АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СФЕРЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА…………………………… 6
§ 1. Понятие административно-исполнительной деятельности
Федеральной службы судебных приставов России ..…………….……….. 6
§ 2. Понятие и правовая природа исполнительного производства как
формы административной деятельности Федеральной службы
судебных приставов России ………………………….…………………..... 16
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО -
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ………..………………………. 28
§ 1. Задачи Федеральной службы судебных приставов как субъекта
административно - исполнительной деятельности ………………………. 28
§ 2. Понятие и классификация мер административно - исполнительной
деятельности Федеральной службы судебных приставов России ………. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………….. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СФЕРЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА…………………………… 6
§ 1. Понятие административно-исполнительной деятельности
Федеральной службы судебных приставов России ..…………….……….. 6
§ 2. Понятие и правовая природа исполнительного производства как
формы административной деятельности Федеральной службы
судебных приставов России ………………………….…………………..... 16
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО -
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ………..………………………. 28
§ 1. Задачи Федеральной службы судебных приставов как субъекта
административно - исполнительной деятельности ………………………. 28
§ 2. Понятие и классификация мер административно - исполнительной
деятельности Федеральной службы судебных приставов России ………. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………….. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Планомерное развитие современной российской государственности
преследует цели создания сбалансированной и эффективно действующей
системы органов государственной власти. Учитывая при этом
конституционное положение о гарантированности каждому судебной защиты
его прав и свобод, одним из приоритетов подобного развития выступает
укрепление судебных органов, создание подлинных гарантий их
независимости. На фоне столь пристального внимания со стороны
государства к проблемам становления судебной власти вопросам
организации и осуществления деятельности по исполнению актов судебных,
иных органов и должностных лиц придавалось второстепенное значение.
Система органов публичной власти в России в последние десятилетия
претерпевает значительные изменения, которые в большей мере связываются
с существующей потребностью повышения качества государственного
управления. В этом контексте современный этап развития института
судебных приставов и Федеральной службы судебных приставов (далее –
ФССП) России в целом характеризуется высокой степенью динамизма в
выработке законодательных подходов к регулированию не только
исполнительного производства как такового, но и осуществления ФССП
России административной деятельности в связи с исполнением актов
юрисдикционных органов в рамках исполнительного производства, а также
складывающейся в этой области правоприменительной практики.
Традиционно вопросам принудительного исполнения судебных актов, а
также актов иных органов и должностных лиц уделяется повышенное
общественное внимание. Не в последнюю очередь указанный факт
объясняется осознанием подлинной роли исполнительного производства в
механизме защиты прав, законных интересов граждан и организаций. Так, в
отсутствие должного административного принуждения к исполнению
судебных решений функционирование судебных органов оказалось бы
несравнимо менее эффективным, что поставило бы под сомнение4
гарантированность основных конституционных прав и свобод.
Осуществляемая в этой связи административная деятельность ФССП России
затрагивает интересы многих, поскольку непосредственно вытекает из
правоохранительной функции государства, обеспечивая реальное действие
правовых норм на всей территории РФ.
Несмотря на тот факт, что уровень правосознания в обществе имеет
определенную тенденцию к повышению, тем не менее он остается пока еще
крайне недостаточным для того, чтобы говорить о всеобщем добровольном
исполнении актов юрисдикционных органов. При таких условиях
восстановление трудовых, семейных или гражданских прав нередко может
осуществляться лишь принудительно в рамках названной деятельности
ФССП России, многоаспектность правовой регламентации которой, в свою
очередь, заставляет постоянно стремиться к поиску оптимальной модели
поведения вовлеченных в его орбиту субъектов.
Объектом исследования являются общественные отношения,
возникающие в связи с осуществлением административной деятельности
ФССП России по исполнению актов юрисдикционных органов.
Предмет исследования составляют теоретические положения
административно-правового регулирования исполнения актов
юрисдикционных органов ФССП России, нормы права, регулирующие
порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов
и должностных лиц, а также практика исполнительного производства.
Цель исследования состоит в комплексном анализе проблем
осуществления административной деятельности ФССП России в сфере
исполнительного производства.
