Введение 3
Глава 1. Общая характеристика конкурсного производства как процедуры
банкротства 9
§ 1. Конкурсное производство: понятие и место среди иных процедур
банкротства 9
§ 2. Участники процедуры конкурсного производства 17
§ 3. Конкурсный управляющий 26
Глава 2. Ведение процедуры конкурсного производства 40
§ 1. Формирование конкурсной массы 40
§ 2. Меры, направленные на удовлетворение требований кредиторов 48
§ 3. Отчет конкурсного управляющего 54
Глава 3. Особенности процедуры конкурсного производства в отношении
отдельных видов должников 57
§ 1. Особенности процедуры конкурсного производства при банкротстве
сельхоз-предприятия 57
§ 2. Особенности процедуры конкурсного производства при банкротстве
физического лица 66
Заключение 82
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Актуальность исследования. Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица.
Динамика отношений по поводу банкротства обеспечивается специальными юридическими процедурами, одной из которых является конкурсное производство. Сложности правоприменительной практики при реализации процедуры конкурсного производства предопределяют
актуальность настоящего исследования.
Актуальность исследования связана с тем фактом, что последняя стадия банкротства именуемая конкурсным производством венчает собой довольно-таки сложную и запутанную процедуру банкротства. Конкурсное производство является важным элементом в вопросе построения
эффективных форм оздоровления экономической системы России. Но
существуют также и проблемы при применении и совершенствовании законодательства о банкротстве. Например проблема подачи заявления о признании должника банкротом и принятия его арбитражным судом. В настоящее время для подачи заявления о признании должника банкротом необходимо, чтобы заявитель подтвердил свое требование вступившим в законную силу решением суда. Отсутствие такого решения является основанием для возвращения арбитражным судом заявления.
Предполагается, что подтверждение требований заявителя на момент подачи заявления о признании должника банкротом в суд позволяет избежать злоупотребления правом со стороны частных кредиторов, которые, не пытаясь получить задолженность в обычном исковом порядке, преследуя цель “передела собственности”, обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. На мой взгляд, такой порядок усиливает
продолжниковый характер российского законодательства о банкротстве и не
исключает, а может быть, даже усиливает возможность злоупотребления со стороны должника и кредиторов, и уж во всяком случае, резко понижает эффективность этого законодательства, делает долгим и затратным процесс начала банкротства. Теряет смысл такой внешний признак банкротства, как 3-месячная просрочка платежа. Пока один кредитор приобретает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (обращается с иском в суд), другие кредиторы могут получить удовлетворение своих требований “по-дружески”, или должник успеет иным образом распорядиться своими активами, и ко дню возбуждения дела о банкротстве имущества у должника попросту не останется.
Если говорить о физических лицах, то и здесь есть вопросы требующие доработки. На мой взгляд, в законодательство о банкротстве граждан необходимо внести множество изменений с учетом наработанной судебной практики, иначе закон будет неэффективен. Несмотря на то, что закон разрабатывался около десяти лет, на данный момент он работает максимум на 10%, в нем много белых «пятен». Речь идет о следующих аспектах, затрудняющих реализацию норм закона о банкротстве:
1. Сама процедура банкротства физических лиц очень сложна и провести ее самостоятельно должнику практически невозможно без должного юридического образования, а привлечение юристов и иных специалистов - это дополнительные затраты на процедуру.
2. Дороговизна процедуры банкротства гражданина.
3. Нет четкого толкования, какое имущество может включаться в конкурсную массу.
4. Низкий уровень оплаты финансовому управляющемупри объеме работ, аналогичном ведению дел о банкротстве юридических лиц.
Проблемы банкротства граждан можно рассматривать с двух сторон, со стороны Арбитражного (финансового) управляющего и самого гражданина, желающим объявить себя банкротом.
Многие Арбитражные управляющие боятся брать на себя ответственность за ведение процедур банкротства граждан, поскольку на практике получают «кота в мешке». Кроме того, недавние изменения в законодательстве, касающиеся ответственности Арбитражного управляющего, поставили в жесткие рамки арбитражных управляющих: за малейшее нарушение назначается штраф, а за повторное нарушение дисквалификация арбитражного управляющего на срок до трех лет (ст.14.13 Кодекса об Административных правонарушениях). Получается, практики по делам о банкротстве граждан толком не наработано, а наказание за это не отменяется. Как следствие, происходят массовые отказы Арбитражных управляющих от ведения дел о банкротстве граждан.
Правоприменительный аспект актуальности исследования связан с необходимостью изучения проблем, возникающих в ходе конкурсного производства в судебной практике.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность правоотношений по поводу конкурсного производства как процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Предмет настоящего исследования составляют система и содержание нормативных актов, регулирующих вопросы конкурсного производства как процедуры, применяемой в деле о банкротстве; правоприменительная практика; доктринальные взгляды.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является формирование комплексного представления о конкурсном производстве как процедуре, применяемой в деле о банкротстве.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и место конкурсного производства среди иных процедур банкротства;
- изучить правовой статус участников процедуры конкурсного производства;
- рассмотреть правовое положение конкурсного управляющего;
- проанализировать вопрос формирования конкурсной массы;
- раскрыть меры, направленные на удовлетворение требований кредиторов;
- исследовать отчет конкурсного управляющего;
- рассмотреть особенности процедуры конкурсного производства при банкротстве сельхозпредприятия;
- изучить особенности процедуры конкурсного производства при банкротстве физического лица.
