Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА КУЛЬТУРУ И КИНЕМАТОГРАФИЮ

Работа №32418

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
714
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы бюджетного финансирования культуры и
кинематографии 6
1.1. Особенности функционирования сферы культуры и
кинематографии, необходимость их государственной поддержки 6
1.2. Расходные обязательства публично-правовых образований в сфере
культуры и кинематографии 16
2. Анализ практики финансирования культуры и кинематографии за
счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации 29
2.1. Характеристика сети учреждений культуры, финансируемых за счет
бюджета субъекта Российской Федерации 29
2.2. Анализ состава и структуры расходов бюджета субъекта
Российской Федерации на культуру и кинематографию 36
2.3. Методика планирования расходов бюджета субъекта Российской
Федерации на культуру и кинематографию 47
3. Перспективы финансирования культуры и кинематографии за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации 52
3.1. Зарубежный опыт бюджетного финансирования культуры и
кинематографии, возможности его использования в России 52
3.2. Возможности совершенствования механизма финансирования
культуры и кинематографии субъектов Российской Федерации 59
Заключение 67
Список использованных источников 72
Приложения

Культура, искусство, экономика и политика составляют основу нашего общества. В течение истории отношения между культурой, искусством и экономикой претерпели существенную эволюцию. В последние годы отношение к культуре и искусству радикально изменилось, понимание их важности и роли в современном обществе, признание культуры и искусства в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.
Как показывает практика, культура и экономика тесно связаны. Например, экономическая деятельность создает материальную базу и условия для развития основных направлений культуры: театра, кино, музыки и т.д. В то же время культура во многих своих проявлениях направлена на создание новых возможностей для современной экономики.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что, в современном мире культура и искусство приобретают особую социальную значимость и рассматриваются как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для жизни и инвестиций. Обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государства возможно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Увеличение этого капитала происходит в значительной степени в процессе реализации потенциала культуры.
Государственная политика в области культуры в Российской Федерации направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного разнообразия, повышение уровня вовлеченности граждан в культурную жизнь, расширение культурных услуг для социально незащищенных слоев населения. Современные проблемы эффективности бюджетных расходов и возможности их решения широко обсуждаются в экономической литературе. Изучение и систематизация работ ведущих российских экономистов и практиков в области государственных финансов показали необходимость более углубленных исследований процесса реформирования бюджетного процесса и создания эффективной системы бюджетных расходов.
Вопросы, ориентированные на результат планирования расходов бюджетов на культуру, которая в силу своего исключительного разнообразия (театры, музеи, библиотеки и т. д.) и состава учреждений культуры имеют свою специфику, требуют их решения. Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура является одним из основных претендентов на бюджетные средства. В то же время культура обладает значительным коммерческим потенциалом и при умелом использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вписывается в структуру современного рыночного механизма.
Объектом исследования в данной работе являются расходы бюджета субъекта Российской Федерации на культуру и кинематографию.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают финансово-организационные отношения, возникающие в процессе развития системы финансирования сферы культуры.
Целью работы является исследование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на культуру и кинематографию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
а) исследовать особенности функционирования сферы культуры и кинематографии, обосновать необходимость их государственной поддержки;
б) рассмотреть расходные обязательства публично-правовых образований в сфере культуры и кинематографии;
в) проанализировать состав и структуру расходов бюджета субъекта Российской Федерации на культуру и кинематографию;
г) рассмотреть методику планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на культуру и кинематографию ;
д) проанализировать зарубежный опыт бюджетного финансирования культуры и кинематографии, возможности его использования в России;
е) изучить возможности совершенствования механизма финансирования культуры и кинематографии субъектов Российской Федерации.
При проведении исследования использовались следующие методы:
- комплексный и системный подход;
- метод научного анализа;
- метод научного синтеза и обобщения.
Информационную базу исследования составили документы нормативно-законодательной базы Российской Федерации, справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант плюс», учебно-методические пособия, научные труды отечественных и зарубежных учёных, данные научных публикаций, электронно-библиотечных систем, ресурсов сети Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе работы изучены теоретические основы бюджетного финансирования культуры и кинематографии.
