ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
|
Глава 1. Теоретические основы познавательной деятельности и межпредметных связей 9
1.1. Сущность, структура, особенности организации учебно- познавательной
деятельности 9
1.2. Познавательный интерес как эмоциональная регуляция познавательной
деятельности учащихся 23
1.3. Влияние межпредметных связей на развитие познавательной
деятельности, интересов и умений учащихся 32
1.4. Формы и методы реализации познавательной деятельности учащихся на
уроке истории 42
Выводы к первой главе 56
Глава 2. Педагогический эксперимент по выявлению условий развития познавательной деятельности учащихся 60
2.1 Диагностическое исследование познавательной деятельности при реализации межпредметных связей 60
2.2. Формирование познавательной деятельности в условиях проектной
деятельности на междисциплинарной основе 73
2.3. Анализ результатов исследования познавательной деятельности
учащихся в процессе реализации межпредметных связей 78
Выводы по второй главе 91
Заключение 94
Приложения
1.1. Сущность, структура, особенности организации учебно- познавательной
деятельности 9
1.2. Познавательный интерес как эмоциональная регуляция познавательной
деятельности учащихся 23
1.3. Влияние межпредметных связей на развитие познавательной
деятельности, интересов и умений учащихся 32
1.4. Формы и методы реализации познавательной деятельности учащихся на
уроке истории 42
Выводы к первой главе 56
Глава 2. Педагогический эксперимент по выявлению условий развития познавательной деятельности учащихся 60
2.1 Диагностическое исследование познавательной деятельности при реализации межпредметных связей 60
2.2. Формирование познавательной деятельности в условиях проектной
деятельности на междисциплинарной основе 73
2.3. Анализ результатов исследования познавательной деятельности
учащихся в процессе реализации межпредметных связей 78
Выводы по второй главе 91
Заключение 94
Приложения
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию развития познавательной активности в 6-х классах на уроках истории при использовании межпредметных связей.
Нынешняя система образования ориентирована на формирование интеллектуально-развитого человека с целостным взглядом на мир, который будет способен к самостоятельной познавательной деятельности на протяжении всей своей жизни. То, что содержат и представляют собой курсы по истории, оказывает помощь каждому интерпретировать события прошлого и настоящего, гораздо лучше понять самого себя и свою роль в социуме, что, без сомнения, согласовывается с современными тенденциями гуманизации образования.
Требования, которые представлены в ФГОС ООО и в Историкокультурном стандарте, обусловили актуальность нашего исследования. У нашего предмета есть огромные ресурсы для развития познавательной деятельности. В соответствии с историко-культурным стандартом наиболее важной задачей преподавания истории в школе является формирование осознанного оценочного отношения к историческим личностям, процессам и явлениям посредством активной деятельности обучающегося на занятии. ФГОС определяет требования к результатам обучения, включая знание междисциплинарных концепций и универсальных учебных действий, а также способность использования их в учебной и познавательной деятельности. [43, 41] Это, в свою очередь, требует изучения способов реализации междисциплинарных связей на уроках истории, которые способствуют развитию познавательной активности учеников. К тому же, в современных условиях отмечается недостаточно сильная подготовка учителей по использованию междисциплинарных задач, способствующих повышению познавательной активности.
Огромную лепту в развитие теории познавательной деятельности внесли В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, О.Б. Даутова, Ш.А. Амонашвили и другие, каждый из которых внес свой вклад для решения проблемы.
Проблема междисциплинарных связей нашла свое отражение в работах таких ученых, как В.Н. Максимова, И.Д. Зверев, Н.Н. Рахманина.
Интерес к исследованию познавательной активности учащихся отражен в диссертационных трудах В.В. Садовой, В.В. Дубининой, Е.В. Коноваловой и др.
Но тем не менее необходимой информации о развитии познавательной активности путем междисциплинарных связей в 6-х классах нами выявлено не было. Проблема недостаточно хорошо изучена для данной возрастной категории.
