Введение 4
1. Теоретические основы и тенденции развития информационных
технологий в образовательном процессе 6
1.1 Особенности информационных технологий информационных систем в
образовательном процессе 6
1.2 Применение информационных систем в образовании в Российской и
иностранной практике 15
1.3. Электронный учебно-методический комплекс как объект диссертации, его сущность 24
2. Совершенствование информационной системы в образовательный процесс на примере Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ) 32
2.1 Постановка задачи по разработке информационной системы
(электронного учебно-методического комплекса) 32
2.2 Разработка интерфейса статистических данных электронного учебно-методического комплекса 38
3. Практические аспекты внедрения электронного учебно-методического
комплекса 61
3.1 Организационно-экономический механизм внедрения электронного
учебно-методического комплекса 61
3.2 Оценка экономической эффективности внедрения учебно-методического комплекса 66
3.2.1 Расчет затрат на реализацию проекта 66
3.2.2 Оценка изменения учебного процесса после внедрения системы 74
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложение А 86
Приложение Б
Веб-технологии ознаменовали собой огромный прорыв Интернет ресурсов для широкого круга пользователей, и их активное распространение представляется необратимым процессом.
Большинство ученых и специалистов считают, что ХХ1 век— это столетие информации и информационных технологий. Экономическое развитие мирового сообщества обусловлено двумя необратимыми прогрессивными процессами: бурным развитием информационных технологий и конкуренцией на рынке интеллектуальных услуг. Ведущая роль Интернета в этих процессах становится очевидной сегодня.
Большинство организаций, будь то крупная корпорация или небольшая организационная структура, используют информационные технологии и всемирную сеть, включая и научные организации, и подразделения.
Ввиду проблем современного образования возникает необходимость в радикальных решениях. Актуальность магистерской диссертации состоит в том, что важным компонентом в образовании является интерес студента к изучаемой дисциплине. Для того, чтобы удовлетворить заинтересованность, необходимо полноценно поделиться накопленными знаниями по конкретным дисциплинам. Если студент желает самостоятельно освоить совершенно незнакомую дисциплину, как, например, в случае заочной или дистанционной формы обучения, он будет бросаться из стороны в сторону, не зная, с какой стороны взяться за материал, и какой конкретный материал лучше всего подходит, так как мир перегружен информацией из-за бурного развития информационных технологий.
Эта задача может быть решена путем создания учебно-методических комплексов по дисциплинам.
Целью данной работы является развитие и внедрение информационной системы в образовательный процесс (электронного учебно-методического комплекса).
Поставленные цели обусловили необходимость решения следующих задач:
-изучить теоретико-методические аспекты учебно-методического обеспечения;
- провести анализ существующих электронных учебно-методических комплексов в Российской федерации и в зарубежной практике;
-разработать структуру и содержание электронного учебно-методического комплекса;
-разработать и предложить удобный интерфейс и функционал электронного учебно-методического комплекса;
- разработать новый авторский раздел в рамках курса повышения квалификации ППС, позволяющий в короткие сроки разработать электронный ресурс, закрепить навыки создания массовых открытых курсов и повысить публикационную активность ППС;
- оптимально распределить учебный материал между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов.
Объектом данной работы является информационная система в виде электронного учебно-методического комплекса образовательной организации (ЭУМК).
Предметом исследования является структура, пользовательский интерфейс и теоретическая часть электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Сегодня любой вуз без наличия собственного электронного учебно-методического комплекса представить практически невозможно.
В данной магистерской диссертации был разработан и усовершенствован электронный учебно-методический комплекс Альметьевского государственного нефтяного института.
В первой главе рассматривается растущая необходимость в разработке и внедрении новой информационной системы, на основе новых информационных технологий в вузе, а именно в Альметьевском государственном нефтяном институте.В процессе разработки современного учебно-методического комплекса были разработаны общие основы его структуры, реализовавшиеся в вышеуказанном нефтяном институте.Подробно рассмотрены и изучены преимущества информационной системы, электронного учебно-методического комплекса.В главе также рассматривается отечественный и зарубежный опыт внедрения и использования информационных систем управления вузом.
