Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИИ

Работа №32485

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы160
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
545
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИЗНЕС ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА 7
1.1. Бизнес-привлекательность города: понятие, основные составляющие 7
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие управление бизнес -
привлекательностью города 15
1.3. Методики оценки бизнес-привлекательности города 22
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
БИЗНЕС-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИИ 30
2.1 Анализ бизнес-привлекательности городов-миллионников России 31
2.2 Оценка взаимосвязи бизнес-привлекательности и количества
предприятий и организаций в городах-миллионниках России 43
2.3 Анализ управления бизнес-привлекательностью в городах-
миллионниках России 63
3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ БИЗНЕС-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИИ 92
3.1 Зарубежный опыт повышения бизнес-привлекательности города 92
3.2 Разработка предложений по повышению бизнес-привлекательности
городов-миллионников России 97
Заключение 107
Список литературы 110
Приложения


Актуальность темы исследования: На сегодняшний день города являются не только самостоятельными субъектами экономической деятельности, но и центрами инновационного развития, основной движущей силой. Каждый из городов по-своему уникален, сочетает в себе наличие разнообразных ресурсов, технологий, потенциальных возможностей.
Задача органов власти - способствовать максимальному раскрытию и развитию этих возможностей в целях удовлетворения основных потребностей граждан. Муниципалитеты не способны справиться с этой задачей в одиночку, для реализации поставленных целей необходимо привлечение такого элемента, как бизнес-структуры.
Бизнес, в свою очередь, выбирает ту территорию, на которой имеются лучшие условия для его развития и дальнейшего успешного функционирования, а также где есть гарантия получения прибыли. Именно по этой причине крупные города становятся площадкой для активной предпринимательской деятельности и конкуренции, а другие территории страдают от нехватки бизнес-единиц.
Привлечение и удержание на территории субъектов бизнеса напрямую зависит от эффективности использования в полном объеме потенциала территории, а также от выстраивания муниципалитетом грамотной политики по привлечению бизнеса с учетом своих сильных и слабых сторон, а также своего положения относительно других городов. Этим и обуславливается актуальность данного исследования. Она подтверждается еще и тем фактом, что в России не сформировано единого подхода к понятию бизнес - привлекательности, что ведет к разному толкованию и невозможности сведения всех субъектов в единый перечень.
Степень разработанности: понятие бизнес-привлекательности городов на сегодняшний день является актуальной темой для исследований российских и зарубежных авторов. Среди них можно выделить: В.В. Бочарова, Э.И. Крылова, Л.М. Давиденко, Н.С. Данакина, О.И. Дивиченко, А.В. Любаненко, Н.Э. Виноградову, И.Н. Мысляеву, и других.
Объектами исследования в данной работе являются города- миллионники РФ: Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Ростов-на-Дону, Омск, Воронеж, Волгоград, Пермь, Красноярск, Челябинск.
Предмет исследования - организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе повышения бизнес - привлекательности городов-миллионников в современной России.
Целью проведения исследования является анализ текущей бизнес - привлекательности городов-миллионников России по авторской методике и разработка рекомендаций по ее повышению.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
У дать определения понятию бизнес-привлекательности города и изучить возможные классификации;
У изучить нормативно-правовые акты, регулирующие процессы управления бизнес-привлекательностью в городах-миллионниках;
У разработать авторскую методику оценки бизнес привлекательности города на основе анализа существующих методик;
У оценить бизнес-привлекательность городов-миллионников по
авторской методике;
У провести оценку взаимосвязи выбранных критериев анализа с числом предприятий и организаций;
У проанализировать систему управления бизнес - привлекательностью в городах-миллионниках России;
У провести качественный анализ привлекательности городов-
миллионников России для субъектов малого бизнеса;
У предложить возможности по внедрению зарубежного опыта в сфере повышения бизнес-привлекательности в городах-миллионниках РФ;
У разработать рекомендации по повышению бизнес- привлекательности городов-миллионников РФ
Информационную основу исследования составили, в первую очередь, нормативно-правовые акты РФ, а также муниципальных образований. К их числу относятся: Конституция РФ, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а также НПА муниципальных образований, утверждающие муниципальные программы поддержки МСП. Также в работе были использованы материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
При изучении основных теоретических аспектов бизнес привлекательности были использованы работы следующих авторов: Улимбашев А.З., Давиденко Л.М., Данакин Н.С., Дивиченко О.И., Любаненко А.В., Виноградова Н. Э., Мысляева И.Н., Рубан В.А., Нестерова С.И., Балыкова Л.Н., Стефанова Н.А., Михалев И.В., Левченко Т.П.
