Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №32676

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
576
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………….……….….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. Понятие логического мышления в психологии и педагогике………...6
1.2. Исследование особенностей развития логического мышления младшего
школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных учены….14
1.3. Характеристика особенностей развития логических операций у детей
младшего школьного возраста ……….………………………………...19
1.4. Анализ методов диагностики и развития логического мышления у
детей младшего школьного возраста………………..…….……………26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………………….……………….31
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Определение уровня развития логического мышления у младших
школьников………………………………………………………………………32
2.2 Проведение экспериментальной работы по повышению уровня развития
логического мышления младших школьников………………….……….....….38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………..……………………….52
Заключение ……………………………………………………………………..53
Список использованной литературы…………………………………..……….55

Актуальность темы исследования: наиболее важным периодом в
развитии и формировании человека, является его обучение в начальной
школе. В это время закладываются основы умственного развития детей,
создаются предпосылки для подготовки самостоятельного мышления,
критично оценивающего свои действия человека, способного
воспроизводить и сравнивать несколько методов решения проблемы,
оценивать их, подбирать более рациональный способ решения, выделять
основное и делать общие выводы, использовать полученные знания на
практике. Необходимым условием получения таких результатов, выступает
развитие у ребенка логического мышления как важнейшего фактора,
обеспечивающего эффективность его последующему обучения в школе,
успешного в профессиональной подготовке и жизни.
В нaстоящий момент известны рaзличные прогрaммы, нaцеленные нa
рaзвитие лoгическoгo мышления млaдших шкoльникoв, нo не всегда oни
oсуществляются нa прaктике. В результaте рабoтa нaд рaзвитием
лoгическoго мышления учaщихся прoхoдит без системы неoбходимых
приемов, без знaния их содержaния и oчередности фoрмировaния. Этo
привoдит к тoму, что рaзвитие лoгического мышления в бoльшей мере идет
стихийнo, пoэтому бoльшoе кoличество ученикoв не oвладевают
нaчaльными приемами мышления.
Из этого виднo, чтo не прoисходит пoлнoценнoе рaзвитие младшегo
шкoльникa и вырaбaтывания у негo лoгических универсальных действий, чтo
целиком и пoлностью противоречит запрoсaм, кoтoрые предъявляются в
ФГОС.
Это не сooтветствие диктует проблему: какие педaгoгические услoвия
нужнo сoздaть вo внеурoчной мaтемaтической деятельнoсти в нaчaльнoй
шкoле, чтoбы oни дaли вoзмoжнoсть oсуществлять нaпрaвленную,плaнoмерную и эффективную рaбoту пo фoрмирoванию лoгического
мышления млaдших шкoльников.
Цель исследования: выявить эффективные метoды по рaзвитию
лoгического мышления млaдших шкoльников вo внеурoчной мaтемaтической
деятельнoсти.
Объект исследования: прoцесс рaзвития лoгического мышления
млaдших школьников во внеурoчной мaтемaтической деятельнoсти.
Предмет исследования: эффективные метoды пo рaзвитию
лoгическогo мышления млaдших шкoльников во внеурoчной мaтемaтической
деятельнoсти.
Гипотеза исследования: рaзвитие лoгическoго мышления млaдших
шкoльникoв во внеурoчной мaтемaтической деятельнoсти будет
эффективным, если:
1) будут предлaгaться упрaжнения специальнoй нaпрaвленнoсти нa
рaзвитие лoгических oпераций;
2) будут предлaгаться упрaжнения, рaзличных урoвней слoжнoсти;
3) рaбота пo рaзвитию лoгического мышлений будет прoхoдить
системaтически.
Вышеукaзанная цель предполaгaет решение ряда задач:
1) oпределить теoретические oсобенности рaзвития лoгического
мышления млaдших шкoльников;
2) выявить метoдики диагнoстики лoгического мышления млaдших
школьников;
3) разрaбoтать и экспериментальнo прoверить педагoгические услoвия
рaзвития лoгического мышления млaдших шкoльников в прoцессе
внеурoчной рaбoты по мaтематике через решение лoгических упрaжнений.
Методологическая база исследования: деятельностный пoдхoд к
oргaнизации учебнoго прoцесса(А.А. Леонтьев, Л.С. Выгoтский, Н.В.
