РОССИЯ - ТУРЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ.
|
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И
ТУРЦИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА…………………………....................................8
1.1. Становление и расширение нового этапа взаимоотношений…………….8
1.2. Турция и Россия: новые аспекты регионального сотрудничества………19
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА:
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………….33
2.1. Современные тенденции в российско-турецких отношениях………….33
2.2. Партнерство в области экономики и культуры………………………….43
2.3. Сотрудничество в области энергопоставок………………………………52
Заключение……………………………………………………………………...58
Список использованных источников и литературы………………………….61
ГЛАВА 1. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И
ТУРЦИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА…………………………....................................8
1.1. Становление и расширение нового этапа взаимоотношений…………….8
1.2. Турция и Россия: новые аспекты регионального сотрудничества………19
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА:
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………….33
2.1. Современные тенденции в российско-турецких отношениях………….33
2.2. Партнерство в области экономики и культуры………………………….43
2.3. Сотрудничество в области энергопоставок………………………………52
Заключение……………………………………………………………………...58
Список использованных источников и литературы………………………….61
2020 г. в истории международных отношений является 100-летием с
момента как установились российско-турецкие межгосударственные отношения. Оба государства готовятся к этому событию, поэтому целесообразно
понять какие перспективы открыты перед Россией и Турцией, с какими трудностями они столкнулись на пути к данному сотрудничеству.
В декабре 2017 г. международное сообщество политологов отмечало
знаменательное событие, напрямую касающееся межгосударственных взаимоотношений Российской Федерации и Республики Турция, - 25-летие основания Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).
Это важнейшая ассоциация межгосударственного партнерства и в регионе, и
в мире в целом. Изучая разнообразные вопросы взаимоотношений России и
Турции у политологов, историков, да и у простого человека, несомненно, появляется желание понять - насколько указанные страны решили вопрос о
преодолении исторического противостояния и смогли ли они выйти на уровень мирного сосуществования и сотрудничества?
Для понимания хода решения данного вопроса необходимо акцентировать внимание на исследовании истории появления и особенно развития российско-турецких отношений периода XX- начала XXI столетий. Географически сложилось так, что Россия и Турция соседствуют регионально, что наложило отпечаток на их исторические связи. Предметом особого внимания
этих стран в течении многих веков являлся бассейн Черного моря, что явилось значимым фактом формирования геополитических приоритетов стран в
данном географическом ареале, оказав влияние на веер их взаимоотношений.
Актуальность темы исследования связана, прежде всего, с тем моментом, что в современном мире наряду с развитыми и развивающимися странами появилась группа стран, получивших название «растущие державы». Среди которых - Бразилия, Индия, Китай, Турция, ЮАР и даже Россия. Конфи-4
гурация международных отношений сильно изменилась с активизацией их
деятельности. Они активизировали свою деятельность в глобальном масштабе как экономически, так и политически и находятся в центре мировой политики. Зачастую это движение приобретает стратегический характер, на который влияют национальные интересы стран-участников, желание укрепить
международную безопасность, проблемы глобализации и регионализации
мировой политики.
Огромное значение для расширения связей Турецкой Республики и
Российской Федерации имеет их принадлежность к бассейну Черного и Каспийского морей. Морское пространство объединяет данные страны для совместных экономического, политического, культурного сотрудничества в регионе, что крайне важно для периода конца ХХ - начала XXI столетий, периода рухнувшей биполярной структуры мира. Например, с 2002 г. функционирует газопровод между Россией и Турцией «Голубой поток», проложенный по дну Черного моря с российского побережья моря на азиатскую
часть турецкого берега Черного моря.
Обзор источников и литературы.
Источниковую базу нашего исследования составили документы следующего характера. Во-первых, договори и соглашения России и Турции1.
Во-вторых, протоколы визитов глав государств в Россию и Турцию,
интервью с ними2. Например, протокол встречи с Премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом от 7 декабря 2016 г. и др.
1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по
проекту газопровода «Турецкий поток» от 10 октября 2016 г. // Техэксперт [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/420381060 (дата обращения 12.01.2019); Декларация о Черноморском
экономическом сотрудничестве // Сейчас РУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.lawmix.ru/abrolaw/13522 (дата обращения 21.12.2019); Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики [Электронный ресурс]. – режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901926138 (дата обращения 16.01.2019) и др.
