Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Работа №33101

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

языкознание

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
532
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты личностно-ориентированного обучения 6
1.1. Понятие личностно-ориентированного обучения, его цели и задачи 6
1.2. Структура личностно-ориентированного занятия на уроках по
иностранному языку с учениками старшего звена 11
1.3. Особенности личностно-ориентированных технологий. Зарубежные
ученые и их технологии 16
Выводы Главе 1 26
Глава 2 . Реализация личностно-ориентированного подхода при формировании иноязычных речевых навыков у старших школьников 28
2.1. ФГОС. Методические приемы личностно-ориентированного подхода при изучении иностранного языка 28
2.2 Технология личностно-ориентированного обучения при формировании языковых навыков как основа для формирования речевых навыков 33
2.3. Технология личностно-ориентированного обучения при формировании
речевых навыков 37
2.4 Личностно-ориентированный ypок английского языка (обобщение педагогического опыта) 43
Выводы по Главе 2 60
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение


Изучение иностранных языков - важнейшая тенденция современного профессионального образования, и его целью является воспитание человека, способного работать с большим объемом информации, с разнообразной литературой, осваивать новые технологии. Перед учителем стоит задача формирования творческих способностей школьников как неотъемлемой части развития их творческого мышления.
В последние годы проблема использования личностноориентированного подхода на занятиях иностранного языка становится все интенсивнее. Это не только новые технические и интерактивные возможности, но и новые способы и системы обучения, новый взгляд к учебной деятельности. Современный преподаватель обязан уметь обеспечить условия для практического освоения языка для всех обучающихся, подобрать такие методы преподавания, которые дали бы возможность каждому учащемуся показать свою инициативность, свою креативность, а также пробудить когнитивную деятельность ученика в процессе обучения иностранным языкам.
На новой стадии преподавания теория и практика обучения подтверждают, что одним из существующих современных средств, которые повышают результативность работы изучения иностранного языка, является применение личностно-ориентированного обучения. Именно поэтому система личностно-ориентированного обучения особенно актуальна в современной школе. В основе ее личность ученика с его психическими и интеллектуальными особенностями и задача учителя - сформировать не только знания, умения и навыки по конкретному предмету, но и помочь в поисках способов самоопределения и формирования личности. И только индивидуализация обучения, учёт интересов и потребностей учеников в любой сфере жизнедеятельности могут принести положительные результаты.
Это объясняет необходимость реализации принципов личностноориентированного обучения в образовании в условиях нового времени.
Актуальность темы данной работы обусловлена новыми требованиями ФГОС ООО и требованием времени к развитию активных, конкурентоспособных людей, которые смогут достичь определенных личностных, предметных и метапредметных результатов по окончании средней школы.
Объект исследования: реализация личностно-ориентированного
обучения на уроке иностранного языка.
Предмет исследования: способы и приемы формирования речевых навыков старшего звена обучения на основе личностно-ориентированного обучения.
Цель данной работы заключается в исследовании и описании методов и приемов личностно-ориентированного обучения при формировании речевых навыков.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить принципы, цели и задачи личностно-ориентированного обучения.
2. Рассмотреть личностно-ориентированное обучение как методологическую основу ФГОС.
3. Рассмотреть особенности современного урока иностранного языка с учениками старшего звена.
4. Определить эффективные методы реализации личностноориентированного обучения языковым и речевым навыкам на уроках иностранного языка.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
• в психологии: работы Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского,
В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Р. Лурия, Б. Ф. Ломова,
Д. Б. Эльконина и др.;
• в методике: работы: И. А. Зимней, А. А. Леонтьева и др.;
• в педагогике: работы Е. И. Пассова, И. С. Якиманской и др.
Материал исследования: учебно-методические пособия по языковым
и речевым навыкам обучения ИЯ.
Характеристика методов исследования:
Организационные методы: теоретические методы, к которым относился используемый нами комплексный анализ литературы, направленный на изучение учебно-познавательной деятельности на уроке английского языка; метод обобщения и конкретизации; метод классификации.