Для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
определить правовую природу исполнительного производства,
выступающего формой административной деятельности ФССП России;
рассмотреть понятие административно-исполнительной деятельности
ФССП России;5
проанализировать задачи ФССП России в их взаимосвязи между собой, а
также с административно-исполнительной деятельностью;
рассмотреть понятие и классификацию мер административноисполнительной деятельности ФССП России, отражающую специфику
административно-правового воздействия.
Теоретическую основу исследования составили теоретические и
практические положения, содержащиеся в трудах видных ученых-юристов:
М. И. Абдулаев, Н. Г. Александров, С. С. Алексеев, П. К. Анохин, В. К.
Бабаев, А. М. Васильев, В. А. Гуторов, В. А. Затонский, И. А. Ильин, В. П.
Казимирчук, В. М. Карельский, М. С. Коган, С. А. Комаров, Ю. К. Краснов,
В. В. Лазарев, О. Э. Лейст, В. О. Лучин, А. В. Малько, Л. С. Мамут, Н. И.
Матузов, М. Н. Марченко, Л. А. Морозов, В. С. Нерсесянц, В. Д. Перевалов,
А. С. Пиголкин, И. А. Полянский, Т. Н. Радько, М. М. Рассолов, Л. П.
Рассказов, В. Н. Синюков, В. М. Сырых, Н. И. Трубников, В. М. Хвостов, B.
А. Четвернин, А. С. Шабуров, В. С. Шевцов и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
разделенных на параграфы, заключения и списка использованной
литературы.
преследует цели создания сбалансированной и эффективно действующей
системы органов государственной власти. Учитывая при этом
конституционное положение о гарантированности каждому судебной защиты
его прав и свобод, одним из приоритетов подобного развития выступает
укрепление судебных органов, создание подлинных гарантий их
независимости. На фоне столь пристального внимания со стороны
государства к проблемам становления судебной власти вопросам
организации и осуществления деятельности по исполнению актов судебных,
иных органов и должностных лиц придавалось второстепенное значение.
Система органов публичной власти в России в последние десятилетия
претерпевает значительные изменения, которые в большей мере связываются
с существующей потребностью повышения качества государственного
управления. В этом контексте современный этап развития института
судебных приставов и Федеральной службы судебных приставов (далее –
ФССП) России в целом характеризуется высокой степенью динамизма в
выработке законодательных подходов к регулированию не только
исполнительного производства как такового, но и осуществления ФССП
России административной деятельности в связи с исполнением актов
юрисдикционных органов в рамках исполнительного производства, а также
складывающейся в этой области правоприменительной практики.
Традиционно вопросам принудительного исполнения судебных актов, а
также актов иных органов и должностных лиц уделяется повышенное
общественное внимание. Не в последнюю очередь указанный факт
объясняется осознанием подлинной роли исполнительного производства в
механизме защиты прав, законных интересов граждан и организаций. Так, в
отсутствие должного административного принуждения к исполнению
судебных решений функционирование судебных органов оказалось бы
несравнимо менее эффективным, что поставило бы под сомнение4
гарантированность основных конституционных прав и свобод.
Осуществляемая в этой связи административная деятельность ФССП России
затрагивает интересы многих, поскольку непосредственно вытекает из
правоохранительной функции государства, обеспечивая реальное действие
правовых норм на всей территории РФ.
Несмотря на тот факт, что уровень правосознания в обществе имеет
определенную тенденцию к повышению, тем не менее он остается пока еще
крайне недостаточным для того, чтобы говорить о всеобщем добровольном
исполнении актов юрисдикционных органов. При таких условиях
восстановление трудовых, семейных или гражданских прав нередко может
осуществляться лишь принудительно в рамках названной деятельности
ФССП России, многоаспектность правовой регламентации которой, в свою
очередь, заставляет постоянно стремиться к поиску оптимальной модели
поведения вовлеченных в его орбиту субъектов.
Объектом исследования являются общественные отношения,
возникающие в связи с осуществлением административной деятельности
ФССП России по исполнению актов юрисдикционных органов.
Предмет исследования составляют теоретические положения
административно-правового регулирования исполнения актов
юрисдикционных органов ФССП России, нормы права, регулирующие
порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов
и должностных лиц, а также практика исполнительного производства.
Цель исследования состоит в комплексном анализе проблем
осуществления административной деятельности ФССП России в сфере
исполнительного производства.
