют методики формирования УУД посредством проектной деятельности.
Все это определяет актуальность выбранной темы: «Проектная деятельность младших школьников как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира».
Объект исследования - универсальные учебные действия учащихся начальных классов.
Предмет - процесс формирования УУД у младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности.
Цель исследования - исследование специфики развития УУД у младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, виды УУД;
2. Определить роль проектной деятельности в развитии УУД среди младших школьников;
3. Рассмотреть пути развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира;
4. Диагностировать уровень универсальных учебных действий у учащихся третьего класса;
5. Раскрыть методику развития УУД у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях проектной деятельности в третьем классе;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования предполагает, что формирование УУД у младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- знаний педагогом специфики формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов;
- владения педагогом методами и приемами организации проектной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по
исследуемой проблеме, материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования, эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Заинская средняя
общеобразовательная школа №6» Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены особенности применения проектной технологии с целью развития УУД учеников начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что описанный опыт применения метода проекта на уроках окружающего мира в начальной школе может быть использован учителями, методистами и учащимися при работе с младшими школьниками.
Методологической основой исследования являются такие подходы, как: системный (И.В. Блаунберг, К.Л. Берталанфи, Н. В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), личностноориентированный (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.), деятельностный (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, и др.).
Результаты работы опубликованы в журналах «Вопросы педагогики» и «Modern Science».
Данное исследование было посвящено проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности.
По ходу решения первой задачи была изучена концепция и задачи развития универсальной учебной деятельности младших школьников.
При формировании универсальных учебных действий на уроках окружающего мира целесообразно использование современных педагогических технологий при работе с учениками, например, технологическая проектная работа в основе, которой лежит метод проектов, позволяющий формировать интеллектуальные навыки, а также информационные и коммуникативные.
По ходу решения второй задачи была определена роль проектной работы в развитии УУД у младших школьников.
Метод проектной деятельности способствует самостоятельно искать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный метод позволяет сделать изучение предмета гораздо интересным, расширяет кругозор ученика, подвышает его уровень культуры, побуждает интеллектуальную активность и учебную работу.
В процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира важно заинтересовывать ребенка креативными задачами, а также материалами, целью которого является усиление природной любознательность учащихся и их стремление исследовать неизведанное. В начальных классах необходимо применять естественный интерес ученика к предметам и явлениям окружающей среды. Особенность содержания проектной работы детей состоит в том, что проектирование имеет наглядный, практический характер, ставят цели, значимые для ученика.
Необходимо так формировать работу школьника, чтобы она была значима для него, нова и интересна.
По ходу решения третьей задачи были определены пути развития УУД у учеников на уроках окружающего мира. Формирование универсальных учебных действий учеников на уроках с использованием технологии проектного обучения дает детям самым непосредственным образом включиться в образовательный процесс, самостоятельно искать информацию для решения поставленных проблем, планировать возможные варианты ее решения, приходить к определенным выводам, анализировать свою работу.
По ходу решения четвертой задачи было выполнено исследование уровня сформированности УУД у учеников начальной школы.
В ходе исследования мы доказали, что процесс проектной деятельности в начальной школе находится в стадии становления, еще нет точных технологий отслеживания универсальных учебных действий при осуществлении проектной деятельности.
В ходе решения пятой задачи мы описали методику развития УУД у учеников начальной школы в условиях проектной деятельности в третьем классе.
Формирование УУД учащихся на уроках окружающего мира производилась через проектную деятельность. Ученики работали над персональными и коллективными проектами.
Метод проектной деятельности позволил ученикам ориентировать на самостоятельную работу, работу парами, группами, развивал личностные, коммуникативные УУД. Дети работали над индивидуальными («Школа кулинаров», «Богатства, отданные людям» «Экономика родного края») и коллективными проектами («Разнообразие родного края», «Кто нас защищает»). В ходе работы над проектами, младшие школьники развивали свои познавательные способности, самостоятельно искали и анализировали информацию из разных источников, учились планировать свою работу, выполнять разработку проекта (книги, газеты, презентации), осуществлять самоконтроль все это способствовало развитию регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Обсуждая проблемы, работая в группах или выступая с защитой своих проектов дети приобрели навыки коммуникативного взаимодействия, сотрудничества, ответственности, взаимопомощи. Ученики учились включаться в диалог и групповое обсуждение проблем, договариваться и приходить к общему решению. Все это содействовало развитию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
В ходе решения шестой задачи был дан анализ эффективности проделанной работы по развитию УУД у учащихся начальной школы.