В связи с этим возникает ряд противоречий:
- между необходимостью применения новых форм и методов обучения в развитии познавательной деятельности и отсутствием профессиональной подготовки учителей;
- между современными потребностями образования в подготовлении всесторонне развитой личности и отсутствием межпредметных задач по развитию познавательной активности;
- между наличием огромного количества междисциплинарных связей с содержанием курса истории и отсутствия использования их на занятии из-за недостаточно развитой методологической базы.
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории путем реализации междисциплинарных связей.
Актуальность обозначенной проблемы и ее недостаточное теоретическое и практическое развитие определили выбор темы
исследования: «Формирование познавательной активности в 6-х классах на уроках истории путем межпредметных связей».
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать
педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 6-х классов на уроках истории путем межпредметных связей.
Объект исследования: развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при осуществлении межпредметных связей.
Предмет исследования: педагогические условия, которые
обеспечивают развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при осуществлении междисциплинарных связей.
Исходя из цели и предмета, формируется гипотеза исследования. Она заключается в том, что развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при реализации междисциплинарных связей будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- раскрыто содержание познавательной активности и междисциплинарных связей;
- разработан и реализован проект, который в свою очередь расширяет школьную программу, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации междисциплинарных связей;
- спроектированы междисциплинарные задания для учащихся 6-го класса;
- школьники участвуют в различных формах самостоятельной познавательной деятельности.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:
- изучить и проанализировать в теории и на практике состояние проблемы развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при реализации междисциплинарных связей;
- выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории в контексте интеграции;
- разработать проект, направленный на развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории, реализуя междисциплинарные связи.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
достижения отечественной педагогики и психологии, а именно, психологическую сторону познавательной активности рассматривали В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, в дидактическом плане проблемой занимались О.Б. Даутова, Ю.К. Бабанский и Г.И. Щукина, познавательный интерес стал основой исследований Г.И. Щукиной и П.П. Блонского; концепции и подходы: системно-деятельностный, компетентностный,
культурологический.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, изучение и анализ познавательной деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов исследования.
Более того, были использованы следующие методики исследования: Авторские методики анкетирования: - анализ познавательной активности учащихся (Бойко Ю.В., Червякова Л.А.);
- «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П. и Курдюкова Н.А.);
- методика Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю., направленная на выявление интереса к изучению истории.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №156" Советского района города Казани.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- раскрыты сущность, структура и особенности процесса развития познавательной активности учащихся и реализации междисциплинарных связей;
- определены, научно обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории путем междисциплинарных связей.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении базовых понятий «познавательная активность», «познавательная деятельность», «познавательный интерес», «межпредметные связи», «интеграция», «межпредметные умения». Обоснована педагогическая целесообразность и методическая необходимость проведения интегрированных уроков в процессе изучения истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- материалы исследования могут быть использованы педагогами как истории, так и других смежных предметов в процессе обучения школьников;
- предложены апробированные межпредметные проблемные и творческие задания, являющиеся средством овладения опытом познавательной активности при изучении истории;
- разработан междисциплинарный проект, который направлен на повышение познавательной активности учащихся 6-х классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются опорой исходных положений выпускной
квалификационной работы на достижения в области истории, возрастной психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания истории, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. Объем работы страниц.
Нынешняя система образования ориентирована на формирование интеллектуально-развитого человека с целостным взглядом на мир, который будет способен к самостоятельной познавательной деятельности на протяжении всей своей жизни. То, что содержат и представляют собой курсы по истории, оказывает помощь каждому интерпретировать события прошлого и настоящего, гораздо лучше понять самого себя и свою роль в социуме, что, без сомнения, согласовывается с современными тенденциями гуманизации образования.
Требования, которые представлены в ФГОС ООО и в Историкокультурном стандарте, обусловили актуальность нашего исследования. У нашего предмета есть огромные ресурсы для развития познавательной деятельности. В соответствии с историко-культурным стандартом наиболее важной задачей преподавания истории в школе является формирование осознанного оценочного отношения к историческим личностям, процессам и явлениям посредством активной деятельности обучающегося на занятии. ФГОС определяет требования к результатам обучения, включая знание междисциплинарных концепций и универсальных учебных действий, а также способность использования их в учебной и познавательной деятельности. [43, 41] Это, в свою очередь, требует изучения способов реализации междисциплинарных связей на уроках истории, которые способствуют развитию познавательной активности учеников. К тому же, в современных условиях отмечается недостаточно сильная подготовка учителей по использованию междисциплинарных задач, способствующих повышению познавательной активности.