Для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
определить правовую природу исполнительного производства,
выступающего формой административной деятельности ФССП России;
рассмотреть понятие административно-исполнительной деятельности
ФССП России;5
проанализировать задачи ФССП России в их взаимосвязи между собой, а
также с административно-исполнительной деятельностью;
рассмотреть понятие и классификацию мер административноисполнительной деятельности ФССП России, отражающую специфику
административно-правового воздействия.
Теоретическую основу исследования составили теоретические и
практические положения, содержащиеся в трудах видных ученых-юристов:
М. И. Абдулаев, Н. Г. Александров, С. С. Алексеев, П. К. Анохин, В. К.
Бабаев, А. М. Васильев, В. А. Гуторов, В. А. Затонский, И. А. Ильин, В. П.
Казимирчук, В. М. Карельский, М. С. Коган, С. А. Комаров, Ю. К. Краснов,
В. В. Лазарев, О. Э. Лейст, В. О. Лучин, А. В. Малько, Л. С. Мамут, Н. И.
Матузов, М. Н. Марченко, Л. А. Морозов, В. С. Нерсесянц, В. Д. Перевалов,
А. С. Пиголкин, И. А. Полянский, Т. Н. Радько, М. М. Рассолов, Л. П.
Рассказов, В. Н. Синюков, В. М. Сырых, Н. И. Трубников, В. М. Хвостов, B.
А. Четвернин, А. С. Шабуров, В. С. Шевцов и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
разделенных на параграфы, заключения и списка использованной
литературы.
Укрепление и последующее развитие российской государственности
решительно невозможно без существования эффективно действующей
системы исполнения актов юрисдикционных органов. Неисполнение
судебных решений, актов иных органов государственной власти подрывает
основы государственного устройства в целом, дезорганизует деятельность
подавляющего большинства институтов власти, снижает уровень доверия
общества к государству, что в конечном счете приводит последнее в
стратегическом аспекте к крайне уязвимому положению.
Современное состояние сферы исполнения актов юрисдикционных
органов в России характеризуется значительными проблемами как
теоретического, так и сугубо практического свойства. При этом, их решение
не будет носить качественного характера без фундаментального осмысления
административно-исполнительной деятельности Федеральной службы
судебных приставов.
Предпосылкой, определяющей форму административноисполнительной деятельности, выступает уяснение правовой природы
исполнительного производства как совокупности правовых норм,
регламентирующих порядок принудительного исполнения актов
юрисдикционных органов. Следует утвердительно говорить о
недопустимости рассмотрения исполнительного производства в качестве
стадии гражданского (арбитражного) процесса, о несводимости
исполнительного производства к составляющей части единого юридического
процесса, равно как и о необоснованности утверждения исполнительного
производства в качестве самостоятельной (относительно самостоятельной)
отрасли российского права.
Применение Федеральной службой судебных приставов как
федеральным органом исполнительной власти определенной совокупности
мер административного воздействия для осуществления полной защиты
права субъекта в особой процессуальной форме и составляет содержание60
комплекса норм, регулирующих исполнительное производство. Таким
образом, складывается определенная процессуальная деятельность
Федеральной службы судебных приставов, формой которой выступает
исполнительное производство, однако, что является принципиальным
уточнением, не сводящаяся к гражданско-процессуальной, поскольку
реализуется она в рамках административной деятельности федерального
органа исполнительной власти. Современное доктринальное понимание
административно-исполнительной деятельности Федеральной службы
судебных приставов в связи с осуществлением ей исполнительного
производства должно основываться на административно-правовой природе
исполнительного производства, рассматривая последнее через призму
административно-юрисдикционного процесса.
Исполнительное производство выступает разновидностью
административно-юрисдикционного процесса, под которым в литературе
признается установленный порядок совершения процессуальных действий,
направленных на юридическое преследование должника в целях
надлежащего исполнения акта юрисдикционного органа в условиях
соблюдения защиты прав и интересов взыскателя и должника. В свою
очередь, административно-исполнительный процесс как установленный
порядок совершения процессуальных действий, направленных на
юридическое преследование должника в целях надлежащего исполнения акта
юрисдикционного органа в условиях соблюдения защиты прав и интересов
взыскателя и должника, опосредует сегодня весьма специфическую сферу
государственной деятельности, которую возможно именовать
административно-исполнительной деятельностью Федеральной службы
судебных приставов. Важно подчеркнуть при этом, что нарушение
должником требований законодательства об исполнительном производстве,
выразившееся в неисполнении возложенной на него исполнительным
документом обязанности, должно означать совершение им самостоятельного
правонарушения - исполнительного правонарушения. Вся же следующая за61
этим реакция государства в виде принудительного исполнения указанных
требований судебным приставом-исполнителем в рамках административноисполнительного процесса должна подчиняться правовой модели реакции
государства на совершенное лицом правонарушение.
