ПОЛЬША И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛЬШИ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 10
1.1. Предпосылки вступления Польши в ЕС 10
1.2. Этапы и механизмы интеграции Польши в ЕС 17
1.3. Евроскептицизм в Польше на этапе вступления в ЕС 27
ГЛАВА 2. ПОЛЬША КАК ЧЛЕН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 34
2.1. Роль Польши в составе Евросоюза 34
2.2. Польша и ведущие государства Евросоюза 45
2.2.1. Великобритания 45
2.2.2. Германия 51
2.2.3. Франция 58
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬШИ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 64
3.1. Политический аспект 64
3.2. Социальный аспект 73
Заключение 82
Список использованных источников и литературы
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛЬШИ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 10
1.1. Предпосылки вступления Польши в ЕС 10
1.2. Этапы и механизмы интеграции Польши в ЕС 17
1.3. Евроскептицизм в Польше на этапе вступления в ЕС 27
ГЛАВА 2. ПОЛЬША КАК ЧЛЕН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 34
2.1. Роль Польши в составе Евросоюза 34
2.2. Польша и ведущие государства Евросоюза 45
2.2.1. Великобритания 45
2.2.2. Германия 51
2.2.3. Франция 58
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬШИ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 64
3.1. Политический аспект 64
3.2. Социальный аспект 73
Заключение 82
Список использованных источников и литературы
Геополитические перемены в Центральной и Восточной Европе в начале 1990-х годов, связанные с распадом СССР, способствовали постепенным изменениям во внешней политике многих стран данного региона. Правительство Польши, все более смело смотрящее на запад, вело переговоры с Европейским сообществом.
Начиная с 1989 года в Польше происходило изменение внешнеполитических ориентиров. Падение социалистического лагеря окончательно определило дальнейший путь Польши. Одной из главных целей стало сближение с другими странами Европы. Политические лидеры Польши того периода считали, что возможность цивилизованного развития польского государства и значительное повышение уровня и качества жизни населения могут быть достигнуты лишь вследствие вступления Польши в Европейский союз. Были установлены дипломатические отношения с Европейским сообществом.
Фактически процесс интеграции Польши в Европейский союз начался 8 апреля 1994 года в Афинах, когда Польша подала заявку на членство в данном объединении и уже через 10 лет 1 мая 2004 года Польша стала полноправным членом Европейского союза.
Постепенная трансформация внешней и внутренней политики привели к интеграции, а затем и вхождению польского государства в Европейский союз. Став членом Евросоюза, Польша получила возможность влиять на политические, экономические процессы и вопросы безопасности, касающиеся Европы и ЕС. В данной связи у Польши, как у активного участника ЕС, возникают проблемы взаимодействия с Евросоюзом на различных уровнях и в различных сферах.
Актуальность
Актуальность темы исследования выражена непростыми отношениями Польши с ЕС и его структурами, складывающимися в последнее время. Следует отметить, что сложности в отношения возникают вследствие разногласий по таким ключевым вопросам как европейская солидарность, выплата Г ерманией репараций за ущерб от Второй мировой войны, реформирование судебной системы в Польше, а также её энергетическая политика. Особого внимания заслуживает всё более нарастающее несогласие Польши в отношении миграционной политики ЕС.
Обретает новую актуальность проект «Восточного партнёрства», инициированный Польшей. Целью данного проекта является подрыв геополитического влияния России в Восточной Европе и укрепление позиций ЕС. В этой ситуации понимание целей и мотивов Польши, а также её роли и значения в действиях ЕС имеет важное значение для российского внешнеполитического сообщества. Целью «Восточного партнёрства» является развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. В данной связи Польша, проделав довольно долгий путь в ЕС, пытается посредством данного проекта передать свой собственный опыт интеграции. Понимание механизмов и этапов вступления Польши в ЕС является элементом, который также определяет актуальность исследования.
Степень изученности
В российском научном сообществе тема интеграции Польши в ЕС изучена достаточно подробно. Из российских авторов данной темой занимается Довжик Н.В. В диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук автором исследуются основные проблемы и ключевые направления эволюционирующей системы европейской безопасности на примере Польши, у которой проявляются собственные национальные интересы и цели в условиях формирования региональной безопасности и нового мирового порядка.
