Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №33025

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
865
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Анализ изучения нарушения письменной речи 8
1.2 Особенности письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 17
1.3 Роль графомоторного компонента в эффективности и качества
письма у детей с тяжелыми нарушениями речи 21
1.4 Состояние коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 26
Вывод по первой главе 34
Глава 2. Оценка графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Изучение состояния письменной речи у младших школьников с
тяжелыми нарушениями речи 35
2.2 Анализ полученных результатов 38
Вывод по второй главе 42
Г лава 3. Организация и оценка проведенной коррекционной работы
3.1 Система коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи 43
3.2 Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 47
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 61


В настоящие время проблема нарушений письменной речи у школьников является актуальном для школьного обучения, так как письмо и чтение из начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Развитие мелкой моторики, а точнее графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Сформированность этого навыка позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.
Навыки письма относится к сенсомоторным навыкам человека. Навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.
Именно в школе на начальном этапе обучения начинает формироваться навык письма. Здесь же возникают трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфии. Статистика показывает, что в начале обучения в школе почти 60% детей испытывают различные трудности, но более 90% этих трудностей связаны с письмом.
У детей с тяжелыми нарушениями речи имеется отклонении в развитии, при этом наблюдается сохранность слуха и интеллекта, но имеется речевые дефекты, которые влияют на формирование психики.Некоторые дети с тяжелыми нарушениями речи имеют бедный речевой запас, а некоторые совсем не говорят. И естественно общение с близкими людьми очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими.
Младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи, в силу вышеперечисленных нарушений, испытывают большие трудности в учебном
процессе. В большинство случаев у таких детей наблюдается дисграфии - частичного расстройства процесса письма, проявляющегося в специфических и стойких ошибках, обусловленного несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы - письмо.
Основной частью процесса письма является графомоторный навык. Изучение школьниками графомоторного навыка письма занимает особое место в системе подготовки и обучения ребёнка в школе. Для школьников одним из сложным предметом является письмо. У детей с тяжелыми нарушениями речи графомоторные навыки сформированы слабо или недостаточно. Это связывают тем, что у них слабо развита мелкая моторика, плохая координация движений, недостаточностью пространственно временной ориентировки и самоконтроля.
Проблеме развития графомоторной деятельности детей посвящены работы Безруких М.М., Ботвинникова А.Д., Илюхина В.А., Е.В. Гурьянова и других. Непосредственно развитием методических рекомендаций по формированию графомоторного навыка детей с нарушением речи занимались Т.В. Астахова, С.Н. Лысюк, Т. П. Буцыкина, Н. Н. Волоскова и другие.
Нарушение графомоторного навыка у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к появлению графических ошибок на письме, как следствие, снижая школьную успеваемость и осложняя учебную деятельность ребёнка.
Формирования графомоторных навыков в последнее время является достаточно актуальным. Это связано с ежегодным увеличением процента детей, не готовых к обучению в школе. Одной из причин этого является незрелость мозговых структур, обеспечивающих развитие сенсомоторной координации движений, следствием чего может явиться недоразвитие графомоторного навыка. А это отразится на письме в дальнейшем: несовершенство графомоторного навыка может привести к невозможности графического моделирования слов и вызвать затруднения в процессе овладения письменной речи.
В наши дни современная школа предъявляет высокие требования к детям, поэтому выбранная нами тема: «Формирование графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» на мой взгляд является актуальной.
Проблема исследования - совершенствование коррекционно педагогической работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования - изучить особенности коррекционно педагогического воздействия по формированию графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования- процесс формирования графомоторного навыка младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования-условия формирования графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза:мы предполагаем, что у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи присутствует недостаточная сформированность графомоторных навыков, проявляющаяся в: слабом развитии пальцевой моторики; незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации; недостаточном развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков; поэтому дети данной категории нуждаются в коррекционно-развивающей работе по преодолению указанных нарушений.
Задачи исследования:
1. Обосновать проблему совершенствования коррекционно педагогической работы по формированию графомоторного компонента письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Исследовать состояние графомоторного навыка и причины его нарушения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Определить направления, содержание коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическойосновойисследованияявляется:
- концепция А.Р. Лурии,рассматривающая письмо как вид речевой деятельности;
- концепция Л.С. Выготского,представляющая письмо как многоуровневую структуру;
- концепция системного подхода к изучению функционального базиса письма И.Б. Иншаковой;
- концепция Р.Е. Левиной,трактующей нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи.
Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов:теоретические - анализ научной литературы; эмпирические - анализ продуктов деятельности детей, тестирование,педагогический эксперимент(констатирующий,формирующий,контрольный); количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость: педагогический эксперимент проводился на базе ГБОУ «Маскаринская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Кукморского района.В нем участвовали 34 младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей имеющих логопедическое заключение тяжелое нарушение речи он вдвойне сложен. А поскольку количество детей с тяжелыми нарушениями речи постоянно увеличивается, то проблема коррекции и развития у них графомоторных навыков довольно актуальна.
Если своевременно не проводить коррекционное воздействие по формированию графомоторного навыка младших школьников, нарушение данного компонента проявляется в ошибках на письме, что в свою очередь ведёт к снижению успеваемости. Поэтому, регулярная и систематическая коррекционно-развивающая работа по совершенствованию графомоторной деятельности просто необходима для детей с общим недоразвитием речи.
В процессе нашей экспериментальной работы, мы изучили особенности развития графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи; нами была исследована взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики, зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и уровнем
сформированности графомоторного навыка; были обобщены методы диагностики зрительно-моторной координации и зрительно пространственных операций; была создана и апробирована система работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Как показало исследование на констатирующем этапе эксперимента, у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается большое количество графомоторных ошибок, в результате недостаточной сформированности функционального базиса графического навыка.
В ходе формирующего этапа исследования нами проводилась работа по совершенствованию мелкой моторики, зрительно пространственных операций, зрительно-моторной координации, а так же коррекция и автоматизация графомоторного навыка у детей имеющих диагноз общее недоразвитие речи.
В результате систематической работы по развитию функционального базиса и совершенствованию графомоторного навыка, сравнив полученные данные на контрольном этапе исследования, мы получили результаты, показывающие статистически значимое различие с констатирующем этапом.
Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Для полноценного развития графомоторной деятельности необходимо совершенствование мелкой моторики рук, зрительно пространственных операций и зрительно-моторной координации.
В предложенной нами коррекционно-педагогической работе были подобраны различные виды пальчиковых игр и упражнений направленных на развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
2. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, с соблюдением следующих условий:
1) учет результатов диагностики для определения путей коррекционной работы;
2) целенаправленное и систематическое формирование предпосылок графомоторного навыка;
3) поэтапная работа по формированию графомоторного навыка;
4) повторяемость заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что специально созданная система работы ведёт к улучшению показателей графомоторного навыка у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, подтвердилась.



1. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс [Текст]/ Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2000.-225 с.
2. Агаркова,Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В.Джежелей [Текст]/ Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2007.-116 с.
3. Астахова, Т. В. Коррекция нарушений письма у младших школьников сиспользованием графических средств [Текст]/Т. В. Астахова// Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - №8. - С. 18-23
4. Ахутина, Т.В.Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5- 7лет[Текст]// Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева// Школьный психолог. - 2001.-
5. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система
Д.Б.Эльконина[Текст]/ М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002.- 165 с
6. Безруких, М.М. Этапы формирования навыка письма. [Текст] /М.М.Безруких - М.: Просвещение, 2003. - 105 с.
7. Безруких, М.М.Грамота: Рабочая тетрадь к учебнику «Грамота»,
1класс. [Текст]/ М.М. Безруких, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова
М.:Вентана-Граф, 2003.-120 с.№15.- С.20-25
8. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст]/А.Д.Ботвинников, Б.Ф.Ломов. - М.:Просвещение,2009. - 412 с.
9. Буцыкина, Т.П., Развитие общей и мелкоймоторикикак основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] /Т.П. Буцыкина// Логопед.- 2005.-№3.- С. 10-14
10. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. В27 Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст]/ Величенкова О.А — М.: Национальный книжный центр, 2015
11. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие[Текст]/Визель Т.Г - М.: Астрель, 2005. - 127 с.
12. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений [Текст]/ Волкова Г.А. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика) (метдодика исследования психомоторных функции)
13. Волоскова,Н. Н. Формирование графомоторного компонента письма у учащихся начальных классов. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция : Учебное пособие [Текст] / Под общ.ред. канд. пед. наук, доцента
О.Б. Иншаковой.- М.:Воронеж : МОДЭК, 2001.- 222 с
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. - М., 2014.