Задачи Федеральной службы судебных приставов РФ с известной
степенью обобщения возможно определить в качестве очерченных
(конкретизированных) государством целей по защите прав и законных
интересов физических лиц, организаций и публичных образований,
достижение которых опосредовано соответствующим видом ее деятельности.
Следует различать, «структурообразующие задачи», которыми
детерминировано создание государственного органа
исполнительной власти или придание ему обособленного статуса, и
«сопутствующие задачи», которые носят вспомогательный характер.
Основанием классификации является социальная ценность задачи
ФССП России с учетом сложившейся на современном этапе развития
общества системы конституционно-правовых ценностей в Российской
Федерации.
Также, следует отметить, что наукой административного права до сих
пор так и не предложено общепризнанное классификационное основание,
сообразно с которым конструировалась бы система административноправовых мер в современной России. Исследование вопросов классификации
административно-правовых мер воздействия в контексте административноисполнительной деятельности Федеральной службы судебных приставов в
литературе предлагается следующее понимание совокупности
административных мер, применяемых в рамках административноисполнительной деятельности ФССП России.
Административные меры, связанные с совершением должником
исполнительного правонарушения, которые включают в себя: меры
административного обеспечения исполнения актов юрисдикционных
органов; меры административного восстановления при исполнении актов62
юрисдикционных органов; меры административной ответственности в сфере
административно-исполнительной деятельности.
Административно-правовые меры, не связанные с совершением
должником исполнительного правонарушения, т. е. совокупность мер
административно-исполнительного примирения. Такое понимание мер,
применяемых в рамках осуществления административно-исполнительной
деятельности, позволяет заново взглянуть на сферу исполнения актов
юрисдикционных органов, расставив приоритеты в государственно-правовом
воздействии на стороны исполнительного производства, а также
законодательно переосмыслить роль Федеральной службы судебных
приставов с учетом доктринально обоснованного понимания правовой
сущности административно - исполнительной деятельности, возлагаемых
на Службу задач, и как следствие адекватной стратегии применения в рамках
административно-исполнительной деятельности совокупности
административно-правовых мер воздействия.
решительно невозможно без существования эффективно действующей
системы исполнения актов юрисдикционных органов. Неисполнение
судебных решений, актов иных органов государственной власти подрывает
основы государственного устройства в целом, дезорганизует деятельность
подавляющего большинства институтов власти, снижает уровень доверия
общества к государству, что в конечном счете приводит последнее в
стратегическом аспекте к крайне уязвимому положению.
Современное состояние сферы исполнения актов юрисдикционных
органов в России характеризуется значительными проблемами как
теоретического, так и сугубо практического свойства. При этом, их решение
не будет носить качественного характера без фундаментального осмысления
административно-исполнительной деятельности Федеральной службы
судебных приставов.
Предпосылкой, определяющей форму административноисполнительной деятельности, выступает уяснение правовой природы
исполнительного производства как совокупности правовых норм,
регламентирующих порядок принудительного исполнения актов
юрисдикционных органов. Следует утвердительно говорить о
недопустимости рассмотрения исполнительного производства в качестве
стадии гражданского (арбитражного) процесса, о несводимости
исполнительного производства к составляющей части единого юридического
процесса, равно как и о необоснованности утверждения исполнительного
производства в качестве самостоятельной (относительно самостоятельной)
отрасли российского права.
Применение Федеральной службой судебных приставов как
федеральным органом исполнительной власти определенной совокупности
мер административного воздействия для осуществления полной защиты
права субъекта в особой процессуальной форме и составляет содержание60
комплекса норм, регулирующих исполнительное производство. Таким
образом, складывается определенная процессуальная деятельность
Федеральной службы судебных приставов, формой которой выступает
исполнительное производство, однако, что является принципиальным
уточнением, не сводящаяся к гражданско-процессуальной, поскольку
реализуется она в рамках административной деятельности федерального
органа исполнительной власти. Современное доктринальное понимание
административно-исполнительной деятельности Федеральной службы
судебных приставов в связи с осуществлением ей исполнительного
производства должно основываться на административно-правовой природе
исполнительного производства, рассматривая последнее через призму
административно-юрисдикционного процесса.
