Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №32361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы137
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
530
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ 8
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности территории 8
1.2. Методы анализа государственной политики в области инвестиционной привлекательности территории 17
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 28
2.1. Анализ направлений и мероприятий государственной политики в области повышения инвестиционной привлекательности в регионах Приволжского федерального округа 28
2.2. Оценка результатов государственной политики в области повышения
инвестиционной привлекательности в регионах Приволжского федерального округа 49
2.3. Оценка эффективности государственной политики в области
инвестиционной привлекательности регионов Приволжского федерального округа 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 67
3.1. Проблемы реализации государственной политики в области
повышения инвестиционной привлекательности в регионах Приволжского федерального округа 67
3.2. Зарубежный опыт организации государственной политики в области
повышения инвестиционной привлекательности территории 80
3.3. Практические рекомендации по совершенствованию и развитию государственной политики в области повышения инвестиционной привлекательности в регионах Приволжского федерального округа 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ


В эпоху постиндустриального общества и глобализации залогом успеха любого участника экономики становится постоянное развитие в ногу с миром, государством, иными компаниями и отраслями. Подобного рода движение вперед требует привлечения дополнительных ресурсов: инноваций, квалифицированных кадров, сырья и т.д. При этом неотъемлемым фактором развития становятся финансовые ресурсы - инвестиционные вложения в деятельность хозяйствующего субъекта, в том числе в экономику региона. Именно поэтому на рынке возникает активная борьба за инвестиции, успех которой зависит от возможности и способности субъекта привлечь капиталовложения, то есть от его инвестиционной привлекательности.
Формирование инвестиционной привлекательности на данный момент является крайне актуальным для регионов РФ. Инвестиции - это механизм развития региональной экономики и улучшения социальной ситуации в субъекте. Приток инвестиций позволяет создавать новые компании, совершенствовать деятельность уже функционирующих организаций, привлекать высококвалифицированных кадров, повышать средние доходы населения и соответственно качество жизни в регионе и т.д. Однако это не единственная причина стимулировать инвестиционную активность в регионе за счет созданной инвестиционной привлекательности.
Для субъектов нашего государства привлеченные инвестиции - это не только источник финансов. Инвестиции в экономику региона фактически сокращают нагрузку на региональный бюджет и позволяют регионам повышать уровень своей экономической свободы, что чрезвычайно важно в российских реалиях, где большинство регионов (по некоторым данным 82 из 85Д являются дотационными и зависимыми от федерального центра.
1 Названы самые дотационные регионы РФ//РИА Новости (от 3.10.2018). URL: https://ria.ru/20181003/1529899470.html (дата обращение 08.01.2019)
Расширение финансовой самостоятельности субъектов РФ может положительно сказаться не только на них самих, но и на государстве в целом, которое пока вынуждено поддерживать регионы, финансировать некоторые их региональных проблем и мероприятия по их разрешению. Высокую заинтересованность государства и его регионов в привлечении инвестиций в региональную экономику демонстрирует и опыт других государств. Так, например, в США основная доля мероприятий по привлечению инвестиций проводится региональными властями, что способствует процветанию отдельных штатов, повышению их конкурентоспособности и в то же время развитию государства в целом .
Изложенная выше информация говорит об актуальности исследования реализации на региональном уровне мероприятий государственной политики по формированию и повышению инвестиционной привлекательности отдельных российских регионов. Для изучения нами были выбраны отдельные регионы Приволжского федерального округа: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика.
Выбор именно этих субъектов можно объяснить рядом причин. Во- первых, данные регионы имеют значительный потенциал для привлечения инвестиций и заинтересованы в них, что повышает целесообразность изучения их государственной инвестиционной политики с целью предложения практических рекомендаций по ее совершенствованию. Во- вторых, уровень социально-экономического развития данных субъектов значительно отличается друг от друга, что делает актуальным исследование их инвестиционной привлекательности и соответственно опыта реализации государственной политики по ее повышению. В-третьих, данные регионы имеют один административно-территориальный статус республик и расположены в одном федеральном округе.
На основе сказанного выше были определены объект и предмет данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - государственная политика в области инвестиционной привлекательности в регионах РФ (на примере регионов ПФО). Предмет исследования: основные направления и механизмы
государственной политики в области инвестиционной привлекательности в регионах ПФО.
