Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСТОРИЯ»

Работа №33120

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации проектной деятельности школьников в предметной области «История» 9
1.1 Проектная деятельность в образовании. Передовой
педагогический опыт 9
1.2 Структура проектной деятельности в системе школьного
образования 20
1.3 Особенности проектной деятельности в предметной области «История» 28
Глава II. Практико-организационные аспекты проектной деятельности в школе 38
2.1 Проблемы организации проектной деятельности школьников ... 38
2.2 Методика реализации проектной деятельности в предметной
области «История» 45
Заключение 54
Список использованной литературы


Актуальность. Реалии жизни XXI в. предъявляют современной школе все более серьезные требования, в связи с чем необходимы и новые подходы к организации учебного процесса, обостряется необходимость поиска возможностей формирования в учебном процессе деятельности учащихся, способствующей развитию умений самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, размышлять, формулировать и аргументировать собственную позицию. Современная образовательная парадигма рассматривает процесс формирования личности ученика посредством интеграции самых разнообразных направлений его учебной и внеучебной деятельности. Таким условиям отвечает проектная деятельность учащихся. Забытая в прошлом веке, сегодня она набирает все большую популярность, проектно-исследовательские работы становятся важной частью образовательного процесса в общеобразовательной школе. Данный вид деятельности обладает большим потенциалом для воспитания активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.
В контексте психолого-педагогических идей, заложенных в образовательные стандарты второго поколения, проектная деятельность представляет возможным обеспечить формирование заявленных в них учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, и обеспечить достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образования.
Особую роль в этом процессе играет урочная и внеурочная работа по созданию и разработке школьных проектов по истории и обществознанию.
Характеристика научной и методической литературы.
Проектная деятельность - объект пристального внимания педагогов. Философско-методологические основы организации проектной деятельности учащихся раскрыты в трудах отечественных и зарубежных педагогов конца
В настоящее время проектная деятельность учащихся является предметом историко-теоретических исследований В.С. Кукушина, Е.С. Полат, М.Ю. Пахомовой, М.М. Эпштейн. В данных трудах раскрыты общие положения о педагогических закономерностях, сущности и организационных особенностях проектной деятельности, приведены структура, классификации, конкретные примеры проектов на различную тематику.
Сегодня в центре внимания как ученых, так и педагогов-практиков находится проектное обучение в значении нового витка педагогических, социальных, культурных достижений. В периодической литературе проектная деятельность раскрывается как средство творческого саморазвития , формирования социальной компетентности , развития универсальных учебных действий, как педагогическая технология. Анализ данных статей позволяет комплексно рассматривать проектную деятельность.
Анализу проблем, возникающих при организации проектной деятельности посвятили свои работы В.С. Лазарев, Т. Лазарев, Г.Г. Митрофанова, В.М. Соснова.
Особую ценность для нашего исследования носят научные работы, посвященные использованию проектной деятельности на уроках по истории и обществознанию. Это работы Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, Е.К. Калуцкой.
Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выявить реальные противоречия:
- между растущей потребностью ориентации школьного образования на формирование у учащихся интегрированного, критического мышления, целостного мировоззрения и невозможность реализовать этого в рамках традиционного обучения;
- между огромным потенциальном проектной деятельности и отсутствием регулярного практического применения проектной деятельности в классной и внеклассной работе по истории;
- между задачей формирования у учащихся умений применять на практике полученные в процессе обучения знания, умения и существующей методикой обучения истории, которая не обеспечивает готовность переносить их в различные ситуации в процессе дальнейшего обучения;
Исходя из выявленных противоречий нами была определена проблема исследования: каким образом должна быть выстроена методика организации проектной деятельности для обеспечения ее максимальной педагогической значимости. В рамках указанной проблемы была сформирована тема исследования: «Организация проектной деятельности старших школьников в предметной области «История».
Объект исследования - проектная деятельность обучающихся.
Предметом исследования является методика организации проектной деятельности по истории.
Цель - определить методические особенности организации проектной деятельности по истории.
Задачи:
- выявить особенности проектной деятельности учащихся в системе современного образования;
- определить структурную организацию проектной деятельности в школе;
- охарактеризовать особенности проектной деятельности учащихся;
- раскрыть проблемы, возникающие при организации проектной деятельности школьников;
- разработать методику организации проектной деятельности школьников.
Рабочая гипотеза. Организация проектной деятельности в предметной области «История» будет эффективной, если будут учтены следующие ее особенности:
- обусловленность субъективного восприятия исторических событий их временными границами;
- обусловленность отношения к историческим событиям родного края;
- актуализация исторических событий ключевыми проблемами современности, их отражения в прошлом;
- многоуровневость возможностей презентации результатов проектной деятельности в предметной области «История».
Методологическая база исследования. При проведении исследования мы опирались на теорию:
- проблемного обучения М.И. Махмутова, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейна и др.;
- личностно-ориентированного обучения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и др.;
- организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика, А.В. Леонтовича, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий и др.;
- методике обучения истории в школе Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой, М.Т. Студеникина, Е.К. Калуцкой и др.
Методы исследования.