Воротников В.В. и Габарта А.А. исследуют историю, экономику, национальные и международные отношения, а также культурно-религиозные традиции и культуру Польши. Довольно содержательно в монографии исследован феномен трудовой миграции из Польши, его причины и последствия, а также роль ЕС в данном вопросе. Особое внимание проблемам Польши, Европейского союза и в целом восточноевропейского региона уделяет Гришин Я.Я .
Проблему интеграции Польши в ЕС подробно описали в различных научных журналах Доннели Б. , Кольцова Е.Г. , Мартён М. , Никонов В.А. , Серапионова Е.П. и Скворцова Д. С . Интеграционные процессы порождали в Польше в разное время волны евроскептических настроений. Вопросы евроскептицизма в Польше и его становления подробно изложены в статьях таких российских учёных как Браницкий А.Г., Савов Д.Д. , Ворожеина Я. и Тарасов И.
Роль Польши в ЕС изучена российскими учёными довольно фрагментарно, а проблематика отношений Польши и Евросоюза практически не исследована. Особое внимание российские учёные уделяют вопросам «Восточного партнёрства», а взаимодействие Польши и ЕС рассматривают через призму российских интересов.
По тематике научно-исследовательской работы занимаются в основном зарубежные учёные, публикующиеся в различных журналах по всему миру. Особое внимание следует уделить польским учёным, таким как Dariusz Milczarek и Olga Barburska . В их монографии подробно изучены предпосылки вступления Польши в ЕС, механизмы и стадии, роль Польши в данном объединении, а также её перспективы в рамках Евросоюза. Olga Barburska также исследовала этапы вступления Польши в ЕС.
Agnieszka Bienczyk-Missala довольно широко рассмотрела основные направления внешней политики и политики безопасности Польши, а также её членство в ЕС. Katarzyna Kolodziejczyk и Stemplowski R. исследовали опыт и роль Республики Польша в ЕС и мире.
В целом зарубежные учёные уделяют довольно большое внимание не только предпосылкам к интеграции и самой интеграции Польши в Евросоюз, но также и её роли в данном объединении.
Цель и задачи
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование отношений между Польшей и Европейским союзом.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:
- установить предпосылки и этапы интеграции Польши в ЕС;
- определить результаты, достигнутые Польшей вследствие вступления в ЕС;
- установить роль Польши в составе ЕС;
- определить характер и проблемы в двусторонних отношениях между Польшей и ведущими странами-членами Евросоюза;
- выявить проблемы Польши в рамках ЕС;
- систематизировать эти проблемы.
Хронологические рамки исследования
Нижняя граница исследования определена 1989 годом. Установление такой нижней границы обусловлено тем, что в 1989 году в Конституцию Польши были внесены поправки, закрепившие смену общественно-политического строя. Данное событие воспринималось как историческое возвращение поляков в семью западных народов.
Верхняя граница работы для наиболее полного раскрытия современного этапа развития Польши в рамках Европейского союза определена 2017 годом. Это обусловлено приходом к власти в Польше в 2015 году консервативной и евроскептической партии «Право и Справедливость».
Методология и методы исследования
Методологической основой является сравнительный и ретроспективный анализ отношений Польши и ЕС. Этот анализ позволяет проследить процесс адаптации Республики Польша к европейским нормам, ценностям и выявить её роль в ЕС и его структурах. На уровне общенаучной методологии были использованы теоретические методы анализа и синтеза, абстрагирования, индукции и дедукции. В работе был широко использован анализ официальных документов, поскольку документы в данном исследовании выступают как один из главных источников информации. При работе с источниками также использовался метод контент-анализа выступлений официальных лиц, а также наиболее значимых публикаций в прессе.
Объект исследования
Объектом исследования является политика Польши в ЕС.
Предмет исследования
Предметом выпускной квалификационной работы выступает внешне- и внутриполитическая деятельность Польши в рамках Евросоюза, взаимодействие с его структурами, а также отношения с ведущими государствами-членами Евросоюза.