В соответствии с выделенными объектом и предметом изучения была сформулирована основная цель работы: на основе изучения и анализа государственной политики в области повышения инвестиционной привлекательности в регионах ПФО выявить проблемы ее реализации и сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственного управления в данном направлении политики.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить понятие инвестиционной привлекательности
территории;
2) изучить основные методы исследования данного
направления государственной политики;
3) провести анализ основных направлений и механизмов
государственной политики в области инвестиционной
привлекательности в регионах ПФО;
4) проанализировать достигнутые результаты данного направления политики в регионах ПФО;
5) оценить отдачу и результативность данного направления государственной политики посредством изучения инвестиционной привлекательности регионов ПФО;
6) выделить и описать основные проблемы реализации
государственной политики в области инвестиционной
привлекательности в регионах ПФО;
7) сформулировать рекомендации по их устранению и совершенствованию данного направления политики в регионах ПФО. Реализация поставленных цели и задач позволит оценить проводимые на данный момент мероприятия государственной политики в области инвестиционной привлекательности в выбранных регионах, оценить их целесообразность, предложить практические рекомендации по их
улучшению и совершенствованию, что делает исследование практически значимым.
В основу исследования были положены следующие научные методы: анализ нормативно-правовых актов с целью выделения основных мероприятий региональной политики по повышению инвестиционной привлекательности, контент-анализ сайтов региональных органов
государственной власти с целью определения уровня информирования потенциальных инвесторов, математический метод, метод интегральной оценки, метод ранжирования и сравнения для оценки инвестиционной привлекательности каждого из регионов ПФО.
Информационную базу работы составили нормативно-правовые акты органов государственного управления регионов ПФО, статистические данные, представление на сайте Федеральной службы государственной статистики РФ, ее территориальных подразделений в регионах, а также сведения, отраженные в отчетах и иных материалах региональных органов власти. Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых, представленные в научных статьях, монографиях, учебных пособиях и т.д.
Анализ научной литературы по теме выпускной квалификационной работы позволил определить следующее. Тема инвестиционной привлекательности является крайне актуальной как в отечественной, так и зарубежной науке. Пока более популярным остается изучение инвестиционной привлекательности предприятий и компаний. Вопрос инвестиционной привлекательности территории пока изучается не так активно. Ряд ученых сосредотачивают свое внимание на изучение инвестиционной привлекательности стран, в том числе и России (Kokkinou, A., Psycharis, L, Coan, T.G., Kugler, Т., Jensen, N.M., Biglaiser, G., Li,
Q., Malesky, E., Pinto, P.M., Pinto, S.M., Staats, J.L., Paul, A., Popovici,
O.C., Calin, C.A., Астахова E.B., Чже Ван, Короткова М.А., Бочарова А.И. и т.д.), другие сосредотачивают свое внимание на исследовании отдельных территории и регионов страны (Coan, T.G., Kugler, Т., Андрушкявичюс А.Е., Арсланов Ш.Д., Кусакина Я.С., Окорокова Е.Ю., Бузмаков Р.В., Пономаренко Е.А., Пилилян Е.К. и т.д.). Анализ литературы показал, что пока большинство отечественных ученых акцентируют свое внимание на исследовании отдельных регионов нашей страны, тогда как понятие привлекательности является относительным и для более объективной оценки ее уровня требуется сопоставление территорий и их условий друг с другом. Именно поэтому в основу данного исследование положена оценка опыта целого ряда регионов, что позволит провести сравнение между ними.
Результаты проведенного исследования отражены в научных статьях, изданных в научном журнале «Вектор экономики» и сборнике Международной конференции «Актуальные вопросы экономики и менеджмента», включенных в научную базу «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, содержащих в себе теоретические и практические аспекты изучения инвестиционной привлекательности территории и политики по ее повышению в общем и в регионах ПФО в частности, а также проблемы и рекомендации по улучшению инвестиционной привлекательности в субъектах РФ, заключение и список использованных источников, включающий в себя материалы, изученные и использованные при написании данной работы, а также приложения, содержащие дополнительный материал по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое изучение вопросов реализации государственной политики в области формирования и повышения инвестиционной привлекательности, а также проведение практического исследования опыта реализации данного направления политики в отдельных регионах ПФО, позволило достигнуть цели и задач данной выпускной квалификационной работы.