При анализе и разборе зарубежного опыта привлечения бизнес-сектора были использованы работы следующих авторов: Блудов А.М., Крылова М.В., Кречетов Р.И., Яковенко Д.А., Владимирский Д., Усенков И.А., Храмцова А.Д., Кирьянова В.В., Рольгайзер А.А.
Методами исследования являются: корреляционно-регрессионный анализ, контент-анализ, анализ изменения показателей в динамике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе приведены основные теоретические понятия бизнес - привлекательности, подходы различных авторов к их классификации. Определены основные НПА в сфере бизнес-привлекательности в городах- миллионниках России, а также рассмотрены существующие методики оценки, разработана собственная.
Во второй главе, посвященной практическим аспектам анализа, проведена рейтинговая оценка бизнес-привлекательности городов- миллионников по авторской методике, выявлена степень влияния показателей на число предприятий и организаций в городе, а также проведен контент-анализ новостного портала о малом предпринимательстве.
В третьей главе рассмотрен зарубежный опыт по привлечению бизнессектора и возможности его внедрения в города России. Подведены итоги и даны рекомендации по привлечению предпринимателей в каждый из рассмотренных городов-миллионников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было уточнено понятие бизнес-привлекательности города, изучена и обобщена теоретическая база исследования, проанализированы основные нормативно - правовые акты, регулирующие сферу бизнес-привлекательности в стране в целом и в каждом отдельном городе-миллионнике. Выработана собственная методика оценки бизнес-привлекательности, проведена оценка по ней, а также выявлено влияние выбранных факторов на изменение числа малых и средних предприятий в городе; проведен контент-анализ новостей о мерах привлечения малых предприятий на территорию городов-миллионников. Исходя из полученных данных, разработаны рекомендации по улучшению общего уровня бизнес-привлекательности.
Можно сделать следующие выводы:
Бизнес-привлекательность города - это совокупность факторов, присущих определенному городу и характеризующих уровень имеющихся условий для развития собственного дела с позиции предпринимателей.
На основании методик Forbes и «РБК. Рейтинг» разработана авторская методика оценки бизнес-привлекательности городов, включающая следующие показатели:
• Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;
• Инвестиции в основной капитал на душу населения;
• Доходы бюджета на душу населения;
• Оборот розничной торговли на душу населения;
• Ввод в действие основных фондов;
• Среднемесячная начисленная заработная плата;
• Доля незанятых граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в государственные организации службы занятости населения (на конец года) в общей численности населения;
• Объем платных услуг на душу населения
В ходе анализа городами-лидерами были признаны: Екатеринбург, Красноярск, Казань. Города-аутсайдеры: Воронеж, Волгоград, Омск.
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ подтвердил наличие зависимости между изменением выбранных критериев и числом малых и средних предприятий в городе. Каждое уравнение регрессии прошло несколько проверок, таким образом, были отсеяны уравнения с низким уровнем качества, которые не могут быть использованы для дальнейшего анализа. Оказалось, что в основном число малых и средних предприятий зависит от доли незанятых, обратившихся в службу занятости, в общей численности населения. Данная связь была обнаружена в городах: Уфа, Самара, Челябинск, Нижний Новгород. В Екатеринбурге число малых и средних предприятий в большей степени зависит от показателя оборота розничной торговли на душу населения. В Красноярске таким фактором стали доходы бюджета на душу населения; в Волгограде - объем платных услуг на душу населения. В остальных городах построенные модели не прошли проверку по критериям Стьюдента и Фишера. Тем самым были определены основные проблемные точки, работать над которыми необходимо для повышения общего уровня бизнес-привлекательности.
