ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 7
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1. Содержание региональной политики и нормативно-правовое 7 регулирование поддержки малого и среднего бизнеса
1.2. Элементы предпринимательства в малом и среднем бизнесе 15
1.3. Малый и средний бизнес как стратегическая основа 20
экономики
2. ОСОБЕННОСТИ И ОЦЕНКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И 26
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
2.1. Основные характеристики деятельности субъектов малого и 26 среднего бизнеса в регионе
2.2. Основные проблемы и поддержка малого и среднего бизнеса 38 на уровне регионального законодательства в РТ
2.3. Анализ программ государственной поддержки 48
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ 54
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
3.1. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса на примере 54 стран Европы и Азии. Сравнительный анализ малого и
среднего бизнеса России и зарубежных стран.
3.2. Студенческое предпринимательство как «зеркало проблем» 78
малого и среднего бизнеса (Оценка МСБ предпринимательства в регионе)
3.3. Повышение роли развития политики поддержки малого и 87
среднего бизнеса в РТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
В настоящее время, когда в основе экономики лежат рыночные отношения, глобализация набирает все больший оборот, объединяя весь мир в единое целое, развитие малого и среднего бизнеса является важным элементом развития социума, общественной мысли и страны в целом.
Региональная поддержка малого и среднего бизнеса дает возможность повышения материального и духовного потенциала общества, возможность каждому индивиду проявить свои качества: образовательный уровень,
креативность, новаторское и экономическое мышление в развивающейся среде.
Малый и средний бизнес является феноменом настоящего времени и играет важную роль:
- в условиях постиндустриального общества малый и средний бизнес быстро и динамично развивается;
- внедрение инноваций, высоких технологий и мобильность являются основой для создания успешного бизнеса и конкуренции, без которых немыслимы экономические отношения;
- малый и средний бизнес является социокультурным феноменом, чье развитие проходит через большой исторический период.
Исходя из сказанного, можно установить актуальность проблемы, которая заключается в том, что мировая экономика, политика, да и развитие всего общества в духовном смысле невозможно без развития и без существования малого и среднего бизнеса.
Степень разработанности проблемы: проблему региональной политики поддержки развития малого и среднего бизнеса изучал Финк Т.А. в своей работе «Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития». Т.А. Финк сравнил принципы поддержки малого и среднего бизнеса в России, Евросоюзе, США, Японии, Китая и Сингапура.
Целью данной работы является повышение эффективности региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть содержание региональной политики;
- изучить нормативно-правовые акты и программы по поддержке малого и среднего бизнеса;
- рассмотреть опыт поддержки малого и среднего бизнеса на примере зарубежных стран;
- выявить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса
- обосновать роль общественных организаций поддержки и развития малого и среднего бизнеса в РТ;
- предложить механизм поддержки предпринимательства на региональном уровне.
Объектом исследования в работе является малый и средний бизнес как социально-экономический субъект. Предмет исследования - региональная политика по поддержке малого и среднего бизнеса на примере республики Татарстан.
Теоретической и методологической базой исследования региональной поддержки малого и среднего бизнеса посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики, таких как: Л.И. Абалкин, В.С. Балабанов, П. Друкер, М.Г. Лапуста, С. Майерс, Г. Марковиц, Ф.Х. Найт, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Ф. Хайек, П. Хоукен и Й. Шумпетер.
В качестве методов исследования в работе был использован метод сравнения, анализа и анкетирования.
Информационной базой исследования развития и оценки малого и среднего бизнеса являются нормативно-правовые акты, законы, а также информационные ресурсы региональных государственных органов власти.
К числу признаков, позволяющих утверждать о научной новизне исследования относятся: постановка новой проблемы, применение новых инструментов исследования, обоснование предложений об улучшении поддержки малого и среднего бизнеса в Регионе.
