ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Анализ изучения нарушения письменной речи 8
1.2 Особенности письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 17
1.3 Роль графомоторного компонента в эффективности и качества
письма у детей с тяжелыми нарушениями речи 21
1.4 Состояние коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 26
Вывод по первой главе 34
Глава 2. Оценка графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Изучение состояния письменной речи у младших школьников с
тяжелыми нарушениями речи 35
2.2 Анализ полученных результатов 38
Вывод по второй главе 42
Г лава 3. Организация и оценка проведенной коррекционной работы
3.1 Система коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи 43
3.2 Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 47
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 61
Глава 1. Теоретические основы изучения графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Анализ изучения нарушения письменной речи 8
1.2 Особенности письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 17
1.3 Роль графомоторного компонента в эффективности и качества
письма у детей с тяжелыми нарушениями речи 21
1.4 Состояние коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 26
Вывод по первой главе 34
Глава 2. Оценка графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Изучение состояния письменной речи у младших школьников с
тяжелыми нарушениями речи 35
2.2 Анализ полученных результатов 38
Вывод по второй главе 42
Г лава 3. Организация и оценка проведенной коррекционной работы
3.1 Система коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи 43
3.2 Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 47
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 61
В настоящие время проблема нарушений письменной речи у школьников является актуальном для школьного обучения, так как письмо и чтение из начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Развитие мелкой моторики, а точнее графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Сформированность этого навыка позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.
Навыки письма относится к сенсомоторным навыкам человека. Навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.
Именно в школе на начальном этапе обучения начинает формироваться навык письма. Здесь же возникают трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфии. Статистика показывает, что в начале обучения в школе почти 60% детей испытывают различные трудности, но более 90% этих трудностей связаны с письмом.
У детей с тяжелыми нарушениями речи имеется отклонении в развитии, при этом наблюдается сохранность слуха и интеллекта, но имеется речевые дефекты, которые влияют на формирование психики.Некоторые дети с тяжелыми нарушениями речи имеют бедный речевой запас, а некоторые совсем не говорят. И естественно общение с близкими людьми очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими.
Младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи, в силу вышеперечисленных нарушений, испытывают большие трудности в учебном
процессе. В большинство случаев у таких детей наблюдается дисграфии - частичного расстройства процесса письма, проявляющегося в специфических и стойких ошибках, обусловленного несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы - письмо.
Основной частью процесса письма является графомоторный навык. Изучение школьниками графомоторного навыка письма занимает особое место в системе подготовки и обучения ребёнка в школе. Для школьников одним из сложным предметом является письмо. У детей с тяжелыми нарушениями речи графомоторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Это связывают тем, что у них слабо развита мелкая моторика, плохая координация движений, недостаточностью пространственно временной ориентировки и самоконтроля.
Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы Безруких М.М., Ботвинникова А.Д., Илюхина В.А., Е.В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием методических рекомендаций по формированию графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались Т.В. Астахова, С.Н. Лысюк, Т. П. Буцыкина, Н. Н. Волоскова и другие.
Нарушение графомоторного навыка у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к появлению графических ошибок на письме, как следствие, снижая школьную успеваемость и осложняя учебную деятельность ребёнка.
Формирования графомоторных навыков в последнее время является достаточно актуальным. Это связано с ежегодным увеличением процента детей, не готовых к обучению в школе. Одной из причин этого является незрелость мозговых структур, обеспечивающих развитие сенсомоторной координации движений, следствием чего может явиться недоразвитие графомоторного навыка. А это отразится на письме в дальнейшем: несовершенство графомоторного навыка может привести к невозможности графического моделирования слов и вызвать затруднения в процессе овладения письменной речи.
В наши дни современная школа предъявляет высокие требования к детям, поэтому выбранная нами тема: «Формирование графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» на мой взгляд является актуальной.
Проблема исследования - совершенствование коррекционно педагогической работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования - изучить особенности коррекционно педагогического воздействия по формированию графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования- процесс формирования графомоторного навыка младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования-условия формирования графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза:мы предполагаем, что у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в: слабом развитии пальцевой моторики; незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации; недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; поэтому дети данной категории нуждаются в коррекционно-развивающей работе по преодолению указанных нарушений.