Эмпирические методы: анализ педагогической документации, изучение педагогического опыта, опытная работа.
Методы обработки результатов исследования: количественная
обработка данных, сопоставительный анализ.
Новизна - обогащение методики преподавания иностранным языкам с помощью новых возможностей, предоставляемых внеурочной деятельностью ФГОС, применением информационно-коммуникативных технологий иностранного языка в рамках индивидуализации обучения.
Апробация работы. В рамках IX Международной научнопрактической конференции: «Наука будущего: вопросы и гипотезы была напечатана и опубликована статья по теме: «Особенности использования информационных и коммуникационных технологий при формировании языковых навыков на уроке английского языка».
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время среди гуманистических тенденций реального учебного процесса главную роль играет ориентация на развитие личности. Актуальность данной проблемы связана с изменением социокультурных приоритетов во всех сферах общественного развития, включая образование.
Современное состояние образования характеризуется разнообразием альтернативных учебных программ, созданием различных инновационных образовательных учреждений. Согласно многим источникам, информационная перегрузка растет, что сказывается на здоровье, психическом состоянии учащихся и часто приводит к потере интереса к образованию.
Современная педагогическая технология должна быть направлена на удовлетворение образовательных потребностей всех ее субъектов: детей, их семей, педагогического состава в целом. И это достижимо только при сохранении и развитии школы как современного высококачественного образовательного учреждения, которое имеет четкую программу своего развития, необходимые ресурсы для достижения этой цели (организационные, методические, дидактические) и готовность к их реализации в соответствии с индивидуальной траекторией развития.
Примером такой современной образовательной технологии является личностно-ориентированное обучение. Разделяя точку зрения И.С. Якиманской, мы выделяем следующие базовые компоненты личностноориентированного обучения:
1. Признание педагогическим коллективом основных ценностей и целей образования - раскрытие каждого учащегося как личности.
2. Разработка индивидуальных траекторий развития за счет реализации образовательной программы в соответствии с личностными потребностями, интересами школьника.
3. Создание системы педагогических воздействий, которые будут способствовать раскрытию личности ученика на всех возрастных этапах.
4. Разработка документации, которая позволяет отслеживать и регистрировать динамику развития школьника от класса к классу не по отдельным, а по «сквозным» параметрам, которые обеспечивают целостную характеристику учащегося как личности.
Статус, самооценка - это понятия особенно актуальны для старшего школьного возраста, поэтому одним из важных условий успешного обучения является учет возрастных особенностей школьников.
Развитие личности человека - это, прежде всего развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Учителю необходимо помочь развивать потребности учеников: к самоопределению, к самопознанию, к самореализации как реализации своего творческого и личностного потенциала, к совместному развитию с другими людьми. В то же время необходимо учитывать тип нервной системы учащегося, ориентацию личности на экстраверсию/интроверсию, тип восприятия, интеллектуальный потенциал личности, личностные качества.
Личностно-ориентированное обучение является предпосылкой успеха изучения иностранного языка в школе. В основе личностноориентированного обучения, прежде всего, лежит учет особенностей мотивационной, когнитивной и эмоциональной сфер личности школьника.
Для обеспечения успеха процесса формирования речевых навыков в рамках личностно-ориентированной системы, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Работа с субъективным опытом учащегося; раскрытие способов мышления учеников.
2. Разработка дидактического материала, который включает в себя: выявление сенсорных предпочтений ученика; особенность обработки учениками предоставленной им информации; опора на индивидуальные предпочтения учащегося.
3. Использование разноуровневых упражнений, сочетание различных видов деятельности при обучении языковым и речевым навыкам.
4. Учитывать психологические особенности личности учеников, их интересы и потребности для достижения намеченных целей обучения и учения.