Результаты данного исследования могут быть практически применимы для улучшения информационной базы государственных органов для улучшения качества оказания помощи малым и средним предприятиям, в виде создания консультационных центров для предпринимателей и обеспечения их актуальной информацией.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены:
- на XVLIII Международной заочной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы» и опубликованы в электронном сборнике №45(98) за декабрь 2018. На тему «Политика поддержки малого и среднего бизнеса в регионе».
- Публикация статьи на тему «Опыт развития малого и среднего бизнеса на опыте зарубежных стран» в научном журнале «Интернаука» №2(84).
«По теме диссертации опубликованы (перечень работ), в которых нашли отражение теоретические принципы поддержки малого среднего бизнеса, а также результаты работы».
«Результаты диссертационной работы включены в Отчет о научноисследовательской работе».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, а также приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы региональной политики регулирования малого и среднего бизнеса, а также нормативно-правовое регулирование поддержки малого и среднего бизнеса, элементы предпринимательства в малом и среднем бизнесе, и малый и средний бизнес как стратегическая основа экономики.
Во второй главе проведен анализ основных характеристик деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в регионе, анализ программ государственной поддержки и выявление основных проблем развития малого и среднего бизнеса на уровне регионального законодательства в РТ.
В третьей главе проведено исследование и опыт зарубежных стран, среды студенческого предпринимательства, и предложен механизм повышения роли общественных организаций поддержки и развития малого и среднего бизнеса в РТ.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В заключении хотелось бы отметить следующее.
Особым видом экономической деятельности является малый и средний бизнес, а также предпринимательство.
Малый и средний бизнес является основным субъектом, экономических отношений, предпринимательской деятельности, взаимодействуют с потребителем, а также с государством.
Деятельность малого и среднего бизнеса основывается на специализации производства, которая возникла на основе разделения труда.
Субъекты малого и среднего бизнеса дают возможность для повышения материального и духовного потенциала общества, возможность каждому индивиду проявить свои качества высококвалифицированных специалистов, показать свой высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, способность работать с новыми программными пакетами и документами.
Таким образом, важным фактором для решения экономических и социальных задач региональная политика позволит решить вопросы в области создания дополнительных рабочих мест, повышения качества продукции и разнообразия ассортимента товаров, а также представляемых услуг, внедрение в процесс производства инноваций.
Вот почему региональная поддержка и развитие малого и среднего бизнеса (предпринимательства) представляет собой важную задачу в экономике России.
Государство в этом направлении проводит определенную работу. Это и разработка и внедрение государственных программ по поддержке малого и среднего бизнеса (предпринимательства), создание специальных фондов, разработка нормативно-правовых актов, выделение субсидий, грантов, создание фондов поддержки малого и среднего бизнеса.
Так в Республике Татарстан развитие малого и среднего бизнеса находится на особом контроле у местных властей. В последние годы власти республики проявляют заинтересованность в развитии этого сектора экономики, принимают ряд мер на законодательном уровне.
Для регулирования предпринимательской деятельности в республике Татарстан функционируют различные государственные органы, например, создана Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам, которая образована при Г оссовете РТ. Здесь создан экспертный совет, на который возложены такие функции как анализ нормативных документов, а также разработка новых документов, касающихся вопросов представления помещений, оборудования, проведение аукционов, выделение дотаций, установление арендной платы и других мер поддержки, которые представляются предпринимателям на равных условиях.
Кабинет Министров Республики Татарстан создает республиканский банк данных о том, какие площади не задействованы и информирует по этим вопросам малого и среднего бизнеса.
Министерство внутренних дел Республики Татарстан защищает частных предпринимателей от различных криминальных структур.
Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан участвует в реализации программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемых Правительством Республики Татарстан. Здесь можно получить различную информацию о том, какие существуют льготы, преимущества, источниках финансовой поддержки.
