Введение 3
1. Характеристика сочинения по репродукции картины как формы развития речи 5
2. Место сочинения по репродукции картины в системе обучения русскому языку в 3 классе 7
3. Приемы подготовки обучающихся к сочинению по репродукции картины 9
4. Подборка темы сочинения по репродукции картины для 3 класса 13
Заключение 16
Список использованных источников 17
Приложение 18
Актуальность работы определяется, во-первых, значимостью написания сочинения как формы развития речи в начальной школе; во-вторых, широкими возможностями (сюжетными, эстетическими), которые дает работа по описанию репродукции картины. Обоснуем эти тезисы.
На сегодняшний день многие специалисты по методике обучения русскому языку в начальной школе и учителя-практики придерживаются достаточно традиционного взгляда на приемы и необходимость написания сочинения вообще и по репродукции картины в частности. Согласно этим взглядам, уроки подготовки к написанию сочинений по репродукции картины являются весьма шаблонными и, если можно так выразиться, «проходными» темами. При подготовке к этим сочинениям слабо учитывается психологический аспект влияния произведений живописи на обучающегося, не в полной мере используется образовательно-воспитательный потенциал описания произведений искусства. В связи с этим, методика подготовки и проведения сочинению по репродукциям на сегодняшний день остается слабо разработанной; как следствие, в школьной практике этой работе уделяется мало времени.
Цель настоящей работы – описать методику подготовки и проведения сочинений по картине в 3 классе общеобразовательной школы.
Объектом настоящей работы выступает написание сочинения по картине как форма развития речи в начальной школе; предметом исследования – методика подготовки и проведения упомянутых уроков русского языка.
Задачами работы выступают:
1) дать характеристику сочинений по картине как формы развития речи в начальной школе;
2) указать место сочинения по репродукции картины в системе обучения русскому языку в 3 классе;
3) описать приемы подготовки обучающихся к сочинению по репродукции картины;
4) провести подборку репродукции картины для написания сочинения в 3 классе.
Информационной базой написания настоящей работы выступили труды отечественных педагогов начальной школы, таких как Е.Л. Баринова, Т.О. Задунова, Л.М. Зельманова, А.В. Кучин, Л.А. Мосунова, Д.Н. Новикова, А.А. Ходякова и других.
Методы исследования, применяющиеся в настоящей работе: анализ литературы по теме исследования, обобщение результатов анализа.
Структура текста настоящей работы включает в себя: введение, в котором формулируются цели и задачи исследования; четыре пункта основной части, соответствующие поставленным задачам исследования; заключения с основными выводами по результатам исследования.
Как отмечено в настоящей работе, написание сочинений по репродукциям картин в 3 классе общеобразовательной школы на сегодняшний день в начальной школе используется относительно редко. Это обусловлено тем фактом, что действующие программы изучения русского языка отводят мало академических часов этому виду деятельности. Как следствие, написание сочинений по репродукциям картин также занимает весьма скромное место в программе обучения младших школьников.
Тем не менее, даже при наличии достаточно скромного количества часов, отводимых на написание сочинений по картинам, существует ряд удачных методических разработок по подготовке и проведению такого вида уроков русского языка; доказана целесообразность их проведения, обоснована их эффективность с точки зрения развития речи обучающегося в начальной школе. Каждый практикующий учитель может для себя подобрать ту методическую разработку (или создать собственную), которая была бы наиболее адекватна уровню подготовленности класса, целям и стилю преподавания самого учителя, а также текущей педагогической ситуации в классе.
В настоящей работе также приведен пример репродукции картины, которую можно было бы использовать в третьем классе общеобразовательной школы для написания сочинения, раскрыт содержательный и воспитательный потенциал этой картины, предложен подход по подготовке и проведению урока по написанию сочинения.
В настоящей работе выделены как этапы реализации методики подготовки учеников к написанию сочинений по репродукциям картины, так и рассмотрены конкретные положения этой методики, а именно:
1) рассмотрена последовательность этой работы в наиболее распространенных в России УМК для начальной школы;
2) приведен пример работы с репродукцией конкретной картины.
Список использованных источников
1. Баринова, Е.Л. Методика русского языка. Учебное пособие для педагогических ВУЗов / Е.Л. Бариновой. – М.: Дрофа, 2018. – 298 с.
2. Задунова, Т.О. Искусство писать сочинение / Т.О. Задунова // Русский язык. – 2017. – №9. – С. 12-16.
3. Зельманова, Л.М. Развитие речи в начальной школе / Л.М. Зельманова. – М.: Дрофа, 2015. – 267 с.
4. Методика русского языка в начальной школе / под ред. проф. А.В. Кучина. – М.: Просвещение, 2016. – 274 с.
5. Мосунова, Л.А. Сочинение по репродукции картины: структурно-функциональный подход / Л.А. Мосунова // Русская словесность. – 2016. – №6. – С. 22-26.
6. Новикова, Д.Н. Сочинение-рассказ по сюжетным картинам / Д.Н. Новикова // Русский язык. – 2017. – №7. – С. 10-14.
7. Сочинение по картине. Начальная школа: методическое пособие / под ред. проф. А.А. Ходяковой. – М.: Астрель, 2017. – 244 с.
1. Баринова, Е.Л. Методика русского языка. Учебное пособие для педагогических ВУЗов / Е.Л. Бариновой. – М.: Дрофа, 2018. – 298 с.
2. Задунова, Т.О. Искусство писать сочинение / Т.О. Задунова // Русский язык. – 2017. – №9. – С. 12-16.
3. Зельманова, Л.М. Развитие речи в начальной школе / Л.М. Зельманова. – М.: Дрофа, 2015. – 267 с.
4. Методика русского языка в начальной школе / под ред. проф. А.В. Кучина. – М.: Просвещение, 2016. – 274 с.
5. Мосунова, Л.А. Сочинение по репродукции картины: структурно-функциональный подход / Л.А. Мосунова // Русская словесность. – 2016. – №6. – С. 22-26.
6. Новикова, Д.Н. Сочинение-рассказ по сюжетным картинам / Д.Н. Новикова // Русский язык. – 2017. – №7. – С. 10-14.
7. Сочинение по картине. Начальная школа: методическое пособие / под ред. проф. А.А. Ходяковой. – М.: Астрель, 2017. – 244 с.