ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I СОЦИКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США 5
1.1 Основные понятия поликультурного образования в США 5
1.2 История американского поликультурного образования 9
1.3 Основные модели поликультурного образования в США 14
1.4 Модернизация содержания педагогического образования в США .... 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22
2.1 Организация поликультурного образования в школах США 22
2.2 Содержание педагогической подготовки учителя иностранного языка в США 28
2.3 Основные требования к подготовке учителя иностранного языка ... 35
2.4 Модель современного учителя иностранного языка в США 40
2.5 Модель современного учителя иностранного языка в России 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. На сегодняшний момент интерес к поликультурному образованию четко прослеживается во всем мировом сообществе, в том числе в России, и США. Пример США здесь наиболее интересен, так как это многонациональная страна. Долгое время образование в США играло роль включения детей из разных культур в единую англосаксонскую культуру. Однако, примерно с начала 1980-х годов в США развиваются идеи поликультурного образования.
Сама идея о необходимости поликультурного образования появилась во второй половине ХХ века в европейских странах и оформилась окончательно в конце ХХ века. В связи с тем, что американское общество является по-настоящему многонациональным, именно США стали лидером в продвижении основных постулатов этого движения.
К началу XXI века в США происходит модернизация поликультурного образования. В американское образование внедряют новейшие учебные программы, разрабатываются и осваиваются нетрадиционные модели обучения. Также на развитие поликультурного образования повлияли появившиеся тенденции, из-за которых значительно меняется образование в США.
Объектом исследования является поликультурное образование в США.
Предмет исследования - тенденции развития поликультурного образования в США.
Цель исследования: изучить тенденции развития поликультурного образования в США.
Задачи исследования:
• рассмотреть основные понятия поликультурного образования в США;
• разобрать основные идеи поликультурного образования в США;
• проанализировать программы поликультурного образования в США;
• изучить тенденции развития поликультурного образования в США;
• определить основные требования к уровню подготовки учителей иностранного языка в США;
• смоделировать портрет современного учителя иностранного языка в системе поликультурного образования;
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ образовательных программ, синтез, анкетирование, опрос.
Новизна исследования состоит в анализе тенденций развития поликультурного образования в школах США путем изучения имеющихся программ и изучении программ подготовки учителей к работе в поликультурном классе в США
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы учителем многонациональной школы для повышения уровня успеваемости учащихся. Материалы данного исследования могут быть использованы для разработки и обогащения вузовских курсов по сравнительной педагогике, межкультурной коммуникации, в научных исследованиях, связанных с дальнейшим изучением проблемы поликультурного образования.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней рассмотрены тенденции развития поликультурного образования в США и показано, как основные идеи поликультурного образования менялись со временем, и изменяли образование в США.
Данная работа прошла апробацию на Ежегодной итоговой научнообразовательной конференции студентов КФУ (5 апреля 2018 года). Работа вызвала определенный интерес, результаты исследования были опубликованы в сборнике научных тезисов студентов. Апробация работы также прошла на Ежегодной научно -практической конференции студентов К(П)ФУ (12 апреля 2019 года). Результаты исследований опубликованы в сборнике научных статей «Terra Linguae» (выпуск 4).
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
В США проживает значительное число людей, которые незнакомы с американской культурой, а иногда даже и не знают английского языка. Для американской школы часто нужно не просто обучить ребенка, но и научить его говорить по-английски. Для США поликультурное образование предполагает, что в одной школе реально представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, расовому признаку.
Представители разных культур, находясь одновременно в одних и тех же образовательных учреждениях, должны получать равные права к качественному образованию. Это заложено в законодательстве США.
Если говорить об истории, то идеи поликультурного образования получили развитие в США только во второй половине ХХ века. До этого времени школьное образование в США строилось вокруг английского языка и ценностей англосаксонской культуры. Считалось, что так можно гарантировать этническим меньшинствам успешную интеграцию в американское общество. На практике, это ничего не гарантировало, зато не давало талантливым детям, не владеющим английским языком, получить доступ к качественному образованию.
