ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСТОРИЯ»
|
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации проектной деятельности школьников в предметной области «История» 9
1.1 Проектная деятельность в образовании. Передовой
педагогический опыт 9
1.2 Структура проектной деятельности в системе школьного
образования 20
1.3 Особенности проектной деятельности в предметной области «История» 28
Глава II. Практико-организационные аспекты проектной деятельности в школе 38
2.1 Проблемы организации проектной деятельности школьников ... 38
2.2 Методика реализации проектной деятельности в предметной
области «История» 45
Заключение 54
Список использованной литературы
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации проектной деятельности школьников в предметной области «История» 9
1.1 Проектная деятельность в образовании. Передовой
педагогический опыт 9
1.2 Структура проектной деятельности в системе школьного
образования 20
1.3 Особенности проектной деятельности в предметной области «История» 28
Глава II. Практико-организационные аспекты проектной деятельности в школе 38
2.1 Проблемы организации проектной деятельности школьников ... 38
2.2 Методика реализации проектной деятельности в предметной
области «История» 45
Заключение 54
Список использованной литературы
Актуальность. Реалии жизни XXI в. предъявляют современной школе все более серьезные требования, в связи с чем необходимы и новые подходы к организации учебного процесса, обостряется необходимость поиска возможностей формирования в учебном процессе деятельности учащихся, способствующей развитию умений самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, размышлять, формулировать и аргументировать собственную позицию. Современная образовательная парадигма рассматривает процесс формирования личности ученика посредством интеграции самых разнообразных направлений его учебной и внеучебной деятельности. Таким условиям отвечает проектная деятельность учащихся. Забытая в прошлом веке, сегодня она набирает все большую популярность, проектно-исследовательские работы становятся важной частью образовательного процесса в общеобразовательной школе. Данный вид деятельности обладает большим потенциалом для воспитания активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.
В контексте психолого-педагогических идей, заложенных в образовательные стандарты второго поколения, проектная деятельность представляет возможным обеспечить формирование заявленных в них учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, и обеспечить достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образования.
Особую роль в этом процессе играет урочная и внеурочная работа по созданию и разработке школьных проектов по истории и обществознанию.
Характеристика научной и методической литературы.
Проектная деятельность - объект пристального внимания педагогов. Философско-методологические основы организации проектной деятельности учащихся раскрыты в трудах отечественных и зарубежных педагогов конца
В настоящее время проектная деятельность учащихся является предметом историко-теоретических исследований В.С. Кукушина, Е.С. Полат, М.Ю. Пахомовой, М.М. Эпштейн. В данных трудах раскрыты общие положения о педагогических закономерностях, сущности и организационных особенностях проектной деятельности, приведены структура, классификации, конкретные примеры проектов на различную тематику.
Сегодня в центре внимания как ученых, так и педагогов-практиков находится проектное обучение в значении нового витка педагогических, социальных, культурных достижений. В периодической литературе проектная деятельность раскрывается как средство творческого саморазвития , формирования социальной компетентности , развития универсальных учебных действий, как педагогическая технология. Анализ данных статей позволяет комплексно рассматривать проектную деятельность.
Анализу проблем, возникающих при организации проектной деятельности посвятили свои работы В.С. Лазарев, Т. Лазарев, Г.Г. Митрофанова, В.М. Соснова.
Особую ценность для нашего исследования носят научные работы, посвященные использованию проектной деятельности на уроках по истории и обществознанию. Это работы Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, Е.К. Калуцкой.
Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выявить реальные противоречия:
- между растущей потребностью ориентации школьного образования на формирование у учащихся интегрированного, критического мышления, целостного мировоззрения и невозможность реализовать этого в рамках традиционного обучения;
- между огромным потенциальном проектной деятельности и отсутствием регулярного практического применения проектной деятельности в классной и внеклассной работе по истории;
- между задачей формирования у учащихся умений применять на практике полученные в процессе обучения знания, умения и существующей методикой обучения истории, которая не обеспечивает готовность переносить их в различные ситуации в процессе дальнейшего обучения;
Исходя из выявленных противоречий нами была определена проблема исследования: каким образом должна быть выстроена методика организации проектной деятельности для обеспечения ее максимальной педагогической значимости. В рамках указанной проблемы была сформирована тема исследования: «Организация проектной деятельности старших школьников в предметной области «История».
Объект исследования - проектная деятельность обучающихся.
Предметом исследования является методика организации проектной деятельности по истории.
