Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегия взаимодействия БРИКС

Работа №32775

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
594
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Объединение БРИКС в контексте современных международных отношений 8
§1.1. Выстраивание диалога БРИКС на основе консенсуса 8
§1.2. Стратегия взаимодействия БРИКС для повышения уровня
конкурентоспособности 18
Глава II. Устойчивое развитие стран БРИКС в условиях
глобализации 35
§ 2.1.Цели Устойчивого Развития ООН и инициативы стран БРИКС 35
§ 2.2.Новый банк развития БРИКС и финансирование инфраструктурных
проектов 48
Глава III. Перспективные направления сотрудничества БРИКС 64
§ 3.1. Перспективы сотрудничества и сценарии будущего объединения БРИКС 64
§ 3.2. Взаимодействие БРИКС в использовании информационно -
коммуникационных технологий (ИКТ) для обеспечения безопасности 71
Заключение 77
Список источников и литературы 80


Постановка проблемы. В начале XXI века стало очевидно, что мир переходит в состояние, схожее в чем-то с тем, которое было до возникновения колониальной системы. То есть вместо нескольких блоков контролирующих международную жизнь сосуществуют достаточно большое количество региональных центров, так или иначе, определяющих деятельность системы международных отношений. Это неизбежно требует пересмотра основ существующей структуры. Процесс глобализации, достигший апогея к началу XXI века, развивался в соответствии с идеологическими установками неолиберализма и представлял собой торжество интересов транснациональных монополий, поставив под угрозу суверенитет развивающихся государств. Этот процесс вызвал противодействие, породив такие движения как антиглобализм и альтерглобализм. Последний проявился в создании международных интеграционных объединений в разных регионах мира, которые пытаются перестроить систему международных отношений таким образом, чтобы они выстраивались на принципах равенства и защиты национальных интересов. Данная тенденция или тренд набирает силу. В доказательство этого утверждения можно привести факты. В последнее время появились такие объединения как БРИКС , КИВЕТС , ВИСТА , МИНТ , которые проявляют заинтересованность в решении спектра глобальных проблем.
Актуальность темы исследования определятся ростом значения объединений регулирующих международные отношения. В условиях глобализации ведущие позиции заняли межправительственные и неправительственные организации, так или иначе, подконтрольные ведущим странам Запада. Этот процесс должен был породить противодействие в той или иной форме, что и произошло вместе с формированием такого объединения как
БРИК (до присоединения ЮАР к объединению) в 2006 году. БРИКС предложил пересмотреть устоявшиеся после распада СССР нормы, которые отражали интересы ТНК, и восстановить подходы, учитывающие интересы суверенных государств. Саммиты БРИКС представляют собой площадку по выстраиванию общих позиций решения глобальных проблем и поддержку инициатив на международных совещательных форумах. Примером подобного сотрудничества может служить участие БРИКС, как объединения отстаивающего интересы развивающихся государств, в группе разработчиков такого важного документа как Цели устойчивого развития ООН. В данном документе отражены глобальные проблемы, с которыми сталкивается человечество, и которые требуют незамедлительного решения со стороны мирового сообщества. Решение ряда глобальных проблем поможет государствам БРИКС позволит повысить не только уровень благосостояния граждан, но и закрепит за ними ведущую роль на международной арене. На данном этапе БРИКС выстраивает стратегию участия развивающихся государств в международных организациях. Важной составляющей в данном вопросе является не только репрезентативность развивающихся государств в международных организациях, но и учет их интересов при принятии основополагающих решений в рамках данных организаций. Проблема сводится к тому, что мир стоит перед выбором: либо удастся выстроить систему международных отношений на принципах, включенных в основополагающие документы ООН, либо международное право останется набором красивых формул, а на деле все международные отношения будут строиться на принципах неолиберализма, отражающих интересы транснациональных корпораций стран, входящих в условный «золотой миллиард». Именно этим определяется необходимость изучения деятельности международных объединений и их воздействия на современные международные отношения.
Целью исследования является анализ взаимодействия БРИКС по обеспечению стратегии устойчивого развития в условиях глобализации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Исследовать влияние международных интеграционных объединений на глобальные процессы.