В ходе теоретического изучения основных вопросов относительно инвестиционной привлекательности и государственной политики по ее формированию было установлено следующее. Пока термин инвестиционной привлекательности трактуется в разных научных трудах по-разному, в связи с чем нет единого определения, из-за чего отсутствует и единый подход относительно государственной политики в данной сфере и направлений ее реализации. По итогам исследования научных трудов отечественных и зарубежных авторов нами было предложено собственное авторское определение понятия инвестиционной привлекательности: инвестиционная привлекательность территории - это способность сложившихся на данный момент качественных и количественных показателей формировать выгодные как инвестору, так и самой территории условия для капиталовложений. Исходя из данного определения государственную политику по инвестиционной привлекательности можно трактовать как совокупность направлений деятельности органов государственной власти, ориентированных на создание таковых условий, к числу которых можно отнести снижение административных барьеров, правовое регулирование и защиту инвесторов, информирование и консультационная поддержка инвесторов, создание специализированных объектов инфраструктуры, оказывающих разностороннюю помощь при реализации инвестиционных проектов и т.д.
В научных трудах для исследования инвестиционной привлекательности территории и политики по ее формирование используется множество научных методов, позволяющих исследовать как качественную, так и количественную информация по теме. На основе этого нами была определена авторская методика исследования выбранной темы, которая включала в себя такие методы, как ранжирование, интегральная оценка, бальная оценка, анализ нормативно-правовых актов, анализ сайтов и их контента и ряд других методов.
Практическое исследование на основе перечисленных выше методов позволило изучить опыт реализации государственной политики по формированию инвестиционной привлекательности в 6 регионах ПФО. Исследование включало в себя оценку различных инструментов и мероприятий данного направления политики, которые для удобства анализа и оценки были разделены на 6 тематических блоков: административно- правовое регулирование инвестиционной деятельности регионе, развитие инфраструктуры поддержки инвесторов, меры финансовой помощи инвесторам, меры имущественной поддержки инвесторов, информационное обеспечение инвесторов посредством специализированных сайтов - инвестиционных порталов регионов, а также посредством разработки интерактивной инвестиционной карты регионов.
Исследование каждого из данных тематических блоков позволило сделать выводы относительно проблем, возникающих в ходе реализации исследуемого направления государственной политики в регионах, а также предложить рекомендации по их устранению или смягчению. При этом полученные выводы были разделены по двум основаниям, по которым проводился анализ: по направлениям политики и по регионам. Относительно отдельных направлений политики на основании отрицательного и положительного опыта исследуемых регионов ПФО были сформулированы общие выводы, которые могут быть применены в разных регионах РФ, в том числе за пределами ПФО. Так были предложены следующие рекомендации:
о для совершенствования административно-правовой поддержки инвесторов было предложено, в том числе, внедрение и совершенствование механизм «одного окна», что потребует от регионов разработки четкого алгоритма сопровождения инвестиционных проектов от этапа идеи, заявки до непосредственной реализации с указанием участвующих органов регионального управления и сроков исполнения их функций;
о для развития инфраструктуры поддержки бизнеса было предложено расширение сети объектов на основе принципов необходимости их помощи инвесторам, разнообразия сфер/отраслей хозяйства их поддержки, расширения географии их размещения; о для повышения эффективности финансовых мер поддержки инвесторов предложена их оптимизация на основе разработанной системе статистического учета данных о реализации инвестиционных проектов, получивших финансовую поддержку от региона; о относительно блока мер имущественного характера предложено их расширение и повышения интереса к ним со стороны инвесторов за счет предоставления льготных условий их получения;
о для совершенствования работа инвестиционных порталов было предложено оптимизировать их структуру, улучшить дизайн, выработать систему регулярного обновления информации на сайте;
о для повышения удобства работы с инвестиционной картой была предложена разработка общей модели инвестиционной карты региона, которая бы подобно образцу включала в себя необходимы информационные слои и статистические данные о территории.
