Содержание 2
Введение 3
Глава 1 Правовые основы статуса саморегулируемых организаций в
России и за рубежом 11
§ 1. Понятие и правовые признаки саморегулируемых организаций 11
§ 2. История развития российского законодательства о саморегулировании и
саморегулируемых организациях 19
§ 3. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в
России и за рубежом: сравнительно-правовой аспект 30
Глава 2 Правовое положение саморегулируемой организации как
юридического лица 41
§ 1. Признаки саморегулируемой организации как юридического лица 41
§ 2. Правовые основы государственной регистрации саморегулируемых
организаций 56
Глава 3 Публично-правовые обременения деятельности
саморегулируемых организаций 66
§ 1. Правовые основы отношений между саморегулируемыми организациями
и их членами 66
§ 2. Взаимоотношения саморегулируемых организаций и органов контроля
(надзора) за их деятельностью 74
§ 3. Публично-правовая ответственность саморегулируемых организаций...90
Заключение 104
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 107
Саморегулирование - это явление, которое все больше набирает популярность в рамках как зарубежной, так и отечественной практики регулирования предпринимательских и профессиональных отношений.
Современная ситуация, связанная с развитием саморегулирования в России, характеризуется стремительным ростом численности СРО, согласно официальным данным. В 2015 году была принята Концепция совершенствования механизмов саморегулирования. Одним из положений Концепция отмечает возросшее число СРО как с обязательным, так и с добровольным членством. В период с 2010 по 2015 годы число СРО возросло в 1, 8 раз. Кроме того, появляются саморегулируемые организации и в отдельных отраслях, в практике которых раньше не использовались механизмы саморегулирования, (к примеру, медиация, потребительская кооперация, актуарная деятельность). Наибольший рост численности СРО отметился в сфере энергетического обследования (в 3,6 раз).1 Разумно предположить, что саморегулирование все же и дальше будет развиваться и в конечном итоге достигнет оптимальных условий функционирования экономических процессов.
В настоящее время в кругу отечественных юристов часто возникают сомнения относительно соотношения государственного управления экономикой и саморегулирования. Среди ученых-правоведов высказываются различные мнения на этот счет, и до сих пор никто так и не пришел к единому мнению в этом вопрос. Ю.Г.Лескова в своей работе «Саморегулирование как экономическое и правовое явление» объединила все позиции и выработала два основных подхода к соотношению государственного управления и саморегулирования:
1) саморегулирование стоит понимать, как некое продолжение государственного управления;
2) саморегулирование противопоставляется государственному
2
регулированию, однако при этом присоединяется к нему.
Вполне возможно, оптимальным вариантом в данном случае будет достижение некоего баланса этих звеньев при регулировании бизнеса.
Актуальность темы научного исследования определяется ростом темпов развития российской экономики. В России планомерно сокращается перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию. На смену лицензирования приходит процесс саморегулирования в организациях. Основная цель саморегулирования заключается в перераспределении надзорных и контрольных функций между участниками рынка. Предусматривается взаимодействие государства, частного бизнеса, общества с целью создания условий для свободы предпринимательства и конкуренции, а также на развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.
Степень разработанности темы исследования. В российской правовой доктрине имеются диссертационные исследования, посвященные отдельным аспектам правового положения саморегулируемых организаций и их видам. К таким работам можно отнести диссертационные исследования: Л.А. Сунгатуллиной «Участие субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемых организациях: цивилистическое исследование» ,
А.В. Басовой «Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права», Д А. Петрова «Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства» , З.М. Баймуратовой «Саморегулируемые организации в сфере
предпринимательства: администартивно-правовой аспект». Пристального внимания заслуживают такие работы как статья А.Ф. Алгазиной «К вопросу о соотношении саморегулирования и предпринимательской деятельности в РФ». Особо пристальное внимание следует обратить на диссертационную работу Ю.Г. Лесковой «Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и
практики». Автор работы обозначил целью работы комплексное исследование саморегулирования как правового способа организации предпринимательских отношений. Среди научных исследований проблем саморегулирования необходимо выделить работу А.В. Михайлова «Эффективность законодательства о саморегулировании: проблемы и теории юридической практики».
Целью диссертационного исследования является выработка целостного научного представления о правовом положении саморегулируемых организаций, выявление актуальных проблем теории и правоприменительной практики в сфере деятельности саморегулируемых организаций.