15. Выготский,Л.С. Мышление и речь[Текст] /Л.С. Выготский- М.: Просвещение, 2006. -200с.
16. Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы [Электронный ресурс]/ Гайдина Л.И., Обухова Л.А.— Электрон.текстовые данные.— М.: ВАКО, 2008.— 112 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26315.
17. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников[Текст] / Е.В.Гурьянов. -М.:Просвещение,2000.- 339 с
18. Елецкая, О.В. Уточнение и обогащение пространственно временных представлений у детей с нарушениями речи[Текст] /О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская //Логопед.- 2005.- №2. - С. 20-25
19. Илюхина,В.А. Новые подходы к формированию графических навыков:письмо с секретом[Текст] / В.А.Илюхина // Начальная школа. -2000. -№10. - С.37-52
20. Иншакова, О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письмамладших школьников общеобразовательных школ[Текст] / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. - 2003.- №1-2.- С. 37-41
21. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и в школе.[Текст] / Т.С. Комарова- М.: Просвещение,2008. - 187с.
22. Краткий психологический словарь[Текст] / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Просвещение,2005. - 195 с.
23. Кутявина, Н. Л. Письмо. Проверяем готовность к школе. 6-7 лет. [Текст]/ С. Е. Гаврина, И.Г. Топоркова. - M., 2016.
24. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224 с.
25. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма.[Текст]/ А.Р. Лурия - М.:Просвещение, 2000. - 300с.
26. Лысюк, С.Н.Развитиеграфомоторных навыков у детей 6-7 лет [Текст]/С.Н. Лысюк, С.Н. Телкова// Начальная школа. - 2004.-№6. - С.18-22
27. Мисаренко, Г. Г. Технология коррекции письма: развитие
графомоторных навыков[Текст] / Г.Г. Мисаренко //Логопед.- 2005.-№3.- С.20-25
28. Михайлов, Н.А.Путь к графической грамотности[Текст]/Н.А. Михайлов // Дефектология. -2006. - № 9. - С.14-18
29. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников[Текст]/ Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.-М.: В.Секачев, 2008. - 208с.
30. Новикова, Г.Р. Состояние высших психических функций у детей,
поступающих в 1-ый класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования) [Текст]/Г.Р.Новикова//Дефектология.- 2000.- №2. - С. 12-15
31. Основы логопедии: учебное пособие / А.И. Ахметзянова, Н.И. Болтакова, И.А. Нигматуллина, Т.Ю. Корнийченко, Л.Н. Суздальцева, А.Т. Файзрахманова. [Текст]/ - Казань: Казан.ун-т, 2015. - 175 с.
32. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев. М., 2005.
33. Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя[Текст] /
Е.Н.Потапова.-М.: Просвещение,2000.- 226с
34. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ — Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 160 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456.
35. Садовникова,И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. [Текст] /Н.И. Садовникова - М.: Владос, 2007.- 243с.
36. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте.[Текст] / Т.П. Сальникова- М.:Просвещение,2006. - 196с.
37. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]// В.И. Селиверстова. - М., 2012.
38. Скиотис, Е.И. Особенности развития связной письменной речи младшихшкольников с задержкой психического развития[Текст] / Е.И. Скиотис// Дефектология. -2006. - № 6. - с.24-27.
39. Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. Нейропсихологическая диагностика,
обследование письма и чтения младших школьников[Текст] / — М.: В. Секачев. — 128 с.. 2008
40. Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников [Текст] /Н.А. Федосова//Начальная школа. - 2007.-№4.- С.20 - 22.
41. Филичева, Т.Б., Основы логопедии [Текст] / Т.Б Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 2010.
42. Фисенко М.А.Подготовка руки к письму. Подготовительная группа[Текст]/М.А. Фисенко - Волгоград: Корифей, 2009. - 96 с.
43. Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга 1 [Электронный ресурс]/ Хватцев М.Е.— Электрон.текстовые данные.— М.: Владос, 2009.— 272 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18488.
44. Храковская,М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушении двигательного праксиса [Текст] /М.Г. Храковская// Логопед.-2004.-№3.- С. 10-14
45. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение ивосстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Юристъ, 2000. - с.
46. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] / Швачкин, Н.Х . - Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. - 101-133с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