Контент-анализ, в свою очередь, выявил, что практически во всех городах-миллионниках оказывается преимущественно информационно-консультационная поддержка, которой недостаточно для функционирования малых предприятий. В Челябинске, Самаре, Уфе, Воронеже, Красноярске, Перми в 2017 году отсутствовали новости об имущественной поддержке. В Новосибирске, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе обнаружилась нехватка информации о финансовой поддержке.
Можно сделать вывод, что города-миллионники развиты неравномерно, они используют разные стратегии по привлечению бизнеса, одни из которых оправдывают себя, другие - нет. Основные направления, по которым ведется работа, отображены в муниципальных программах по поддержке и развитию сектора МСП. Примечателен тот факт, что в городах- аутсайдерах по общему рейтингу нет отдельно принятой программы. Все мероприятия включены в общую программу социально -экономического развития территории. В ходе исследования были даны рекомендации для каждого города, исходя из состояния основных выбранных критериев анализа, а также общие рекомендации:
• Участие в федеральных и региональных программах, проектах, конкурсах, грантах по поддержке МСП;
• Проведение активной PR-кампании с позиционированием города как комфортной среды для формирования бизнес-структур;
• Развитие сети технопарков и бизнес-инкубаторов в городах- миллионниках;
• Расширение спектра уже оказываемых мер поддержки, добавление «недостающих» элементов;
• Проведение бесплатных занятий и тренингов, оказание консультаций для желающих открыть свой бизнес;
• Снижение административных барьеров с целью выстраивания конструктивного диалога между органами власти муниципалитета и предпринимателями
Бизнес - неотъемлемая часть жизни всего общества, способ существования отдельных граждан и значительная поддержка для государства. Ключевое место бизнеса в жизни общества обусловлено его функциями в общественном развитии. Вне зависимости от совокупности разнообразных факторов внутренней и внешней среды, каждое общество способно существовать и успешно развиваться лишь при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство его потенциала, что предполагает эффективную деловую активность и управление ею. Поэтому повышение бизнес-привлекательности отдельных территорий всегда будет актуален.



1. Конституция РФ
2. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
4. Постановление Администрации города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 29.01.2019 №130 Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2019-2024 годы
5. Постановление Исполнительного комитета города Казани республики Татарстан от 28.04.2017 года №1565 «О программе поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Казани на 2017-2019 годы»;
6. Постановление Администрации городского округа город Уфа республики Башкортостан от 22.03.2016 года №369 Об утверждении муниципальной программы «Развитие городского округа город Уфа республики Башкортостан» Подпрограмма 3 «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан»;
7. Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013 года №1279 Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж «Экономическое развитие и инновационная экономика» на период 2014-2020 года Подпрограмма 1 «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства»
8. Постановление Администрации городского округа Самара от 28.12.2012 г. №1830 Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2013-2018 годы»;
9. Постановление Администрации города Омска от 14.10.2013 года №1164-п Об утверждении муниципальной программы города Омска «Социально-экономическое развитие города Омска» Подпрограмма 1 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства»;
10. Постановление Администрации города Красноярска от
12.11.2015 года №713 Об утверждении муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске» на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов;