Задачи исследования:
- сформулировать целостное понятие «саморегулируемая организация» и выявить правовые признаки саморегулируемой организации;
- изучить историю развития российского законодательства о саморегулировании и саморегулируемых организациях;
- осуществить сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта с отечественной практикой правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций;
- определить особенности правового положения саморегулируемых организаций в качестве юридических лиц (далее ЮЛ);
- исследовать правовые основы приобретения статуса саморегулируемых организаций;
- рассмотреть особенности законодательного регулирования отношений саморегулируемых организаций и членов саморегулируемой
организации (далее СРО);
- изучить взаимодействие саморегулируемых организаций с контролирующими их деятельность органами.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе создания и деятельности саморегулируемых организаций.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие отношения, связанные с созданием и деятельностью СРО, взаимодействием СРО и органов государственной власти; а также судебная практика по спорам, связанным с применение отечественного законодательства о СРО, исследования российских и зарубежных ученых по данной теме.
Методологическая основа исследования. В процессе проведения исследования диссертантом использовались общие методы научного познания, в том числе эмпирические методы исследования, такие как наблюдение, сравнение и др., также методы, применяемые как на теоретическом (анализ, синтез, прогнозирование, моделирование и др.), так и на практическом уровне. Основой изучения закономерностей развития видов регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности послужили метод диалектики и метод системного анализа. Из специализированных методов исследования больше всего применялись формально-юридический анализ, исторический метод, метод сравнительного правоведения, который позволял сопоставить правовые системы разных стран и государств и на основе полученных выводов провести анализ зарубежных и отечественных норм права.
Эмпирическую основу исследования составляют отечественная судебная практика арбитражных судов РФ, также Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ, локальные нормативные акты организаций, стандарты и правила СРО России и так далее.
Теоретическую основу исследования составляют учебные и
предпринимательского права, так и юриспруденции в целом. Использовались труды таких авторов как: Авдеев С.С., Алексеева С.С., Баймуратовой З.М., Серединой Н.А., Семелевой Е.Ю., Чатуева Ф.Ю и других авторов.
Нормативную основу исследования составляет в первую очередь Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» . Также большое значение имеет Федеральный закон 2015 года «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Существует также множество федеральных законов, регулирующих основы саморегулирования в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности. Саморегулирование в строительстве закреплено в Градостроительным кодексом РФ, отдельного внимания в этой области заслуживает Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» . Кроме того, имеется ряд постановлений Правительства РФ о саморегулировании в строительстве. Среди них можно указать такие как, Постановление Правительства РФ № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций», Постановления № 864 «О мерах по реализации Федерального закона №148-ФЗ «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Нормативно-правовое регулирования деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)». В сфере оценочной деятельности имеется Федеральный закон №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ». Деятельность СРО аудиторов регулируется ФЗ №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Нормативным актом, регулирующим саморегулирование в сфере энергетических
обследований, является ФЗ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Деятельность саморегулируемых организаций кредитных кооперативов регулируется ФЗ «О кредитной кооперации». И другие нормативно-правовые акты.
Основные результаты исследования (выводы):
1) Изучая понятие и признаки саморегулируемых организаций необходимо помнить о наличии различий между СРО и другими некоммерческими организациями. Главной целью саморегулируемых организаций является осуществление самостоятельной и инициативной деятельности, для разработки и установления стандартов и правил деятельности, а также контроль за соблюдением требований таких стандартов и правил. Для некоммерческих организаций основной целью является достижение общественно полезных благ. Иными словами, цель деятельности СРО более конкретные, сугубо направлены на более узкий круг общества - потребителей.
2) Каждое общество в рамках своего государства и свойственных ей исторических процессов развития, по-разному приходит к осознанию минимизации государственного вмешательства в предпринимательскую и иные виды деятельности. Есть два возможных способа закрепления саморегулирования в обществе: оно устанавливается либо «сверху», в качестве инициативы государственных органов; либо «снизу», являясь следствием общественного договора. Подобные примеры будут подробно рассмотрены в одном из параграфов диссертации. Российская практика применения саморегулируемых механизмов в предпринимательской деятельности, если говорить кратко, началась с законодательного закрепления положений о саморегулировании, то есть является инициативой государственных органов власти.
3) Саморегулируемая организация, со всеми присущими ей особенностями правового статуса, обладает всеми признаками юридического лица. Однако, относить СРО к виду ЮЛ было бы ошибочным, поскольку вся совокупность правовых особенностей СРО не позволяет отнести ее к какой- либо определенной законом организационно-правовой форме.
4) Для приобретения статуса саморегулируемой организации недостаточно государственной регистрации в качестве юридического лица. Имеется ряд обязательных требований к осуществлению деятельности в качестве саморегулируемой организации. В рамках данного исследования каждое из требований к СРО будет подробно исследовано.