Источниковая база исследования
Международные нормативно-правовые акты и договоры . Документы Евросоюза , государственных органов и МИД Польши , Германии , Франции и Великобритании , а также Стратегия внешней политики Польши . Официальные документы международных организаций. Выступления политических деятелей Польши и ЕС, стенограммы конференций, интервью .
Научная новизна
В российской литературе достаточно глубоко изучены вопросы интеграции Польши в ЕС и политика «Восточного партнёрства». Однако роль Польши в Евросоюзе, а также проблематика отношений Польши и ЕС в российском научном сообществе практически не исследованы.
В рамках диссертации представлено более детальное видение предпосылок и этапов интеграции Польши, установлена роль Польши в составе ЕС и характер её взаимоотношений с ведущими странами-членами. Кроме того, выявлены и систематизированы проблемы Польши в рамках Евросоюза.
Научно-практическая значимость
Научно-практическая значимость заключается в том, что собранный фактический материал по интеграции Польши в ЕС, её роли в рамках Евросоюза, а также её отношения с ведущими государствами-членами этого объединения способствует расширению базы для дальнейшего более углубленного изучения. Работа может быть использована при подготовке научно-практических материалов, лекций и пособий в вузах. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы российским внешнеполитическим сообществом для анализа и прогнозирования действий Польши в рамках Европейского союза.
Структура работы
Структура работы определена логикой исследования, а также его целями и задачами и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Начиная с 1989 года в Польше происходило изменение внешнеполитических ориентиров. Падение социалистического лагеря окончательно определило дальнейший путь Польши. Одной из главных целей стало сближение с другими странами Европы. Политические лидеры Польши того периода считали, что возможность цивилизованного развития польского государства и значительное повышение уровня и качества жизни населения могут быть достигнуты лишь вследствие вступления Польши в Европейский союз. Были установлены дипломатические отношения с Европейским сообществом.
Фактически процесс интеграции Польши в Европейский союз начался 8 апреля 1994 года в Афинах, когда Польша подала заявку на членство в данном объединении и уже через 10 лет 1 мая 2004 года Польша стала полноправным членом Европейского союза.
Постепенная трансформация внешней и внутренней политики привели к интеграции, а затем и вхождению польского государства в Европейский союз. Став членом Евросоюза, Польша получила возможность влиять на политические, экономические процессы и вопросы безопасности, касающиеся Европы и ЕС. В данной связи у Польши, как у активного участника ЕС, возникают проблемы взаимодействия с Евросоюзом на различных уровнях и в различных сферах.
Актуальность
Актуальность темы исследования выражена непростыми отношениями Польши с ЕС и его структурами, складывающимися в последнее время. Следует отметить, что сложности в отношения возникают вследствие разногласий по таким ключевым вопросам как европейская солидарность, выплата Г ерманией репараций за ущерб от Второй мировой войны, реформирование судебной системы в Польше, а также её энергетическая политика. Особого внимания заслуживает всё более нарастающее несогласие Польши в отношении миграционной политики ЕС.
Обретает новую актуальность проект «Восточного партнёрства», инициированный Польшей. Целью данного проекта является подрыв геополитического влияния России в Восточной Европе и укрепление позиций ЕС. В этой ситуации понимание целей и мотивов Польши, а также её роли и значения в действиях ЕС имеет важное значение для российского внешнеполитического сообщества. Целью «Восточного партнёрства» является развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. В данной связи Польша, проделав довольно долгий путь в ЕС, пытается посредством данного проекта передать свой собственный опыт интеграции. Понимание механизмов и этапов вступления Польши в ЕС является элементом, который также определяет актуальность исследования.
Степень изученности
В российском научном сообществе тема интеграции Польши в ЕС изучена достаточно подробно. Из российских авторов данной темой занимается Довжик Н.В. В диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук автором исследуются основные проблемы и ключевые направления эволюционирующей системы европейской безопасности на примере Польши, у которой проявляются собственные национальные интересы и цели в условиях формирования региональной безопасности и нового мирового порядка.