Степень разработанности темы. Вопросам правового регулирования конкурсного производства как процедуры, применяемой в деле о банкротстве было уделено большое внимание в научной литературе. Особо отметим вклад следующих ученых: Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, С.С. Галкин, В.Ф. Попондопуло, Д.Ф. Варданян, О.Ф. Вдовин, В.В. Витрянский, А. Ворожевич, Н.В. Гаврилова, А.П. Гусев, И.А. Дубов, И.В. Зыкова, С.П. Иванова, Д.Н. Земляков, А.Л. Баранников, С.А. Карелина, С.А. Кузнецов, Е.Б. Лаутс, Ю.М. Лермонтов, О.Е. Логачев, О.А. Москалева, И.К. Пархоменко, В.С. Белых, Е. Прус, А.В. Сарнакова, В. Семенихин, М.В. Телюкина, В.Н. Ткачев, О.Н. Ледединец, Т.В. Ширяева и др. Несмотря на это остается множеством проблемных, неизученных вопросов в регулировании процедуры конкурсного производства.
Методология исследования. При написании исследовательской работы используются формально-юридический, структурно-системный, функциональный, историко-правовой, сравнительно-правовой,
статистический, формально-логический методы.
Теоретической основой исследования выступили отечественная научная литература, затрагивающая вопросы конкурсного производства как процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Среди исследований необходимо особо выделить следующее: Варданян Д.Ф. «Требования,
предъявляемые к кандидату на должность арбитражного управляющего» ; Кораев К.Б. «Неплатежеспособность: Новый институт правового
регулирования финансового оздоровления и несостоятельности
Л
(банкротства): монография» ; Пархоменко И.К. «О концепции правового положения арбитражного управляющего и его роли на стадии конкурсного
-5
производства при банкротстве юридического лица» ; Пархоменко И.К. «Фигура арбитражного управляющего: понятие и проблемные аспекты определения его статуса в рамках института несостоятельности
(банкротства)» ; Гусев А.П. «Банкротство: пособие для предпринимателя» ; Иванова С.П., Земляков Д.Н., Баранников А.Л. «Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц» и др.
Нормативной основой исследования послужили нормы российского гражданского законодательства и др. Особо следует отметить: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51- Ф3 ; Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1.
Эмпирической основой исследования послужили: опубликованная судебная практика в виде Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2(2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 июня 2015 года; постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ; неопубликованная судебная практика в виде постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда; Второго арбитражного апелляционного суда; Арбитражного суда Центрального округа; Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и др.
Проведенное исследование обладает, на наш взгляд, не только теоретической, но и практической значимостью, поскольку его результаты позволяют выявить наиболее значимые правоприменительные трудности и проблемы, связанные с уяснением конкурсного производства как процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Легальное определение конкурсного производства дано в абз. 16 ст. 2 Закона о банкротстве: «конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов».
В статье 126 Закона о банкротстве раскрываются правовые последствия введения конкурсного производства.
В ГК РФ лишь упоминается о необходимости составления промежуточного и ликвидационного балансов. Я считаю, что невозможность использования других форм бухгалтерской отчетности не позволит раскрыть полное представление относительно финансового положения предприятия- должника, его доходах и расходах.
На конкурсных управляющих ложится ответственность по составлению решения о составе ликвидационной отчетности.
В конце процедуры конкурсный управляющий обязан предоставить отчет, в котором необходимо отразить вопросы использования денежных средств должника. В этом отчете должны быть отражены следующие сведения:
Во-первых, реквизиты основного счета должника;
Во-вторых, сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника;
В-третьих, информация о каждом платеже (более того, каждый платеж должен быть обоснован) и об общем размере использованных денежных средств должника.
Отчет конкурсного управляющего должен содержать и копии документов, которые подтверждают выводы, сделанные в нем.
В целом стоит отметить, что в процедуре конкурсного управления фигура конкурсного управляющего играет определяющую роль, что сказывается на его правовом статусе. Важность выполняемых им задач ведет
к тому, что его деятельность должна быть максимально открытой. Конкурсный управляющий составляет отчеты, в которых детально должна быть отражена его деятельность. Из содержания отчетов видно, что конкурсный управляющий осуществил все необходимые мероприятия в рамках производства о несостоятельности.
Должник является участником процедуры конкурсного производства. Понятие «должник» используется не только в законодательстве о несостоятельности, но и в других законодательных актах, например, в ГК РФ. Однако при банкротстве понятие должник отличается от понятия должника в гражданско-правовых отношениях. И это проявляется в следующем. Первая отличительная черта - это наступление срока исполнения обязательства. Вторая черта - нахождение в состоянии просрочки исполнения этого обязательства в течение установленного законом срока.