Те, кто желают открыть свой бизнес могут обратиться в это Агентство и получить информацию об адресах и телефонах налоговых, лицензирующих органов и других структур, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В целях развития инновационного предпринимательства, Агентство является ответственным за создание и развитие инновационно - производственного технопарка «Идея».
- Важным элементом в системе государственного регулирования развития предпринимательства принадлежит Торгово-промышленной палате Республике Татарстан.
Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, которая является некоммерческой негосударственной организацией, и входит в систему торговопромышленных палат Российской Федерации, например, занимается вопросами регулирования отношений между предпринимателями и их партнерами, способствует развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Республики Татарстан с предпринимателями зарубежных стран. Кроме этого основной функцией является защита интересов предпринимателей в органах государственной власти и органах местного самоуправления; способствует продвижению товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности татарстанских предприятий на внутреннем и внешних рынках; формирует позитивный деловой имидж татарстанских производителей товаров и услуг; проводит политику социальной ответственности предпринимателей.
Правительство республики Татарстан ведет работу не только в области поддержки предпринимательства, но и еще уделяет немаловажное значение развитию молодежного предпринимательства. Для этого существует сайт: http://бизнес-класс.tv/ и на английском - http://b-class.tv/. На этом сайте есть информационная лента, связанная в основном с молодежным предпринимательством. Кроме того, есть еженедельные передачи по этой тематике на республиканском радио «Эхо Москвы». Еженедельно выходит и в программе «Утро» телеканала «Эфир», и тоже еженедельно - в утренней программе ТНВ.
Думается, что года через два-три система работы с молодежью в Татарстане станет на порядок лучше - благодаря республиканским программам и участию в них специалистов с хорошим и разным опытом, благодаря тому, что в этих программах поставлены конкретные задачи. Это особенно актуально сегодня, когда качество подготовки кадров и вопросы работы с человеческим ресурсом выходят на первый план.
В заключении хотелось бы сказать о том, что сегодня большую роль играет государство, которое является неотъемлемым атрибутом любой развитой рыночной экономики. Система органов государства непосредственно осуществляет политику в области малого и среднего бизнеса (предпринимательства).
Сегодня малый и средний бизнес придает рыночной экономике определенную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
1. Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) // Российская Газета. -
2013. №6056. С.36.
3. ФЗ от 24.07.2007 n 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» Редакция от 28.12.2013 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Учет.Налоги.Право. 2007. №47. С.47.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июня 2013 года № 416 «Об утверждении порядка отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для предоставления государственной поддержки в форме субсидий» // Известия Татарстана.-
2013. №125.С.38.
Монографии, диссертации
5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Москва: Изд-во ВШЭ
2012.С.47.
6. Штульберг Б.М. Региональная политика России: Теоретические основы, задачи и методы реализации. М: Тов-во, В.Г.Введенский. - М.: Гелиос АРВ, 2011. С.17.
7. Тургель, И.Д. Региональная экономика и управление. Оренбург: Изд- во: РАНГХиС 2003. С.21.
8. Калужский, М.Л., Сараев А.Р.Экономика Западной Сибири. Омск..: Изд-во Финансовый Университет при Правительстве РФ 2012.С. 697.
9. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства. Москва: Изд-во ЮНИТИ- ДАНА 2013. С.106.
10. Иванов, С. А. Малый бизнес как стратегический ресурс развития экономической безопасности. М: Тов-во Уткин Н. И., Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России 2016. С. 117.
11. Губин, Е.П., Лахно, П.Г. “Предпринимательское права Российской Федерации”- МГУ им.М.В. Ломоносова, 2017.- С85 .
12. Wolters Kluwer, Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 1. - М.: 2017. - С 352 .
Статьи и материалы периодической печати
13. Старова О.В. Предпринимательство и бизнес: сходство и различие // Журнал: Экономика и Управление: анализ тенденций и перспектив развития.
2014. №2. С. 10.
14. Лапшина С.В., Конкурентоспособность малого бизнеса в условиях глобализации // Практика и механизмы управления экономикой 2009. №4. С. 79.