2
Встреча с Премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом [Из протокола встречи]. - 2016. - 7 декабря //
Ныхас. Осетинский информационный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.nykhas.ru/260504/vstrecha-s-premer-ministrom-turcii-b/ (дата обращения 12.01.2019); Телефонный разговор с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом - 2016. - 29 июня // Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kremlin.ru/events/president/news/52295 (дата обращения 12.02.2019).5
Вопросами исследования отношений двух стран, их особенностей,
тенденций развития и перспектив занимаются такие известные ученые, как
А. А. Родионов (в 1974-1983 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол
СССР в Турции), Н. Ю. Ульченко (ведущий научный сотрудник, заведующая
сектором Турции Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока - ЦИ
БСВ), И. И. Стародубцев (политолог, автор трех монографий по Турции,
председатель российско-турецкой Ассоциации проектного развития TUR
RUS), А. А. Сотниченко, И. Камалов и др.
Несмотря на имеющиеся наработки и достижения в научной литературе, рассматриваемая проблематика в XXI веке остается в ряде аспектов дискуссионной, обсуждаемой, а некоторые «узкие места», значительно обострившиеся в период сирийского кризиса, побуждают ставить вопрос
о будущем балансе сил в Евразии, на Большом Ближнем Востоке, в Средиземноморье, а также о том, насколько жизнеспособным и длительным окажется сотрудничество между Россией и Турцией в последующие десятилетия
XXI в. В данном контексте нам интересны работы и публикации таких исследователей как А. Васильева, А. Волович (старший научный сотрудник
Института Ближнего Востока), Л.Г. Ивашова (Президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук ). В их работах затрагиваются
не только проблемы. Но и перспективы межгосударственных отношений
России и Турции1.
Таким образом, неполный перечень привлеченной литературы показывает неразработанность и неизученность темы нашего исследования, что дает
нам право разрабатывать собственную линию.
1
Волович А. Россия-Турция: враждовать или сотрудничать? // Независимый центр геополитических исследований «БОРИСФЕН ИНТЕЛ» - 2015. - 10 декабря [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://bintel.com.ua/ru/article/10-russia-turkey-fight/ (дата обращения 23.01.2019); Ивашов Л.Г. Вашингтонская
стратегия НАТО: Эволюция стратегической концепции НАТО в послевоенном мире и влияние происходящих изменений на роль и место России в геополитическом пространстве Европе / Л.Г.Ивашов // Военноисторический журнал. – 2000. - № 1. - С. 3-12; Васильев А. Черноморский регион во внешнеполитических
концепциях Турции: Россия и Турция на Черном море // Адге Хэку. - 2011. - 19 марта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aheku.net/news/policy/2318 (дата обращения 23.01.2019).6
Объект исследования – межгосударственные связи России и Турции в
конце XX - начале XXI в.
Предмет исследования – особенности взаимоотношений Росси и Турции в конце XX - начале XXI в.
Цель работы: рассмотреть характер взаимоотношений Росси и Турции
в конце XX в. и причины их нестабильности, проявившейся в начале XXI в.
Исходя из цели, сформулированы задачи исследования:
1. Изучить нормативную базу межгосударственных отношений.
2. Рассмотреть особенности развития российско-турецких отношений в конце ХХ в.
3. Определить характер взаимоотношений России и Турции в начале XXI в.
4. Установить причины проявления нестабильности в отношениях
указанных сторон.
5. Выявить особенности и тенденции в развитии отношений России
и Турции на современном этапе в области экономики, политики и культуры.
Хронологические рамки исследования охватывают период конца ХХ
- начала XXI веков.
Методологическую основу настоящего исследования составляют общенаучный диалектический метод и отдельные частнонаучные методы: логического исследования, причинно-следственных связей. Комплексное изучение росийско-турецких отношений конца ХХ - начала XXI столетий осуществляется на основе сочетания геостратегических, политических и исторических подходов.
Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного подхода в изучении проблемы российско-турецких отношений с момента распада СССР и до настоящего времени.
Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования при подготовке лекционных и практических занятий в вузе.7
Структурно исследование включает введение, две главы, заключение,
список использованных источников и литературы.
