Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №32891

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
938
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1 Развитие творческих способностей школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности развития творческих способностей в процессе кружковых
занятий по декоративно-прикладному искусству 12
1.3 Педагогические условия развития творческих способностей у школьников
в процессе кружковых занятий по декоративному искусству 16
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 19
2.1 Содержание кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству 19
2.2 Методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в процессе кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству 26
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ

Формирование творческих способностей обучающихся является одной из самых актуальных проблем образования. Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». У каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является целенаправленное и систематическое развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи. Декоративноприкладное искусство обогащает творческие стремления детей, преобразовывает мир, развивает в детях нестандартное мышление, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративноприкладного искусства новизну и необычность.
Занятия по декоративно-прикладному искусству требуют не только овладение конкретными приемами того или иного народного промысла, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приёмами в совокупности с эстетическими представлениями позволяют выбрать свой авторский стиль.
«Каждый ребенок по-своему уникален и способен добиться успехов, поэтому в рамках образовательного процесса детям должно уделяться равное внимание», - подчеркнул председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на одном из заседаний правительства. Однако есть дети, которые уже с самого раннего возраста начинают проявлять способности и «особые» качества. В таких случаях, по мнению Дмитрия Медведева, задача государства - научиться как можно раньше распознавать их потенциал и создать условия для их развития и самореализации. Иными словами, работу с одарёнными детьми можно назвать одной из самых актуальных направлений в современной педагогике и психологии.
Актуальность данной работы связана с выявлением и поиском наиболее эффективных, действующих способов и средств обучения, которые помогут с организацией кружковых занятий и реализацией творческого потенциала детей, развития их творческих способностей.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству
Предмет исследования особенности формирования творческих способностей на кружковых занятиях по ДПИ.
Цель исследования: разработать программу развития творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по ДПИ.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей учащихся; выявить сущность понятий «способности», «творческие способности».
2. Раскрыть основные особенности организации современной кружковой работы в школе.
3. Определить педагогические условия развития творческих способностей школьников в процессе кружковых занятиях по ДПИ.
4. Разработать содержание программы кружковых занятий по ДПИ для учащихся 5-6 классов и методические рекомендации для их организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются: ведущие положения теории познания педагогики, психологии, положения эстетической художественной культуры как составной части общечеловеческой духовной культуры. Теоретические основы воспитания эстетической культуры учащихся включают: особенности взаимодействия принципов и законов развития эстетической культуры с практикой эстетического воспитания и образования, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; история и теория обучения декоративно-прикладному искусству; современные искусствоведческие, педагогические и психологические аспекты развития личности.
Методы исследования:
-теоретический анализ философской, психологической, искусствоведческой, педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;
-изучение учебных программ и методической литературы по обучению учащихся на кружковых занятиях;
- изучение передового педагогического опыта;
- наблюдение за процессом деятельности кружка.
Практическая значимость: разработанное нами содержание занятий кружка декоративно-прикладного искусства может быть рассмотрено как средство совершенствования технологического образования, а также развития одаренности детей в области ДПИ.
По результатам исследования нами опубликована следующая статья: Сулейманова, Г.Н. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей на кружковых занятиях [Текст] / Г. Н. Сулейманова.
/ «Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки»: материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск 18 мая 2019 г). - Стерлитамак: АМИ, 2019. - С. 40-43.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При написании выпускной квалификационной работы мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу, раскрыли сущность понятий «способности», «творчество». Нами также выявлены главные особенности современной групповой работы в школе, педагогические условия развития творческих способностей у учащихся в процессе групповых занятий по декоративно-прикладному искусству.
Разработана программа кружка по ДПИ для учащихся 5-6 классов.
Внеклассная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся, вызывает у них стремление овладеть знаниями и умениями сверх обязательных программ.
Занятия не только должны вооружать детей навыками, но и помогать понять силу творца. Они пробуждают их творческие способности и дают обучающимся возможность вносить изменения в технологию изготовления изделия, при этом осуществлять собственные замыслы. В результате каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость.