2) Определить приоритетные направления сотрудничества для достижения устойчивого развития БРИКС и их взаимосвязь с Целями устойчивого развития (ЦУР) ООН.
3) Рассмотреть взаимодействие стран БРИКС в обеспечении международной безопасности и перспективу их сотрудничества.
Объект исследования - международные интеграционные объединения и их деятельность вначале XXI в.
Предметом исследования является деятельность БРИКС и его влияние на международные процессы.
Источниковую базу, к которой автор обращался при проведении исследования, можно разделить на несколько групп:
1) Источники официального происхождения - ряд официальных документов, таких, как Всеобщая декларация прав человека , Устав ООН , которые помогли сформулировать определение деятельности международных объединений. Также за основу были взяты Декларации по итогам саммитов БРИКС, которые отражают видение стран на происходящие международные процессы.
О
2) Речи и выступления первых лиц государств БРИКС . Данные источники позволили определить приоритетные направления взаимоотношений государств.
3) Материалы, опубликованные на официальных сайтах правительств государств БРИКС и освещающие события, которые связаны с деятельностью объединения . Официальные материалы позволили провести контент-анализ и ивент-анализ, на основе которых автором были сделаны выводы об уровне сотрудничества государств.
Степень изученности. Тема сотрудничества стран БРИКС присутствует в научных трудах историков и исследователей, таких как Володин А.Г., Кузык Б.Н., Марченко А., Мойсейкина Ю.Н., Садовничего В.А., Толорая Г.Д. Давая характеристику использованной литературы, следует отметить, что отечественные авторы в основном солидарны в оценках деятельности БРИКС и считают, что ее роль в существующей системе международных отношений высока . Аргументом в данном случае является выстраивание единой линии в принятии решений по широкому спектру вопросов, что является действенным способом построения многополярного мира. Также страны едины в решении реформирования финансовых институтов, что было бы невозможно представить, действуя данные страны по отдельности. БРИКС является привлекательным с инвестиционной точки зрения, доказательством являются многочисленные двусторонние и многосторонние договоры. Поскольку государства представляют собой не только различные цивилизации, но и крупнейшие державы, их влияние возрастает, а возможность сотрудничества не ограничивается одним регионом.
Их мнение оспаривается отельными зарубежными экспертами, такими как Cynthia Roberts, Kandeh K. Yumkella, Varadarajan Siddhartha , которые критикуют данное объединение, считая, что БРИКС является нежизнеспособной структурой, потому что многие инициативы отраженные в декларациях по итогам саммитов БРИКС не отвечают интересам мирового сообщества и не применяются в жизни. Страны неоднородны, существуют различия в ведении торговых отношений, что в будущем может привести к противоречиям внутри объединения. Эксперты считают, что БРИКС представляет кластер развивающихся государств, а это значит, что настоящее замедление темпов роста экономик и снижение инвестиционной привлекательности свидетельствуют о «Закате БРИКС».
Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что в оборот введены работы иностранных авторов, которые не были задействованы в научном дискурсе по данной проблеме. Это позволило сравнить разные точки зрения и определить позиции оппонентов отечественных авторов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2006 по 2018 г., с момента образования БРИК (БРИКС после присоединения ЮАР) и до 2018 года, последнего саммита БРИКС в Йоханнесбурге. Вместе с тем, для более полного рассмотрения исследуемой тематики, автор рассматривает в своей работе и более ранний период, начиная с предпосылок образования - 1990-е гг.
Методология и методы. Методология исследования включает в себя совокупность методов научного познания, используемых автором для достижения цели диссертационного исследования. Для достижения цели исследования, в работе были использованы следующие методы: описательный (историко-генетический), сравнительный, типологический и системный методы. Описательный метод позволяет реконструировать процесс формирования БРИКС в контексте современных международных отношений. Типологический метод позволяет выявить ведущие тенденции изменений. Сравнительный метод позволяет выявить общее и особенное в деятельности современных международных объединений, и таким образом определить роль БРИКС в современном мире. Системный метод позволяет рассмотреть деятельность БРИКС как единого целого и вывить взаимосвязь составляющих его частей.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют дополнить существующие представления о деятельности и взаимодействии стран БРИКС, и могут быть учтены специалистами в области международных отношений и дипломатии при разработке проблем, связанных с изучением роли международных объединений на происходящие процессы в мире.