В первой главе предпринята попытка изучения этапа становления нового формата межгосударственных отношений, начиная с момента образования Российской Федерации в 1991 году. Во второй главе исследованы перспективы и проблемы на пути становления и расширения сотрудничества
России и Турции в начале двадцать первого века, а также проанализированы
пути их разрешения. В заключительной части работы предпринята попытка
обобщения результатов исследования взаимодействия ключевых государств
бассейна Черного моря, определения характера их взаимоотношений.
момента как установились российско-турецкие межгосударственные отношения. Оба государства готовятся к этому событию, поэтому целесообразно
понять какие перспективы открыты перед Россией и Турцией, с какими трудностями они столкнулись на пути к данному сотрудничеству.
В декабре 2017 г. международное сообщество политологов отмечало
знаменательное событие, напрямую касающееся межгосударственных взаимоотношений Российской Федерации и Республики Турция, - 25-летие основания Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).
Это важнейшая ассоциация межгосударственного партнерства и в регионе, и
в мире в целом. Изучая разнообразные вопросы взаимоотношений России и
Турции у политологов, историков, да и у простого человека, несомненно, появляется желание понять - насколько указанные страны решили вопрос о
преодолении исторического противостояния и смогли ли они выйти на уровень мирного сосуществования и сотрудничества?
Для понимания хода решения данного вопроса необходимо акцентировать внимание на исследовании истории появления и особенно развития российско-турецких отношений периода XX- начала XXI столетий. Географически сложилось так, что Россия и Турция соседствуют регионально, что наложило отпечаток на их исторические связи. Предметом особого внимания
этих стран в течении многих веков являлся бассейн Черного моря, что явилось значимым фактом формирования геополитических приоритетов стран в
данном географическом ареале, оказав влияние на веер их взаимоотношений.
Актуальность темы исследования связана, прежде всего, с тем моментом, что в современном мире наряду с развитыми и развивающимися странами появилась группа стран, получивших название «растущие державы». Среди которых - Бразилия, Индия, Китай, Турция, ЮАР и даже Россия. Конфи-4
гурация международных отношений сильно изменилась с активизацией их
деятельности. Они активизировали свою деятельность в глобальном масштабе как экономически, так и политически и находятся в центре мировой политики. Зачастую это движение приобретает стратегический характер, на который влияют национальные интересы стран-участников, желание укрепить
международную безопасность, проблемы глобализации и регионализации
мировой политики.
Огромное значение для расширения связей Турецкой Республики и
Российской Федерации имеет их принадлежность к бассейну Черного и Каспийского морей. Морское пространство объединяет данные страны для совместных экономического, политического, культурного сотрудничества в регионе, что крайне важно для периода конца ХХ - начала XXI столетий, периода рухнувшей биполярной структуры мира. Например, с 2002 г. функционирует газопровод между Россией и Турцией «Голубой поток», проложенный по дну Черного моря с российского побережья моря на азиатскую
часть турецкого берега Черного моря.
Обзор источников и литературы.
Источниковую базу нашего исследования составили документы следующего характера. Во-первых, договори и соглашения России и Турции1.
Во-вторых, протоколы визитов глав государств в Россию и Турцию,
интервью с ними2. Например, протокол встречи с Премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом от 7 декабря 2016 г. и др.
1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по
проекту газопровода «Турецкий поток» от 10 октября 2016 г. // Техэксперт [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/420381060 (дата обращения 12.01.2019); Декларация о Черноморском
экономическом сотрудничестве // Сейчас РУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.lawmix.ru/abrolaw/13522 (дата обращения 21.12.2019); Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики [Электронный ресурс]. – режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901926138 (дата обращения 16.01.2019) и др.
2
Встреча с Премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом [Из протокола встречи]. - 2016. - 7 декабря //
Ныхас. Осетинский информационный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.nykhas.ru/260504/vstrecha-s-premer-ministrom-turcii-b/ (дата обращения 12.01.2019); Телефонный разговор с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом - 2016. - 29 июня // Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kremlin.ru/events/president/news/52295 (дата обращения 12.02.2019).5
Вопросами исследования отношений двух стран, их особенностей,
тенденций развития и перспектив занимаются такие известные ученые, как
А. А. Родионов (в 1974-1983 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол
СССР в Турции), Н. Ю. Ульченко (ведущий научный сотрудник, заведующая
сектором Турции Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока - ЦИ
БСВ), И. И. Стародубцев (политолог, автор трех монографий по Турции,
председатель российско-турецкой Ассоциации проектного развития TUR
RUS), А. А. Сотниченко, И. Камалов и др.
