Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий

Работа №16914

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1013
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий 7
1.1. Понятие мышления 7
1.2. Особенности развития логического мышления младших школьников 16
1.3. Арифметические действия в начальном курсе математики и методика их изучения 21
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий 30
2.1. Диагностика уровня развития мышления учащихся в начальных
классах при изучении арифметических действий 30
2.2. Развитие логического мышления младших школьников при
изучении арифметических действий 37
2.3. Обобщение результатов развития логического мышления младших
школьников при изучении арифметических действий 49
Выводы по второй главе
Заключение 55
Список литературы 56


В концепции развития математического образования в Российской Федерации подчеркивается, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению... [13].
Новые стандарты для начальной школы ориентируют участников образовательного процесса на развитие универсальных учебных действий (УУД), являющихся основной достижения метапредметных результатов образования. Обучение математике создает благоприятные предпосылки и возможности для развития у младших школьников логических УУД (анализ, синтез, сравнения, обобщение и др.). Отметим, что в психолого¬педагогической литературе эти УУД принято также называть логическими приемами мышления, приемами умственных действий, мыслительными операциями, учебно- логическими умениями [21.40].
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач, ребенок с первых дней занятий в школе встречается с арифметическими действиями. Изучение арифметических действий занимает в математическом образовании огромное место. Сначала и до конца обучения в школе решение арифметических задач неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время изучение арифметических действий способствует развитию логического мышления, внимания, памяти, умение проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий.
Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста при изучении арифметических действий дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер и др.) и отечественные (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, З.М. Истомина, и др.) исследователи.
Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, А. А. Столяр, и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления при изучении арифметических действий младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.
Проблемой развития мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые: П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, В.К.Ягодовская, А.С.Пчелко Н.С.Рождественский, И. Л. Никольская, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, А.А. Столяр, Д.Б. Эльконин, Ю.И. Шрайнер, Т.С Веринг., Л.С.Выготский ,И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа, М.Н. Скаткин и др.
Однако, в методической литературе мало уделяется внимания условиям развития логического мышления младших школьников на уроках математики.
Таким образом, проблема нашего исследования обусловлена:
1) важной ролью изучения проблемы развития логического мышления учащихся на уроках математики в начальной школе;
2) недостаточной разработанностью в методической литературе путей развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики;
3) проблема исследования создания условий для развития логического мышления младших школьников, именно при изучении арифметических действий в концентре «Тысяча».
Цель исследования: обосновать эффективность процесса развития логического мышления младших школьников с использованием заданий на выявление закономерности, сходства и различия объектов (примеров) на вычисления.
Объект исследования :процесс изучения арифметических действий в концентре «Тысяча».
Предмет исследования: условия развития логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую и математическую литературу;
2) анализ по учебнику «Математика.3 класс» авторов Моро М.И., Бантова М.А., Белтюкова Г.В., Степанова С.В., Волкова С.И., УМК «Школа России»
3) подбор заданий по формированию логического мышления у младших школьников;
4) проведение педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования :если будем использовать задания на выявления закономерности, сходства и различия примеров на вычисления, то это способствует эффективному развитию логического мышления младших школьников.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке методических рекомендаций по развитию логического мышления младших школьников, в подборе комплекса специальных заданий с различными дидактическими целями, в которых используется анализ и синтез.
Исследовательская база исследования: МБОУ Усть-Элегестинская СОШ, 3 «б» класс.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив психолого - педагогическую литературу, мы в первой главе раскрыли сущность понятия мышления, логического мышления, мыслительных операций. Особенность мышления младшего школьника заключается в том, что для нее типичен процесс, идущий путем «короткого замыкания». Подобное протекание мыслительного процесса приводит ученика к таким решениям и ответам, которые характеризуется аналогичностью. В этой же главе раскрыта последовательность изучения арифметических действий в начальном курсе математики, в частности, в концентре «Тысяча».
Во второй главе были проанализированы программы и учебники математики по программе и учебникам следующих авторов: М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И. Волкова (УМК «Школа России»),
На констатирующем и контрольном этапе эксперимента нами применена диагностика уровня развития мышления учащихся начальных классов, разработанная коллективом авторов из Сибирского государственного технического университета В.Л. Зорина, Г.В. Глинкина, И.Д. Еремеевской, Т.Н. Ищенко, М.И. Ковель, М.А.Митрюхиной.
В формирующем эксперименте составили свои задания с различными дидактическими целями, в которых используется анализ и синтез. После проведенной работы уровень развития умения выявлять закономерности, сходства и различия у объектов при постепенном усложнении заданий у учащихся повысился.
В результате проведенной работы поставленные нами задачи исследования решены,цель работы достигнута, гипотеза исследования подтверждена.