11. Постановление Администрации города Екатеринбурга от
26.10.2016 г. № 2126 Муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017-2020 годы»;
12. Постановление Администрации Волгограда от 31.10.2016 №1660 Об утверждении муниципальной программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде»
13. Распоряжение Администрации города Челябинска от 20.04.2017 года №4715 Об утверждении муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2018-2020 годах»;
14. Постановление Администрации города Перми от 19.10.2017 года №898 Об утверждении муниципальной программы «Экономическое развитие города Перми» Подпрограмма 3 «Развитие малого и среднего предпринимательства»;
15. Постановление мэрии города Новосибирска от 20 октября 2017 г. № 4774 О муниципальной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска» на 2018 - 2020 годы;
16. Постановление Администрации города Ростов-на-Дону от 28.12.2018 года №1369 Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики города Ростова-на-Дону» Подпрограмма 2 «Развитие
Печатная периодика
17. Балыкова Л.Н., Нестерова С.И. Идентификация конкурентоспособности города для бизнеса // Вестник международного института рынка - 2015 - №1 - с.19-25
18. Владимирский Д. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция - 2014 - №1 - с.209-2012
19. Имагеева Г.Р. Предпринимательский климат в России и
формирующие его факторы: социологический анализ // Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены - 2013 - №8 (114) - с. 114-121
20. Кречетов Р.И. Государственные меры поддержки МСП в России и за рубежом // Международный научный студенческий вестник - 2015 - №6 - с. 1-13
21. Михалев И.В., Левченко Т.П. Методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности // Интернет-журнал Науковедение - 2016 - №3(34) - с.57
22. Мысляева И. Н. «Государственные и муниципальные финансы»
23. Яковенко Д.А. Преимущества и возможности открытия и ведения бизнеса в США // Конкурентоспособности территорий - 2018 - с. 130-132
Электронные ресурсы
24. 10 лучших регионов для ведения бизнеса / сайт
«https://basetop.ru» // URL: https://basetop.ru/revting-luchshih-regionov-dlva- vedeniya-biznesa-v-rossii/ (дата обращения: 13.11.2018)
25. 30 лучших городов для бизнеса 2013 / сайт
«https://www.forbes.ru» // URL: https://www.forbes.ru/rating/30-luchshih-
gorodov-dlva-biznesa-2013/2013 (дата обращения: 24.10.2018)
26. SIAGI / сайт «http://www.siagi.com» // URL:
http ://www. siagi.com/ qui-sommes-nous#notre-mtier (дата обращения:
13.03.2019)
27. Белолипецкая А.В., Калинин К.Н. Параметры легкости ведения бизнеса в Тульском регионе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки - 2017 - с. 36-45 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/parametry-le gkosti- vedeniya-biznesa-v-tulskom-regione (дата обращения: 07.10.2018)
28. Блудов А.М. Зарубежный опыт регулирования
предпринимательской деятельности: вопросы адаптации // Социально - экономические явления и процессы - 2011 - №3-4 (025-026) - с. 31-35 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt- regulirovaniya-predprinimatelskov-devatelnosti-voprosv-adaptatsii (дата
обращения: 26.03.2019)
29. Давиденко Л.М. Предпринимательский климат как фактор
эффективности интеграционных процессов // Управление коммерческой деятельностью: проблемы и пути решения - 2013 - с.122-126 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrarv.ru/item.asp?id=22524046 (дата обращения:
13.11.2018)
30. Данакин Н.С., Дивиченко О.И. Концептуальный анализ понятия
«Предпринимательский климат» // Теория и практика общественного развития - 2017 - №5 - 66-68 [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrarv.ru/item.asp?id=29117834 (дата обращения: 12.11.2018)
31. Департамент экономики города Ростова-на-Дону / сайт
http://rostov-gorod.info // URL: http://rostov-
gorod.info/administration/structure/departments/de g/ (дата обращения
18.04.2019)