Несмотря на имеющиеся наработки и достижения в научной литературе, рассматриваемая проблематика в XXI веке остается в ряде аспектов дискуссионной, обсуждаемой, а некоторые «узкие места», значительно обострившиеся в период сирийского кризиса, побуждают ставить вопрос
о будущем балансе сил в Евразии, на Большом Ближнем Востоке, в Средиземноморье, а также о том, насколько жизнеспособным и длительным окажется сотрудничество между Россией и Турцией в последующие десятилетия
XXI в. В данном контексте нам интересны работы и публикации таких исследователей как А. Васильева, А. Волович (старший научный сотрудник
Института Ближнего Востока), Л.Г. Ивашова (Президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук ). В их работах затрагиваются
не только проблемы. Но и перспективы межгосударственных отношений
России и Турции1.
Таким образом, неполный перечень привлеченной литературы показывает неразработанность и неизученность темы нашего исследования, что дает
нам право разрабатывать собственную линию.
1
Волович А. Россия-Турция: враждовать или сотрудничать? // Независимый центр геополитических исследований «БОРИСФЕН ИНТЕЛ» - 2015. - 10 декабря [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://bintel.com.ua/ru/article/10-russia-turkey-fight/ (дата обращения 23.01.2019); Ивашов Л.Г. Вашингтонская
стратегия НАТО: Эволюция стратегической концепции НАТО в послевоенном мире и влияние происходящих изменений на роль и место России в геополитическом пространстве Европе / Л.Г.Ивашов // Военноисторический журнал. – 2000. - № 1. - С. 3-12; Васильев А. Черноморский регион во внешнеполитических
концепциях Турции: Россия и Турция на Черном море // Адге Хэку. - 2011. - 19 марта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aheku.net/news/policy/2318 (дата обращения 23.01.2019).6
Объект исследования – межгосударственные связи России и Турции в
конце XX - начале XXI в.
Предмет исследования – особенности взаимоотношений Росси и Турции в конце XX - начале XXI в.
Цель работы: рассмотреть характер взаимоотношений Росси и Турции
в конце XX в. и причины их нестабильности, проявившейся в начале XXI в.
Исходя из цели, сформулированы задачи исследования:
1. Изучить нормативную базу межгосударственных отношений.
2. Рассмотреть особенности развития российско-турецких отношений в конце ХХ в.
3. Определить характер взаимоотношений России и Турции в начале XXI в.
4. Установить причины проявления нестабильности в отношениях
указанных сторон.
5. Выявить особенности и тенденции в развитии отношений России
и Турции на современном этапе в области экономики, политики и культуры.
Хронологические рамки исследования охватывают период конца ХХ
- начала XXI веков.
Методологическую основу настоящего исследования составляют общенаучный диалектический метод и отдельные частнонаучные методы: логического исследования, причинно-следственных связей. Комплексное изучение росийско-турецких отношений конца ХХ - начала XXI столетий осуществляется на основе сочетания геостратегических, политических и исторических подходов.
Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного подхода в изучении проблемы российско-турецких отношений с момента распада СССР и до настоящего времени.
Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования при подготовке лекционных и практических занятий в вузе.7
Структурно исследование включает введение, две главы, заключение,
список использованных источников и литературы.
В первой главе предпринята попытка изучения этапа становления нового формата межгосударственных отношений, начиная с момента образования Российской Федерации в 1991 году. Во второй главе исследованы перспективы и проблемы на пути становления и расширения сотрудничества
России и Турции в начале двадцать первого века, а также проанализированы
пути их разрешения. В заключительной части работы предпринята попытка
обобщения результатов исследования взаимодействия ключевых государств
бассейна Черного моря, определения характера их взаимоотношений.