1. Артемов А.К.идр.Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников. - Самара: СГПУ, 2009.-142 с.
2. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: учеб.пособие для учащихся школ. отд. пед. уч-щ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение,1984. - 338 с.
3. Блонский П.П. Память и мышление. Изд.2. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
4. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие / А.В. Белошистая. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 456 с. - (Вузовское образование). - Библиогр. в кн. - 1SBN 5-691-01422-6; То же [Электронный ресурс]. - RL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116490
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2009. - 488 с.
6. Веккер М.Л. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 2008. - 344с.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию / ИЯТальперин. - Москва, 2006. - 120 с.
8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной психологии. - М.: Просвещение, 2006. - С.236-277.
9. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. - М.: МГУ, 2010. - 145 с.
10. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 2011. - 167 с.
11.Зорина В.Л. Диагностика уровня мышления учащихся в начальных классах.- М.: Просвещение,2015.-59 с.
12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение / Н.Б. Истомина. - Смоленск : Ассоциация XX1 век, 2009. - 287 с. - 1SBN 9785893087314 ; То же [Электронный ресурс].
- URL: http: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55782
13. Истомина, Н.Б. Практикум по методике обучения математике в
начальной школе. Развивающее обучение / Н.Б. Истомина, Ю.С. Заяц. - Смоленск : Ассоциация XX1 век, 2009. - 144 с. - 1SBN 9785893087314 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55788
14. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. [Текст]: / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года подписано Председателем Правительства Российской Федерации. Д.А.Медведевым.
15. Казачкова, С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности [Текст]: / С.П.Казачкова, М.С.Умнова. - М: Планета, 2012. - 256 с. - (Качество обучения).
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — 1SBN ЭОР каф. ПиМДиНО.
17. Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru
18. Левитес В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №9.- С. 15-23.
19. Люблинская А.А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. - СПб, 2008. - 342 с.
20. Математика. 3 класс. [Текст]: учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. -112 с.: ил.- (Школа России).
21. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития ученика. - М.: Просвещение, 2006. - 243 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 456 с.
23. Начаяьная школа №9 2014.-40 с.
24. Немов Р.С. Психология. Книга 1. / Р.С.Немов. - М.: Наука, 2005. - 310 с.
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языіка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковкин, 2009. - 944 с.
26. Петровский А.Г., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. - 2-е изд. Стереотип. - М.: Академия, 2010. - 512 с.
27. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Пер. с фр. И англ.; Сост., ком., ред. Перевода В.А.Лукова. - М.: Педагогика - Пресс, 2009. - 528с.
28. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Текст] : учебник для академического бакалавриата / ред. И. В. Дубровина. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : ЮРАЙТ. - 1SBN 978-5-534-03499-8. Ч. 2. - 2017. - 321 с. - (Бакалавр Академический курс). - 1SBN 978-5-534-03522-3 (ч. 2) : 619.00 р-
29. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. А. С.Обухов. - М. : ЮРАЙТ, 2017. - 424 с. - (Бакалавр. Академический курс). - 1SBN 978-5¬534-00595-0 : 989.00 р.
30. Книга доступна в электронной библиотечной системе ЬіЬію-опІіпе.ги
31. Ревина, Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения/ Межвузовский сборник научно-технических статей. - Вольск, 2007. - 180с.
32. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие; в 2 кн. - М.: Издательство ВЛАДОС - Пресс, 2012. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»),
34. Стойлова, Л. П. Математика [Текст]: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Л. П.Стойлова. 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 464с.
35. Сборник рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Научный руководитель А. А. Плешаков. - М. «Просвещение», 2011. - 530 с.
36. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. - М. «Просвещение», 2011. - 369 с.
37. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: Гринго, 2015. - 240 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М- во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. http: //www. edu. ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373 . html.
39. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год. http: //www. edu. ru/index. php?page_id=5 &topic.
40. Шилова Е.Н. Формирование мыслительного приема сравнения у детей младшего школьного возраста. - Сб. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. - М.: Школа, 2012.- 190 с.
41.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2007. - 416 с.
42. Эрдниев П.М. Сравнение и обобщение при обучении математике. - М.:
Столетие, 2005. - 252 с.
43. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Просвещение, 2010. -144 с.
44. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.
45. Федеральный государственный образовательным стандарт начального общего образования / М- во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014.http : //www. edu. ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373. html.
46. Федераяьный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательные учреждениях, на 2015/2016 учебный год. http: //www. edu.ru/index.php?page_id=5 &topic.
47. Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст]: учебник для студентов высшего образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" (квалификация "бакалавр") / С. Е. Царева. - М.: Академия, 2014. - 494, [1] с. : рис., табл. ; 22 см. - (Высшее образование. Педагогическое образование) (Бакалавриат) (Учебник). - Библиография: с. 489-490. - 2000 экз. - 1SBN 978-5-4468-0343-


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