Воротников В.В. и Габарта А.А. исследуют историю, экономику, национальные и международные отношения, а также культурно-религиозные традиции и культуру Польши. Довольно содержательно в монографии исследован феномен трудовой миграции из Польши, его причины и последствия, а также роль ЕС в данном вопросе. Особое внимание проблемам Польши, Европейского союза и в целом восточноевропейского региона уделяет Гришин Я.Я .
Проблему интеграции Польши в ЕС подробно описали в различных научных журналах Доннели Б. , Кольцова Е.Г. , Мартён М. , Никонов В.А. , Серапионова Е.П. и Скворцова Д. С . Интеграционные процессы порождали в Польше в разное время волны евроскептических настроений. Вопросы евроскептицизма в Польше и его становления подробно изложены в статьях таких российских учёных как Браницкий А.Г., Савов Д.Д. , Ворожеина Я. и Тарасов И.
Роль Польши в ЕС изучена российскими учёными довольно фрагментарно, а проблематика отношений Польши и Евросоюза практически не исследована. Особое внимание российские учёные уделяют вопросам «Восточного партнёрства», а взаимодействие Польши и ЕС рассматривают через призму российских интересов.
По тематике научно-исследовательской работы занимаются в основном зарубежные учёные, публикующиеся в различных журналах по всему миру. Особое внимание следует уделить польским учёным, таким как Dariusz Milczarek и Olga Barburska . В их монографии подробно изучены предпосылки вступления Польши в ЕС, механизмы и стадии, роль Польши в данном объединении, а также её перспективы в рамках Евросоюза. Olga Barburska также исследовала этапы вступления Польши в ЕС.
Agnieszka Bienczyk-Missala довольно широко рассмотрела основные направления внешней политики и политики безопасности Польши, а также её членство в ЕС. Katarzyna Kolodziejczyk и Stemplowski R. исследовали опыт и роль Республики Польша в ЕС и мире.
В целом зарубежные учёные уделяют довольно большое внимание не только предпосылкам к интеграции и самой интеграции Польши в Евросоюз, но также и её роли в данном объединении.
Цель и задачи
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование отношений между Польшей и Европейским союзом.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:
- установить предпосылки и этапы интеграции Польши в ЕС;
- определить результаты, достигнутые Польшей вследствие вступления в ЕС;
- установить роль Польши в составе ЕС;
- определить характер и проблемы в двусторонних отношениях между Польшей и ведущими странами-членами Евросоюза;
- выявить проблемы Польши в рамках ЕС;
- систематизировать эти проблемы.
Хронологические рамки исследования
Нижняя граница исследования определена 1989 годом. Установление такой нижней границы обусловлено тем, что в 1989 году в Конституцию Польши были внесены поправки, закрепившие смену общественно-политического строя. Данное событие воспринималось как историческое возвращение поляков в семью западных народов.
Верхняя граница работы для наиболее полного раскрытия современного этапа развития Польши в рамках Европейского союза определена 2017 годом. Это обусловлено приходом к власти в Польше в 2015 году консервативной и евроскептической партии «Право и Справедливость».
Методология и методы исследования
Методологической основой является сравнительный и ретроспективный анализ отношений Польши и ЕС. Этот анализ позволяет проследить процесс адаптации Республики Польша к европейским нормам, ценностям и выявить её роль в ЕС и его структурах. На уровне общенаучной методологии были использованы теоретические методы анализа и синтеза, абстрагирования, индукции и дедукции. В работе был широко использован анализ официальных документов, поскольку документы в данном исследовании выступают как один из главных источников информации. При работе с источниками также использовался метод контент-анализа выступлений официальных лиц, а также наиболее значимых публикаций в прессе.
Объект исследования
Объектом исследования является политика Польши в ЕС.
Предмет исследования
Предметом выпускной квалификационной работы выступает внешне- и внутриполитическая деятельность Польши в рамках Евросоюза, взаимодействие с его структурами, а также отношения с ведущими государствами-членами Евросоюза.
Источниковая база исследования
Международные нормативно-правовые акты и договоры . Документы Евросоюза , государственных органов и МИД Польши , Германии , Франции и Великобритании , а также Стратегия внешней политики Польши . Официальные документы международных организаций. Выступления политических деятелей Польши и ЕС, стенограммы конференций, интервью .