Огромную лепту в развитие теории познавательной деятельности внесли В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, О.Б. Даутова, Ш.А. Амонашвили и другие, каждый из которых внес свой вклад для решения проблемы.
Проблема междисциплинарных связей нашла свое отражение в работах таких ученых, как В.Н. Максимова, И.Д. Зверев, Н.Н. Рахманина.
Интерес к исследованию познавательной активности учащихся отражен в диссертационных трудах В.В. Садовой, В.В. Дубининой, Е.В. Коноваловой и др.
Но тем не менее необходимой информации о развитии познавательной активности путем междисциплинарных связей в 6-х классах нами выявлено не было. Проблема недостаточно хорошо изучена для данной возрастной категории.
В связи с этим возникает ряд противоречий:
- между необходимостью применения новых форм и методов обучения в развитии познавательной деятельности и отсутствием профессиональной подготовки учителей;
- между современными потребностями образования в подготовлении всесторонне развитой личности и отсутствием межпредметных задач по развитию познавательной активности;
- между наличием огромного количества междисциплинарных связей с содержанием курса истории и отсутствия использования их на занятии из-за недостаточно развитой методологической базы.
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории путем реализации междисциплинарных связей.
Актуальность обозначенной проблемы и ее недостаточное теоретическое и практическое развитие определили выбор темы
исследования: «Формирование познавательной активности в 6-х классах на уроках истории путем межпредметных связей».
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать
педагогические условия развития познавательной деятельности учащихся 6-х классов на уроках истории путем межпредметных связей.
Объект исследования: развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при осуществлении межпредметных связей.
Предмет исследования: педагогические условия, которые
обеспечивают развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при осуществлении междисциплинарных связей.
Исходя из цели и предмета, формируется гипотеза исследования. Она заключается в том, что развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при реализации междисциплинарных связей будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- раскрыто содержание познавательной активности и междисциплинарных связей;
- разработан и реализован проект, который в свою очередь расширяет школьную программу, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации междисциплинарных связей;
- спроектированы междисциплинарные задания для учащихся 6-го класса;
- школьники участвуют в различных формах самостоятельной познавательной деятельности.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:
- изучить и проанализировать в теории и на практике состояние проблемы развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории при реализации междисциплинарных связей;
- выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории в контексте интеграции;
- разработать проект, направленный на развитие познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории, реализуя междисциплинарные связи.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
достижения отечественной педагогики и психологии, а именно, психологическую сторону познавательной активности рассматривали В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, в дидактическом плане проблемой занимались О.Б. Даутова, Ю.К. Бабанский и Г.И. Щукина, познавательный интерес стал основой исследований Г.И. Щукиной и П.П. Блонского; концепции и подходы: системно-деятельностный, компетентностный,
культурологический.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, изучение и анализ познавательной деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической обработки результатов исследования.
Более того, были использованы следующие методики исследования: Авторские методики анкетирования: - анализ познавательной активности учащихся (Бойко Ю.В., Червякова Л.А.);
- «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П. и Курдюкова Н.А.);
- методика Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю., направленная на выявление интереса к изучению истории.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №156" Советского района города Казани.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- раскрыты сущность, структура и особенности процесса развития познавательной активности учащихся и реализации междисциплинарных связей;
- определены, научно обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия развития познавательной активности учащихся 6-х классов на уроках истории путем междисциплинарных связей.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении базовых понятий «познавательная активность», «познавательная деятельность», «познавательный интерес», «межпредметные связи», «интеграция», «межпредметные умения». Обоснована педагогическая целесообразность и методическая необходимость проведения интегрированных уроков в процессе изучения истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- материалы исследования могут быть использованы педагогами как истории, так и других смежных предметов в процессе обучения школьников;
- предложены апробированные межпредметные проблемные и творческие задания, являющиеся средством овладения опытом познавательной активности при изучении истории;
- разработан междисциплинарный проект, который направлен на повышение познавательной активности учащихся 6-х классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются опорой исходных положений выпускной
квалификационной работы на достижения в области истории, возрастной психологии, педагогики, дидактики, методики преподавания истории, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений и списка литературы. Объем работы страниц.