1. Выявление особенностей проектной деятельности учащихся потребовало использовать метод теоретического сопоставления ее с иными видами деятельности;
2. Метод теоретического анализа использовался при работе с трудами по психологии, педагогике и методике, в которых затрагивалась интересующая нас проблема.
3. При помощи эмпирических методов нами был изучен и обобщен педагогический опыт;
4. Метод теоретического моделирования позволил нам разработать собственный проект в предметной области «История».
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Были определены особенности проектной деятельности учащихся в системе современного образования и структурная организация проектной деятельности в школе;
2. Дана характеристика особенностям проектной деятельности в предметной области «История», и на этой основе был проведен анализ наиболее часто встречающихся ошибок при разработке и реализации проекта.
3. На основе изученного материала, нами был разработан собственный проект. Его научная значимость заключается в том, что проект находится на стыке исторического и обществоведческого знания, в основе - междисциплинарность исследования (заимствование методов и источников других гуманитарных наук). Такой проект будет способствовать формированию у учащихся устойчивой связи между историческим прошлым и современностью, развитию проектной и исследовательской компетенций, универсальных учебных действий.
Практическая значимость. Разработанный проект поможет учащимся и учителям качественно провести предложенный проект, или разработать на основе теоретических положений исследования, собственный проект.
Структура. Работа представлена введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проектная деятельность в образовании представляет собой педагогическую технологию, способствующую формированию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического мышления. Отличительной особенностью проектной деятельности от иных видов интеллектуальной деятельности выступает практическая значимость данной практики: если вторая опирается на творческое мышление, авторский замысел и авторское видение, то первая имеет чёткие критерии оценки, поскольку для рассмотрения проблемы используются научные методы исследования, объективные условия его выполнения. Аргументация выбранной позиции базируется на конкретных фактах, теориях, на знаниях, наблюдениях, данных экспериментов.
Проектная технология представляет собой комплексный подход к образованию, поскольку его реализация предполагает использование совокупности других проблемных методов (работа в группах, дискуссии, ролевые игры, «мозговой штурм», рефлексии и т.д.). Совокупность этих методов и составляет ту дидактическую систему, которая адекватно отражает личностно ориентированный подход, способствует формированию соответствующих компетенций. В структурном отношении проектная деятельность подразумевает под собой четыре основных, крупных этапа (проблема, реализация, итог, презентация). От понимания педагогом конечной цели проведения проектной деятельности, того, чего учащиеся должны достичь, что узнать и решить, зависит разбивка структуры проектной деятельности на более подробные этапы, наполнение каждого этапа содержанием. Так же, а содержание проектной деятельности серьезный отпечаток накладывает и специфика предметной области. Исторический проект имеет более теоретический характер и направлен на возможность учащегося раскрыть в себе потенциал историка-исследователя. То есть, исторический проект имеет более научное значение, что социальный проект, в котором учащиеся определяют проблемы общества, личности, а не науки, и предлагают конкретные пути решения проблемы. Поэтому нами был разработан междисциплинарный проект, сочетающий в себе элементы исторического и обществоведческого исследования. Его педагогическая значимость заключается в формировании у учащихся понимания связи прошлого с настоящим, овладение приёмами самостоятельного поиска и комплексного анализа исторической информации, тематического исторического исследования, способность к применению исторических и обществоведческих знаний в процессе социальной коммуникации, а так же осознание каким образом социально-политические и экономические факторы историческом развития на конкретном этапе влияют на духовное развитие общества и личности, в частности. Воспитательная значимость проекта состоит в обеспечении умения эффективно организовать свою деятельность, выстраивать конструктивное взаимодействие и решать конфликты при общении с другими людьми, саморегуляции поведения, понимание мотивов обучения, создании дополнительных стимулов к самообразованию.
Проектная деятельность относится к разряду высоких педагогических технологий, требующих от учителя определенных навыков и знаний, не говоря уже о необходимости владеть новыми информационными технологиями, постоянного совершенствования педагогического мастерства, богатого мировоззрения и широкого научного кругозора.
Все выше перечисленное составляет условия для успешной организации и реализации проектной деятельности в школе, соответственно чему можно говорить о том, что в процессе исследования, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В перспективе практическое применение проекта в будущей педагогической практике, дополнение содержания методической карточки проекта.



1. Абашеева Л.Н. Проектная деятельность одно из средств творческого саморазвития личности учащихся // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - Вып. 6 (4). - 2009. - С. 119-121.
2. Арланова Е.А. Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания // Молодой ученый. - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 53-54.
3. Баёва Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая технология // Вестник ТГПУ. - Вып. 2. - 2012. - С. 117-120.
4. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И.Г.
Технологии педагогической деятельности. - 2 часть. Организация
деятельности: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 316 с.
5. Батуева М.Н. Проектная деятельность в старших классах, как средство развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс] // Мультиурок: [сайт]. URL: https://multiurok.ru/files/proiektnaia-dieiatiel-nost-v- starshikh-klassakh-ka.html (Дата обращения: 08.04.2019 г.)
6. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. - Вып. №3. - 2011. - С. 62-67.