Научная новизна
В российской литературе достаточно глубоко изучены вопросы интеграции Польши в ЕС и политика «Восточного партнёрства». Однако роль Польши в Евросоюзе, а также проблематика отношений Польши и ЕС в российском научном сообществе практически не исследованы.
В рамках диссертации представлено более детальное видение предпосылок и этапов интеграции Польши, установлена роль Польши в составе ЕС и характер её взаимоотношений с ведущими странами-членами. Кроме того, выявлены и систематизированы проблемы Польши в рамках Евросоюза.
Научно-практическая значимость
Научно-практическая значимость заключается в том, что собранный фактический материал по интеграции Польши в ЕС, её роли в рамках Евросоюза, а также её отношения с ведущими государствами-членами этого объединения способствует расширению базы для дальнейшего более углубленного изучения. Работа может быть использована при подготовке научно-практических материалов, лекций и пособий в вузах. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы российским внешнеполитическим сообществом для анализа и прогнозирования действий Польши в рамках Европейского союза.
Структура работы
Структура работы определена логикой исследования, а также его целями и задачами и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Предпосылками вступления Польши в ЕС стали: распад социалистического лагеря, внутриполитические изменения внутри страны и переход к рыночной экономике. Также к предпосылкам можно отнести и то, что поляки, как народ, осознавали себя частью европейской цивилизации.
Основные этапы вступления Польши в Европейский союз можно выразить следующим образом. 8 апреля 1994 года в Афинах правительство Польши подало официальное заявление в Европейский совет о вступлении в ЕС. В июле 1996 года Совет поручил Европейской комиссии подготовить заключение по данному заявлению. В октябре 1996 года был создан Комитет по вопросам интеграции в Европейский союз. В июле 1997 года Комиссия вынесла свое заключение относительно заявления Польши. В декабре 1997 года в Люксембурге Совет принял решение о начале переговоров относительно вхождения Польши в ЕС. Начиная с 1998 года Комиссия готовила предложение о мандате для переговоров, и Совет принял этот мандат. 10 ноября 1998 года Совет Европы, возглавляемый председателем, включился в переговоры со странами-кандидатами. После этого, 13 декабря 2002 года на саммите в Копенгагене были приняты окончательные положения Договора о присоединении. 16 апреля 2003 года государства-члены ЕС и страны-кандидаты официально подписали Договор о присоединении в Афинах. Затем государства- члены ЕС и страны-кандидаты ратифицировали Договор о присоединении. 1 мая 2004 года Договор о присоединении вступил в силу.
Нельзя не отметить, что популярность Евросоюза на момент евроинтеграции Польши контрастировала с позициями ряда политических партий, таких как «Самооборона Республики Польша» и «Лига польских семей». За несколько месяцев до референдума 2003 года резкий евроскептический поворот сделала партия «Право и Справедливость». Главным фундаментом евроскептических настроений была деревня, глубинка. Польские крестьяне опасались, что после вступления в Евросоюз в Польшу хлынут европейские фермеры, которые скупят дешёвую польскую землю.
Вследствие вступления Польши в ЕС в стране улучшился инвестиционный климат, было создано порядка двух миллионов новых рабочих мест, выросли доходы от сельскохозяйственной продукции и, вместе с тем, финансовое состояние аграриев.
Говоря о роли Польши в рамках ЕС, следует отметить, что она является инициатором проекта «Восточного партнёрства», целью которого является развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Благодаря своему историческому опыту, Польша всегда была наиболее заинтересована в разработке и осуществлении эффективной политики ЕС в отношении своих восточных соседей.
Польша выступает против расширения полномочий европейских институтов и поддерживает принцип «одно государство - один комиссар» для Европейской комиссии. Председательство во второй половине 2011 года Польша использовала для укрепления своих позиций в Союзе. Польская дипломатия в рамках ЕС работает над вопросом энергетической солидарности. Это связано с сильной зависимостью страны от российской нефти и природного газа.
Рассмотрены двусторонние отношения Польши с ведущими странами Евросоюза, такими как Великобритания, Г ермания и Франция.