Лицо обладает статусом должника на протяжении всего производства по делу о его несостоятельности, но с момента официального признания (объявления) о его банкротстве оно становится должником несостоятельным, или банкротом.
Применение в отношении должника в течение конкурсного процесса той или иной процедуры банкротства существенным образом изменяет его правовое положение. Закон о банкротстве включает статьи, специально посвященные изменениям в правовом статусе должника, вызываемым введением отдельной процедуры банкротства (ст. 94 «последствия введения внешнего управления», ст. 126 «последствия открытия конкурсного производства»). Но предусмотренные ими изменения в правах и обязанностях должника действуют только в период применения соответствующей процедуры, не характеризуя правовой статус должника в целом, т.е. в течение всего периода осуществления производства по делу о его несостоятельности.
Конкурсный управляющий является важнейшим субъектом, от которого во многом зависит проведение процедур несостоятельности (банкротства).
Конкурсный управляющий также как и другие виды управляющих в рамках банкротства назначается арбитражным судом.
Среди обязанностей конкурсного управляющего отметим следующие:
Во-первых, принятие имущества, осуществление его инвентаризации;
Во-вторых, оценка имущества должника (это полномочие реализуется оценщиком, если другое не говорится в Законе о банкротстве);
В-третьих, обеспечение сохранности имущества, принадлежащего должнику и др.
Формирование конкурсной массы, на наш взгляд, занимает особое место в данной системе, так как именно из конкурсной массы происходит удовлетворение требований кредиторов, что в конечном итоге имеет большое значение для социально-экономического развития Российской Федерации, так как экономический потенциал современного государства находится в прямой зависимости от гарантий возврата денежных средств клиентов в случае банкротства.
Следует отметить, что формирование конкурсной массы выступает в качестве главной обязанности конкурсного управляющего. В целях выявления имущества конкурсный управляющий имеет право:
Во-первых, проводить инвентаризацию и оценку имущества должника;
Во-вторых, принимать меры к обеспечению его сохранности;
В-третьих, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества кредитного учреждения, находящегося у третьих лиц и др.
Одной из мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов, выступает оценка имущества должника.
Оценка имущества осуществляется по правилам законодательства об оценочной деятельности. Оценщик приглашается конкурсным управляющим. Оплата услуг оценщика осуществляется за счет имущества должника.
Оценщик не может быть заинтересованным лицом в рамках производства по делу о банкротстве.
Новеллой является применения механизма погашения требований кредиторов путем предоставления отступного (ст. 142.1 Закона о банкротстве). Применение положений этой статьи вызывает множество вопросов в правоприменительной практике.
По поводу очередности погашения требований кредиторов отметим, что вне очереди погашаются требования по текущим платежам. В исключительных случаях перед текущими платежами могут погашаться расходы на проведение мероприятий по недопущению техногенных и (или) экологических катастроф либо гибели людей (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве).
Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам установлена в п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве. Всего очередей пять, и их применение не вызывает каких-либо сложностей. Требования, относящиеся к одной очереди текущих платежей, погашаются в порядке календарной очередности (п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве).
Отчет конкурсного управляющего является документом, в котором закрепляются итоги конкурсного производства.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:
- размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;
- ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества и др.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-Ф3 (ред. от 3 августа 2018 года №339-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №35. - С. 3146
2. Закон РФ от 19 ноября 1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - №1. - Ст. 6
3. Федеральный закон от 9 июля 2002 года №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (ред. от 21 июля 2014 года №226-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №28. - Ст. 2787; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №30 (Часть I). - Ст. 4227
4. Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 27 декабря 2018 года №514-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №43. - Ст. 4190; Российская газета. - №295. - 2018
5. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 3 августа 2018 года №340-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №49. - Ст. 6076; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №32 (Часть II). - Ст. 5133.
6. Федеральный закон от 25 июля 2011 года №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (ред. от 27 декабря 2018 года №563-ФЗ) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №31. - Ст. 4700; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №53 (часть I). - Ст. 8489.
2. Судебная и иная юридическая практика
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 года №12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» [Текст] // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2006. - №1.
8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2015. - №8.
9. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2014 года №36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» [Текст] // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2014. - №8.
10. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 года №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» [Текст] // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2012. - №8.
11. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [Текст] // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2005. - №12.
12. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 марта 2014 года №17283/13 по делу №А26-10887/2012 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 декабря 2013 года №10125/13 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2000 года №1989/09 по делу №А14-1423/2008-75/6 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 января 2019 года №302-ЭС18-528 по делу №А33- 15936/2016 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2015 года по делу №308-ЭС14-5118, А01- 1156/2010 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2015 года №17АП-710/2015-ГК по делу №А50-23876/2014 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2013 года по делу №А26-5706/2011 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2014 года №18АП-10918/2014 по делу №А76-14794/2014 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2014 года по делу №А14-10932/2012 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
21. Апелляционное определение Белгородского областного суда от 8 октября 2013 года по делу №33-3391 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 февраля 2005 года №А82-2694/2004-45 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».