Во второй главе выделены основы, которые должны присутствовать в ЭУМК. Для ЭУМК был проработан пользовательский интерфейс. Выявлены требования к оформлению, к функционалу, к ресурсам, к системе навигации.В дополнение к учебно-методическому комплексу, добавляется совершенно новый для ЭУМК института, разработанный специалистом информационно-коммуникационных технологий АГНИ, раздел «Разработка и проектирование электронного учебного пособия» - программа повышения квалификации. Программа адресована профессорско-преподавательскому составу вуза с целью овладения технологиями построения мультимедийных образовательных ресурсов. В работе подробно описаны практические действия в «ConstructorElectronicbooks».
В третьей главе сделаны выводы о том, что внедрение электронного учебно-методического комплекса вместе с нововведением - программой повышения квалификации «Разработка и проектирование электронного учебного пособия»в целом положительно влияет на деятельность Альметьевского государственного нефтяного института. ЭУМК значительно сокращает рабочее время сотрудников учебного отдела и библиотеки, повысит производительность труда и качество работы преподавателей. После прохождения программы повышения квалификации «Разработка и проектирование электронного учебного пособия», преподаватели создают свои собственные наглядные, красочные и интересные для студентов электронные учебники, что повысит успеваемость и усвоение материалов студентами. Использование программы позволит сотрудникам сократить количество часов, отведенных для работы в ЭУМК. Согласно проведенным расчетам экономия денежных средств за год составит 887 037,114 рублей. Срок окупаемости программы равен 0,4 года, что говорит об экономической целесообразности разработки данного продукта.
Электронный учебно-методический комплекс удовлетворяет всем требованиям и пожеланиям заказчика.
Таким образом, была достигнута цель исследования магистерской диссертации и реализованы все поставленные задачи.
1. Информационные технологии: учебник / под ред. проф. В. В. Трофимова - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 624 с.
2. Горюнов В. С. Информационные системы в образовании // Молодой
ученый. -2010.-№5.Т.2.-С.159-161. URLhttps://moluch.ru/archive/16/1540/
(дата обращения: 17.04.2018).
3. Кононова А.Е., Шугаль Н.Б. Мониторинг экономики образования. Совокупные затраты на образование в Российской Федерации. — М.: ВШЭ, 2012 — С. 49.
4. Душенков П.А. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: учебное пособие / П.А. Душенков. - М., 2009, 108 с.
5. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе [Текст] : Научно-методические материалы/Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
6. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме,2012. - С.367-370.URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1701/(дата обращения: 06.12.2017).
7. Современный электронный учебно-методическийкомплекс-основа
информационно-образовательной среды вуза / П.А. Мандрик, А.И. Жук, Ю.В. Воротницкий // Информатизация образования -2010: педагогические аспекты создания информациионно-образовательной среды: материалы междунар. науч. конф., Минск, 27-30 окт. 2010 г. Минск : БГУ, 2010.С.197- 201.
8. Черкасова И. В. Особенности электронного учебно-методического
комплекса дисциплины при дистанционной форме обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. -С. 231-233. URL: Ьйр8://то1исЬ.га/соп1Уреб/агсЫуе/105/5947/(дата обращения:
06.12.2017).
9. Компьютерные технологии в жизненном цикле изделия: Учебное пособие/ Яблочников Е.И., Фомина Ю.Н., Саломатина А.А. СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. - 187 с.
10. Информационный менеджмент: краткий курс. Учебное пособие/ Васюхин О. В., Варзунов А. В. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. - 56 с.
11. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи
современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 80-81;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32971 (дата обращения: 24.04.20)
12. Буреш, О.В. Интеллектуальные информационные системы управления социально-экономическими объектами / О.В. Буреш, М.А. Жук. - М.: Красанд, 2012. - 192 c.).
13. Информационные системы и технологии: Научное издание. / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 303 c.
14. Гвоздева, В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник / В.А. Гвоздева. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 544 c.
15. Германова Ю. Концептуальные основы мониторинга качества образовательного процесса / Ю. Германова // Учитель. - 2011. - № 2. - С. 2831.
16. Г. А. Хай Постановка задач на разработку информационных систем в медицине // Врач и информационные технологии. 2004. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postanovka-zadach-na-razrabotku- informatsionnyh-sistem-v-meditsine (дата обращения: 16.12.2018).
17. Хорошев А.Н. Введение в управление проектированием механических систем: Учебное пособие. — Белгород, 1999. — 372 с. — ISBN 5-217-000163.
