Творческие задания и их роль в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого - педагогической литературе 6
1.2 Критерии и уровни развития познавательного интереса младших школьников 17
1.3 Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников 21
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………….........30
2.1 Виды творческих заданий по русскому языку и их использование на разных этапах урока в начальной школе 30
2.2 Анализ экспериментальной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого - педагогической литературе 6
1.2 Критерии и уровни развития познавательного интереса младших школьников 17
1.3 Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников 21
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………….........30
2.1 Виды творческих заданий по русскому языку и их использование на разных этапах урока в начальной школе 30
2.2 Анализ экспериментальной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Актуальность. Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» обучающихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Можно выдвинуть следующее предположение, если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема квалификационной работы «Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: выявление и обоснование эффективности использования творческих заданий по русскому языку для формирования познавательных интересов младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных интересов младших школьников.
Предмет исследования: творческие задания по русскому языку, способствующие формированию познавательных интересов младших школьников.
Задачи работы:
1. раскрыть психолого-педагогическую сущность познавательных интересов учащихся;
2. определить критерии и уровни сформированности познавательных интересов;
3.выявить особенности формирования познавательного интереса у младших школьников;
4. исследовать проблему формирования познавательного интереса младшего школьника через использование различных форм и видов творческих заданий.
Гипотеза исследования: использование творческих заданий по русскому языку для формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если:
- учитываются индивидуальные особенности младших школьников;
- творческие работы используются на разных этапах урока русского языка;
- применяются различные формы работы при проведении творческих заданий на уроках русского языка.
Использовался следующий комплекс методов:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- обобщение и систематизация материала по теме исследования;
- экспериментальный и статистический метод (количественная обработка результатов экспериментальных исследований).
Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме. Работая над проблемой формирования познавательных интересов младших школьников в процессе обучения русскому языку, мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкий, Г.И. Щукиной, Н.Л. Погореловой, Н.Г.Морозовой, А.Г. Ковалев, Л.И. Божович и др.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы учителями и студентами.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 8 имени Героя Советского Союза Семёна Григорьевича Хребто станицы Новопашковской, Крыловского района Краснодарского края.
Структура работы: квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» обучающихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Можно выдвинуть следующее предположение, если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема квалификационной работы «Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: выявление и обоснование эффективности использования творческих заданий по русскому языку для формирования познавательных интересов младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных интересов младших школьников.
Предмет исследования: творческие задания по русскому языку, способствующие формированию познавательных интересов младших школьников.
Задачи работы:
1. раскрыть психолого-педагогическую сущность познавательных интересов учащихся;
2. определить критерии и уровни сформированности познавательных интересов;
3.выявить особенности формирования познавательного интереса у младших школьников;
4. исследовать проблему формирования познавательного интереса младшего школьника через использование различных форм и видов творческих заданий.
Гипотеза исследования: использование творческих заданий по русскому языку для формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если:
- учитываются индивидуальные особенности младших школьников;
- творческие работы используются на разных этапах урока русского языка;
- применяются различные формы работы при проведении творческих заданий на уроках русского языка.
Использовался следующий комплекс методов:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- обобщение и систематизация материала по теме исследования;
- экспериментальный и статистический метод (количественная обработка результатов экспериментальных исследований).
Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме. Работая над проблемой формирования познавательных интересов младших школьников в процессе обучения русскому языку, мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкий, Г.И. Щукиной, Н.Л. Погореловой, Н.Г.Морозовой, А.Г. Ковалев, Л.И. Божович и др.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы учителями и студентами.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 8 имени Героя Советского Союза Семёна Григорьевича Хребто станицы Новопашковской, Крыловского района Краснодарского края.
Структура работы: квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При подготовке квалификационной работы была определена цель исследования: выявление и обоснование эффективности использования творческих заданий по русскому языку для формирования познавательных интересов младших школьников.
Для достижения цели были решены ряд задач:
- раскрыта психолого-педагогическая сущность познавательных интересов учащихся;
- определены критерии и уровни сформированности познавательных интересов;
- выявлены особенности формирования познавательного интереса у младших школьников;
- исследована проблема формирования познавательного интереса младшего школьника через использование различных форм и видов творческих заданий.