Структура работы. В структурном отношении магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ стратегии приоритетных направлений сотрудничества стран БРИКС показывает, что с момента образования организации её участники взяли курс на создание такой системы международных отношений, при которой основой этих отношений должны быть принципы, изложенные в документах ООН. Это связано с тем, что значительная часть государств обеспокоена негативными тенденциями в процессе глобализации, которые приводят к ограничению национального суверенитета и идут поперек государственных интересов этих стран.
В современных условиях можно говорить о том, что влияние международных объединений на глобальные процессы возросло многократно. Среди различных современных международных неправительственных объединений БРИКС является одной из самых устойчивых структур, что вызвано наличием общих интересов и взаимодополняемых возможностей. Но в то же время необходимо отметить спад активности объединения, в сравнении со временем его образования. На данном этапе выстраивается новая ступень развития, при которой возможен как положительный исход для объедиенения, а именно перспективы к большей интеграции государств, так и отрицательный - распад государств, вследствие смены глав государств и последующих стратегий развития.
БРИКС с точки зрения геополитической ситуации в современном мире играет роль стабилизатора международных отношений, уравновешивая возможности стран Запада («Ядра») и стран полупериферии по определению И. Валлерстайна. Предназначение БРИКС - добиться установления новой системы международных отношений, в которой будут учитываться интересы не только развитых стран, входящих в т.н. «золотой миллиард», но и развивающихся стран. Благодаря таким объединениям как БРИКС создается диалог в различных международных структурах по широкому спектру задач. Поэтому роль подобного типа международных объединений достаточно высока.
Решение глобальных проблем зависит от кооперации государств в рамках ведущих международных площадок, таких как ООН. В итоговых декларациях по итогам саммитов БРИКС государства определяют ведущую роль в решении глобальных проблем ООН. В 2015 году государства члены ООН приняли Цели Устойчивого развития. Для обеспечения политики решения глобальных проблем был создан Новый Банк развития для финансирования инфраструктурных проектов. Данный институт призван к стабилизации экономики, социальной сферы, а также поддержке проектов по охране природы, экологии. Данный банк позволит странам вести расчеты в национальных валютах и предполагает кредитование, предоставление валютных займов, в случае возникновения либо угрозы появления краткосрочных проблем платежного баланса страны-члена БРИКС. Страны БРИКС, в интернационализации валют, видят возможность для повышения роли национальных валют во взаимных расчетах между партнерами пятерки и уменьшение рисков дестабилизации их валютных рынков.
Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР сформировав группу, стали ведущими государствами отождествляющимися как развивающиеся. В этом заключается актуальность исследования объединения, которое является субъектом международно-политических процессов в мире. Данные государства входят в группы разработчиков основополагающих документов ООН, и вносят поправки с учетом интересов развивающихся государств. Необходимо отметить, что безопасность и конкретные пути решения многих региональных и глобальных проблем включаются в повестки дня саммитов объединения. БРИКС не является военно-политическим союзом, но он должен играть важную роль в укреплении международного мира и безопасности. По итогам председательства Российской Федерации в БРИКС в 2015-2016 гг. государства отмечают, что важной составляющей достижения безопасности государства в условиях глобализации является сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На данном этапе государства предпринимают возможности по обеспечению сотрудничества в сфере ИКТ, что в будущем, по замыслу разработчиков, приведет к предотвращению актов терроризма в информационном пространстве и достижению безопасности киберпространства в будущем.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что практическое взаимодействие БРИКС и достигнутые результаты за десять лет его существования отвечают интересам стран участниц и развивающихся стран. Успехом в достижении результатов во многом служит стратегия, которая ежегодно отражается в декларациях БРИКС в виде осмысления процессов происходящих в мире. Но в то же время процесс формирования БРИКС как интеграционного объединения далеко не завершен. Наряду с обоснованием и принятием общей стратегии потребуется формирование институтов и механизмов, обеспечивающих выполнение этой общей стратегии. Это система интеграционных органов, включающая в себя, межпарламентскую ассамблею, формирование Секретариата БРИКС. Все это требует развития договорноправовой базы, подписания ряда международных договоров и соглашений, а также организация юридической службы.