Модернизация современного образования настоятельно требует поиска новых путей его совершенствования. Одним из таких путей является развитие познавательной деятельности учащихся 6-х классов на уроках истории в условиях межпредметной интеграции.
Теоретическое изучение развития познавательной деятельности учащихся 6-х классов в условиях интеграции истории с другими предметами, проведенное нами педагогическое исследование позволили нам подтвердить выдвинутую ранее гипотезу и сделать следующие выводы:
1. Ученые по-разному трактуют понятие «учебно-познавательная деятельность», но все они сходятся в одном - эта деятельность может быть организована как самим обучающимся, так и с помощью педагога. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов выделяли основные составляющие учебнопознавательной деятельности: 1) мотивация, 2) учебная задача, 3) учебное действие, 4) контроль, 5) оценка.
Активатором познавательной деятельности является познавательный интерес. Познавательный интерес складывается в процессе всей жизнедеятельности человека. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы и может служить мотивом, если ученик готов совершенствовать свою деятельность. Задача современной школы и учителя последовательно формировать познавательный интерес, включая учеников в активную самостоятельную деятельность.
Для наиболее полного усвоения и систематизации полученных знаний реализуются межпредметные связи. В процессе решения межпредметных задач у учащихся формируются навыки познавательной деятельности.
2. Результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента позволили выявить исходные показатели сформированности познавательной деятельности учащихся 6-х классов. Для исследования мы использовали три анкеты по разным методикам. Так, нами были апробированы методики Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. Бойко и Л.А. Червяковой. Было выявлено, что в экспериментальной группе и контрольной группе у большинства сформирована средняя познавательная активность. Однако контрольная группа проявила более высокие результаты на высоком и среднем уровнях познавательной активности, а низких результатов оказалось больше у экспериментальной группы. Это позволило нам сделать вывод, что контрольная группа является более познавательно активной.
Анализ результатов диагностики Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой, показал, что мотивация в исследуемом классе также находится на более низком уровне. Основная масса класса видят мотивом обучения получение отметки, а не приобретение знаний.
Методика Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. помогла нам выявить отношение учащихся непосредственно к истории. Выяснилось, что учащиеся экспериментальной группы в меньшей степени считают историю необходимым предметом, нежели контрольной. Кроме того, история не представляет для них личной значимости, интересует только фактологическая и событийная сторона предмета. Доминирует воспроизводящий способ познавательной деятельности.
3. Полученные результаты послужили поводом для проведения формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе перед нами стояла цель - повысить познавательную деятельность экспериментального класса. Для достижения поставленной цели нами был разработан проект, расширяющий школьную программу по истории в восьмом классе на тему: «Древнерусские летописи». Проект включал в себя межпредметные проблемные задания. В ходе реализации проекта мы увидели, что ученикам интересна данная форма работы, познавательная деятельность на подобных уроках была выше, чем на традиционных. Это подтверждают показатели контрольного этапа эксперимента.
4. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали, что познавательная активность сформирована на более высоком уровне. Меньше учащихся стали проявлять низкую познавательную активность. Мотивация также повысилась. Учеников с высокой мотивацией на приобретение знаний стало больше, а учеников, интересующих отметки - меньше. Повысилось количество учащихся, для которых история интересный и необходимый предмет. Более того, способ познавательной деятельности повысился до творческо-поискового уровня.