5. Темы и ситуации общения должны соответствовать реальным интересам и способностям школьников, их потребностям, быть личностно - значимыми для школьников, создавать условия для проявления их творческой активности и самостоятельности.
6. Необходимо оптимальное сочетание методов, форм и приемов обучения языковым и речевым навыкам:
1) подчинение лексического материала речевому замыслу учащихся;
2) дифференциация заданий по уровню сложности в самостоятельной работе;
3) дифференцированные домашние задания;
4) предоставление ученикам возможности работать больше учителя в ходе урока;
5) дифференцированные формы обучения: диалог, монолог, полемика;
6) актуализация учителем базовых знаний учеников, их обобщение и систематизация (обратная связь);
7) обсуждение результата занятия (рефлексия);
8) уважительное отношение учителя к ученикам и к их мнению;
9) использование ИКТ и аутентичных материалов;
10) при оценивании учет не только правильности, но и самостоятельности, оригинальности ответа;
11) учет социального статуса ребенка в классе;
12) психологическое соответствие структуры урока;
13) эмоциональное воздействие учителя в ходе урока.
Исходя из признаков, которые присущи уроку ЛОО, мы сделали анализ уроков английского языка, размещенных на Интернет сайтах, и пришли к выводу, что личностно-ориентированный подход недостаточно реализуется в отечественной школе, работающей в традиционной системе обучения. Основной проблемой остается малая дифференциация учебных заданий. В частности, ни в одном учебном плане мы не встретили дифференцированных домашних заданий. Мало возможностей для выбора предоставляет и классная учебная деятельность.
Также, мы выявили, что в процессе урока учителя не обращают особого внимания на учет социального статуса ребенка, что является важным фактором при организации парной и групповой работы. Нами обнаружены и другие факторы, тормозящие ЛОО: недостаточное использование
возможностей ИКТ, мало проектной деятельности, больше внимания рефлексивной деятельности с самоанализом и самооценкой на основе выработанных вместе критериев.
Тема «Личностно - ориентированный подход в формировании коммуникативных умений на уроке английского языка на старшем этапе обучения» является очень широкой и требует дальнейшего изучения с целью достижения большей индивидуализации обучения. Ключевым понятием для реализации индивидуального подхода, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного самостоятельного выбора (ФГОС).



1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. - Ростов н / Д: Феникс, 2006. - 332 с.
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории практики: Монография. / Н. А. Алексеев - Тюмень: Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. - 216с.
3. Андриенка А.В. Педагогическая психология / А. В. Андриенка - М.: Академия, 2001. - 55 с.
4. Артемьева О.А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О. А Артемьева, М. Н. Макеева, Р. П. Мильруд - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 160 с.
5. Бондаревская Е. В. Концепции личностно-ориентированного
образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического
университета,1999. - 66 с.
6. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
7. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. / С. Ю. Головин - Минск: Харвест, 2003. - 976 с.
8. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя. 2-е изд. / И. А. Зимняя. - М. Просвещение, 1985. - 160 с.
9. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
10. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2001. - 432 с.
11. Коджаспирова Г.М.. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.
12. Леонтьев А.А. Психология общения. / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл - 1999. - 365 с.
13. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148с.
14. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Иностранный язык» / Р. К . Миньяр-Белоручев. - М., 1990. - 224 с.
15. Мишанова О. Г. Личностно ориентированный подход как общенаучная основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова. - Челябинск: Вестник Челябинского пед. унта. 2001. - с. 114.
16. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
17. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5-11 классы / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 2000. - 172 с.
18. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции технологии. / В. В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с.
19. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. / В. В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос»,1999. - 272с.
20. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс / Е. Н. Соловова. - М.: Астрель, 2008. - 238 с.
21. Сохранов-Преображенский В.В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. №3 C. 162-169.
22. Цатурова И. А. Личностно-ориентированная направленная
система языкового образования в высшей технической школе / И. А. Цатурова. - Томск: Известия Южного Федерального ун-та.