Задачи исследования:
1. Обосновать проблему совершенствования коррекционно педагогической работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Исследовать состояние графомоторного навыка и причины его нарушения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Определить направления, содержание коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическойосновойисследованияявляется:
- концепция А.Р. Лурии,рассматривающая письмо как вид речевой деятельности;
- концепция Л.С. Выготского,представляющая письмо как многоуровневую структуру;
- концепция системного подхода к изучению функционального базиса письма И.Б. Иншаковой;
- концепция Р.Е. Левиной,трактующей нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи.
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов:теоретические - анализ научной литературы; эмпирические - анализ продуктов деятельности детей, тестирование,педагогический эксперимент(констатирующий,формирующий,контрольный); количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость: педагогический эксперимент проводился на базе ГБОУ «Маскаринская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Кукморского района.В нем участвовали 34 младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие мелкой моторики, а точнее графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Сформированность этого навыка позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.
Навыки письма относится к сенсомоторным навыкам человека. Навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.
Именно в школе на начальном этапе обучения начинает формироваться навык письма. Здесь же возникают трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфии. Статистика показывает, что в начале обучения в школе почти 60% детей испытывают различные трудности, но более 90% этих трудностей связаны с письмом.
У детей с тяжелыми нарушениями речи имеется отклонении в развитии, при этом наблюдается сохранность слуха и интеллекта, но имеется речевые дефекты, которые влияют на формирование психики.Некоторые дети с тяжелыми нарушениями речи имеют бедный речевой запас, а некоторые совсем не говорят. И естественно общение с близкими людьми очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими.
Младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи, в силу вышеперечисленных нарушений, испытывают большие трудности в учебном
процессе. В большинство случаев у таких детей наблюдается дисграфии - частичного расстройства процесса письма, проявляющегося в специфических и стойких ошибках, обусловленного несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы - письмо.
Основной частью процесса письма является графомоторный навык. Изучение школьниками графомоторного навыка письма занимает особое место в системе подготовки и обучения ребёнка в школе. Для школьников одним из сложным предметом является письмо. У детей с тяжелыми нарушениями речи графомоторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Это связывают тем, что у них слабо развита мелкая моторика, плохая координация движений, недостаточностью пространственно временной ориентировки и самоконтроля.
Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы Безруких М.М., Ботвинникова А.Д., Илюхина В.А., Е.В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием методических рекомендаций по формированию графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались Т.В. Астахова, С.Н. Лысюк, Т. П. Буцыкина, Н. Н. Волоскова и другие.
Нарушение графомоторного навыка у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к появлению графических ошибок на письме, как следствие, снижая школьную успеваемость и осложняя учебную деятельность ребёнка.
Формирования графомоторных навыков в последнее время является достаточно актуальным. Это связано с ежегодным увеличением процента детей, не готовых к обучению в школе. Одной из причин этого является незрелость мозговых структур, обеспечивающих развитие сенсомоторной координации движений, следствием чего может явиться недоразвитие графомоторного навыка. А это отразится на письме в дальнейшем: несовершенство графомоторного навыка может привести к невозможности графического моделирования слов и вызвать затруднения в процессе овладения письменной речи.
В наши дни современная школа предъявляет высокие требования к детям, поэтому выбранная нами тема: «Формирование графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» на мой взгляд является актуальной.
Проблема исследования - совершенствование коррекционно педагогической работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования - изучить особенности коррекционно педагогического воздействия по формированию графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования- процесс формирования графомоторного навыка младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования-условия формирования графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза:мы предполагаем, что у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в: слабом развитии пальцевой моторики; незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации; недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; поэтому дети данной категории нуждаются в коррекционно-развивающей работе по преодолению указанных нарушений.
Задачи исследования:
1. Обосновать проблему совершенствования коррекционно педагогической работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Исследовать состояние графомоторного навыка и причины его нарушения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Определить направления, содержание коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическойосновойисследованияявляется:
- концепция А.Р. Лурии,рассматривающая письмо как вид речевой деятельности;
- концепция Л.С. Выготского,представляющая письмо как многоуровневую структуру;
- концепция системного подхода к изучению функционального базиса письма И.Б. Иншаковой;
- концепция Р.Е. Левиной,трактующей нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи.