Геополитически, геостратегически и геоэкономически Россия и Турция
взаимодействуют друг с другом на принципах взаимовыгодности, прагматизма, стратегического партнерства, гуманитарного взаимопроникновения и
взаимопереплетения духовных ценностей, которые свойственны той и другой
стране. Оба государства активны в формировании системы глобальных координат нового мирового порядка, а также в развитии хитросплетений
в большой геополитической игре в Черноморско-Каспийском регионе.
Целью темы нашей выпускной квалификационной работы являлось
выявление характера взаимоотношений России и Турции в кон. ХХ в. и причин их взаимоотношений в начале ХХI в.
В первой части исследования, выявлено, что межгосударственные отношения РФ и Республики Турция строились не на пустом месте, а с учетом
предыдущего исторического опыта. Прежде всего это нормативная база межгосударственных отношений, которая на протяжении всего ХХ века, основывалась на солидном опыте взаимоотношений указанных стран (соглашения,
договора о сотрудничестве). Поэтому с полным основанием можно заявить,
что этот опыт позитивен и позволил выйти сторонам на качественно новый
уровень сотрудничества.
С другой стороны необходимо отметить, что экономические отношения носят ограниченный характер потому, что пока основным фактором в
межгосударственных отношениях выступают экономические связи, которые
диктуют и правила, и нормы поведения на межгосударственном уровне. Поскольку членство Турции в НАТО не позволяет ей выходить за рамки определенных границ, что, разумеется, накладывает определенный отпечаток на
процесс развития и направления межгосударственных отношений.
Таким образом, в кон. ХХ и нач. ХХI вв. межгосударственные отношения изучаемых стран выстроились скорее из прагматических расчетов,
нежели из принципов добрососедства, что, безусловно, отразилось на качест-59
ве регионального сотрудничества. То есть во главу угла всех взаимоотношений были поставлены прагматизм и четкий экономический расчет, что безусловно влияло на общую линию межгосударственных связей.
Во второй части исследования сделан вывод о том, что ограниченная
основа межгосударственных связей России и Турции стала себя проявлять
уже в начале XXI века.
Следует отметить, что на современном этапе стали проявляться некоторые особенности российско-турецких отношений, которые не наблюдались
на протяжении ХХ века. На наш взгляд, это попытки определённых кругов с
турецкой стороны перейти к политике открытой конфронтации, чему свидетельствуют события 2015-2016 гг. Подобная попытка ярко демонстрирует
усиление политической ограниченности межгосударственных отношений.
Вместе с тем, в ходе изучения исследуемого материалами выявили, что
наряду с выше обозначенной тенденцией прослеживается и другая тенденция
– переход к интенсификации межгосударственных отношений. Этот аспект
особенно ярко проявился на примере сирийского вопроса и сохраняется по
сей день, что было подтверждено на встрече глав государств 22 января 2019
г. в Москве.
Таким образом, межгосударственные российско-турецкие отношения
на протяжении последних 25-ти лет можно охарактеризовать как устойчивые,
прагматичные и целенаправленные, что позволяет им в данный момент выйти на более высокий уровень. Современный уровень российско-турецких отношений характеризуется как переходный этап к более масштабным взаимоотношениям. К таковым, например, следует относить межгосударственное
соглашение по вопросу прокладки газопровода по дну Черного моря, о чем
мы подробно говорили во второй части нашего исследования.
Факторы возрастающего динамизма российско-турецких отношений на
современном этапе:
стабильный политический диалог,60
эффективность дипломатических связей между сторонами,
углубление экономической взаимозависимости,
культурные связи,
значимость энергетического сотрудничества для обеих сторон.
Основные сферы сотрудничества
1. Газовая сфера
2. Атомная энергетика
3. Туризм
4. Строительство
5. Банковское дело
6. Транспорт
Исходя из вышеизложенного следует, что межгосударственные
отношения России и Турции не смогли преодолеть тенденции ограниченности, что в свою очередь дает сторонам прекрасную возможность
вложить в них новую силу и возможности. И тем самым не только расширить, но и углубить сотрудничество и наметить новые приоритеты.
взаимодействуют друг с другом на принципах взаимовыгодности, прагматизма, стратегического партнерства, гуманитарного взаимопроникновения и
взаимопереплетения духовных ценностей, которые свойственны той и другой
стране. Оба государства активны в формировании системы глобальных координат нового мирового порядка, а также в развитии хитросплетений
в большой геополитической игре в Черноморско-Каспийском регионе.