5) К числу важных аспектов данного исследования также следует отнести глубокое изучение административно-правовых проявлений статуса саморегулируемых организаций. Одной из важнейших функций СРО является контроль и надзор за деятельностью своих членов. Контрольные (надзорные) функции необходимы, поскольку именно они могут заранее выявить риск совершения членами СРО профессиональных нарушений, недобросовестного выполнения ими своих обязанностей, а значит, контроль и надзор могут предотвратить возможные причинения вреда имуществу граждан, их здоровью, жизни, а также причинения вреда окружающей среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в пробелах нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций. Определение подобных пробелов в процессе исследования законодательных норм о саморегулировании может поспособствовать устранению и дальнейшему совершенствованию законов в данной сфере. Вполне возможно, что ликвидация недостатков нормативной основы деятельности саморегулируемых организаций, в конечном итоге, позволит повысить качество применения механизмов саморегулирования на практике.
Апробация положений представленной диссертационной работы осуществлялась в процессе прохождения практики, где происходило прямое ознакомление с процессами саморегулирования на предприятии. Практическое ознакомление с институтом саморегулирования позволило
более глубоко ознакомиться с правовыми особенностями деятельности саморегулируемых организаций. Также практическое применение положений диссертации осуществлялось посредством представления докладов по данной тематике на занятиях по дисциплине Научно-исследовательская работа.
Итак, исследование правового положения и природы саморегулируемых организаций подошло к завершению. В заключении представленного исследования хотелось бы выделить основные выводы, полученные в процессе изучения института саморегулирования.
В первую очередь в работе, с опорой на мнение трудов ученых в сфере саморегулирования и нормативно-правовые положения о саморегулируемых организациях, было сформулировано целостное понятие изучаемого явления, а также исследованы признаки саморегулируемых организаций.
Подробно исследовалась эволюция саморегулирования на территории России с самых начал зарождения предпринимательских отношений. Это помогло более глубоко освоить тему саморегулирования, выявить причины зарождения подобного способа урегулирования предпринимательских и профессиональных отношений, а также лучше понять особенности саморегулирования и его преимущества в сравнении с иными способами регулирования экономики.
Кроме того, в процессе исследования был проведен сравнительноправовой анализ моделей саморегулирования в таких странах как Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Россия. Изучены процессы становления, развития, функционирования саморегулируемых организаций. На базе проведенного анализа были выявлены возможные пути совершенствования института саморегулирования в отечественной практике.
Поскольку главной темой представленной работы является правовое положение СРО, то немаловажным было исследовать ее правовую природу как юридического лица. С помощью анализа каждого признака юридических лиц по отдельности, было установлено, что статус СРО можно рассматривать как правовой статус, сочетающий в себе все признаки юридического лица. Необходимо учитывать при этом, что любой такой признак в проецировании на статус СРО приобретает некоторые особенности, свойственные только
этому правовому институту.
Также в работе подробно рассматривались основные вопросы регистрации саморегулируемых организаций в России. Установлены какие различия имеются в процессах регистрации юридических лиц и саморегулируемых организаций.
Отдельной главой в работе изучались публично-правовые особенности статуса саморегулируемых организаций. Как известно, правовое положение СРО сочетает в себе особенности как частноправового характера, так и административно-правового. Органы управления СРО правомочны по отношению к своим членам осуществлять контрольные и надзорные функции. Таким образом реализуются те функции саморегулируемых организаций, которые были ей переданы органами государственной власти. Среди методов административного воздействия используются дозволение, запреты, предписания и другие. Кроме того, контролю и надзору принадлежит также деятельность самой СРО. Ведь осуществляя те функции, которые были ей переданы государством, организация также может нарушать законы, установленные правила и совершать правонарушения.
Подводя итоги проведенного исследования стоит отметить наиболее важные выводы, полученные в процессе изучения сферы саморегулирования. Саморегулируемые организации - это такой институт, который напрямую иллюстрирует развитость, современность общества. Саморегулируемые организации в государстве являются одной из многих гарантий демократического, правового правления, стойкого гражданского общества. Кроме того, саморегулирование напрямую связано с процессами законного, мирного и результативного взаимодействия государства и общества в целом. Наличие множества саморегулируемых организаций в различных сферах российской экономики показывает, что Россия находится на высоком уровне общественного развития. Численность СРО неумолимо растет, так же, как и расширяется круг профессий, в которых саморегулирование входит в практику. Законодательная база в этой сфере также эволюционирует и
углубляется, соразмерно тому, как развивается общественное сознание. Разумно предположить, что саморегулирование, как один из способов регулирования предпринимательских и профессиональных отношений, и дальше будет развиваться в сторону прогресса, постепенно уменьшая долю государственного участия в экономике.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993)// Собрании законодательства РФ. -04.08.2014. -№ 31. -Ст.4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - N 32, ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. -N32. - ст. 3340.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1. ч.1. - Ст.З.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. № 1.