32. Департамент экономической политики и инвестиционного развития / сайт http://www.admkrsk.ru // URL:
http://www.admkrsk.ru/administration/structure/economydep/pages/default.aspx (дата обращения 18.04.2019)
33. Инновационный технопарк «Идея» / сайт http://www.tpidea.ru // URL: http://www.tpidea.ru/page12 (дата обращения 18.04.2019)
34. Крылова М.В. Особенности системы поддержки малого и
среднего предпринимательства в США // Российское предпринимательство - 2014 - №21 (267) - с. 24-28 [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-podderzhki-malogo-i- srednego-predprinimatelstva-v-ssha (дата обращения: 01.04.2019)
35. Любаненко А.В., Виноградова Н.Э. Инвестиционный климат в
городе Тюмени // Инвестиционная активность городов России [Электронный ресурс]. URL: http://ic.surgu.ru/attachments/article/142/2005 04 3-lub-v.pdf
(дата обращения: 16.11.2018)
36. Н.А. Стефанова Совершенствование метода оценки привлекательности ведения бизнеса в регионе // Основы экономики, управления и права - 2014 - №5(17) - с.70-72 [Электронный ресурс]. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metoda-otsenki- privlekatelnosti-vedeniva-biznesa-v-regione (дата обращения: 21.10.2018)
37. Нестерова С.И. Модель оценки конкурентоспособности региона для бизнеса на основе агрегированных показателей // Современные проблемы науки и образования - 2013 - №6 - с.440 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrarv.ru/item.asp?id=21162864 (дата обращения: 20.11.2018)
38. НО Фонд «Екатеринбургский центр развития
предпринимательства» / сайт http://ekbiznes.ru // URL: http://ekbiznes.ru/about/ (дата обращения 18.04.2019)
39. Регионы России. Основные социально-экономические показатели
городов / сайт http://www.gks.ru // URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc 1138631758656 (дата обращения: 03.03.2019)
40. Рейтинг лучших городов для бизнеса в развивающихся странах /
сайт «http://www.prostobiz.ua» // URL:
http://www.prostobiz.ua/biznes/biznes start/novosti/kiev v hvoste reytinga luchs hih gorodov dlya biznesa v razvivayuschihsya stranah (дата обращения:
24.10.2018)
41. Рейтинг лучших городов для малого бизнеса / сайт
«https://www.equipnet.ru» // URL:
https://www.equipnet.ru/articles/gover/gover 825.html (дата обращения:
24.10.2018)
42. Ресурсный центр малого предпринимательства / сайт
«https://rcsme.ru» // URL: https://rcsme.ru/ru/about (дата обращения:
13.01.2019)
43. Рубан В.А. Привлекательность региона для населения и бизнеса // Вестник Бурятского государственного университета -2013 - №1 — с. 127-131 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/privlekatelnost- regiona-dlya-naseleniya-i-biznesa (дата обращения: 28.10.2018)
44. Улимбашев А.З. Методика расчета оценки состояния факторов, формирующих предпринимательский климат // Известия Санкт- Петербургского аграрного университета — 2016 - №43 — с. 192-196 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27241064 (дата обращения: 13.11.2018)
45. Управление предпринимательства и инвестиционной политики / сайт https://novo-sibirsk.ru // URL: https://novo-sibirsk.ru/dep/industry-business/ (дата обращения: 18.04.2019)
46. Усенков И.А. Правовое регулирование и государственная
поддержка малого бизнеса во Франции // Концепт — 2018 — №7 — с. 1-5 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-
regulirovanie-i-gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-vo-frantsii (дата обращения: 04.04.2019)
47. Уфимский городской фонд развития и поддержки малого
предпринимательства / сайт http://ufasbfund.ru // URL:
http://ufasbfund.ru/about/deiatelnosti/ (дата обращения 18.04.2019)
48. Храмцова А.Д., Кирьянова В.В., Рольгайзер А.А. Особенности
ведения бизнеса во Франции // Экономика и социум - 2016 - №6 (25) [Электронный ресурс]. URL:
https://www.iupr.ru/domains data/files/zurnal 25/Hramcova%20A.D..pdf (дата обращения: 13.03.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