Подготовка детей-мигрантов в Соединенных Штатов Америки - до сегодняшнего дня единственный из труднейших проблем в нынешней преподавательской практике данного государства. Такие дети в большой степени испытывают трудности в школе, как в плане успеваемости, так и тяжело проходящей адаптации и социализации в новой культурной действительности.
К сожалению, в США в сфере среднего образования наблюдается один из самых высоких показателей текучести кадров. Хороших учителей в США мало, это следствие непрестижности профессии. Особенно трудно найти хорошего учителя для государственной школы в не самом благополучном районе (где в основном и обучаются дети мигрантов). Учителей, владеющих еще каким-либо языком, кроме английского, тоже недостаточно. В
результате, не владеющие английским языком ученики часто помещены в основные классы без формальной учебной или языковой поддержки. Лишь немногие учителя основных классов имеют какую-либо подготовку в области второго языка и поэтому не готовы адекватно учить таких детей.
В последнее время получают распространение программы, в которых ставится цель: развитие способности свободно говорить на двух языках, возможности читать и писать на двух языках, и развитие межкультурной компетенции. Программы подразумевают достаточно длительное использование родного языка мигрантов в обучении («переходная» программа рассчитана на период от 1 до 3 лет, а, например, программа с поздним переходом на английский язык может длиться до 7-8 лет). Дети поздно начинают соприкасаться со вторым (английским) языком и иноязычной культурой.
В системе образования в США к началу XXI века сложились и ярко проявились различные глобальные тенденции, такие как: 1) стремление обеспечить право на образование для всех; 2) Общей тенденцией в развитых странах является постепенное совершенствование систем профессионального образования, создание и использование новых возможностей; 3) происходит постепенное расширение рынка образовательных услуг и их ассортимента; 4) постоянно расширяющийся спектр образовательных и организационных мероприятий; 5) усиливается универсализация высшего образования и процессы интеграции всех вузов в систему ведущих университетов страны и мира, что приводит к появлению мощных университетских комплексов, научных и образовательных мегаполисов государства, континентальное и межрегиональное значение.
Система образования в США постоянно расширяет свое содержание и структуру. С появлением и развитием информационной индустрии, экономики знаний, необходимо пересмотреть традиционные формы и методы обучения. Нужно не просто учить больше и дольше, но учить по - другому. Существующая система образования в США в ходе реформы практически полностью исключает из этого процесса учителя, то есть того, кто обязан реализовать свои цели. Реформа высшего образования даст положительные результаты только тогда, когда она будет одновременно взаимодействовать с другими реформированными сферами и аспектами жизни.
Таким образом, особенности современного развития ставят на первый план подготовку социально и профессионально мобильных специалистов, не только обладающих глубокими знаниями в области профессиональной деятельности, но и способных быстро ориентироваться в быстро растущем потоке информации, адаптироваться к меняющимся условиям, и, при необходимости, готовы изменить профиль своей деятельности. Специалист с профессиональными навыками и способностями, способный активно и самостоятельно мыслить, способный творчески решать различные профессиональные проблемы, сможет организовать свою деятельность на соответствующем уровне, отвечающем требованиям современного общества, что невозможно без развития исследовательских навыков.
Содержание поликультурного образования в США включает в себя знания из области истории и культурологии. Учащиеся знакомятся со своей культурой и с культурами иных этнических групп. Для этого в школьную программу водятся дополнительные курсы, модули, или просто отдельные тематические уроки. Методы обучения очень сильно различаются в зависимости от штата, школы и т.д. Это могут быть встречи с представителями иных культурных групп, ролевые игры.
1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. -Волгоград, 2009.- 45c
2. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. -1996.—№ 1. -С. 33-34.
3. Веракса Н.Е. Современные подходы к обучению дошкольников в США// Народное образование. - 2014. - № 3. - 10 с.
4. «Вытеснение американской культуры»: каждый четвёртый школьник в США - из семьи мигрантов[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rt.com
5. Гаганова О.К. Поликультурное образование в системе общего школьного образования США: автореферат дис. ... д -ра пед. наук. -М.:2003. - 56 с.