18. Браже Т. Г. Рефлексивная культура педагога: способы ее выявления и развития // Человек и образование. - 2012. - № 1. - С. 80-84.
19. Варющенко Виктор Иванович, Гайкова Оксана Викторовна Повышение
квалификации в непрерывном образовании и развитии личности учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-v-
nepreryvnom-obrazovanii-i-razvitii-lichnosti-uchitelya (дата обращения:
29.10.2018).
20. Доссэ, Т. Г., Куликов, А. Ю., Янбых, С. Л. Развитие инновационного
потенциала педагога: психолого-педагогический аспект [Текст] / Т. Г. Доссэ, А. Ю. Куликов, С. Л. Янбых // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической
конференции. -2015. - С. 187-190.
21. Каменева Татьяна Николаевна Разработка электронного учебника как
компонента информационного образовательного пространства // ОТО. 2012. №3. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-elektronnogo-uchebnika-
kak-komponenta-informatsionnogo-obrazovatelnogo-prostranstva (дата
обращения: 29.10.2018).
22. Косичкина А. С. Особенности проектирования и разработки электронных
образовательных ресурсов для образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 23-27. — URL
https://moluch.ru/archive/131/36593/ (дата обращения: 30.10.2018).
23. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 с.
24. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
25. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов; Рецензент Л.В. Кальянов, Н.М. Рыскин. - М.: Юрайт, 2013. - 378 с.
26. Семакин, И.Г. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум: Учебное пос. для студ. учреждений сред. проф. образования / И.Г. Семакин, А.П. Шестаков . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 144 с.
27. Окулов, С.М. Основы программирования, перераб / С.М. Окулов. - М.: Бином, 2015. - 336 с.
28. Зыков, С.В. Основы современного программирования: Учебное пособие для вузов / С.В. Зыков. - М.: ГЛТ , 2012. - 444 с.
29. Стрелкова, Л.В. Экономика и организация инноваций. Теория и практика: Учебное пособие для студентов ыузов, обуч. по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 235 с.
30.Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.
31. Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - Москва: КУРС: Инфра-М, 2015. - 445 с.
32. Экономика и управление организацией (предприятием): учебное пособие / И. П. Воробьев, Е. И. Сидорова, А. Т. Глаз. - Минск: Квилория В. Т., 2014. - 371 с.
33. Экономика организации: учебное пособие / Л. Н. Чечевицына, Е. В. Хачадурова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 382 с.
34.Экономика организации (предприятия): учебник: для высших учебных заведений по направлениям подготовки "Экономика" и "Менеджмент" (квалификация "бакалавр") / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Москва : Дашков и К°, 2016. - 290 с.
35.Экономика фирмы: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / [А. С. Арзямов и др.]. - Москва : Проспект, 2017. - 526 с
36. Экономика организации (предприятия промышленности): [пособие]: для студентов учреждений высшего образования специальности 1 -й ступени высшего образования 1-26 01 03 "Государственное управление и экономика" / Е. С. Русак, Н. Н. Морозова. - Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. - 467 с.
37. Русановский, В.А. Институциональная экономика: Учебное пособие / Н.В. Манохина, В.А. Русановский, Н.И. Гвоздева, И.Э. Жадан; Под ред. Н.В. Манохина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 c
38. Филимонова, Н.М. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: Учебное пособие / Н.М. Филимонова, Н.В. Моргунова, Е.С. Никишина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 222 с.
39. Васильцова, В.М. Институциональная экономика: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В.М. Васильцова, С.А. Тертышный. - СПб.: Питер, 2013. - 256 с.
40. Мамаева, Л.Н. Институциональная экономика: Курс лекций / Л.Н. Мамаева. - М.: Дашков и К, 2013. - 320 с.
41. Олейник, А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А.Н. Олейник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
42. Дубровин, И.А. Экономика и организация пищевых производств: Учебное пособие / И.А. Дубровин, А.Р. Есина, И.П. Стуканова. - М.: Дашков и К, 2013. - 228 с.
43. Казакова, Н.В. Экономика и организация инвестирования в строительстве: Учебное пособие / Н.В. Казакова, А.Н. Плотников. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 256 с.
44. Чеглов, В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: Практикум / В.П. Чеглов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 с.
45. Агапова, И.И. Институциональная экономика: Учебное пособие / И.И. Агапова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.