Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы личностного самоопределения студентов 5
1.1 Сущность понятия «личностное самоопределение» 5
1.2 Личностное самоопределение как результат профессионального становления студентов-психологов 9
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о личностном самоопределении 16
2.1 Процедура и методика исследования 16
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 18
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение 32
Личностное самоопределение
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы личностного самоопределения студентов 5
1.1 Сущность понятия «личностное самоопределение» 5
1.2 Личностное самоопределение как результат профессионального становления студентов-психологов 9
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о личностном самоопределении 16
2.1 Процедура и методика исследования 16
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 18
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение 32
Актуальность исследования обоснована практической необходимостью обоснования тех научных принципов, которые объясняют процесс развития и становления личностно-ролевой деятельности личности. Развитие современного общества, повышение сложности, ответственности и опасности многих видов деятельности предъявляют особые требования к подготовке будущих специалистов, а также к уровню профессиональной пригодности, к труду вообще и к конкретной профессии в частности. В настоящее время, когда основы профессиональной деятельности человека достаточно изучены, на первый план выступают именно профессиональная подготовка к будущей деятельности, основу которой составляет личностное самоопределение будущего профессионала. Осуществляя подготовку специалистов в системе профессионального образования, необходимо иметь представления об исходном, конечном и промежуточном результате образовательной деятельности, что невозможно без сформированных представлений о личностном самоопределении.
Становление субъекта профессиональной деятельности является следствием прохождения человеком сложного пути своего развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства. Обучение в профессиональных образовательных учреждениях – один из начальных этап профессионализации личности, формирования и становление субъекта будущей профессиональной деятельности. В контексте процесса личностного самоопределения студенческий период рассматривается не просто как этап адаптации, приспособления, подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и как этап самопознания, актуализации перспективного жизненного самоопределения, поиска путей реализации своих возможностей в выбранной профессии. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности личностного самоопределения студентов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «личностное самоопределение».
2. Проанализировать личностное самоопределение как результат профессионального становления студентов-психологов.
3. Выявить в эмпирическом исследовании особенности личностного самоопределения студентов-психологов.
Гипотеза исследования: выдвигается предположение об оптимистичном представлении студентами-психологами своего профессионального будущего и личностного самоопределения.
Объект исследования – личностное самоопределение.
Предмет исследования – особенности представлений студентов-психологов о личностном самоопределении.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и синтез психологической литературы; эмпирические методы – анкетирование математические методы – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа исследования. Проблема личностного самоопределения в психологии представлена научными трудами Р. Бернса, У. Джеймса, А.Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятия «представления о личностном самоопределении», «представления профессиональном росте» в научных трудах Г.С. Беляева, Р. Бернса и др. Роль представлений о личностном самоопределении в становлении профессионала определена в исследованиях О.В. Пекиной, Е.Ф. Платаш и др. Проблема представлений студентов о личностном самоопределении представлена в научных исследованиях О.В. Захаровой, Е.В. Сараевой, Е.К. Соколовской и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Становление субъекта профессиональной деятельности является следствием прохождения человеком сложного пути своего развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и совершенствования профессионального мастерства. Обучение в профессиональных образовательных учреждениях – один из начальных этап профессионализации личности, формирования и становление субъекта будущей профессиональной деятельности. В контексте процесса личностного самоопределения студенческий период рассматривается не просто как этап адаптации, приспособления, подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и как этап самопознания, актуализации перспективного жизненного самоопределения, поиска путей реализации своих возможностей в выбранной профессии. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности личностного самоопределения студентов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «личностное самоопределение».
2. Проанализировать личностное самоопределение как результат профессионального становления студентов-психологов.
3. Выявить в эмпирическом исследовании особенности личностного самоопределения студентов-психологов.
Гипотеза исследования: выдвигается предположение об оптимистичном представлении студентами-психологами своего профессионального будущего и личностного самоопределения.
Объект исследования – личностное самоопределение.
Предмет исследования – особенности представлений студентов-психологов о личностном самоопределении.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и синтез психологической литературы; эмпирические методы – анкетирование математические методы – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа исследования. Проблема личностного самоопределения в психологии представлена научными трудами Р. Бернса, У. Джеймса, А.Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятия «представления о личностном самоопределении», «представления профессиональном росте» в научных трудах Г.С. Беляева, Р. Бернса и др. Роль представлений о личностном самоопределении в становлении профессионала определена в исследованиях О.В. Пекиной, Е.Ф. Платаш и др. Проблема представлений студентов о личностном самоопределении представлена в научных исследованиях О.В. Захаровой, Е.В. Сараевой, Е.К. Соколовской и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Личностное самоопределение – это совокупность всех процессов самосовершенствования любого индивида, которые направлены на воплощение в нем того человека и идеала, к которому стремится его собственно «Я». Развитие и рост личности – это стремление к своему идеальному образу. Все сопутствующие этому движению факторы, комфортные для развития условия, которые делают приближение к цели максимально активным, также называются личностным ростом.
Студенческий период в жизни человека связан с расширением диапазона доступных или нормативно заданных социальных ролей, с расширением сфер жизнедеятельности и личностно-значимых контактов. Наиболее значимые изменения происходят в сфере самосознания, содержании Я-концепции, в ценностно-смысловой, когнитивной и конативной структурах проявления психологической активности личности.