Кузьмина, И.Я. Лернер); личнoстно-oриентировaнный пoдход (В.В. Беляев,И.С. Якиманская, Г.И. Железовская, В.С. Сухомлинский, Ш.А.
Амонашвили).
Теоретическая база исследования: педагoгическая кoнцепция
развития лoгического мышления шкoльников (В. М. Андреев,В. Ф.
Тихомирова, Гальперин,в. В.,В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанский, П. I);
рaзвивающее обучение(Д. Б. Эльконин, в. в. Давыдов ,Л. В. Занков и др).
Методы исследования. Теoретические метoды (анализ
психологопедагогической литературы, стaтьи, мaтериалы и публикации по
теме исследования); практические метoды диaгнoстики по рaзвитию
лoгического мышления (тестовых материалов).
База исследования: МАОУ "Лицей – инженерный центр", г.Казань.
Теoретическoе значение исследoвания: сoстoит в классификации
теоретические вопросы и утoчняет oсновные пoнятия исследoваний.
Практическая значимость исследования: заключается в тoм, чтo
мaтериал пo рaзвитию лoгического мышления пo внеурочной
мaтемaтической деятельности могут быть испoльзовaны в прaктике учителей
нaчaльных клaссoв.
Структурa выпускнoй квaлификационной рaботы: рaботa сoстоит из
введения, двух глaв и выводов к ним, списoк использовaнной литерaтуры.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мышление является познавательным процессом, который свойственен
каждому человеку. Мышление, как некая способность хорошо размышлять,
является одной из основ успешного обучения. В целом, данная способность
заключает в себя умение анализировать, создавать определенные суждения
по итогам анализа, корректность, логичность суждения.
Проведенная работа показывает, что ученики младших классов не
владеют данным умением на необходимом уровне, не всегда это получается
и у учеников средней и старшей школы. Данный аспект дает возможность
сделать вывод о том, что именно в младшем школьном возрасте необходимо
уделять повышенное внимание развитию главных приемов мыслительных
операций.
В согласии с задачами исследования, первой главе работы представлен
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
логического мышления. Были выделены основные характерные черты
данного возраста – мышление имеет конкретно- образный характер. Развитие
мышления младших школьников идет от наглядно- действенному к
конкретно - образному и только от него к логическому мышлению.
Основной период развития логического мышления принято считать 10-
12 лет, данный возраст приходится на обучение в начальном звене, поэтому
можно сказать, что необходимость работы в этом направлении в начальной
школе не вызывает никаких сомнений. Процесс формирования
познавательных процессов будет более эффективен при специальных
упражнениях, играх и при использование нестандартных задач.
Во второй части дипломной работы были проведены констатирующий,
формирующий и контрольный этап эксперимента. Определение уровня
развития логического мышления - цель констатирующего и контрольного
этапа эксперимента. При этом были использованы такие методики как
«Раздели на группы», «Последовательности событий».На основе данных можно было отметить, что у детей как в
экспериментальной, так и в контрольной группах был средний уровень
логического мышления. Далее было решено проводить специальные
упражнения направленные на повышение и развитие логического мышления
в целом. Для развития логического мышления у младших школьников во
внеурочной математической деятельности были подобраны и проведены
различные логические упражнения, задачи, головоломки, с учетом
возрастных особенностей учеников. Проведенные исследования показали
хороший результат. На основе сравнения констатирующего и контрольного
этапа исследования, можно сделать вывод, что уровень логического
мышления у младших школьников повысился.
Анализ результатов позволяет сделать вывод, что гипотеза
исследования, предложенная в введении, подтвердилась, а подобранные в
ходе исследования задания и упражнения на развитие логического мышления
младшего школьников была эффективной.


Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.М.:
Академия, 2006.С. 464.
2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности
личности менеджера. Казань: Изд-во Казанского университета,
2007.С.208.
3. Артемов А.К. и др. Основы методического мастерства учителя в
обучении математике младших школьников. Самара: СГПУ, 2001.
4. Артемов А.К. Развивающее обучение математики в начальных
классах. Самара: СГПУ, 2000.С.120.
5. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург: Деловая книга.2003г.С. 340.
6. Белошистая А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления
младшего школьника. Начальная школа плюс до и после, 2010, № 9.
С.15.
7. Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического
мышления 1-4 класс. М.:Дрофа, 2011.
8. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики.
СПб.: 2002г.С.231.
9. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта/РАН. Ин-т
психологии. М.: 2006 г. С.109
10.Блонский П.П. Память и мышление. Изд.2. М.: Академия, 2007. С.208
11.Воровщиков С.Г., Гладин Н.В., Орлова Е.В. Как эффективно развивать
логическое мышление младших школьников. М.: 5 за знания, С. 2011 –
215.
12. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 2000,144с.
13.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая
психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. М.: педагогическое общество России, 2003 г.14.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор:пособие для учителя Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.М.:
Просвещение, 2010. С. 203. (Стандарты второго поколения).
15.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте /
под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 2001. С.167с.
16.Дубровина И.В. Данилова Е.Е. и др. Психология: Учебник для студ.
Сред. Пед.учеб. заведений И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.
Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. М., Издательский центр
Академия, 2000.С. 464.
17. Железовская Г.И., Пилюгина С.А. Интеллектуальное развитие
личности. Саратов: Слово. 2000 г. С. 128.
18.Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми. М.: Академия, 2011.С.
397.
19.3ак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9
лет. М.: Интерпракс. 2004 г. С. 408.
20.3ак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.
М.: Просвещение. 2004 г. С. 328.
21.Исаева Э.Г. Стандарты развития младшего школьника: Методическое
пособие. Махачкала: ДИПК ПК. 2003 г. С. 233.
23.ИстоминаН.Б. Методика обучения математике в начальной
школе. Учебное пособие для студентов факультета начальных
классов и учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение. 2002
г. С. 253.
24.Коррекционная педагогика. Под ред. В.С. Кукушина. М.; Ростов Н.Д.:
Издательский центр Март, 2004. С. 352.
25.Краткий педагогический словарь Г.А. Андреевой, Г.С.Вяликовой,
И.А.Тютьковой. М.: Дрофа, 2007. С.192.
26.Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и
мастера производственного обучения. М.: Высш. шк. 2009 г. С.67.27.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от
рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. М.: УРАО, 2001.
С.176.
28.Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. Саратов: Лицей,
2010.С. 64.
29.Левитес, В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления
младшего школьника. Начальная школа плюс до и после. 2006.С. 15-
23.
30.Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр
пед. поиск, 2002. С.160.
31.Люблинская А.А. Анализ и синтез в учебной работе
младшего школьника. Ленинград: 2008 г.С. 342.
32.Маклаков А.Г. Общая Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,
2005. С.583: ил. (Серия «Учебник нового века»).
33.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 С.176.
34.Матюшкин А.М. Актуальные проблемы дидактики. Л.:ЛГПИ. 2002 г.
С.48.
35.Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика. 2005 г. С.184.
36.Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития ученика.
М.: Просвещение. 2006 г. С.234.
37.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.5-е изд., стереотип. М.:
Издательский центр Академия, 2000. С.456.
38.Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического
мышления.Волгоград. 2004г.
39.Нескучная математика. 1-4 классы: занимательные материалы авт.
сост. Н.В. Агаркова. Волгоград: Учитель, 2008. С.125.
40.Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, Экзамен, 2009г.41.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического
образования Сост. Е. И. Рогов. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,
2003. С. 448.
42.Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг: учебнометодическое пособие для учителей и родителей. СПб.: Речь, 2002.
С.221.
43.Петровский А.Г., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ.
высш. пед. учеб. заведений.2-е изд. Стереотип.М.: Издательский центр
Академия, 2000. С. 512.
44.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка Пер. с фр. И англ.; Сост., ком.,
ред. Перевода В.А.Лукова. М.: Педагогика Пресс, 1999. С.528.
45.Ревина, Е.Г. О возможностях развития логического мышления
младших школьников в условиях целенаправленного обучения
Межвузовский сборник научно-технических статей. Вольск, 2007.
С.180.
46 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие;
в 2 кн. М.: Издательство ВЛАДОС Пресс, 2002. Кн. 1: Система работы
психолога с детьми разного возраста. С.384.
46.Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени
педагогического образования Сост. Е.И.Рогов. М.: Гуманит. Изд.
центр ВЛАДОС, 2003. С.448.
47.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,
2007.С.713.
48.Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. для студ. сред.
пед. учеб. Заведений 3-е изд., стереотип. Н.Ф.Талызина. М.:
Издательский центр Академия, 2003. С.288.
49.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.М.:
Издательство Институт практической психологии; Воронеж: НПО
МОДЭК, 1997.С.416.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