Кружковые занятия по ДПИ значимы ещё и в том отношении, что дети чаще всего посещают кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это естественно, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребенка, приносит ему большое удовлетворение.
Наименьшее количество детей в кружке позволяет руководителю использовать индивидуальную работу с детьми.
Хорошо организованная, продуманная деятельность в кружке позволяет ребенку стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит начатое дело доводить до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки выполнения изделия, учащиеся в дальнейшем смогут отбирать только нужное, то, что ведет к творческому решению поставленной задачи. Все это готовит их к жизни, к их будущей профессии.
Вся система кружковой деятельности учащихся на начальном этапе должна быть направлена на результат творческой деятельности, чтобы занятия кружковой деятельности помогали им в познании мира и улучшении их жизни. Основным преимуществом внеурочной кружковой деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается учащимися на основе собственных интересов и потребностей. Ребенку нужно давать только доступные и понятные ему, посильные его возможностям задания.
Главной особенностью современной кружковой работы в школе является формирование навыков наблюдения, мышления и действия.
Необходимо научить ребенка бережно обращаться с используемыми материалами и инструментами на занятиях. Для успешного развития творческих способностей в общеобразовательных школах учителя ДПИ проводят с детьми большую внеклассную и внешкольную работу.
Мы разработали содержание программы кружка ремесел и методическое обеспечение. Поставили цели и задачи кружковой работы, определили сроки реализации программы, а также наблюдение за деятельностью учащихся и правильное направление. Разработали тематическое планирование кружка.
Требования, знания, умения и навыки, заложенные в программе по ДПИ, полностью оправдали себя в ходе кружковой работы - все это необходимо для практики в повседневной жизни. На занятиях кружка педагог предлагает технологические карты по изготовлению изделий для работы, которые многократно могут использоваться учителем,
Воспитание у детей интереса к изготовлению любого изделия, формирование умения создавать своими руками разнообразные изделия, которые нужны в жизни, дают им возможность получать удовлетворение от своей работы. Развитие творческого мышления, воображения, чувство фантазии, подкреплённое уверенностью, вдохновляет их на устройство своей жизни лучше, интересно и красиво.
Также стоит отметить, что творческая деятельность у детей школьного возраста является продуктивной, если существует продукт труда, и одновременно становится познавательной, если вместе с творческими навыками развивается ум, творчество и фантазия.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объёме. Надеемся, что разработанная нами программа кружка будет полезна для учителей технологии.


1. Ашуров, М.Д. Активизация учебно-творческой деятельности школьников в кружках декоративно-прикладного искусства/ М.Д. Ашуров, Л.Х. Нематов // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. - 2018. - № 1 (54). - С. 239-245.
2. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников разновозрастных групп / Л.В. Бойбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
3. Букина, С. Квилинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих. Волшебство бумажных завитков / С. Букина. - СПб.: Питер, 2016. - 128 с.
4. Воронин, М.А. Развитие креативности личности учащихся на уроках трудового обучения средствами декоративно-прикладного искусства / М.А. Воронин, И.В. Герлах // Технолого-экономическое образование. - 2018. - № 9. - С. 37-47.
5. Гриднева, Е. Куклы из ткани: лучшие модели. / Е. Гриднева. - СПб.: Питер, 2014. - 128 с.
6. Данилова, Л. Мастерлки и Поделки / Л. Данилова. - М.: Клевер - Медиа - Групп, 2014. - 96 с.
7. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии / В. В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение, 2014. - 620 с.
8. Данилов, М.А. Умственное воспитание / М.А. Данилов // Педагогика.
- 2014. - № 12. - С. 176-179.
9. Данилов, М.А. Дидактика. / Под общей ред. М.А. Данилова, Б.П. Компова. - М.: Изд-во АПН, 2007. - 518 с.