Как показало исследование, проектная деятельность младших школьников действительно является важным аспектом в формировании УУД на уроках окружающего мира. Проектная деятельность способствует развитию исследовательской инициативности, логического мышления и самостоятельности у учащихся начальной школы.
По ходу решения первой задачи была изучена концепция и задачи развития универсальной учебной деятельности младших школьников.
При формировании универсальных учебных действий на уроках окружающего мира целесообразно использование современных педагогических технологий при работе с учениками, например, технологическая проектная работа в основе, которой лежит метод проектов, позволяющий формировать интеллектуальные навыки, а также информационные и коммуникативные.
По ходу решения второй задачи была определена роль проектной работы в развитии УУД у младших школьников.
Метод проектной деятельности способствует самостоятельно искать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный метод позволяет сделать изучение предмета гораздо интересным, расширяет кругозор ученика, подвышает его уровень культуры, побуждает интеллектуальную активность и учебную работу.
В процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира важно заинтересовывать ребенка креативными задачами, а также материалами, целью которого является усиление природной любознательность учащихся и их стремление исследовать неизведанное. В начальных классах необходимо применять естественный интерес ученика к предметам и явлениям окружающей среды. Особенность содержания проектной работы детей состоит в том, что проектирование имеет наглядный, практический характер, ставят цели, значимые для ученика.
Необходимо так формировать работу школьника, чтобы она была значима для него, нова и интересна.
По ходу решения третьей задачи были определены пути развития УУД у учеников на уроках окружающего мира. Формирование универсальных учебных действий учеников на уроках с использованием технологии проектного обучения дает детям самым непосредственным образом включиться в образовательный процесс, самостоятельно искать информацию для решения поставленных проблем, планировать возможные варианты ее решения, приходить к определенным выводам, анализировать свою работу.
По ходу решения четвертой задачи было выполнено исследование уровня сформированности УУД у учеников начальной школы.
В ходе исследования мы доказали, что процесс проектной деятельности в начальной школе находится в стадии становления, еще нет точных технологий отслеживания универсальных учебных действий при осуществлении проектной деятельности.
В ходе решения пятой задачи мы описали методику развития УУД у учеников начальной школы в условиях проектной деятельности в третьем классе.
Формирование УУД учащихся на уроках окружающего мира производилась через проектную деятельность. Ученики работали над персональными и коллективными проектами.
Метод проектной деятельности позволил ученикам ориентировать на самостоятельную работу, работу парами, группами, развивал личностные, коммуникативные УУД. Дети работали над индивидуальными («Школа кулинаров», «Богатства, отданные людям» «Экономика родного края») и коллективными проектами («Разнообразие родного края», «Кто нас защищает»). В ходе работы над проектами, младшие школьники развивали свои познавательные способности, самостоятельно искали и анализировали информацию из разных источников, учились планировать свою работу, выполнять разработку проекта (книги, газеты, презентации), осуществлять самоконтроль все это способствовало развитию регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Обсуждая проблемы, работая в группах или выступая с защитой своих проектов дети приобрели навыки коммуникативного взаимодействия, сотрудничества, ответственности, взаимопомощи. Ученики учились включаться в диалог и групповое обсуждение проблем, договариваться и приходить к общему решению. Все это содействовало развитию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
В ходе решения шестой задачи был дан анализ эффективности проделанной работы по развитию УУД у учащихся начальной школы.
Как показало исследование, проектная деятельность младших школьников действительно является важным аспектом в формировании УУД на уроках окружающего мира. Проектная деятельность способствует развитию исследовательской инициативности, логического мышления и самостоятельности у учащихся начальной школы.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
АЛГОРИТМОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Исследования сформированности познавательных универсальных учебных действий у третьеклассников на уроках литературного чтения (Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2023