1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 16.05.2019)
2. Делийская декларация [Электронный ресурс] URL:
http://kremlin.ru/supplement/1189 29 марта 2012 года [Электронный ресурс] http://www.nkibrics.ru/pages/history-brics (дата обращения: 16.05.2019)
3. Декларация Гоа 16 октября 2016 года [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/5139 (дата обращения: 16.05.2019)
4. Декларация министров промышленности стран БРИКС
5. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г.Санья, о.Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года) 14 апреля 2011 года [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/907 (дата обращения: 16.05.2019)
6. Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке
[Электронный ресурс].
URL:http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pdf/tlatelolko.pdf (дата обращения: 16.05.2019)
7. Доклад по итогам председательства Российской федерации в межгосударственном объединении БРИК в 2015-2016 годах. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.nkibrics.ru/pages/history-brics (дата
обращения: 16.05.2019)
8. Ежегодный отчет Делового совета БРИКС [Электронный ресурс].
URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/Annual Report B%D0%92%D0%A1.pdf
(дата обращения: 16.05.2019)
9. Заключительный доклад Хайлигендаммского процесса 9 июля 2009 года [Электронный ресурс]. URL http://www.kremlin.ru/supplement/10 (дата обращения: 16.05.2019)
10. Из выступления Президента России В.В.Путина на саммите БРИКС в расширенном составе, Гоа, 16 октября 2016 года [Электронный ресурс] URL: http: //www.mid.ru/vyskazyvania-po-
teme//asset_publisher/SDJHtYEYKgmW/content/id/250123 8 (дата
обращения: 16.05.2019)
11. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС
[Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5323 (дата
обращения: 16.05.2019)
12. Коммюнике министров связи БРИКС по итогам встречи «Расширение сотрудничества в сфере телекоммуникаций и информационнокоммуникационных технологий. 23 октября 2015 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.ranepa.ru/images/media/brics/ rus.pdf (дата обращения: 16.05.2019)
13. Концепция внешней политики РФ. Утверждена Президентом
Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г. Пункт 87 //[Электронный ресурс] URL:
http://archive.mid.ru/brp 4.nsf/0/6d84ddededbf7da644257b160051bf7f . (дата обращения: 16.05.2019)
14. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена
Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] URL:
http://www.mid.ru/foreign policy/news//asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/ 2542248 (дата обращения: 16.05.2019)
15. Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому
развитию [Электронный ресурс] URL:
https://www.un.org/ru/events/pastevents/rio20.shtml (дата обращения: 16.05.2019)
16. Меморандум о взаимопонимании между Министерством иностранных дел Бразилии, Министерством иностранных дел Российской
Федерации, Министерством иностранных дел Республики Индии, Министерством иностранных дел Китайской Народной Республики и Министерством международных отношений и сотрудничества ЮжноАфриканской Республики о создании совместного интернет-сайта БРИКС [Электронный ресурс]. URL http: //www. mid. ru/briks/-
/asset publisher/RdlYiVvdPAwg/content/id/155737 (дата обращения: 16.05.2019)
17. Повестка дня в области устойчивого развития [Электронный
ресурс] URL: https: //www.un. org/sustainabledevelopment/ru/about/development-
agenda/ (дата обращения: 16.05.2019)
18. Рабочий план стран БРИКС в области науки, технологий и инноваций на 2015-2018 годы. [Электронный ресурс]. URL
file:///C:/Users/Admin/Downloads/Work Plan rus%20(2).pdf (дата
обращения: 16.05.2019)
19. Резолюция 1624 (2005), принятая Советом Безопасности на его 5261-м заседании Нью-Йорк, 14 сентября 2005 года [Электронный ресурс]. URL http://docs.cntd.ru/document/902047973 (дата обращения: 16.05.2019)