Таким образом, мы убедились, что одной из серьезнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание.
Очень важно в начальных классах большое внимание уделять творческим заданиям, для более осознанного восприятия учебной программы, в силу возрастных особенностей учащихся.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что для более глубокого усвоения учебного материала творческие задания должны использоваться систематически и на разных этапах урока. Но обязательно, учитель должен правильно понимать творческие задания, как фактор, влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования, и применять на уроке с другими дидактическими средствами. Только тогда это будет способствовать приближению научных истин к пониманию учеников, и способствовать лучшему протеканию познавательных процессов.
Урок русского языка таит в себе неограниченные возможности для развития познавательного интереса. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы;
Именно от учителя зависит формирование познавательного интереса учащихся.
В учебное занятие можно привнести не только стандартные формы работы, но и реализовывать творческие идеи, применять современные технологии обучения.
В результате квалификационного исследования определены и проверены на практике психолого-педагогические условия, необходимые для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Педагогический эксперимент подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что использование творческих заданий по русскому языку для формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если реализуются следующие условия:
- учитываются индивидуальные особенности младших школьников;
- творческие работы используются на разных этапах урока русского языка;
- применяются различные формы работы при проведении творческих заданий на уроках русского языка.
Экперимент позволил убедиться в эффективности творческих заданий для формирования познавательного интереса младших школьников, о чем свидетельствует динамика повышения уровня сформированности познавательного интереса экспериментального класса по сравнению с контрольным.
Поэтому еще раз подчеркнем то, что использование творческих заданий различного характера на уроках русского языка, формирует правильное понимание изучаемого предмета, познавательный интерес, желание узнать много нового.
При подготовке квалификационной работы была определена цель исследования: выявление и обоснование эффективности использования творческих заданий по русскому языку для формирования познавательных интересов младших школьников.
Для достижения цели были решены ряд задач:
- раскрыта психолого-педагогическая сущность познавательных интересов учащихся;
- определены критерии и уровни сформированности познавательных интересов;
- выявлены особенности формирования познавательного интереса у младших школьников;
- исследована проблема формирования познавательного интереса младшего школьника через использование различных форм и видов творческих заданий.
Таким образом, мы убедились, что одной из серьезнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание.
Очень важно в начальных классах большое внимание уделять творческим заданиям, для более осознанного восприятия учебной программы, в силу возрастных особенностей учащихся.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что для более глубокого усвоения учебного материала творческие задания должны использоваться систематически и на разных этапах урока. Но обязательно, учитель должен правильно понимать творческие задания, как фактор, влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования, и применять на уроке с другими дидактическими средствами. Только тогда это будет способствовать приближению научных истин к пониманию учеников, и способствовать лучшему протеканию познавательных процессов.
Урок русского языка таит в себе неограниченные возможности для развития познавательного интереса. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы;
Именно от учителя зависит формирование познавательного интереса учащихся.
В учебное занятие можно привнести не только стандартные формы работы, но и реализовывать творческие идеи, применять современные технологии обучения.
В результате квалификационного исследования определены и проверены на практике психолого-педагогические условия, необходимые для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Педагогический эксперимент подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что использование творческих заданий по русскому языку для формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если реализуются следующие условия:
- учитываются индивидуальные особенности младших школьников;
- творческие работы используются на разных этапах урока русского языка;
- применяются различные формы работы при проведении творческих заданий на уроках русского языка.
Экперимент позволил убедиться в эффективности творческих заданий для формирования познавательного интереса младших школьников, о чем свидетельствует динамика повышения уровня сформированности познавательного интереса экспериментального класса по сравнению с контрольным.
Поэтому еще раз подчеркнем то, что использование творческих заданий различного характера на уроках русского языка, формирует правильное понимание изучаемого предмета, познавательный интерес, желание узнать много нового.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Технология видео скрайбинга как средство развития познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во втором классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Преемственность использования пословиц и поговорок в формировании
словарного запаса младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016