Во второй главе проанализирована практика финансирования культуры и кинематографии за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В третьей главе рассмотрены перспективы финансирования культуры и кинематографии за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа написана по материалам, которые были предоставлены Министерством финансов Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Создание и предоставление общественных благ сегодня является одной из ключевых задач практически для всех государств. Культура относится к социально значимым отраслям, ответственным за качественное состояние человеческого потенциала. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, так как она создается, накапливается и передается реальными людьми, учреждениями и организациями, действующими в рамках существующей экономической системы.
На протяжении нескольких десятилетий одной из ключевых проблем экономики культуры является теоретическое обоснование государственной поддержки культуры с точки зрения различных аргументов, опирающихся на модели финансирования культуры в различных странах. Государство создает необходимые условия для развития российской культуры путем включения положений о мерах по ее поддержке в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, федеральные целевые и региональные целевые культурные программы. Важно решить проблему оживления отечественного кинопроизводства, переоснащения материально-технической базы, увеличения количества фильмов, что должно осуществляться за счет постепенного расширения внебюджетных источников финансирования, повышения рентабельности производства кинопродукции и создание возвратного финансового механизма. Одной из форм государственной поддержки кинематографии является ее частичное государственное финансирование.
Финансирование расходов на культуру относится к полномочиям органов власти всех уровней. Разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы носит экономическую целесообразность. Полномочия органов власти всех уровней направлены на обеспечение прав и свобод человека в области культуры, так же на сохранение объектов культурного наследия Российской Федерации. Публично-правовые образования формируют бюджеты в части расходов на культуру и кинематографию, а также оказывают поддержку учреждениям культуры и искусства.
Сейчас как никогда необходимо осмысление культуры как инвестиционной, а не затратной сферы, воздействующей на экономическое и социальное развитие страны. При этом границы вмешательства государства в деятельность социальной сферы задаются его экономическими возможностями, особенностями этапа развития страны, а также моделью развития экономики на данный момент времени.
Последние годы были отмечены активной законотворческой деятельностью в сфере культуры, приняты федеральные законы в сфере туризма, кинематографии, сохранения культурного наследия, архивного, библиотечного и музейного дела, разработаны законопроекты по вопросам управления авторскими правами на коллективной основе, борьбы с пиратством в интернете, регулирования порядка ввоза и вывоза культурных ценностей, предоставления финансовой поддержки меценатам, льгот для книжных магазинов.
Финансирование сферы культуры имеет важное значение, так как следствием постоянного и серьезного недофинансирования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты сотрудникам учреждений культуры и уменьшение числа квалифицированных работников. В России финансирование в сфере культуры и кинематографии включает в себя два вида финансирования - бюджетное и внебюджетное. Под бюджетным финансированием понимается полное финансирование текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в форме грантов. Соответственно, все средства, поступающие в культурное учреждение не из бюджета, являются внебюджетными, а именно - доходы от предпринимательской деятельности, спонсорская помощь, добровольные пожертвования и целевые взносы.
В настоящее время средства бюджета являются основным источником финансирования культуры в России. Финансирование расходов на культуру осуществляется из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Так, в 2005-2018 гг. расходы по разделу «Культура и кинематография» составляли около 2% расходов федерального бюджета. В целом из общей суммы расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на культуру, наибольшая доля - 82,3% приходится на консолидированные бюджеты субъектов Федерации, так как государство финансирует содержание зданий, заработную плату, приобретение необходимых средств и оборудования, но финансирование деятельности учреждений культуры теперь должно осуществляться за счет предпринимательской деятельности самих учреждений.
В расходах бюджета Республики Татарстан на раздел «Культура и кинематография» в общей сумме расходов на 2018г. приходится 3%. Наибольший удельный вес занимают расходы на подраздел «Культура» - 97,2%.
В Республике Татарстан для планирования расходов бюджета на культуру и искусства используют нормативный метод. Нормативный метод - определение объема бюджетного ассигнования на основе нормативов, утвержденных в соответствующих документах. При расчете нормативов за базу расчета принимаются расходы бюджета учреждения культуры в финансовом году, предшествующем текущему финансовому году (отчетному), которые определяются по данным годового отчета. Нормативы на прогнозируемый финансовый год рассчитываются с применением индексов-дефляторов, установленных на текущий финансовый (отчетный) и прогнозируемые финансовые годы. В Республике Татарстан применяются корректирующие коэффициенты, которые, на наш взгляд, сводят идею нормативного финансирования на нет.