Цель - определить методические особенности организации проектной деятельности по истории.
Задачи:
- выявить особенности проектной деятельности учащихся в системе современного образования;
- определить структурную организацию проектной деятельности в школе;
- охарактеризовать особенности проектной деятельности учащихся;
- раскрыть проблемы, возникающие при организации проектной деятельности школьников;
- разработать методику организации проектной деятельности школьников.
Рабочая гипотеза. Организация проектной деятельности в предметной области «История» будет эффективной, если будут учтены следующие ее особенности:
- обусловленность субъективного восприятия исторических событий их временными границами;
- обусловленность отношения к историческим событиям родного края;
- актуализация исторических событий ключевыми проблемами современности, их отражения в прошлом;
- многоуровневость возможностей презентации результатов проектной деятельности в предметной области «История».
Методологическая база исследования. При проведении исследования мы опирались на теорию:
- проблемного обучения М.И. Махмутова, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейна и др.;
- личностно-ориентированного обучения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и др.;
- организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика, А.В. Леонтовича, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий и др.;
- методике обучения истории в школе Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой, М.Т. Студеникина, Е.К. Калуцкой и др.
Методы исследования.
1. Выявление особенностей проектной деятельности учащихся потребовало использовать метод теоретического сопоставления ее с иными видами деятельности;
2. Метод теоретического анализа использовался при работе с трудами по психологии, педагогике и методике, в которых затрагивалась интересующая нас проблема.
3. При помощи эмпирических методов нами был изучен и обобщен педагогический опыт;
4. Метод теоретического моделирования позволил нам разработать собственный проект в предметной области «История».
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Были определены особенности проектной деятельности учащихся в системе современного образования и структурная организация проектной деятельности в школе;
2. Дана характеристика особенностям проектной деятельности в предметной области «История», и на этой основе был проведен анализ наиболее часто встречающихся ошибок при разработке и реализации проекта.
3. На основе изученного материала, нами был разработан собственный проект. Его научная значимость заключается в том, что проект находится на стыке исторического и обществоведческого знания, в основе - междисциплинарность исследования (заимствование методов и источников других гуманитарных наук). Такой проект будет способствовать формированию у учащихся устойчивой связи между историческим прошлым и современностью, развитию проектной и исследовательской компетенций, универсальных учебных действий.
Практическая значимость. Разработанный проект поможет учащимся и учителям качественно провести предложенный проект, или разработать на основе теоретических положений исследования, собственный проект.
Структура. Работа представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованной литературы.
В контексте психолого-педагогических идей, заложенных в образовательные стандарты второго поколения, проектная деятельность представляет возможным обеспечить формирование заявленных в них учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, и обеспечить достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образования.
Особую роль в этом процессе играет урочная и внеурочная работа по созданию и разработке школьных проектов по истории и обществознанию.
Характеристика научной и методической литературы.
Проектная деятельность - объект пристального внимания педагогов. Философско-методологические основы организации проектной деятельности учащихся раскрыты в трудах отечественных и зарубежных педагогов конца
В настоящее время проектная деятельность учащихся является предметом историко-теоретических исследований В.С. Кукушина, Е.С. Полат, М.Ю. Пахомовой, М.М. Эпштейн. В данных трудах раскрыты общие положения о педагогических закономерностях, сущности и организационных особенностях проектной деятельности, приведены структура, классификации, конкретные примеры проектов на различную тематику.
Сегодня в центре внимания как ученых, так и педагогов-практиков находится проектное обучение в значении нового витка педагогических, социальных, культурных достижений. В периодической литературе проектная деятельность раскрывается как средство творческого саморазвития , формирования социальной компетентности , развития универсальных учебных действий, как педагогическая технология. Анализ данных статей позволяет комплексно рассматривать проектную деятельность.
Анализу проблем, возникающих при организации проектной деятельности посвятили свои работы В.С. Лазарев, Т. Лазарев, Г.Г. Митрофанова, В.М. Соснова.
Особую ценность для нашего исследования носят научные работы, посвященные использованию проектной деятельности на уроках по истории и обществознанию. Это работы Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, Е.К. Калуцкой.
Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выявить реальные противоречия:
- между растущей потребностью ориентации школьного образования на формирование у учащихся интегрированного, критического мышления, целостного мировоззрения и невозможность реализовать этого в рамках традиционного обучения;
- между огромным потенциальном проектной деятельности и отсутствием регулярного практического применения проектной деятельности в классной и внеклассной работе по истории;
- между задачей формирования у учащихся умений применять на практике полученные в процессе обучения знания, умения и существующей методикой обучения истории, которая не обеспечивает готовность переносить их в различные ситуации в процессе дальнейшего обучения;
Исходя из выявленных противоречий нами была определена проблема исследования: каким образом должна быть выстроена методика организации проектной деятельности для обеспечения ее максимальной педагогической значимости. В рамках указанной проблемы была сформирована тема исследования: «Организация проектной деятельности старших школьников в предметной области «История».
Объект исследования - проектная деятельность обучающихся.
Предметом исследования является методика организации проектной деятельности по истории.
Цель - определить методические особенности организации проектной деятельности по истории.
Задачи:
- выявить особенности проектной деятельности учащихся в системе современного образования;
- определить структурную организацию проектной деятельности в школе;
- охарактеризовать особенности проектной деятельности учащихся;
- раскрыть проблемы, возникающие при организации проектной деятельности школьников;
- разработать методику организации проектной деятельности школьников.
Рабочая гипотеза. Организация проектной деятельности в предметной области «История» будет эффективной, если будут учтены следующие ее особенности:
- обусловленность субъективного восприятия исторических событий их временными границами;
- обусловленность отношения к историческим событиям родного края;
- актуализация исторических событий ключевыми проблемами современности, их отражения в прошлом;
- многоуровневость возможностей презентации результатов проектной деятельности в предметной области «История».
Методологическая база исследования. При проведении исследования мы опирались на теорию:
- проблемного обучения М.И. Махмутова, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейна и др.;
- личностно-ориентированного обучения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и др.;
- организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика, А.В. Леонтовича, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий и др.;
- методике обучения истории в школе Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой, М.Т. Студеникина, Е.К. Калуцкой и др.
Методы исследования.
1. Выявление особенностей проектной деятельности учащихся потребовало использовать метод теоретического сопоставления ее с иными видами деятельности;
2. Метод теоретического анализа использовался при работе с трудами по психологии, педагогике и методике, в которых затрагивалась интересующая нас проблема.
3. При помощи эмпирических методов нами был изучен и обобщен педагогический опыт;
4. Метод теоретического моделирования позволил нам разработать собственный проект в предметной области «История».
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Были определены особенности проектной деятельности учащихся в системе современного образования и структурная организация проектной деятельности в школе;
2. Дана характеристика особенностям проектной деятельности в предметной области «История», и на этой основе был проведен анализ наиболее часто встречающихся ошибок при разработке и реализации проекта.
3. На основе изученного материала, нами был разработан собственный проект. Его научная значимость заключается в том, что проект находится на стыке исторического и обществоведческого знания, в основе - междисциплинарность исследования (заимствование методов и источников других гуманитарных наук). Такой проект будет способствовать формированию у учащихся устойчивой связи между историческим прошлым и современностью, развитию проектной и исследовательской компетенций, универсальных учебных действий.
Практическая значимость. Разработанный проект поможет учащимся и учителям качественно провести предложенный проект, или разработать на основе теоретических положений исследования, собственный проект.
Структура. Работа представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованной литературы.
Проектная деятельность в образовании представляет собой педагогическую технологию, способствующую формированию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического мышления. Отличительной особенностью проектной деятельности от иных видов интеллектуальной деятельности выступает практическая значимость данной практики: если вторая опирается на творческое мышление, авторский замысел и авторское видение, то первая имеет чёткие критерии оценки, поскольку для рассмотрения проблемы используются научные методы исследования, объективные условия его выполнения. Аргументация выбранной позиции базируется на конкретных фактах, теориях, на знаниях, наблюдениях, данных экспериментов.