Великобритания и Польша, являясь стратегическими партнерами в Европейском союзе, стремятся вывести свои отношения в областях обороны и безопасности на новый уровень. Между странами идёт активная торговля, в 2014 году Великобритания заняла третье место во внутрирегиональном польском экспорте. В Великобритании проживает огромное количество польских эмигрантов. После выхода Великобритании из Европейского союза положение Польши в ЕС может измениться. Это грозит для Варшавы значительными потерями из-за разрыва политических и экономических связей с Лондоном.
Польша тесно сотрудничает с Германией и Францией в рамках Веймарского треугольника с 1991 года. Между ними регулярно проводятся трёхсторонние переговоры на различных уровнях. Г ермания является торговым партнёром Польши, как в мире, так и в ЕС. Имеет место партнерство между польскими воеводствами и немецкими землями вдоль общей границы. Это дополняет двустороннее сотрудничество, целью которого является экономическое развитие инфраструктурной сети пограничной территории. Тем не менее, отношения между странами осложняются проблемой выплаты Германией репараций по итогам Второй мировой войны.
Франция является одним из главных экономических, культурных, научных и технологических партнеров Польши. Франция является пятым торговым партнером Польши в ЕС. Однако, говоря о политической составляющей между двумя странами, в Париже заявляют о самоизоляции Варшавы от Европейского сообщества, и движении польского правительства в противоположном направлении от Европы по многим вопросам.
Разное видение европейских ценностей и стремление Польши представить себя альтернативным полюсом силы в ЕС развело её с Францией и Германией по разные стороны, тогда как отношения с Великобританией, стремящейся к выходу из ЕС, заметно улучшились.
В отношениях между Польшей и ЕС имеется ряд проблем, лежащих в политической и социальной плоскости.
Среди них следует подчеркнуть:
- попытки Польши поставить под контроль Конституционный трибунал (суд) и нарушить тем самым принцип разделения властей;
- отказ Польши от европейской солидарности по всем вопросам общеевропейской политики;
- вопрос о выплате Польше Германией репараций за ущерб от Второй мировой войны;
- вопросы энергетической политики Польши;
- отказ Польши принимать мигрантов.
Евросоюз в дальнейшем будет сосредоточен на областях сотрудничества, в которых Варшава не хочет принимать участие: еврозоне, оборонной политике, сотрудничестве в области миграции и социальных вопросах. Польша же видит своё дальнейшее будущее в Европейском союзе только через призму общего рынка ЕС, что является недостаточным условием для полноценного членства в объединении.
Основные этапы вступления Польши в Европейский союз можно выразить следующим образом. 8 апреля 1994 года в Афинах правительство Польши подало официальное заявление в Европейский совет о вступлении в ЕС. В июле 1996 года Совет поручил Европейской комиссии подготовить заключение по данному заявлению. В октябре 1996 года был создан Комитет по вопросам интеграции в Европейский союз. В июле 1997 года Комиссия вынесла свое заключение относительно заявления Польши. В декабре 1997 года в Люксембурге Совет принял решение о начале переговоров относительно вхождения Польши в ЕС. Начиная с 1998 года Комиссия готовила предложение о мандате для переговоров, и Совет принял этот мандат. 10 ноября 1998 года Совет Европы, возглавляемый председателем, включился в переговоры со странами-кандидатами. После этого, 13 декабря 2002 года на саммите в Копенгагене были приняты окончательные положения Договора о присоединении. 16 апреля 2003 года государства-члены ЕС и страны-кандидаты официально подписали Договор о присоединении в Афинах. Затем государства- члены ЕС и страны-кандидаты ратифицировали Договор о присоединении. 1 мая 2004 года Договор о присоединении вступил в силу.
Нельзя не отметить, что популярность Евросоюза на момент евроинтеграции Польши контрастировала с позициями ряда политических партий, таких как «Самооборона Республики Польша» и «Лига польских семей». За несколько месяцев до референдума 2003 года резкий евроскептический поворот сделала партия «Право и Справедливость». Главным фундаментом евроскептических настроений была деревня, глубинка. Польские крестьяне опасались, что после вступления в Евросоюз в Польшу хлынут европейские фермеры, которые скупят дешёвую польскую землю.