Исполнительное производство выступает разновидностью
административно-юрисдикционного процесса, под которым в литературе
признается установленный порядок совершения процессуальных действий,
направленных на юридическое преследование должника в целях
надлежащего исполнения акта юрисдикционного органа в условиях
соблюдения защиты прав и интересов взыскателя и должника. В свою
очередь, административно-исполнительный процесс как установленный
порядок совершения процессуальных действий, направленных на
юридическое преследование должника в целях надлежащего исполнения акта
юрисдикционного органа в условиях соблюдения защиты прав и интересов
взыскателя и должника, опосредует сегодня весьма специфическую сферу
государственной деятельности, которую возможно именовать
административно-исполнительной деятельностью Федеральной службы
судебных приставов. Важно подчеркнуть при этом, что нарушение
должником требований законодательства об исполнительном производстве,
выразившееся в неисполнении возложенной на него исполнительным
документом обязанности, должно означать совершение им самостоятельного
правонарушения - исполнительного правонарушения. Вся же следующая за61
этим реакция государства в виде принудительного исполнения указанных
требований судебным приставом-исполнителем в рамках административноисполнительного процесса должна подчиняться правовой модели реакции
государства на совершенное лицом правонарушение.
Задачи Федеральной службы судебных приставов РФ с известной
степенью обобщения возможно определить в качестве очерченных
(конкретизированных) государством целей по защите прав и законных
интересов физических лиц, организаций и публичных образований,
достижение которых опосредовано соответствующим видом ее деятельности.
Следует различать, «структурообразующие задачи», которыми
детерминировано создание государственного органа
исполнительной власти или придание ему обособленного статуса, и
«сопутствующие задачи», которые носят вспомогательный характер.
Основанием классификации является социальная ценность задачи
ФССП России с учетом сложившейся на современном этапе развития
общества системы конституционно-правовых ценностей в Российской
Федерации.
Также, следует отметить, что наукой административного права до сих
пор так и не предложено общепризнанное классификационное основание,
сообразно с которым конструировалась бы система административноправовых мер в современной России. Исследование вопросов классификации
административно-правовых мер воздействия в контексте административноисполнительной деятельности Федеральной службы судебных приставов в
литературе предлагается следующее понимание совокупности
административных мер, применяемых в рамках административноисполнительной деятельности ФССП России.
Административные меры, связанные с совершением должником
исполнительного правонарушения, которые включают в себя: меры
административного обеспечения исполнения актов юрисдикционных
органов; меры административного восстановления при исполнении актов62
юрисдикционных органов; меры административной ответственности в сфере
административно-исполнительной деятельности.
Административно-правовые меры, не связанные с совершением
должником исполнительного правонарушения, т. е. совокупность мер
административно-исполнительного примирения. Такое понимание мер,
применяемых в рамках осуществления административно-исполнительной
деятельности, позволяет заново взглянуть на сферу исполнения актов
юрисдикционных органов, расставив приоритеты в государственно-правовом
воздействии на стороны исполнительного производства, а также
законодательно переосмыслить роль Федеральной службы судебных
приставов с учетом доктринально обоснованного понимания правовой
сущности административно - исполнительной деятельности, возлагаемых
на Службу задач, и как следствие адекватной стратегии применения в рамках
административно-исполнительной деятельности совокупности
административно-правовых мер воздействия.
Подобные работы
- Нормативно-правовых аспектов исполнения административной деятельности судебными приставами-исполнителями и младшими судебными приставами по ОУПДС в сфере исполнительного производства
Магистерская диссертация, исполнительное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовая деятельность ФССП России в сфере исполнительного производства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Оценка эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка предложений по совершенствованию деятельности отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП
по Псковской области
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УФССП РФ ПО РТ
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Организация функционирования территориального органа Федеральной
службы судебных приставов по Пензенской области
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Административно - правовой статус службы судебных приставов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование документооборота в Федеральной службе судебных приставов (Якутский Гуманитарный Колледж)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024