Результаты контрольного этапа нашего эксперимента подтвердили гипотезу исследования: развитие познавательной деятельность учащихся 6х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- раскрыта сущность познавательной деятельности и межпредметных связей;
- разработан и внедрен проект, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации межпредметных связей;
- спроектированы межпредметные задания для учеников 6-го класса;
- обеспечена вовлеченность школьников в различные формы самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, цели и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Теоретическое изучение развития познавательной деятельности учащихся 6-х классов в условиях интеграции истории с другими предметами, проведенное нами педагогическое исследование позволили нам подтвердить выдвинутую ранее гипотезу и сделать следующие выводы:
1. Ученые по-разному трактуют понятие «учебно-познавательная деятельность», но все они сходятся в одном - эта деятельность может быть организована как самим обучающимся, так и с помощью педагога. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов выделяли основные составляющие учебнопознавательной деятельности: 1) мотивация, 2) учебная задача, 3) учебное действие, 4) контроль, 5) оценка.
Активатором познавательной деятельности является познавательный интерес. Познавательный интерес складывается в процессе всей жизнедеятельности человека. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы и может служить мотивом, если ученик готов совершенствовать свою деятельность. Задача современной школы и учителя последовательно формировать познавательный интерес, включая учеников в активную самостоятельную деятельность.
Для наиболее полного усвоения и систематизации полученных знаний реализуются межпредметные связи. В процессе решения межпредметных задач у учащихся формируются навыки познавательной деятельности.
2. Результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента позволили выявить исходные показатели сформированности познавательной деятельности учащихся 6-х классов. Для исследования мы использовали три анкеты по разным методикам. Так, нами были апробированы методики Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. Бойко и Л.А. Червяковой. Было выявлено, что в экспериментальной группе и контрольной группе у большинства сформирована средняя познавательная активность. Однако контрольная группа проявила более высокие результаты на высоком и среднем уровнях познавательной активности, а низких результатов оказалось больше у экспериментальной группы. Это позволило нам сделать вывод, что контрольная группа является более познавательно активной.
Анализ результатов диагностики Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой, показал, что мотивация в исследуемом классе также находится на более низком уровне. Основная масса класса видят мотивом обучения получение отметки, а не приобретение знаний.
Методика Вяземского и О.Ю. Стреловой, Ю.В. помогла нам выявить отношение учащихся непосредственно к истории. Выяснилось, что учащиеся экспериментальной группы в меньшей степени считают историю необходимым предметом, нежели контрольной. Кроме того, история не представляет для них личной значимости, интересует только фактологическая и событийная сторона предмета. Доминирует воспроизводящий способ познавательной деятельности.
3. Полученные результаты послужили поводом для проведения формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе перед нами стояла цель - повысить познавательную деятельность экспериментального класса. Для достижения поставленной цели нами был разработан проект, расширяющий школьную программу по истории в восьмом классе на тему: «Древнерусские летописи». Проект включал в себя межпредметные проблемные задания. В ходе реализации проекта мы увидели, что ученикам интересна данная форма работы, познавательная деятельность на подобных уроках была выше, чем на традиционных. Это подтверждают показатели контрольного этапа эксперимента.
4. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали, что познавательная активность сформирована на более высоком уровне. Меньше учащихся стали проявлять низкую познавательную активность. Мотивация также повысилась. Учеников с высокой мотивацией на приобретение знаний стало больше, а учеников, интересующих отметки - меньше. Повысилось количество учащихся, для которых история интересный и необходимый предмет. Более того, способ познавательной деятельности повысился до творческо-поискового уровня.
Результаты контрольного этапа нашего эксперимента подтвердили гипотезу исследования: развитие познавательной деятельность учащихся 6х классов на уроках истории при реализации межпредметных связей будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- раскрыта сущность познавательной деятельности и межпредметных связей;
- разработан и внедрен проект, направленный на развитие познавательной деятельности учащихся при реализации межпредметных связей;
- спроектированы межпредметные задания для учеников 6-го класса;
- обеспечена вовлеченность школьников в различные формы самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, цели и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Приемы и методы реализации практикоориентированного обучения на уроках истории в 5 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ГИПСОМ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ У УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Учебно-методическое обеспечение для электронного обучения школьников 6 классов по теме «Информационные модели на графах»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ГИПСОМ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ У УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - Изучение «холодной войны» в образовательных системах СССР и современной России: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2017