15. Гончаренко Л.П. Региональная экономика // Региональная экономика: теория и практика. 2013. №307. С. 23.
16. Заболоцкая, В.В., Сравнительный анализ мер поддержки малого и среднего бизнеса в России и зарубежом // Теория и практика. 2015. №2. С.2.
17. Калинин, А.В. Анализ развития и состояния малого и среднего бизнеса в мире // Экономика, предпринимательство и право.2011. № 4.с.3.
18. Сулакшин С.С. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России // К умной и нравственной экономике. 2008.С. 183.
19. Заболоцкая, В.В. Современные зарубежные модели финансовой поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Экономика: теория и практика. 2015. № 1. С. 53.
20. Санникова, И.Н., Оценка особенностей развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2017. №1. С. 5
21. Финк Т.А., Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития //Молодой
учёный №4 (39) апрель - 2018. - №5. - С. 177-181.
Электронные ресурсы
22. ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики LERC. Local economics research center. [Электронный ресурс]:-/Структура региональной политики, принципы ее разработки и реализации Режим доступа: http://www.lerc.ru/books/articles/0004/0020/
23. ГАРАНТ информационно - правововой портал. [Электронный ресурс]:-/Основные изменения в законодательстве о госзакупках. Режим доступа: http://www.garant.ru/actual/contracts/472245/#ixzz482u8rhDQ -
24. Сообщество предпринимателей TimesNet.[Электронный ресурс]:-/ Малый бизнес и предпринимательская деятельность.Режим доступа: http://timesnet.ru/magazine/5/3347/
25. В поисках лучшего бизнеса. [Электронный ресурс]:-/Что такое бизнес
и предпринимательство.Режим доступа: http://ktovdele.ru/chto-takoe-biznes-i-
predprinimatelstvo.html
26. Библиотека успешного бизнесмена. [Электронный ресурс]: -
/Экономическая среда предпринимательства.Режим доступа: http://club-
energy.ru/40-6.php
27. Министерство экономики РТ. [Электронный ресурс]:-/ Поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 461538.pdf
28. Российский бухгалтер. [Электронный ресурс]:-/Критерии отнесения к
субъектам малого предпринимательства. Режим доступа:
http://rosbuh.senseagency.ru/?item=3243&page=article
29. «ФБ». [Электронный ресурс]:-/Субъекты малого и среднего
предпринимательства: критерии и характеристики. Режим доступа:
http://fb.ru/article/167269/subvektvi-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-kriterii-
klassifikatsiya
30. http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tatstat/ru/statistics/enterpris es/small and medium enterprises/ - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. [Электронный ресурс]: - /Малое и среднее предпринимательство.
31. Эксперт. [Электронный ресурс]:-/Малый бизнес с социальным
уклоном. Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2013/21/malvii-biznes-s-
sotsialnyim-uklonom/
32. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан
до 2030 года. [Электронный ресурс]:-/Татарстан - 2030 развитие малого и
среднего . Режим доступа: http: //tatarstan2030.ru/content 167
33. Министерство Экономики РТ. [Электронный ресурс]:-/Поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 461538.pdf
34. Твой бизнес. [Электронный ресурс]:-/ Малый бизнес во Франции. Режим доступа: http://vobiz.ru/view post bo.php?id=143
35. X Всероссийская конференция.[Электронный ресурс]:-/ Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран. Режим доступа: http://www. giac.ru/analvtics/?id=14
36. “Утро” [Электронный ресурс]:-/Особенности развития малого и
среднего бизнеса. Режим доступа:
http://www.utro.ru/articles/2011/05/26/976552.shtml
37. Электронная библиотека диссертаций.[Электронный ресурс]:-/
Формирование инфраструктуры во Франции. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/opvt-gosudarstvennoi-podderzhki-malogo-i-srednego- biznesa-vo-frantsii#ixzz49IGk17ss