6. Галаган А.И. Финансирование образования в развитых зарубежных странах. - М., 2013. - 64 с.
7. Гильманов Д. Структурные изменения и возможные модели школ// Педагогика. - 2012. - № 8 - С. 11-24.
8. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. - Пятигорск,
2003. - 42 с.
9. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и
перспективы развития // Педагогика. -2002. -№ 10. -С. 93-95.
10. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 2018
11. Дурнева Е.Е. Современные требования к подготовке преподавателей высшей школы: Россия, США, Великобритания, Австралия, Сингапур // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1-2. - С. 16-18
12. Калачева И.И. Поликультурное образование молодежи в США и
Европе: история, традиции и современность // Образование и
воспитание. София, 2017. -№1. -С. 14-18.
13. Обухова В.А. Особенности организации педагогических научных исследований в США// Педагогика. - 2012. - № 6 — 17с.
14. Онищенко Э.В., Никольская А.С. Основные подходы к организации образовательного пространства ребенка-дошкольника в американском детском саду. - М., 2015 — 7 с.
15. Особенности адаптации русскоязычных детей к обучению в средней школе США// Вестник МГПУ. - № 2 (16). — 5 с.
16. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. - М., 2015. — 13 с.
17. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ [Электронный
ресурс] режим доступа : https ://www.hotcourses.ru/ study-abroad-
info/subject-guides/studying-education-and-training-abroad// Дата
обращения: 3.04.2019
18. Сажин Д.В. Поликультурализм: теория и образовательная практика: спецкурс по культурологии. - СПб. : ИОВ РАО, 2001. - 75 с.
19. Сахиева Р. Г. Основные направления модернизации профессионально - педагогической подготовки учителей в США : дис. ... канд. пер. наук :
13. 00. 01 / Сахиева Регина Геннадьевна. — М. : РГБ, 2015. — 164 с.
20. Система образования в США. Справка// Народное образование. - 2012. — 5 с.
21. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США,
Германия, Япония: актуальные проблемы и пути развития. - М., 2018 —30 с.
22. Стародворцева Н. Средняя школа США: модернизация образования// Педагогика. - 2014. - № 3 — 15 с.
23. Хухлаева О.В. Поликультурное образование / О.В. Хухлаева, Э.Р. Хакимов, О.Е.Хухлаев. - М.: Юрайт, 2015. - 282 с.
24. Школа будущего: самые интересные и нетривиальные подходы в обучении детей [Электронный ресурс] режим доступа: https://deti. mann- ivanov-ferber.ru/2016/01/20/shkola-budushhego-samye-interesnye-i- netrivialnye-podxodv-v-obuchenii-detei// Дата обращения: 15.05.2019
25. Archdeacon, T. J. Becoming American. - Simon & Schuster, Inc., 1984.— 441 р.
26. Banks, J. A. Multicultural education: Characteristics and goals. —Hoboken, New Jersey : John Wiley and Sons, Inc., 2007.— 445 р.
27. Banks, J. A. Multiethnic education: Theory and practice (3rd ed.). — Massachusetts : A Division of Simon & Schuster, Inc., 1994.— 311 р.
28. Chang-Kredl S., Colannino D. Constructing the image of the teacher on Reddit: Best and worst teachers // Teaching and Teacher Education. — 2017. — Vol. 64. — P. 43—51.
29. Cummins, J. Bilingual Education and Special Education: Issues in Assessment and Pedagogy. — San Diego: College Hill, 1984. — 225 р.
30. Dhillon, P. A. What is multiculturalism? — Halifax, NS, Canada:Edphil Books, 2005.— 412 р.
31. Fedullo, M. Light Of The Feather Pathways Through Contemporary Indian America. — Morrow/ HarperCollins, l992.— 311 р.
32. Giddens, A. Social Theory and Modern Sociology. — Stanford: Stanford University Press, 1987. — p. 44
33. Williams R.L. Cross Cultural Education: Teaching Toward a Planetary Perspective. The Curriculum Series. — Washington D.C.: National Education Association of the United State, 1977. — 63p.