В студенчестве возрастает влияние совокупности социальных факторов на личностное самоопределение, что обусловлено расширением социальной среды, необходимостью социального самоопределения личности, формированием жизненной позиции и способности ее реализации в разных условиях, ценностей, смыслов, мировоззренческих установок, индивидуальных критериев оценки балансе свободы и ответственности. Вместе с тем особенности студенчества в значительной мере определяются своеобразием современных политических, экономических и социальных контекстных условий.
Итак, в результате проведенного исследования был сформулирован ряд выводов:
1. 17,7% студентов считает, что личностный рост, это восприятие себя в качестве полноценной и развитой личности, 28,8% студентов считает, что личностный рост – это результат достижения личностных и жизненных целей, 20,0% студентов-психологов считает, что личностный рост – это достижения в профессиональной сфере, и 33,5% студентов-психологов считают, что считают, что личностный рост – это объемное понятие, куда входят все жизненные сферы личности. Высокая оценка личностью достижения поставленных целей и есть личностный рост.
2. Большинство студентов-психологов считает, что полученное образование в вузе, позволит им достичь личностного роста: быть профессионально успешными, так как «вуз с прекрасными возможностями для самореализации личности, достаточно легким обучением, хорошей перспективой дальнейшего трудоустройства и престижным дипломом».
3. Наиболее значимыми организационно-административными мероприятиями, которые влияют на личностный рост студентов-психологов является соблюдение принципов гуманизма, партнерства, взаимопомощи, демократизма как между самими студентами, так и между студентами и преподавателями, администрацией, преподавателями и студентами – 26,6%; признание идей, ценностей, интеллектуального, личностного развития человека, создание атмосферы творчества – 20,0%, пропаганда достижений – 20,0%, создание условий для положительного принятия каждой личности, обучающейся или работающей в вузе, взаимодействующей с ней – 20%.
4. У студентов-психологов были выявлены следующие склонности к профессиональной деятельности: 27 (60,0%) испытуемым характерна склонность к работе с людьми, для 12 (26,6%) испытуемых интерес представляет работа, связанная с эстетической деятельностью (дизайнеры, модельеры, художники, искусствоведы и т.д.), у 6 (13,4%) испытуемых выявлена склонность к планово-экономическим видам деятельности (менеджмент, аудит и финансы и т.д.).
На основании полученных результатов можно говорить об оптимистичном представлении студентами-психологами своего профессионального будущего и личностного самоопределения.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Студенческий период в жизни человека связан с расширением диапазона доступных или нормативно заданных социальных ролей, с расширением сфер жизнедеятельности и личностно-значимых контактов. Наиболее значимые изменения происходят в сфере самосознания, содержании Я-концепции, в ценностно-смысловой, когнитивной и конативной структурах проявления психологической активности личности.
В студенчестве возрастает влияние совокупности социальных факторов на личностное самоопределение, что обусловлено расширением социальной среды, необходимостью социального самоопределения личности, формированием жизненной позиции и способности ее реализации в разных условиях, ценностей, смыслов, мировоззренческих установок, индивидуальных критериев оценки балансе свободы и ответственности. Вместе с тем особенности студенчества в значительной мере определяются своеобразием современных политических, экономических и социальных контекстных условий.
Итак, в результате проведенного исследования был сформулирован ряд выводов:
1. 17,7% студентов считает, что личностный рост, это восприятие себя в качестве полноценной и развитой личности, 28,8% студентов считает, что личностный рост – это результат достижения личностных и жизненных целей, 20,0% студентов-психологов считает, что личностный рост – это достижения в профессиональной сфере, и 33,5% студентов-психологов считают, что считают, что личностный рост – это объемное понятие, куда входят все жизненные сферы личности. Высокая оценка личностью достижения поставленных целей и есть личностный рост.
2. Большинство студентов-психологов считает, что полученное образование в вузе, позволит им достичь личностного роста: быть профессионально успешными, так как «вуз с прекрасными возможностями для самореализации личности, достаточно легким обучением, хорошей перспективой дальнейшего трудоустройства и престижным дипломом».
3. Наиболее значимыми организационно-административными мероприятиями, которые влияют на личностный рост студентов-психологов является соблюдение принципов гуманизма, партнерства, взаимопомощи, демократизма как между самими студентами, так и между студентами и преподавателями, администрацией, преподавателями и студентами – 26,6%; признание идей, ценностей, интеллектуального, личностного развития человека, создание атмосферы творчества – 20,0%, пропаганда достижений – 20,0%, создание условий для положительного принятия каждой личности, обучающейся или работающей в вузе, взаимодействующей с ней – 20%.
4. У студентов-психологов были выявлены следующие склонности к профессиональной деятельности: 27 (60,0%) испытуемым характерна склонность к работе с людьми, для 12 (26,6%) испытуемых интерес представляет работа, связанная с эстетической деятельностью (дизайнеры, модельеры, художники, искусствоведы и т.д.), у 6 (13,4%) испытуемых выявлена склонность к планово-экономическим видам деятельности (менеджмент, аудит и финансы и т.д.).
На основании полученных результатов можно говорить об оптимистичном представлении студентами-психологами своего профессионального будущего и личностного самоопределения.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С НЕВЫСОКИМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Личностное самоопределение обучающихся 5-6-х классов с использованием элементов фототерапии
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Личностное самоопределение обучающихся 5-6-х классов с
использованием элементов фототерапии
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Групповое консультирование как средство психологической помощи подросткам в личностном самоопределении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - Сопровождение личностного самоопределения подростков во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КЛУБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016