Вследствие вступления Польши в ЕС в стране улучшился инвестиционный климат, было создано порядка двух миллионов новых рабочих мест, выросли доходы от сельскохозяйственной продукции и, вместе с тем, финансовое состояние аграриев.
Говоря о роли Польши в рамках ЕС, следует отметить, что она является инициатором проекта «Восточного партнёрства», целью которого является развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Благодаря своему историческому опыту, Польша всегда была наиболее заинтересована в разработке и осуществлении эффективной политики ЕС в отношении своих восточных соседей.
Польша выступает против расширения полномочий европейских институтов и поддерживает принцип «одно государство - один комиссар» для Европейской комиссии. Председательство во второй половине 2011 года Польша использовала для укрепления своих позиций в Союзе. Польская дипломатия в рамках ЕС работает над вопросом энергетической солидарности. Это связано с сильной зависимостью страны от российской нефти и природного газа.
Рассмотрены двусторонние отношения Польши с ведущими странами Евросоюза, такими как Великобритания, Г ермания и Франция.
Великобритания и Польша, являясь стратегическими партнерами в Европейском союзе, стремятся вывести свои отношения в областях обороны и безопасности на новый уровень. Между странами идёт активная торговля, в 2014 году Великобритания заняла третье место во внутрирегиональном польском экспорте. В Великобритании проживает огромное количество польских эмигрантов. После выхода Великобритании из Европейского союза положение Польши в ЕС может измениться. Это грозит для Варшавы значительными потерями из-за разрыва политических и экономических связей с Лондоном.
Польша тесно сотрудничает с Германией и Францией в рамках Веймарского треугольника с 1991 года. Между ними регулярно проводятся трёхсторонние переговоры на различных уровнях. Г ермания является торговым партнёром Польши, как в мире, так и в ЕС. Имеет место партнерство между польскими воеводствами и немецкими землями вдоль общей границы. Это дополняет двустороннее сотрудничество, целью которого является экономическое развитие инфраструктурной сети пограничной территории. Тем не менее, отношения между странами осложняются проблемой выплаты Германией репараций по итогам Второй мировой войны.
Франция является одним из главных экономических, культурных, научных и технологических партнеров Польши. Франция является пятым торговым партнером Польши в ЕС. Однако, говоря о политической составляющей между двумя странами, в Париже заявляют о самоизоляции Варшавы от Европейского сообщества, и движении польского правительства в противоположном направлении от Европы по многим вопросам.
Разное видение европейских ценностей и стремление Польши представить себя альтернативным полюсом силы в ЕС развело её с Францией и Германией по разные стороны, тогда как отношения с Великобританией, стремящейся к выходу из ЕС, заметно улучшились.
В отношениях между Польшей и ЕС имеется ряд проблем, лежащих в политической и социальной плоскости.
Среди них следует подчеркнуть:
- попытки Польши поставить под контроль Конституционный трибунал (суд) и нарушить тем самым принцип разделения властей;
- отказ Польши от европейской солидарности по всем вопросам общеевропейской политики;
- вопрос о выплате Польше Германией репараций за ущерб от Второй мировой войны;
- вопросы энергетической политики Польши;
- отказ Польши принимать мигрантов.
Евросоюз в дальнейшем будет сосредоточен на областях сотрудничества, в которых Варшава не хочет принимать участие: еврозоне, оборонной политике, сотрудничестве в области миграции и социальных вопросах. Польша же видит своё дальнейшее будущее в Европейском союзе только через призму общего рынка ЕС, что является недостаточным условием для полноценного членства в объединении.
Подобные работы
- История вхождения и дальнейшего развития Польши и Румынии в Европейском Союзе
Контрольные работы, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 890 р. Год сдачи: 2016 - Особенности экономической интеграция в Европейском союзе
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2024 - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И УКРАИНОЙ (1991-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - РОССИЯ И СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ:
ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Евроскептицизм в процессе развития европейской интеграции 1970 — 201Ое гг
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - «ЕВРОПА РЕГИОНОВ» КАК РЕАЛИЗАЦИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Детерминанты выхода Великобритании из Европейского Союза
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019