Технические науки, 2006. - 192 с.
23. Шамов А.Н. Взаимосвязанное обучение лексическим навыкам устной речи и чтения: моногр. / А. Н. Шамов. - Н. Новгород: Нижегор. гос. лингвист.ун-т им. Н.А. Добролюбова, 2000. - 152 с.
24. Якиманская И. С. Построение модели личностно
ориентированного обучения. / И. С. Якиманская. - М.: КСП+, 2001. - 128 с.
25. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 112с.АЬЬеу
S. Comparison of Personalization Systems, in Sixth International Conference on Emerging Trends in Engineering and Technology / S. Abbey, S. Joglekar, M. Bedekar. - White Plains, NY. : Pearson Longman, 2013. - 120р.
26. Alex J. The Practice of English Language Teaching, 3e. / J. Alex. - NY.: Longman, 2008. - 384 p.
27. Bhatia L. "COPAL - Cognitive personalized aid for learning, in Cognitive Computing and Information Processing (CCIP) / L. Bhatia, S. Prasad. - White Plains, NY. : Pearson Longman, 2015. - 320p.
28. Biletskiy Y. An adjustable personalization of search and delivery of learning objects to learners, Expert Systems with Applications /Y. Biletskiy, H. Baghi, I. Keleberda, M. Fleming. - White Plains, NY. : Pearson Longman, 2009. - 9113-9120 p.
29. Bray B. A STEP-BY-STEP Guide to Personalize Learning / B. Bray, K. McClaskey. - White Plains, NY. : Pearson Longman, 2013. - 230p.
30. Burke R. Hybrid web recommender systems, The adaptive web /R. Burke. - Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2007. - 408 p.
31. Feldstein M. We Have Personalization Backwards / M. Feldstein,
S. Hill. - NY.: Cambridge University Press Hill, 2016. - 150 p.
32. Dornyei Z. Individual differences in second language acquisition // Bardovi-Harlig, Kathleen and ZoltanDornyei (eds.). Themes in SLA Research. - Aila Review. - Volume 19 - 2006 -42 - 68 pp.
33. Newmann D. Language Teaching Methodology: Textbook for Teachers / D. Newmann. - NJ.: Prentice Hall, 1991. - 284 p.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
34. Свирина Л.О. Лингвокультурологический контекст в обучении иноязычному говорению (на материале английского языка) / Л.О.Свирина, Н.Г.Сигал. -Вестник ТГГПУ. 2011. №4(26). -34 с.
35. Свирина Л.О. О некоторых стереотипах и роли пассивного периода в изучении иностранного языка / Л. О. Свирина. - Вестник ТГГПУ. 2008. .№1(12). - 15 с.
36. Чалых Н.А. Методика педагогического сопровождения
формирования готовности студентов факультета иностранных языков к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка: учеб.-метод. пособие для студентов отделения
французского языка. / Н. А. Чалых. - Пенза, 2011. - 82 с. Chen C. M. PersonalizedIntelligentEnglishVocabularyLearningSystemBasedonItemResponseT heoryandLearningMemoryCycle. / C. M. Chen, C. J. Chung, M. C. Chen. - IEEE International Conference on Systems, Man and Cybernetics. - 2006. - SMC'06. - 59p.
37. Chen, C. P. The Effects of Learning Style on Mobile Augmented- Reality-Facilitated English Vocabulary Learning. / C .P. Chen, C. H. Wang. - Information Science and Security (ICISS), 2015. - 14p.
38. Ghazali, A. S. Review of personalized learning approaches and methods in e-learning environment. / A. S. Ghazali, S. F. Noor, S. Saad. - Electrical Engineering and Informatics (ICEEI), 2015. - 40p.
39. Johnson, W. L. Serious games for language learning: How much game, how much AI?. / W. L. Johnson, H. H. Vilhjalmsson, S .Marsella. - Center for Advanced Research in Technology for Education // USC Information Sciences Institute, AIED. - 2005. - 306-313 p.
