Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы формирования социальных представлений у мужчин 5
1.1 Теория социально-психологических представлений 5
1.2 Психологические особенности мужчин (на примере юношеского возраста) 10
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений об идеальной девушке у мужчин 18
2.1 Программа исследования 18
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение 31
Актуальность исследования. Выбор будущего супруга происходит под действием ряда факторов, среди которых, прежде всего, представление об идеальном партнере, более или менее осознаваемый образ которого имеется у каждого. В создании этого образа участвуют собственный опыт, опыт родительской семьи, литературные и киногерои, социальные стереотипы и идеал, который существует в группе людей, чье мнение значимо для конкретного человека. В юношеском возрасте возникает и в течение длительного времени сохраняется идеал возлюбленного, включающий человека определенной внешности, с набором конкретных личностных качеств и особенностей. Такой идеал определяет межличностные симпатии и предпочтения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в психологии отсутствуют исследования, посвященные проблеме изучения особенностей социальных представлений об идеальной девушке у мужчин юношеского возраста.
Цель исследования – изучить особенности социальных представлений об идеальной девушке у мужчин.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «социальные представления».
2. Охарактеризовать возрастные особенности мужчин юношеского возраста.
3. Выявить в эмпирическом исследовании особенности социальных представлений об идеальной девушке у мужчин.
Гипотеза: в юношеском возрасте представления мужчин об идеальной девушке включают такие качества, как внешняя привлекательность, эмоции и чувства.
Объект исследования – социальные представления об идеальной девушке.
Предмет исследования – особенности социальных представлений об идеальной девушке у мужчин.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, анализ результатов тестирования.
База исследования: студенты 1-3 курсов АГУ (г. Барнаул).
Выборка: 25 респондентов в возрасте от 18 до 20 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- психологическими подходами в области изучения социальных представлений, представленными научными трудами Р.Ю. Вербицкий, С. Московичи, Н.Г. Осуховой и др.
- подходами к возрастным особенностям юношеского возраста – Е.Н. Каменская, И.В. Лескова, А.А. Люблинская и др.;
- концепцией формирования представлений об образе другого – Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Социальные представления понимаются как специфическая форма познания, а именно знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. Это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения.
Юношеский возраст – это период перехода к самостоятельной жизни, социальный статус юношества неоднороден (и учащиеся, и работающие). Это завершающий этап вторичной социализации, главная социальная задача – выбор профессии. Основные новообразования юношеского возраста – личностное и профессиональное самоопределение. Юноши постепенно достигают социальной зрелости, наступление которой зависит от экономических и культурных условий. В этой период определенное значение для юношей имеет дружеские и любовные отношения. Юношеская любовь идеализирована, в ней много мечтательности и фантазирования, хотя именно в это время происходит большая дифференциация половой любви от других видов эмоциональных отношений, формируется индивидуально своеобразное личностно значимое представление о любви, вместе с тем несущее в себе черты общечеловеческих представлений, обнаруживается стремление к осмыслению сущности внутреннего содержания любви.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что в представлениях об идеальной девушке мужчин юношеского возраста важным являются такие качества, как открытость в отношениях, неконфликтность, внешняя привлекательность, физическое здоровье, определенное материальное положение, способность к аналитической деятельности. Определенное значение для респондентов имеют также такие качества девушек, как легкость, открытость и нестабильность, разнообразное времяпрепровождение.
Проведенное исследование показало, на что, при выборе качеств идеальной девушки, обращают внимание мужчины юношеского возраста. Внешний вид в образе идеальной девушки является значимым, также важны психологические особенности, в которые респондентами были включены эмоции и чувства. Для части респондентов значимым является социальное положение идеальной девушки. Факторный анализ сочинений респондентов выявил, что у большинства респондентов есть четкое представление образа идеальной девушки. Однако, у некоторой части респондентов представление образа идеальной девушки размытое, не полностью сформировано.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. пособ. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 288 с.
2. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2015. – 301 с.
3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Издательство Московского университета, 2014. – 200 с.
4. Вербицкий, Р.Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии / Р.Ю. Вербицкий // Вестник Университета ГУУ. – 2015. – №11. – С. 311-315.
5. Дубровина, И. Психологическая культура личности / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
6. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 640 c.
7. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Е.Н. Каменская – Ростов на Дону: Феникс, 2013. – 328 с.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 523 с.
9. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 521 с.
10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2013. – 412 с.
11. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 256 c.
12. Леонтьев, Д.А. Личностное измерение человеческого развития: теоретический аспект / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 67–80.
13. Лескова, И.В. Социокультурная идентичность: теоретические и прикладные аспекты / И.В. Лескова // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 75-79.
14. Люблинская, А.А. Возрастная психология / А.А. Люблинская. – СПб.: Питер. 2014. – 522 с.
15. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 752 с.
16. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
17. Марцинковская, Т.Д. Психология развития / Т.Д Марцинковская. – Москва: Инфра-М, 2014. – 652 с.
18. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография / А.В. Микляева [и др.]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
19. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Цифровая книга / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2012. – 280 с.
20. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – М.: Академия. 2012. – 745 с.
21. Образ партнера противоположного пола у современной молодежи / И.Л. Шелехов, Е.В. Гребенникова, М.Ю. Слободчикова; рец.: А. Н. Корнетов, Л.Ф. Алексеева; Томский педагогический университет (Томск). – Томск: ТГПУ, 2013. – 232 с.
22. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 452 с.
23. Осухова, Н.Г. В поисках идентичности: от зеркала до дневника / Н.Г. Осухова // Школьный психолог. – 2011. – № 33. – С. 17-24.
24. Переверзева, И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией / И.А. Переверзева // Вопросы психологии. – 2011. – №1. – С. 113-117.
25. Почебут, Л.Г. Социальная психология / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. – СПб. : Питер, 2010. – 672 с.
26. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – СПб: Питер, 2015. – 502 с.
27. Ремшид, Х. Проблемы социализации личности / Х. Ремшид. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2012. – 532 с.
28. Ромек, В.Г. Психологическая по¬мощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2015. – 452 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Эксмо, 2013. – 720 с.
30. Санжаева, Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дисс. ... д-ра психол. Наук / Р.Д. Санжаева. – Новосибирск, 1997. – 347 с.
31. Смирнова, Я.К. Подход к суверенной самодетерминации поведения в контексте временных ориентаций личности / Я.К. Смирнова // Изв. Алтайск. гос. ун-та. – 2014. – Т. 1. – № 2 (82). – С. 75–78.
32. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 240 c
33. Шакуров, Р.Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории / Р.Х. Шахуров. – М.: АСТ, 2012. – 470 с.
34. Фурманов, И.А. Социально-психологические проблемы поведения. Курс лекций для студентов отделения психологии / И.А. Фурманов. – Мн.: БГУ, 2012. – 91 с.
35. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Инфра-М, 2011. – 412 с.
36. Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации / К.Г. Юнг. – СПб.: Питер, 2013. – 698 с.
37. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. – М.: Академия, 2014. – 284 с.
38. Явон, С.В. Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи / С В. Явон // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3. – С. 154-156.
39. Moscovici S. La psychoanalyse, son image et son public. – Paris: Presses Universitaires de France, 1961. – 650 p.
40. Jodelet, D. Representations sociales: un domaine en expansion // Les representations sociales. P., 1989. – 358 p.