Анализ западных теорий и мирового опыта показал, что существует приблизительный стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования. Диапазон и границы государственного регулирования не могут быть определены вне в зависимости от конкретных условий каждой страны, отражая тенденции и национальные особенности развития: географические, экономические, правовые, политические,
культурные, социально-психологические, духовные. Российской Федерации можно было бы перенять зарубежный опыт. Сегодня перед Россией стоит главная задача сохранения и развития культуры и искусства в контексте дальнейшего выхода на рынок и адаптируясь к нему с минимальными затратами, что подразумевает продуктивное использование зарубежного опыта финансирования сферы культуры. В Российской Федерации он может применяться лишь частично из-за отсутствия нужной нормативно-правовой базы.
В ходе исследования нами был выявлен ряд существенных проблем финансирования субъектом Российской Федерации культуры и кинематографии:
- распространение на сферу культуры норм Федерального закона от 5 апреля 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поставило культурную сферу на один уровень с отраслями промышленного производства без учёта творческой специфики культурной деятельности, поэтому, в результате, при выборе поставщика услуги, преобладающим оказывается не качество ее предоставления, а минимальная цена контракта;
- коммерциализация учреждений культуры. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определяет, что культура постепенно перестает быть сферой ответственности государства, следовательно, идёт процесс пересмотра основных стратегий развития социальной сферы, направленный на коммерциализацию. Что в свою очередь ведёт к необходимости перехода учреждений к практике экономических отношений, в основе которых лежит предоставление населению платных услуг;
- неспособность регионального бюджета часто взять на себя полную поддержку всех учреждений. Федеральные органы, отдавая вопросы развития культуры в ведение регионов, дистанцировались от решения отраслевых проблем, что привело к кризисной ситуации в культурном пространстве, ввиду того, что в государственной и муниципальной собственности находится большая часть учреждений культуры, а региональный бюджет зачастую не способен взять на себя полноценное обеспечение деятельности всех учреждений;
- отрасль культуры испытывает острый дефицит в кадрах. Необходимо отметить тенденцию «старения» персонала, а также растущее несоответствие между квалификацией работников и требованиями современного информационного общества. Таким образом, возрастная структура специалистов культурной и творческой деятельности составляет 80% людей пенсионного и предпенсионного возраста. Культурная индустрия испытывает острую нехватку кадров с профессиональными компетенциями и навыками для привлечения средств и других ресурсов в культурные организации. Это связано с тем, что в сфере культуры отсутствуют рыночные механизмы для установления адекватной заработной платы.
На наш взгляд, для совершенствования финансирования необходимо:
- для учреждений культуры необходимо создать новые юридически- правовые формы, которые смогут вывести их из-под действия федерального закона о государственных закупках 44-ФЗ;
- стимулирование посещаемости населения учреждений культуры, при помощи:
а) бесплатного посещения некоторых видов учреждений культуры для школьников и студентов;
б) заключения договоров с частными компаниями на взаимовыгодных условиях для предоставления купонов или скидок населению, приобретающим у этих компаний какой-либо товар;
в) выдачи скидочного купона для повторного посещения или в иное учреждение культуры;
г) создания абонементов с указанием количества раз посещений и конкретизированным учреждением.
- необходимость регионов заняться поиском и привлечением инвесторов в сферу культуры;
- повышение заработной платы сотрудникам учреждений культуры.
Таким образом, реализация соответствующих мер должна способствовать повышению уровня обеспеченности граждан объектами культуры и доступности культурных благ, причем успешность выполнения этой задачи зависит от эффективности скоординированной работы на всех уровнях, в том числе - от активности регионов.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018)
2. Справочно-правовая система «Гарант». Федеральный закон № 83- Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010
3. Справочно-правовая система «Гарант». Федеральный закон №44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013
4. Справочно-правовая система «Гарант». Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон Российской Федерации от 09 октября 1992 г. № 3612-1 (в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
5. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 609 (ред. от 23.12.2002) «Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства»
6. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. №186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)»»
7. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
8. Электронный фонд правовой и нормативно-технической базы. Приказ Министерства культуры Республики Татарстан №602 од от 24.07.2017 г. Об утверждении Стратегии развития отрасли культуры Республики Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года
9. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2013 №997 Об утверждении государственной программы Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы
10. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (в ред. от 06.11.2011 N 301-ФЗ)
11. Министерство финансов РТ. Отчет о реализации государственной программы Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы.
12. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009)
Книги, монографии
13. Финансы России. 2016: Стат.сб./ Росстат - М., 2016. - С. 344
14. Худякова Л.А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций. 2010. - С. 142
15. Врублевская М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт. 2010. - С. 576
16. Мокеева Е.Ю., Митин Д.В. Некоторые аспекты финансирования учреждений культуры в контексте реформирования бюджетного сектора // Фундаментальные исследования. №7. 2017. - С. 177
17. Глухова А. Г. Проблемы и перспективы финансирования сферы культуры в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат // Экономические науки. № 5. 2010. - С.286
18. Финансы / Под ред. М.В. Романовского. /М.: Инфра-М. 2008. - С. 546
19. Абанкина Т.В., Куштанина Е.В., Романова В.В., Рудник Б.Л. Государственная поддержка культуры. М.: Высшая школа экономики. 2014. - С. 189
20. Ивченкова А., Хаунина Е. Специальные налоги - дополнительный ресурс финансирования культуры и искусства (опыт Франции) // Культурологические записки. Вып. 16. - М.: Государственный институт искусствознания. 2014. - С. 358
21. Музычук В.Ю. Государственная поддержка культуры. 2013. -
С.280
Печатная периодика
22. М. С. Сюпова, Н. А. Бондаренко Формы и модели государственного финансирования культурной сферы. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» № 4, Том 7. 2016. с.60-66
23. Шкодинский С.В., Ивлева О.Е. Опыт развитых стран по финансированию сферы культуры // Государственный аудит, право, экономика. 2017. №3-4. - с. 182-187
24. Штейн С.Ю. Кинематограф - методология - познание // Артикульт. №8. 2012. - с.1-19
25. Чернышева Е.А. Сравнительный анализ подходов и методов финансирования учреждений культуры в европейских странах // Инновации. №592. 2011. - с.83-87
26. Шекова Е. Л. Целевой капитал как новый источник финансирования учреждений культуры // Петербургский экономический журнал. №1. 2015. - с.22-31
27. Востряков Л. Е. Государственная культурная политика: когнитивные модели и страновые различия. 2011.Вып.1 - с.42-52
28. Пронин А.А. Российское законодательство в сфере культуры// Евразийский юридический журнал. № 8. 2015 - с.22-26
29. Романова В.В., Мацкевич А.В Вопросы государственного и муниципального управления. № 3. 2015. - с.103-120
30. Босенко В.В. Основные проблемы развития сферы культуры
Российской Федерации на современном этапе. 2016.№1. - с.82-84
31. Чистова М.В., Демина Н.В. Система финансирования деятельности учреждений культуры в Российской Федерации // Научнометодический электронный журнал «Концепт». Т.2. 2016. - с.121-125
32. Елескина О.В. Реформы системы финансирования учреждений культуры в России // Вестник Кемеровского государственного университета. № 2. 2017. - с.34-38
Электронные ресурсы
33. Кокшаров А.С. Влияние культуры на экономическое развитие // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/11/4609
34. Сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]. 2018. - Режим доступа: https://www.minfin.ru
35. Многообразие определений культуры. [Электронный ресурс].2017. - Режим доступа: http://worlds-culture.ru/index.php
36. «Теории и практики». [Электронный ресурс]. 2017. - Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/6766-aronson
37. Сайт Государственные затраты. [Электронный ресурс]. 2018. - Режим доступа: https://clearspending.ru/customer/01731000077/#contracts.
38. Сайт Министерства Финансов РТ [Электронный ресурс] 2018. - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/tat/file/pub/pub_985957.pdf
39. Сайт Министерства Культуры РТ [Электронный ресурс]. 2018. - Режим доступа: http://mincult.tatarstan.ru/
40. Сайт Счётной палаты РТ [Электронный ресурс]. 2018. - Режим доступа: http://sprt.ru/
41. Сайт Управления Федерального Казначейства по РТ [Электронный ресурс] 2018. - Режим доступа: http://tatarstan.roskazna.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