Целью темы нашей выпускной квалификационной работы являлось
выявление характера взаимоотношений России и Турции в кон. ХХ в. и причин их взаимоотношений в начале ХХI в.
В первой части исследования, выявлено, что межгосударственные отношения РФ и Республики Турция строились не на пустом месте, а с учетом
предыдущего исторического опыта. Прежде всего это нормативная база межгосударственных отношений, которая на протяжении всего ХХ века, основывалась на солидном опыте взаимоотношений указанных стран (соглашения,
договора о сотрудничестве). Поэтому с полным основанием можно заявить,
что этот опыт позитивен и позволил выйти сторонам на качественно новый
уровень сотрудничества.
С другой стороны необходимо отметить, что экономические отношения носят ограниченный характер потому, что пока основным фактором в
межгосударственных отношениях выступают экономические связи, которые
диктуют и правила, и нормы поведения на межгосударственном уровне. Поскольку членство Турции в НАТО не позволяет ей выходить за рамки определенных границ, что, разумеется, накладывает определенный отпечаток на
процесс развития и направления межгосударственных отношений.
Таким образом, в кон. ХХ и нач. ХХI вв. межгосударственные отношения изучаемых стран выстроились скорее из прагматических расчетов,
нежели из принципов добрососедства, что, безусловно, отразилось на качест-59
ве регионального сотрудничества. То есть во главу угла всех взаимоотношений были поставлены прагматизм и четкий экономический расчет, что безусловно влияло на общую линию межгосударственных связей.
Во второй части исследования сделан вывод о том, что ограниченная
основа межгосударственных связей России и Турции стала себя проявлять
уже в начале XXI века.
Следует отметить, что на современном этапе стали проявляться некоторые особенности российско-турецких отношений, которые не наблюдались
на протяжении ХХ века. На наш взгляд, это попытки определённых кругов с
турецкой стороны перейти к политике открытой конфронтации, чему свидетельствуют события 2015-2016 гг. Подобная попытка ярко демонстрирует
усиление политической ограниченности межгосударственных отношений.
Вместе с тем, в ходе изучения исследуемого материалами выявили, что
наряду с выше обозначенной тенденцией прослеживается и другая тенденция
– переход к интенсификации межгосударственных отношений. Этот аспект
особенно ярко проявился на примере сирийского вопроса и сохраняется по
сей день, что было подтверждено на встрече глав государств 22 января 2019
г. в Москве.
Таким образом, межгосударственные российско-турецкие отношения
на протяжении последних 25-ти лет можно охарактеризовать как устойчивые,
прагматичные и целенаправленные, что позволяет им в данный момент выйти на более высокий уровень. Современный уровень российско-турецких отношений характеризуется как переходный этап к более масштабным взаимоотношениям. К таковым, например, следует относить межгосударственное
соглашение по вопросу прокладки газопровода по дну Черного моря, о чем
мы подробно говорили во второй части нашего исследования.
Факторы возрастающего динамизма российско-турецких отношений на
современном этапе:
стабильный политический диалог,60
эффективность дипломатических связей между сторонами,
углубление экономической взаимозависимости,
культурные связи,
значимость энергетического сотрудничества для обеих сторон.
Основные сферы сотрудничества
1. Газовая сфера
2. Атомная энергетика
3. Туризм
4. Строительство
5. Банковское дело
6. Транспорт
Исходя из вышеизложенного следует, что межгосударственные
отношения России и Турции не смогли преодолеть тенденции ограниченности, что в свою очередь дает сторонам прекрасную возможность
вложить в них новую силу и возможности. И тем самым не только расширить, но и углубить сотрудничество и наметить новые приоритеты.
Подобные работы
- Роль Франции в урегулировании африканских конфликтов в конце XX - начале XXI вв.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Взаимоотношения России и Турции на рубеже 20-21 веков: проблемы и
перспективы развития
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФОРМЫ
ПРРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ С 1945 ПО 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Ближневосточная политика Франции в конце XX - начале XXI в
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ (1991-2016 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Современная историография внешней политики России конца XIX -начала XX вв.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
САУДОВСКОЙ АРАВИИ И ИРАНА
В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ ЗА ЛИДЕРСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
(КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО XXI ВЕКА)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016



