ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого - педагогической литературе 6
1.2 Критерии и уровни развития познавательного интереса младших школьников 17
1.3 Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников 21
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………….........30
2.1 Виды творческих заданий по русскому языку и их использование на разных этапах урока в начальной школе 30
2.2 Анализ экспериментальной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Актуальность. Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» обучающихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Можно выдвинуть следующее предположение, если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема квалификационной работы «Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: выявление и обоснование эффективности использования творческих заданий по русскому языку для формирования познавательных интересов младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных интересов младших школьников.
Предмет исследования: творческие задания по русскому языку, способствующие формированию познавательных интересов младших школьников.
Задачи работы:
1. раскрыть психолого-педагогическую сущность познавательных интересов учащихся;
2. определить критерии и уровни сформированности познавательных интересов;
3.выявить особенности формирования познавательного интереса у младших школьников;
4. исследовать проблему формирования познавательного интереса младшего школьника через использование различных форм и видов творческих заданий.
Гипотеза исследования: использование творческих заданий по русскому языку для формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если:
- учитываются индивидуальные особенности младших школьников;
- творческие работы используются на разных этапах урока русского языка;
- применяются различные формы работы при проведении творческих заданий на уроках русского языка.
Использовался следующий комплекс методов:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- обобщение и систематизация материала по теме исследования;
- экспериментальный и статистический метод (количественная обработка результатов экспериментальных исследований).
Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме. Работая над проблемой формирования познавательных интересов младших школьников в процессе обучения русскому языку, мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкий, Г.И. Щукиной, Н.Л. Погореловой, Н.Г.Морозовой, А.Г. Ковалев, Л.И. Божович и др.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы учителями и студентами.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 8 имени Героя Советского Союза Семёна Григорьевича Хребто станицы Новопашковской, Крыловского района Краснодарского края.
Структура работы: квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
При подготовке квалификационной работы была определена цель исследования: выявление и обоснование эффективности использования творческих заданий по русскому языку для формирования познавательных интересов младших школьников.
Для достижения цели были решены ряд задач:
- раскрыта психолого-педагогическая сущность познавательных интересов учащихся;
- определены критерии и уровни сформированности познавательных интересов;
- выявлены особенности формирования познавательного интереса у младших школьников;
- исследована проблема формирования познавательного интереса младшего школьника через использование различных форм и видов творческих заданий.
Таким образом, мы убедились, что одной из серьезнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание.
Очень важно в начальных классах большое внимание уделять творческим заданиям, для более осознанного восприятия учебной программы, в силу возрастных особенностей учащихся.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что для более глубокого усвоения учебного материала творческие задания должны использоваться систематически и на разных этапах урока. Но обязательно, учитель должен правильно понимать творческие задания, как фактор, влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования, и применять на уроке с другими дидактическими средствами. Только тогда это будет способствовать приближению научных истин к пониманию учеников, и способствовать лучшему протеканию познавательных процессов.
Урок русского языка таит в себе неограниченные возможности для развития познавательного интереса. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы;
Именно от учителя зависит формирование познавательного интереса учащихся.
В учебное занятие можно привнести не только стандартные формы работы, но и реализовывать творческие идеи, применять современные технологии обучения.
В результате квалификационного исследования определены и проверены на практике психолого-педагогические условия, необходимые для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Педагогический эксперимент подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что использование творческих заданий по русскому языку для формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если реализуются следующие условия:
- учитываются индивидуальные особенности младших школьников;
- творческие работы используются на разных этапах урока русского языка;
- применяются различные формы работы при проведении творческих заданий на уроках русского языка.
Экперимент позволил убедиться в эффективности творческих заданий для формирования познавательного интереса младших школьников, о чем свидетельствует динамика повышения уровня сформированности познавательного интереса экспериментального класса по сравнению с контрольным.
Поэтому еще раз подчеркнем то, что использование творческих заданий различного характера на уроках русского языка, формирует правильное понимание изучаемого предмета, познавательный интерес, желание узнать много нового.
1.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]/Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1999. – 254 c.
2.Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст]/ В.Б. Бондаревский. - М.: Дрофа,1996. – 123 с.
3.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна/ - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- 352с.
4.Бондаревская, Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн. пособие для студентов средних и высших пед. учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560с.
4. Брель, О. А. Развитие профессиональных интересов старшеклассников в условиях естественнонаучного образования. - Кемерово, 2002. – 190с.
5. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985.- 143с.
6.Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и
воспитание школьников [Текст]/ М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1977. – 241 с.
7.Гетманова А.Д. Учебник по логике [Текст]/ А.Д. Гетманова. - М.: Просвещение,1994. – 123 с.
8.Гинзбуpг, М.Р. Неинтеллектуальные фактоpы интеллектуальной активности [Текст]/ О. К. Тихомиpова. - М., 1979. - С.161-167.
9.Дусавицкий, А.К. Формирование мотивов учения младших школьников в зависимости от способа обучения [Текст]/ А. К. Дусавицкий. - М.: Педагогика, 1975. – 243с.
10.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]/ Б.П Есипов.М.: Academa, 1961. – 252 с.
11.Ивин А.А. Искусство правильно мыслить [Текст]/ А.А. Ивин. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
12.Капинос В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом [Текст]/ В.И. Капинос. - М.: Просвещение, 1994. – 287 с.
13. Киpгинцева, Е.И. Пути фоpмиpования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности [Текст]/ Е. И. Киргинцева. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.
14.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология [Текст]/ Н.Д. Левитов. - М.: Academa,1960. – 354 с.
15.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном воз Немов, Р. С. Психология [Текст]/ Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 331с.расте[Текст]/ А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. – 245 с.
16.Матюшкин, А.М. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игpового общения [Текст]/ А. М. Матюшкин. - М.: Мысль, 1980. -С.104-113.
17.Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний [Текст]/Под ред. Н.В.Зверевой. М.: Педагогика, 1983. – 156 с.
18.Развитие творческой активности школьника [Текст]/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. – 254 с.
19.Рациональное сочетание методов развития деятельности школьников [Текст]/Под ред.Н.П. Пальянова. – М.: Томск, 1979. – 189 с.
20.Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения[Текст]/Под ред. М.С.Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – 196 с.
21.Смирнова З.А. Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по русскому языку [Текст]/ Под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1976. – 267 с.
22.Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Начальная школа, 1995. № 6.
23.Талызина, Н.Ф. Фоpмиpование познавательной деятельности младших школьников [Текст]/ Н.Ф. Талызина. - М.: Педагогика, 1988. – 177с.
24.Тихомирова, О. К. Психологические исcледования интеллектуальной деятельности. [Текст]/ О. К. Тихомиpова. - М.: Наука, 1979. - С.155-161.
25.Формирование интереса к изучению у школьников [Текст]/Под ред. Марковой О.К. - М.: Педагогика, 1986. – 321 с.
26.Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст]/ Р.А. Хабиб. - М.: Педагогика, 1979. – 234 с.
27.Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? Знание, серия «Педагогика и психология», 1985. № 11.
28.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]/ Г.И. Щукина . - М.: Просвещение, 1979. – 256 с.
29.Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе[Текст]/ Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1986. – 245 с.
30.Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д.1 Читая – думаю.1 кл.: тетрадь по литературному чтению.–2-е изд.[Текст]/Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010. -76с.: илл.
31.Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д., Кузнецова М.В., Читая – думаю.2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению.–2-е изд.,[Текст]/ Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2009. -76 с.: илл.
32.Капинос В.И. и др. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М., 1998. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика.
33. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательных потребностей у школьников [Текст]/ В. С. Юркевич. – М.: Просвещение, 1980. - N2. –