10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. -
М.: АСТ. - 2006. - 4 ч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2006. - 124 с.
11. Зайцева, А.А. Макраме: самый полный и понятный самоучитель / А.А. Зайцева. - М.: Эксмо, 2014. - 96 с.
12. Зайцева, А.А. Канзаши: цветочные очароваия Японии своими руками / А.А. Зайцева. - М.: Эксмо, 2015. - 64 с.
13. Зайцева, А.А. Вышивка лентами: самый полный и понятный самоучитель / А.А. Зайцева. - М.: Эксмо, 2015. - 96 с.
14. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 2007. - 152 с.
15. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
16. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М.: Педагогика, 2001. - 200 с.
17. Кашкова, А.Г. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования / А.Г. Кашкова // Молодой исследователь: от идеи к проекту: материалы II студенческой научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2018. - С. 130-132.
18. Карих, В.В. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / В.В. Карих, Е.Л. Дровненко // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: сборник материалов XVI-й международной научно-практической конференции. - Липецк: ООО "РаДуши", 2017. - С. 22-26.
19. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. / Г.Д. Кириллова. - М.: Просвещение, 1980. - 159 с.
20. Кондаков, Н.И. Психологический словарь / Н.И. Кондаков. - М.: Наука, 1975. - 720 с.
21. Кудрявцев, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. / В. Кудрявцев, В. Синельников - М.: Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 52-59.
22. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Просвещение, 2008. - 288 с.
23. Коромыслов, Б.И. Жостовская роспись. / Б.И. Коромыслов. - М.: Изобразительное искусство, 2007. - 697 с.
24. Левина, М. 365 весёлых уроков труда / Беляков Е.А. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 2014. - 256 с.
25. Лук, А.Н. Психология творчества. / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. - 126 с.
26. Маргуновская, Ю.О. Красивый декупаж: пошаговые мастер классы для начинающих. / Ю.О. Маргуновская. - М: Эксмо, 2015 - 64 с.
27. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - Казань: Магариф - Вакыт, 2016. - 423 с.
28. Мухина, Е.С. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству / Е.С. Мухина // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2018. - С. 144-146.
29. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь. / Б. Мещеряков,
В. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
30. Немов, Р.С. Психология. Книга 3. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1998. -640 с.
31. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 161 с.
32. Перевертень, Г.И. Самоделки из бумаги. / Г.И. Перевертень. - М.: Просвещение, 2014. - 411 с.
33. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 640 с.
34. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006. - 732 с.
35. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2003. - 253 с.
36. Пустоселова, М.Ю. Теоретические аспекты развития творческих способностей младшего школьника / М.Ю. Пустоселова, Г.В. Ковалева // В сборнике: Наука сегодня: вызовы, перспективы и возможности: материалы международной научно-практической конференции. - Вологда: Научный центр «Диспут», 2018. - С. 131-132.
37. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.
38. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Л.Д. Рондели. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.
39. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х тт. Т.1. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ «Школьные технологии», 2006. - 816 с.
40. Сулейманова, Г.Н. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей на кружковых занятиях / Г.Н. Сулейманова // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки: материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск 18 мая 2019 г). - Стерлитамак: АМИ. - 2019. - С. 40-43.
41. Сергеева, А.Б. Современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие. / А.Б. Сергеева, О.В. Шатунова. - Елабуга: ЕИ КФУ, 2015. - 148 с.
42. Терехова, Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу «Уроки творчества» для родителей. / Г.В. Терехова. - Челябинск: АТОКСО, 2005. - 175с.
43. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // «Проблемы и перспективы развития образования»: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь. - май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
44. Чиотти, Д. Вяжем крючком легко и с удовольствием / Д. Чиотти. - М.: Ниола 17-Пресс, 2008. - 96 с.
45. Чичикало, Н. Фриформ. Удивительная техника вязания красивых вещей. / Н. Чичикало. - М.: Эксмо, 2008. - 64 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