Глава 1. Теоретические основы познавательной деятельности и межпредметных связей 9
1.1. Сущность, структура, особенности организации учебно- познавательной
деятельности 9
1.2. Познавательный интерес как эмоциональная регуляция познавательной
деятельности учащихся 23
1.3. Влияние межпредметных связей на развитие познавательной
деятельности, интересов и умений учащихся 32
1.4. Формы и методы реализации познавательной деятельности учащихся на
уроке истории 42
Выводы к первой главе 56
Глава 2. Педагогический эксперимент по выявлению условий развития познавательной деятельности учащихся 60
2.1 Диагностическое исследование познавательной деятельности при реализации межпредметных связей 60
2.2. Формирование познавательной деятельности в условиях проектной
деятельности на междисциплинарной основе 73
2.3. Анализ результатов исследования познавательной деятельности
учащихся в процессе реализации межпредметных связей 78
Выводы по второй главе 91
Заключение 94
Приложения
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию развития познавательной активности в 6-х классах на уроках истории при использовании межпредметных связей.
Нынешняя система образования ориентирована на формирование интеллектуально-развитого человека с целостным взглядом на мир, который будет способен к самостоятельной познавательной деятельности на протяжении всей своей жизни. То, что содержат и представляют собой курсы по истории, оказывает помощь каждому интерпретировать события прошлого и настоящего, гораздо лучше понять самого себя и свою роль в социуме, что, без сомнения, согласовывается с современными тенденциями гуманизации образования.
Требования, которые представлены в ФГОС ООО и в Историкокультурном стандарте, обусловили актуальность нашего исследования. У нашего предмета есть огромные ресурсы для развития познавательной деятельности. В соответствии с историко-культурным стандартом наиболее важной задачей преподавания истории в школе является формирование осознанного оценочного отношения к историческим личностям, процессам и явлениям посредством активной деятельности обучающегося на занятии. ФГОС определяет требования к результатам обучения, включая знание междисциплинарных концепций и универсальных учебных действий, а также способность использования их в учебной и познавательной деятельности. [43, 41] Это, в свою очередь, требует изучения способов реализации междисциплинарных связей на уроках истории, которые способствуют развитию познавательной активности учеников. К тому же, в современных условиях отмечается недостаточно сильная подготовка учителей по использованию междисциплинарных задач, способствующих повышению познавательной активности.
Огромную лепту в развитие теории познавательной деятельности внесли В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, О.Б. Даутова, Ш.А. Амонашвили и другие, каждый из которых внес свой вклад для решения проблемы.
Проблема междисциплинарных связей нашла свое отражение в работах таких ученых, как В.Н. Максимова, И.Д. Зверев, Н.Н. Рахманина.
Интерес к исследованию познавательной активности учащихся отражен в диссертационных трудах В.В. Садовой, В.В. Дубининой, Е.В. Коноваловой и др.
Но тем не менее необходимой информации о развитии познавательной активности путем междисциплинарных связей в 6-х классах нами выявлено не было. Проблема недостаточно хорошо изучена для данной возрастной категории.
В связи с этим возникает ряд противоречий:
- между необходимостью применения новых форм и методов обучения в развитии познавательной деятельности и отсутствием профессиональной подготовки учителей;
- между современными потребностями образования в подготовлении всесторонне развитой личности и отсутствием межпредметных задач по развитию познавательной активности;
- между наличием огромного количества междисциплинарных связей с содержанием курса истории и отсутствия использования их на занятии из-за недостаточно развитой методологической базы.
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории путем реализации междисциплинарных связей.
Актуальность обозначенной проблемы и ее недостаточное теоретическое и практическое развитие определили выбор темы
исследования: «Формирование познавательной активности в 6-х классах на уроках истории путем межпредметных связей».
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать
педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 6-х классов на уроках истории путем межпредметных связей.
Объект исследования: развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при осуществлении межпредметных связей.
Предмет исследования: педагогические условия, которые
обеспечивают развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при осуществлении междисциплинарных связей.