ч.1. - Ст.1.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от
24.07.2002 N 95-ФЗ// Российская газета - Федеральный выпуск №3534 (0).
7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 190- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - № 1. ч.1. - Ст.16.
8. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция) //Российская газета.
9. Федеральный закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 03.08.2018) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"// "Ведомости СНД и ВС РФ", 14.01.1993, N2, ст. 56.
10. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях" от 11.08.1995 N 135-ФЗ//СЗ РФ. - № 33 от 14 августа 1995 года, ст. 3340
11. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ О
сельскохозяйственной кооперации // Собрание законодательства РФ. - 11.12.1995.-№ 50.-ст.4870.
12. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ О некоммерческих
-107 -
организациях // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - ст.145.
13. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ О рынке ценных бумаг // Собрание законодательства РФ. - 22.04.1996. - № 17. - ст. 1918.
14. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // Российская газета. - 30.07.1997; 30.06.2012.
15. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. -№ 31,-ст.3813.
16. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об инвестиционных фондах" //Российская газета. - 04.12.2001; 08.12.2011.
17. Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации" // Российская газета. - 27.07.2002; 26.11.2011.
18. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О техническом регулировании" // Российская газета. - 31.12.2002; 11.12.2011.
19. Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 N 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 28.10.2002. - № 43. - ст.4190
20. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - № 1. ч.1. - ст.17.
21. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ О рекламе // Собрание законодательства РФ. - 20.03.2006. - № 12. - ст.1232.
22. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ О защите конкуренции // Собрание законодательства РФ. -31.07.2006. -№ 31. ч.1. -ст.3434.
23. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152- ФЗ//СЗ РФ. - №31 от 31 июля 2006 года (Части I-II), ст. 3451
24. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - № 1. ч.1. - ст.7.
25. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ О кадастровой деятельности // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2007. - № 31. - ст.4017.
26. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ О саморегулируемых организациях // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2007. - № 49. - ст.6076.
27. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ//СЗ РФ. - №52 от 29 декабря 2008 года (Части I-II), ст. 6249
28. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ Об аудиторской деятельности // Собрание законодательства РФ. - 05.01.2009. - № 1. - ст.15.
29. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 316-ФЗ О патентных поверенных // Собрание законодательства РФ. - 05.01.2009. - № 1. - ст.24.
30. Федеральный закон "О кредитной кооперации" от 18.07.2009 N 190- ФЗ//СЗ РФ. - №29 от 20 июля 2009 года, ст. 3627
31. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 30.11.2009. - № 48. - ст.5711.
32. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ О теплоснабжении // Собрание законодательства РФ. - 02.08.2010. - № 31. - ст.4159.
33. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) // Собрание законодательства РФ. - 02.08.2010. - № 31. - ст.4162.
34. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета. - 06.05.2011; 30.06.2012.
35. Федеральный закон "Об актуарной деятельности в Российской
Федерации" от 02.11.2013 N 293-ФЗ//СЗ РФ. - №44 от 4 ноября 2013 года, ст. 5632
36. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 12.05.2014. - №
19. -CT.2304.
37. Федеральный закон о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 24.11.2014 № 359-ФЗ//СЗ РФ №48 от 1 декабря 2014 года, ст. 6640.
38. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка // Собрание законодательства РФ. - 20.07.2015. - № 29. ч.1. - ст.4349.
39. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. -№ 1. ч.1. - ст.11.
40. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 04.07.2016. - № 27. ч.2. - ст.4305.
41. Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 397-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О рынке ценных бумаг и статью 3 Федерального закона О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2017. - № 52.
ч.1. - ст.7920.
42. Постановление Правительства РФ от 09.07.2004 № 344 (ред. от 27.06.2008) "Об утверждении Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №
29. - Ст. 3051; 2008. - № 27. - Ст. 3282.
43. Постановление Правительства РФ от 30.02.2005 № 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" // Российская газета. - 09.02.2005.
44. Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 04.05.2010) "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" // Российская газета. -25.04.2006; 11.05.2010.
45. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций"// СЗ РФ. -№40 от 6 октября 2008 года, ст. 4543.
46. Постановление Правительства РФ О мерах по реализации Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"//С3 РФ. -
№48 от 1 декабря 2008 года, ст. 5612
47. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (ред. от 03.11.2011)
"О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с "Положением о Федеральной службе
государственной регистрации, кадастра и картографии") // Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) // http://www.rosreestr.ru/. Дата обращения:
13.10.2018.