Проектная технология представляет собой комплексный подход к образованию, поскольку его реализация предполагает использование совокупности других проблемных методов (работа в группах, дискуссии, ролевые игры, «мозговой штурм», рефлексии и т.д.). Совокупность этих методов и составляет ту дидактическую систему, которая адекватно отражает личностно ориентированный подход, способствует формированию соответствующих компетенций. В структурном отношении проектная деятельность подразумевает под собой четыре основных, крупных этапа (проблема, реализация, итог, презентация). От понимания педагогом конечной цели проведения проектной деятельности, того, чего учащиеся должны достичь, что узнать и решить, зависит разбивка структуры проектной деятельности на более подробные этапы, наполнение каждого этапа содержанием. Так же, а содержание проектной деятельности серьезный отпечаток накладывает и специфика предметной области. Исторический проект имеет более теоретический характер и направлен на возможность учащегося раскрыть в себе потенциал историка-исследователя. То есть, исторический проект имеет более научное значение, что социальный проект, в котором учащиеся определяют проблемы общества, личности, а не науки, и предлагают конкретные пути решения проблемы. Поэтому нами был разработан междисциплинарный проект, сочетающий в себе элементы исторического и обществоведческого исследования. Его педагогическая значимость заключается в формировании у учащихся понимания связи прошлого с настоящим, овладение приёмами самостоятельного поиска и комплексного анализа исторической информации, тематического исторического исследования, способность к применению исторических и обществоведческих знаний в процессе социальной коммуникации, а так же осознание каким образом социально-политические и экономические факторы историческом развития на конкретном этапе влияют на духовное развитие общества и личности, в частности. Воспитательная значимость проекта состоит в обеспечении умения эффективно организовать свою деятельность, выстраивать конструктивное взаимодействие и решать конфликты при общении с другими людьми, саморегуляции поведения, понимание мотивов обучения, создании дополнительных стимулов к самообразованию.
Проектная деятельность относится к разряду высоких педагогических технологий, требующих от учителя определенных навыков и знаний, не говоря уже о необходимости владеть новыми информационными технологиями, постоянного совершенствования педагогического мастерства, богатого мировоззрения и широкого научного кругозора.
Все выше перечисленное составляет условия для успешной организации и реализации проектной деятельности в школе, соответственно чему можно говорить о том, что в процессе исследования, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В перспективе практическое применение проекта в будущей педагогической практике, дополнение содержания методической карточки проекта.
Проектная технология представляет собой комплексный подход к образованию, поскольку его реализация предполагает использование совокупности других проблемных методов (работа в группах, дискуссии, ролевые игры, «мозговой штурм», рефлексии и т.д.). Совокупность этих методов и составляет ту дидактическую систему, которая адекватно отражает личностно ориентированный подход, способствует формированию соответствующих компетенций. В структурном отношении проектная деятельность подразумевает под собой четыре основных, крупных этапа (проблема, реализация, итог, презентация). От понимания педагогом конечной цели проведения проектной деятельности, того, чего учащиеся должны достичь, что узнать и решить, зависит разбивка структуры проектной деятельности на более подробные этапы, наполнение каждого этапа содержанием. Так же, а содержание проектной деятельности серьезный отпечаток накладывает и специфика предметной области. Исторический проект имеет более теоретический характер и направлен на возможность учащегося раскрыть в себе потенциал историка-исследователя. То есть, исторический проект имеет более научное значение, что социальный проект, в котором учащиеся определяют проблемы общества, личности, а не науки, и предлагают конкретные пути решения проблемы. Поэтому нами был разработан междисциплинарный проект, сочетающий в себе элементы исторического и обществоведческого исследования. Его педагогическая значимость заключается в формировании у учащихся понимания связи прошлого с настоящим, овладение приёмами самостоятельного поиска и комплексного анализа исторической информации, тематического исторического исследования, способность к применению исторических и обществоведческих знаний в процессе социальной коммуникации, а так же осознание каким образом социально-политические и экономические факторы историческом развития на конкретном этапе влияют на духовное развитие общества и личности, в частности. Воспитательная значимость проекта состоит в обеспечении умения эффективно организовать свою деятельность, выстраивать конструктивное взаимодействие и решать конфликты при общении с другими людьми, саморегуляции поведения, понимание мотивов обучения, создании дополнительных стимулов к самообразованию.
Проектная деятельность относится к разряду высоких педагогических технологий, требующих от учителя определенных навыков и знаний, не говоря уже о необходимости владеть новыми информационными технологиями, постоянного совершенствования педагогического мастерства, богатого мировоззрения и широкого научного кругозора.
Все выше перечисленное составляет условия для успешной организации и реализации проектной деятельности в школе, соответственно чему можно говорить о том, что в процессе исследования, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В перспективе практическое применение проекта в будущей педагогической практике, дополнение содержания методической карточки проекта.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО РАЗРАБОТКЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ КВЕСТ-ИГР В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Проектная деятельность школьников на уроках истории 11 класса в
основной общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ СКРИНКАСТИНГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-9 КЛАССАХ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