Исходя из цели и предмета, формируется гипотеза исследования. Она заключается в том, что развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при реализации междисциплинарных связей будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- раскрыто содержание познавательной активности и междисциплинарных связей;
- разработан и реализован проект, который в свою очередь расширяет школьную программу, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации междисциплинарных связей;
- спроектированы междисциплинарные задания для учащихся 6-го класса;
- школьники участвуют в различных формах самостоятельной познавательной деятельности.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:
- изучить и проанализировать в теории и на практике состояние проблемы развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при реализации междисциплинарных связей;
- выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории в контексте интеграции;
- разработать проект, направленный на развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории, реализуя междисциплинарные связи.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
достижения отечественной педагогики и психологии, а именно, психологическую сторону познавательной активности рассматривали В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, в дидактическом плане проблемой занимались О.Б. Даутова, Ю.К. Бабанский и Г.И. Щукина, познавательный интерес стал основой исследований Г.И. Щукиной и П.П. Блонского; концепции и подходы: системно-деятельностный, компетентностный,
культурологический.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, изучение и анализ познавательной деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов исследования.
Более того, были использованы следующие методики исследования: Авторские методики анкетирования: - анализ познавательной активности учащихся (Бойко Ю.В., Червякова Л.А.);
- «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П. и Курдюкова Н.А.);
- методика Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю., направленная на выявление интереса к изучению истории.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №156" Советского района города Казани.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- раскрыты сущность, структура и особенности процесса развития познавательной активности учащихся и реализации междисциплинарных связей;
- определены, научно обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории путем междисциплинарных связей.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении базовых понятий «познавательная активность», «познавательная деятельность», «познавательный интерес», «межпредметные связи», «интеграция», «межпредметные умения». Обоснована педагогическая целесообразность и методическая необходимость проведения интегрированных уроков в процессе изучения истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- материалы исследования могут быть использованы педагогами как истории, так и других смежных предметов в процессе обучения школьников;
- предложены апробированные межпредметные проблемные и творческие задания, являющиеся средством овладения опытом познавательной активности при изучении истории;
- разработан междисциплинарный проект, который направлен на повышение познавательной активности учащихся 6-х классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются опорой исходных положений выпускной
квалификационной работы на достижения в области истории, возрастной психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания истории, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. Объем работы страниц.
Модернизация современного образования настоятельно требует поиска новых путей его совершенствования. Одним из таких путей является развитие познавательной деятельности учащихся 6-х классов на уроках истории в условиях межпредметной интеграции.
Теоретическое изучение развития познавательной деятельности учащихся 6-х классов в условиях интеграции истории с другими предметами, проведенное нами педагогическое исследование позволили нам подтвердить выдвинутую ранее гипотезу и сделать следующие выводы:
1. Ученые по-разному трактуют понятие «учебно-познавательная деятельность», но все они сходятся в одном - эта деятельность может быть организована как самим обучающимся, так и с помощью педагога. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов выделяли основные составляющие учебнопознавательной деятельности: 1) мотивация, 2) учебная задача, 3) учебное действие, 4) контроль, 5) оценка.
Активатором познавательной деятельности является познавательный интерес. Познавательный интерес складывается в процессе всей жизнедеятельности человека. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы и может служить мотивом, если ученик готов совершенствовать свою деятельность. Задача современной школы и учителя последовательно формировать познавательный интерес, включая учеников в активную самостоятельную деятельность.
Для наиболее полного усвоения и систематизации полученных знаний реализуются межпредметные связи. В процессе решения межпредметных задач у учащихся формируются навыки познавательной деятельности.
2. Результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента позволили выявить исходные показатели сформированности познавательной деятельности учащихся 6-х классов. Для исследования мы использовали три анкеты по разным методикам. Так, нами были апробированы методики Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. Бойко и Л.А. Червяковой. Было выявлено, что в экспериментальной группе и контрольной группе у большинства сформирована средняя познавательная активность. Однако контрольная группа проявила более высокие результаты на высоком и среднем уровнях познавательной активности, а низких результатов оказалось больше у экспериментальной группы. Это позволило нам сделать вывод, что контрольная группа является более познавательно активной.