40. Khrib, M. K. Automatic recommendations for e-learning personalization based on web usage mining techniques and information retrieval. / M. K. Khrib, M. Jemn, O. Nasraoui. - Eighth IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies, ICALT'08. - 2008. - 145p.
41. Kihlstrom, J. How Students Learn and How We Can Help Them, How Students Learn / J. Kihlstrom. - University of California: Berkeley Teaching Conference for GSIs - 2011. - 45p.
42. Koren, Y. Matrix factorization techniques for recommender systems.,Computer. / Y. Koren, R. Bell, C. Volinsky. - 2009. - 30-37p.
43. Martinez M. Designing Learning Objects to Personalize Learning, in The instructional use of learning objects / M. Martinez. - 2002. - 151-171p.
44. Mukhametzyanova L. Intercultural citizenship and English classroom language. / L .Mukhametzyanova, L. Svirina. - Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. Volume 20, Special Issue. - 2016 - p.256.
45. Nascimento H. A. AIED Game to help children with learning disabilities in literacy in the Portuguese language, in SBC / H. A .Nascimento. - Proceedings of SBGames. - 2012. - 55p.
46. Sisserson K. Authentic Intellectual Achievement in Writing. / K Sisserson, C. Manning, A. Knepler, D. Jolliffe. - The English Journal. Vol. 91, No. 6 - 2002 - 22p.
47. Smerdon B. Students’ Perceptions of Membership in their High Schools. / B. Smerdon. - Sociology of Education. Vol. 75, No. 4. - 2002. -
105p.
48. Yonezawa S. Education policy analysis archives / S. Yonezawa, J. Makeba. -2002. - 24p.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
49. British Council. Learn English Kids. -
URL: https://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru (датаобращения:
30.04.2019) .
50. British Council. Learn English. -
URL: https: //learnenglish.britishcouncil. org/ (дата обращения: 30.04.2019).
51. British Council. Teaching English. -
URL: https://www.teachingenglish.org.uk (дата обращения: 01.05.2019).
52. Krashen S.D. Explorations in Language Acquisition and Use. Heinemann. - Portsmouth: NH: Heinemann, 2003 URL: https://www.heinemann.com/shared/ on- lineresources/E00554/chapter2.pdf (дата обращения: 06.11.2018).
53. Medium.com - платформа для социальной журналистики. - URL: https://medium.com/ (дата обращения: 03.05.2019).
54. OK English - уроки английского языка. - URL: http://ok-english.ru/ (дата обращения: 15.04.2019).
55. Ведущий образовательный портал России «Инфоурок». - URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 15.05.2019).
56. Единый государственный экзамен по английскому языку. Пояснения к
демонстрационному варианту устной части контрольных измерительных материалов по английскому языку. Английский язык. 11 класс Демонстрационный вариант 2015 г. // Ege.edu.ru: официальный
информационный портал Единого государственного экзамена, 2001-2015 URL: http://www.ege.edu.ru/common/online testing/demo-ege/english.pdf(дата обращения: 01.12.2018).
57. Как тип вашей личности влияет на процесс обучения: советы
интровертам и экстравертам //Skyeng.ru: онлайн-школа английского
языка,2011-2015. URL: http://skyeng.ru/articles/kak-tip-vashej-lichnosti-vliyaet- na-protsess-obucheniya-sovety-introvertam-i-ekstravertam(дата обращения:
17.11.2018) .
58. Научная электронная библиотека «Киберленинка». - URL: https://cvberleninka.ru/ (дата обращения: 05.05.2019).
59. Научная электронная библиотека eLibrary. - URL:
https://elibrary.ru/ (дата обращения: 02.02.2019).
60. Российская государственная библиотека. - URL: https://www.rsl.ru/ (дата обращения: 27.05.2019).
61. Социальная сеть работников образования. - URL:
https://nsportal.ru/ (дата обращения: 04.12.2018).
62. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.05.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