7. Битюк В.Л. Метод проектов как способ реализации компетентностно-ориентированного образования // Вестник АГТУ. - Вып. 1. - 2011. - С. 83-86.
8. Бухтенкова И.С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся // Эксперимент и инновации в школе. - Вып. №3. - 2011. - С. 8-9.
9. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. - 4-е изд. -
М.: 5 за знания, 2008. - 352 с.
10. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т. 9. Союзники СССР по антигитлеровской коалиции. - М.: Кучково поле, 2014.
11. Вяземский Е.Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е.Е. Вяземский,
О.Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2017. - 160 с.
12. Глухарева О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. - Вып. 1. - 2014. - С. 17-24.
13. Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - Вып. №2. - 2012. - С. 122-128.
14. Городилина Т.В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе федеральных государственных образовательных стандартов // Стандарты и мониторинг в образовании. - Вып. 6. 2014. - С. 37-41.
15. Григоренко Т.Ф Требования ФГОС и проблемы реализации
проектной деятельности в школьном курсе обществознания // Преподавание истории в школе. 2013. URL: http://pish.ru/blog/archives/2585 (Дата
обращения: 19.04.2019 г
16. Гришаева О.А. Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - Вып. 10. - 2016. - С. 1-6.
17. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
18. Есенжанова А. А. Проектная деятельность как средство развития продуктивного мышления учащихся // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - Вып. №1. - 2013. - С. 34-40.
19. Зимняя И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя, Е.И. Шашенкова. - Ижевск: ИЦПКПС, 2001. - 103 с.
20. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. И.П. Дементьева, А.И. Патрушева. - М.: Простор, 2000. - 432 с.
21. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. - Вып. 4. - 2001. - С. 85-92.
22. Казачкова М.Б. Проектный метод как средство повышения качества образования / М. Б. Казачкова// Исследовательская работа школьников. - Вып. 4. - 2013. - С. 115-122.
23. Калуцкая Е.К. Материалы курса «Преподавание обществознания в старших классах в условиях реализации требований Федеральных образовательных стандартов (ФГОС)». - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2016. - 76 с.
24. Краснорядцева О.М. Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды // Вестн. Том. гос. ун-та. - Вып. №358. - 2012. - С. 152-157.
25. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
26. Лаврентьева Е.В. Организация проектно-исследовательской деятельности старших школьников по межпредметной тематике // Царскосельские чтения. - Вып. № XVII. - 2013. - С. 215-219.
27. Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. - Вып. №6. - 2011. - С. 35-43.
28. Лазарев В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка // Народное образование. - Вып. 5. - 2016. - С. 133-142.
29. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. - Вып. 1. - 2011. URL: https://ps.1sep.ru/article.php?ID=201100111 (Дата обращения: 18.04.2019 г.)
30. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. - Вып. 4. - 2003. - С. 12-17.
31. Леонтович А.В, Саввичев А.С. Учащиеся как исследователи (Как эффективно руководить самостоятельной исследовательской работой школьников?). - М., 2007. - 79 с.
32. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
33. Лукина А.К., Лисунова Т.П., Сеткова И.Н. Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования // Проблемы современного образования. - Вып. №3. - 2012. - С. 110-118.
34. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. - Вып. 5. - 2011. URL: https://moluch.ru/archive/28/3160/ (Дата обращения: 19.04.2019)
35. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. - Вып. I: Кризис историзма. - Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 2001. - 206 с.
36. Морозова М.М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики // Интеграция образования. - Вып. %. - 2007. - С. 36
41.
37. Наумова Г.М. Первые шаги в реализации проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - Вып. №1. - 2013. -
С. 32-35.
38. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Издательство «Прометей» МИГУ, 2006. - 224 с.
39. Панфилова А.И. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
40. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
41. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое ообразование». - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.
42. Пелагейченко Н.Л. Метод проектов история возникновения и развития // Педагогическая мастерская. - Вып. 5. - 2012. - С. 7-12.
43. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. - Вып. 4. - 2010. - С. 307-318.
44. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса (из кн. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования). - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - С. 193-200.
45. Репина Л.П. История исторического знания / А.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 288 с.
46. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика - М.: Кругъ, 2011. - 560 с.
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
48. Селина Т.А. Из опыта организации проектной деятельности в
школе [Электронный ресурс] // Саратовская региональная образовательная ВикиВики: [сайт]. URL: https://wiki.soiro.ru/images/Селина.pdf (Дата
обращения: 08.04.2019 г.)
49. Соснова В.М. Проектная деятельность: ошибки и проблемы
[Электронный ресурс] // Проектная деятельность в обучении: [сайт]. [2016]. URL: https: //www.uchportal .ru/proektnaya-deyatelnost/proektnaya-deyatelno st-
oshibki-i-problemy-6702 (Дата обращения: 18.04.2019 г.)
50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. - 45 с.
51. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под. ред. Н.П, Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1980. - 416 с.
52. Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. - Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - 592 с.
53. Эпштейн М.М. На исторических перекрёстках. Метод проектов. - СПб.: Образовательный центр «Участие», 2011. - 56 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