Анализ результатов диагностики Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой, показал, что мотивация в исследуемом классе также находится на более низком уровне. Основная масса класса видят мотивом обучения получение отметки, а не приобретение знаний.
Методика Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. помогла нам выявить отношение учащихся непосредственно к истории. Выяснилось, что учащиеся экспериментальной группы в меньшей степени считают историю необходимым предметом, нежели контрольной. Кроме того, история не представляет для них личной значимости, интересует только фактологическая и событийная сторона предмета. Доминирует воспроизводящий способ познавательной деятельности.
3. Полученные результаты послужили поводом для проведения формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе перед нами стояла цель - повысить познавательную деятельность экспериментального класса. Для достижения поставленной цели нами был разработан проект, расширяющий школьную программу по истории в восьмом классе на тему: «Древнерусские летописи». Проект включал в себя межпредметные проблемные задания. В ходе реализации проекта мы увидели, что ученикам интересна данная форма работы, познавательная деятельность на подобных уроках была выше, чем на традиционных. Это подтверждают показатели контрольного этапа эксперимента.
4. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали, что познавательная активность сформирована на более высоком уровне. Меньше учащихся стали проявлять низкую познавательную активность. Мотивация также повысилась. Учеников с высокой мотивацией на приобретение знаний стало больше, а учеников, интересующих отметки - меньше. Повысилось количество учащихся, для которых история интересный и необходимый предмет. Более того, способ познавательной деятельности повысился до творческо-поискового уровня.
Результаты контрольного этапа нашего эксперимента подтвердили гипотезу исследования: развитие познавательной деятельность учащихся 6х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- раскрыта сущность познавательной деятельности и межпредметных связей;
- разработан и внедрен проект, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации межпредметных связей;
- спроектированы межпредметные задания для учеников 6-го класса;
- обеспечена вовлеченность школьников в различные формы самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, цели и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
1. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе/ Ш. А. Амонашвили// Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 36 - 41.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика/ Ю.К. Бабанский - М.:
Просвещение, 1983.
3. Батурина Г.И. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе / Г.И. Батурина// Советская педагогика. - 1974.
№ 5. С. 46-51.
4. Беспечанский В. П. Формирование исторического мышления школьников/Под ред. В.П. Беспечанского. - Челябинск, 1974 -1976. - Вып.1- 3.
5. Беликов В.А. Личностная ориентация учебнопознавательной деятельности/ В.А. Беликов. - Челябинск: Факел, 1995 - 141 с.
6. Блонский П.П. Педагогика. / П.П. Блонский. - 4-е изд. М., 1924. -С. 76.
7. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения./П.П. Блонский. - М., 1961. - С.141.
8. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения./П.П. Блонский. - М., 1961. - С. 126.
9. Блонский П.П. Что нам взять от Долтонского плана // На путях к новой школе. №3. 1924. - 121 с.
10. Борисенко Н.Ф. Об основах межпредметных связей /Н.Ф. Борисенко// Советская педагогика. - 1971. - № 1. с. 4-24.
11. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. зведений/ Е.Е. Вяземский О.Ю. Стрелова. - М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
12. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе/ П.В. Гора. - М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
13. Давыдов В.В. Психическое развитие младшего школьника/ В.В. Давыдов. - М, 1990. - С. 12-27.
14. Давыдов В.В. Учебная деятельность// Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - 2 т. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - с. 497.
15. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М Педагогика, 1986 - 240 с. - (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
16. Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей/Отв.ред. Н.Г. Дайри. - М., 1978. - Ч2. - Гл. XVII.
17. Данильченко М.Г. П.П. Блонский о формировании интереса к учению и желании школьников учиться как об условиях их успешного учения / М.Г. Данильченко, Е.Р. Артамонова// Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина. 1988. - 217 с.
18. Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьников на уроке в условиях ФГОС/О.Б. Даутова. - Санкт- Петербург: КАРО, 2016. - 184 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
19. Дорожкина Н. Как готовить интегрированные уроки: история + литература/ Н.Дорожкина, Т.Нехорошева. Е.Семыкина, О.Ковальчук - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первое сентября», серия
«История». Вып.3 (9)).
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология./И.А. Зимняя.- М.: Логос, 2000. 384 с. С.191;
21. Клименко В.С. Современный урок: Проблемно-диалогическое обучение/В.С. Клименко// Сборник Урок в современной школе. 2018. - С. 33- 45,
22. Колоскова А.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителей/ Под ред. А.Г. Колоскова. - М., 1984. - 272 с.
23. Коновалова Е.В. Педагогические условия развития диалоговой культуры в учебно-познавательной деятельности студентов - будущих педагогов: дис. на соискание ученой степени кан. пед. наук. - Казань 2007. - С.81.
24. Космаенко Л.М. Эмоциональное побуждение познавательной деятельности учащихся на уроке. Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности/ Л.М. Космаенко// Межвузовский сборник научных трудов-Волгоград: ВПИ им. А.С. Серафимовича, 1988 - 150 с.
25. Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. — С. 11—106.
26. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей/ И.Я. Лернер. - М., 1982.
27. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебновоспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов./ В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
28. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе/ И.Д. Зверев, В.Н. Максимова /- М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
29. Подлиняев О.Л. «Формирование познавательных интересов на уроках физики/ О.Л. Подлиняев // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. Межвузовский сборник научных трудов-Волгоград: ВПИ им. А.С. Серафимовича, 1988. С. 94;
30. Рахимов А.З. Роль учебной деятельности в развитии познавательных возможностей учащихся/ А.З. Рахимов//Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. Межвузовский сборник научных трудов-Волгоград: ВПИ им. А.С. Серафимовича, 1988. - С.100-101.
31. Рахманина Н.Н. Проблемный подход к реализации межпредметных связей/Н.Н. Рахманина// - Преподавание истории в школе, 1972, №3, С.48.
32. Садовая В.В. Творческая самореализация учащихся в познавательной деятельности в условиях индивидуализации обучения: дис. на соискание ученой степени кан. пед. наук. - Казань, 1999. - С. 99;
33. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.
34. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории / А.Т. Степанищев. — М., 2000. - 320 с.
35. Файзуллина А.Р. Методы и формы организации учебной деятельности на уроках истории/ А.Р. Файзуллина, Ф.А. Саглам// Преподавание истории в школе - 2014.- №9. - С.45-50.
36. Федорова Н.Б. Межпредметная интеграция в курсе физики: учебно-методическое пособие / Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова, А.С. Поляков; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2010. - 108 с.
37. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности./ Г.Х.Шингаров. - М.: Наука, 1971. - 224 с
38. Школьник Л.С. Воздействие на эмоции и воздействие эмоциями в процессе коммуникации /Л.С. Школьник// Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. М., 1978
39. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся./ Г.И. Щукина - М.: Педагогика,
1988. - 208 с. - (Труды д. чл. И чл. -кор. АПН СССР)
40. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие для учащихся пед. ин- тов/ Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
41. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. 560 с.
42. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - С.269.
Правовые источники
43. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. - URL: Ы^://минобрнауки.рф С.- 5-7, 10 (дата обращения:
4.06.2019) .
44. Проект историко-культурного стандарта [Электронный ресурс]: опубликовано 1 июля 2013 года. - URL: httpsV/минобрнауки.рф с.- 2 (дата обращения: 4.06.2019).
Интернет-источники
45. Бандурина Н.С. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания, [Электронный ресурс].ПКЛ https://multiurok.ru/files/formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-na-urokakh- istorii-i-obshchiestvoznaniia.html (дата обращения: 4.06.2019).
46. Вдовина О.А. Кейс-метод на уроках истории, [Электронный
ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/kieis-stadiia-na-urokakh-istorii.html
(дата обращения: 4.06.2019).