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов:теоретические - анализ научной литературы; эмпирические - анализ продуктов деятельности детей, тестирование,педагогический эксперимент(констатирующий,формирующий,контрольный); количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость: педагогический эксперимент проводился на базе ГБОУ «Маскаринская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Кукморского района.В нем участвовали 34 младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей имеющих логопедическое заключение тяжелое нарушение речи он вдвойне сложен. А поскольку количество детей с тяжелыми нарушениями речи постоянно увеличивается, то проблема коррекции и развития у них графомоторных навыков довольно актуальна.
Если своевременно не проводить коррекционное воздействие по формированию графомоторного навыка младших школьников, нарушение данного компонента проявляется в ошибках на письме, что в свою очередь ведёт к снижению успеваемости. Поэтому, регулярная и систематическая коррекционно-развивающая работа по совершенствованию графомоторной деятельности просто необходима для детей с общим недоразвитием речи.
В процессе нашей экспериментальной работы, мы изучили особенности развития графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи; нами была исследована взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики, зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и уровнем
сформированности графомоторного навыка; были обобщены методы диагностики зрительно-моторной координации и зрительно пространственных операций; была создана и апробирована система работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Как показало исследование на констатирующем этапе эксперимента, у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается большое количество графомоторных ошибок, в результате недостаточной сформированности функционального базиса графического навыка.
В ходе формирующего этапа исследования нами проводилась работа по совершенствованию мелкой моторики, зрительно пространственных операций, зрительно-моторной координации, а так же коррекция и автоматизация графомоторного навыка у детей имеющих диагноз общее недоразвитие речи.
В результате систематической работы по развитию функционального базиса и совершенствованию графомоторного навыка, сравнив полученные данные на контрольном этапе исследования, мы получили результаты, показывающие статистически значимое различие с констатирующем этапом.
Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Для полноценного развития графомоторной деятельности необходимо совершенствование мелкой моторики рук, зрительно пространственных операций и зрительно-моторной координации.
В предложенной нами коррекционно-педагогической работе были подобраны различные виды пальчиковых игр и упражнений направленных на развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
2. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, с соблюдением следующих условий:
1) учет результатов диагностики для определения путей коррекционной работы;
2) целенаправленное и систематическое формирование предпосылок графомоторного навыка;
3) поэтапная работа по формированию графомоторного навыка;
4) повторяемость заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что специально созданная система работы ведёт к улучшению показателей графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, подтвердилась.
Если своевременно не проводить коррекционное воздействие по формированию графомоторного навыка младших школьников, нарушение данного компонента проявляется в ошибках на письме, что в свою очередь ведёт к снижению успеваемости. Поэтому, регулярная и систематическая коррекционно-развивающая работа по совершенствованию графомоторной деятельности просто необходима для детей с общим недоразвитием речи.
В процессе нашей экспериментальной работы, мы изучили особенности развития графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи; нами была исследована взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики, зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и уровнем
сформированности графомоторного навыка; были обобщены методы диагностики зрительно-моторной координации и зрительно пространственных операций; была создана и апробирована система работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Как показало исследование на констатирующем этапе эксперимента, у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается большое количество графомоторных ошибок, в результате недостаточной сформированности функционального базиса графического навыка.
В ходе формирующего этапа исследования нами проводилась работа по совершенствованию мелкой моторики, зрительно пространственных операций, зрительно-моторной координации, а так же коррекция и автоматизация графомоторного навыка у детей имеющих диагноз общее недоразвитие речи.
В результате систематической работы по развитию функционального базиса и совершенствованию графомоторного навыка, сравнив полученные данные на контрольном этапе исследования, мы получили результаты, показывающие статистически значимое различие с констатирующем этапом.
Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Для полноценного развития графомоторной деятельности необходимо совершенствование мелкой моторики рук, зрительно пространственных операций и зрительно-моторной координации.
В предложенной нами коррекционно-педагогической работе были подобраны различные виды пальчиковых игр и упражнений направленных на развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
2. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, с соблюдением следующих условий:
1) учет результатов диагностики для определения путей коррекционной работы;
2) целенаправленное и систематическое формирование предпосылок графомоторного навыка;
3) поэтапная работа по формированию графомоторного навыка;
4) повторяемость заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что специально созданная система работы ведёт к улучшению показателей графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2019 - Состояние навыков фонетического анализа у младших школьников с нарушениями письма (Иркутский государственный университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Формирование базовых компонентов письма у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