20. Резолюция 2129 (2013), принятая Советом Безопасности на его 7086-м заседании 17 декабря 2013 года [Электронный ресурс]. URL http://www.refworld.org/cgibin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=5 2d3a1e14 (дата обращения: 16.05.2019)
21. Резолюция 2178 (2014), принятая Советом Безопасности
Организации Объединенных Наций на его 7272-м заседании 24 сентября 2014 года [Электронный ресурс]. URL http://document. ru/rezolyucij a-2178-2014- priiniata-radovu-bezpeki-organizacivi--doc204845.html (дата
обращения: 16.05.2019)
22. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении российско-китайских отношений всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия. 5 июня 2012 года. [Электронный ресурс] URL: http://news.kremlin.ru/ref notes/1230 (дата обращения: 16.05.2019)
23. Совместное заявление глав государств - Участников «Группы
восьми», Бразилии, Индии, Китая, Мексики, Южной Африки, Председателя Совета глав государств СНГ, Председателя Африканского Союза и руководителей международных организаций. Принято в Санкт-Петербурге 17 июля 2006 года [Электронный ресурс]. URL
http://kremlin.ru/supplement/3728/print (дата обращения: 16.05.2019)
24. Совместное заявление глав государств и правительств стран - участниц Второго саммита БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) 15 апреля 2010 года [Электронный ресурс]. URL http://kremlin.ru/supplement/524 (дата обращения: 16.05.2019)
25. Совместное заявление стран БРИКС по Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН. Кластер 2: «Другие виды оружия массового уничтожения»), Женева, 22 октября 2015 года [Электронный ресурс]. URL http://www.mid.ru/briks/- /asset publisher/RdlYiVvdPAwg/content/id/1904106 (дата обращения: 16.05.2019)
26. Совместное заявление лидеров стран БРИК 16 июня 2009 года
[Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/209 (дата
обращения: 16.05.2019)
27. Совместное заявление руководителей миграционных ведомств стран БРИКС - Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики, Южно-Африканской республики. [Электронный ресурс]. URL file:///C:/Users/Admin/Downloads/Migration declaration%20(2).pdf (дата обращения: 16.05.2019)
28. Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности 16 июня 2009 года [Электронный ресурс]. URL http: //www.kremlin.ru/supplement/61 (дата обращения: 16.05.2019)
29. Соглашение о Новом банке развития [Электронный ресурс] URL: http://govemment.ru/media/files/41d4f182b0a752fcdac5.pdf (дата
обращения: 16.05.2019)
30. Страны БРИК едины в подходах к решению глобальных вызовов 16
апреля 2010 года [Электронный ресурс]. URL
http://kremlin.ru/events/president/news/7475 (дата обращения: 16.05.2019)
31. Стратегия экономического партнерства БРИКС [Электронный
ресурс]. URL http://kremlin.ru/events/president/78907 (дата
обращения: 16.05.2019)
32. Устав ООН [Электронный ресурс] URL: http: //www.un. org/ru/charter- united-nations/index.html (дата обращения: 16.05.2019)
33. Уфимская декларация и Уфимский план действий. [Электронный ресурс] URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/150709-ufa-declaration-ru.pdf (дата обращения: 16.05.2019)
34. Этеквинская декларация и Этеквинский план действий 27 марта 2013 года [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/1430 (дата обращения: 16.05.2019)
На иностранном языке:
35. Agreement on the New Development Bank - Fortaleza, July 15 http://www.ndb.int/wp-content/themes/ndb/pdf/Agreement-on-the-New- Development-Bank.pdf (дата обращения:16.05.2019)
36. Joint Statement — A vision for future development of India-China
strategic and cooperative partnership, October 23, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://mea.gov.in/bilateral-
documents. htm?dtl/22379/Joint+Statement+A+vision+for+future+ developmen t+of+IndiaChina+strategic+and+cooperative+partnership (дата
обращения: 16.05.2019)
37. National intelligence council. Global trends 2030:Alternative worlds. Washington, 2012, p.XII.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