47. Кейль С.С. Технология межпредметной деятельности на уроках истории, [Электронный ресурс]. URL: http://ped kopilka.ru/blogs/svetlana-sergevna-keil/tehnolo gij a-mezhpredmetnoi-
dejatelnosti-na-urokah-istori.html (дата обращения: 4.06.2019).
48. Концепция компетентностного подхода в образовании,
[Электронный ресурс]. URL: http: //radio-angusht.ru/koncepciya-
kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovami/(дата обращения: 4.06.2019).
49. Никитина Т.Е. Возрастные психологопедагогические особенности подростков,[Электронный ресурс].ЦКК https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelvami/librarv/2014/02/13/vozrastnve- psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti (дата обращения: 4.06.2018).
50. Официальный сайт ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского»
КФУ. [Электронный ресурс]. URL: https: //kpfu.ru/liceum (дата
обращения: 4.06.2018).
51. Савинова Н.А. Пути установления межпредметных связей истории и обществознания, [Электронный ресурс]. URL: 2https://cvberleninka.ru/article/v/puti-ustanovleniva- mezhpredmetnvh-svvazev- istorii-i-obschestvoznaniva /дата обращения:
4.06.2019) .
52. Синяков А.П. Дидактические подходы к определения понятия
«межпредметные связи»,[Электронный ресурс].ЦКК
https://cvberleninka.ru/article/v/didakticheskie-podhodv-k-opredelenivu- ponvativa-mezhpredmetnve-svvazi (дата обращения: 4.06.2019).
53. Студенческая библиотека онлайн. Формирование умений
работы с историческими источниками на уроках истории учащихся основной школы, [Электронный ресурс].Ц^:
http://studbooks.net/1783635/pedagogika/formirovanie umeniy protsesse ob uche niya istorii (дата обращения: 4.06.2019).
54. Тохириен А.Ш. Активизация познавательной
деятельности учащихся на уроках истории: опыт и проблемы,
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/aktivizatsiya- poznavatelnoy-deyatelnosti- uchaschihsva-na-urokah-istorii-opyt-i-problemv (дата обращения: 4.06.2018).
55. Цейтлина М.И. Учебно-познавательные задачи как средство развития УУД, [Электронный ресурс]. URL:
http://aneks.spb.ru/obrazovatelnye-tekhnologii/uchebno-poznavatelnye- zadachi-kak-sredstvo-razvitiia-uud.html (дата обращения: 4.06.2019).
56. Шенгелая Е.В. Развитие ключевых компетентностей
обучающихся на уроках истории и обществознания, [Электронный ресурс].
URL:https://infourok.ru/tema samoobrazovaniya razvitie klyuchevyh komp etent nostey obuchayuschihsya na urokah istorii i-353114.htm (дата обращения: 4.06.2018).
57. Шкут Е .Ф. Возрастные особенности учащихся 7- 8-х классов, [Электронныйресурс] .URL: https://gymnasia2 .ru/mainpsihadvice/vozrastoso b/257-vozrastosobsem (дата обращения: 4.06.2019).
58. Ярославцева М.Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории/ М.Ю. Ярославцева// История. - 2009. - №17 [Электронный ресурс]. URL:_
http://his.1september.ru/view article.php?id=200901708 (дата обращения:
4.06.2019) .
Приложения
Приложение 1
Анкета «Анализ познавательной активности учащихся» по методике Ю.В. Бойко и Л.А. Червяковой.
Ф.И.О. класс Дата
Инструкция: Ребята, Вам предложена анкета, которая состоит из 8 вопросов с тремя вариантами ответов, о том, какому школьному предмету вы отдаете наибольшее предпочтение.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию, класс и дату. Отвечая на первый вопрос анкеты, выберите один или несколько предметов поставьте под ним знак “+” В дальнейшем, отвечая на следующие вопросы анкеты, ставьте “+” только под выбранными предметами, таким образом, вопросы будете соотносить к Вашим выбранным школьным предметам.