Относительно каждого из исследуемых регионов ПФО данные предложения были конкретизированы в соответствии с особенностями региональной политики и сложившейся в регионе ситуаций. Так, например, для Башкортостана были предложены рекомендации относительно совершенствования нормативно-правовой базы инвестиционной политики, в том числе была предложена разработка и принятие регионального закона об иностранных инвестициях. Подобная рекомендация, как и остальные предложения для данного региона, ориентированы в большей степени на иностранных инвесторов, так как исследование показало достаточно существенное отставание Башкортостана от других исследуемых регионов по уровню привлеченных прямых иностранных инвестиций.
Для Республики Марий Эл, которая на данный момент серьезно отстает от других рассмотренных регионов по степени развития государственной политики в области формирования инвестиционной привлекательности, было предложено создание новых объектов инфраструктуры. Нами был предложен проект по созданию промышленного парка на территории города Волжска, который имеет выгодное географическое положение, транспортное сообщение с другими городами и регионами и ряд иных преимуществ.
Относительно Республики Татарстан было установлено, что политика нашего региона является одной из наиболее масштабных и эффективных среди регионов ПФО. Однако было также установлено, что пока Республика уступает другим регионам по уровню развития и удобству информационных ресурсов - инвестиционного портала и инвестиционной карты. В связи с этим были предложены рекомендации по их совершенствованию, в том числе было предложено изменение структуры инвестиционного портала РТ так, чтобы информация была систематизирована на сайте более удобно и доступно для инвесторов. Также были предложены меры по совершенствованию работы инвестиционной карты, которая пока значительно уступает по уровню своей информативности и удобству инвестиционным картам Башкортостана или Мордовии.
Предложенные в рамках данного исследования рекомендации носят практический характер, их применение способно сделать политику регионов в области совершенствования инвестиционной привлекательности более результативной и эффективной.



1. Федеральный закон от 29.12.2014 N473-03 «О территориях
опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (в редакции от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. Правовая база «Консультант Плюс» Режим доступа: http ://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_l 72962/ (дата
обращения 30.03.2019)
2. Закон РБ от 24.12.2010 №339-з «О инвестиционной деятельности в РБ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в редакции от
3.04.2019) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463505456 (дата обращения
30.03.2019)
3. Закон Республики Марий Эл от 21 марта 2012 года N 17-3 "Об
инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в редакции от 4.12.2017) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453116512 (дата обращения
30.03.2019)
4. Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. N 6-3 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия" (в редакции от 6.11.2018) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/802052126 (дата обращения 30.03.2019)
5. Закон РТ от 25.11.1998 №1872 «Об инвестиционной деятельности в РТ» (в редакции от 5.03.2018) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424031935 (дата обращения 30.03.2019)
6. Закон РТ от 19.06.1994 № 2180-12 «Об иностранных инвестициях РТ» (в редакции от 5.03.2018) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/917003520 (дата обращения 30.03.2019)
7. Закон РТ от 10.02.2006 № 5 «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для организация-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского муниципального района РТ, и особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территории Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов РТ» (в редакции от 22.02.2017) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/917020150 (дата обращения 30.03.2019)
8. Закон РТ от 29.11.2002 № 24 «О транспортном налоге РТ» (в редакции
от 26.03.2014) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/917012298 (дата обращения
30.03.2019)
9. Законе Удмуртской Республики от 22.06.2006 № 26-РЗ «О
государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике» (в редакции от 8.05.2018) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/960012273 (дата обращения 30.03.2019)
10. Закон Чувашской Республики от 25.05.2004 N 8 (ред. от 21.12.2018) «О
государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» (в редакции от 21.12.2018) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/428581637 (дата обращения 30.03.2019)
11. Закон Чувашской Республики от 29.09.2014 N 51 «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Чувашской Республики» [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/411709333 (дата обращения 30.03.2019)
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015
года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» (в редакции от 26.04.2017) [Электронный ресурс]. Правовая база «Консультант Плюс» Режим доступа:
http ://www. consultant.ru/ document/consdocL AW_181759/ (дата
обращения 30.03.2019)
13. Постановление Правительства РМЭ от 10.10.2013 №313 «Об
утверждении Инвестиционной стратегии РМЭ до 2020 года» (в редакции от 08.07.2015) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430536998 (дата обращения 30.03.2019)
14. Постановление Правительства РМ от 16.06.2014 №275 «Об
утверждении Инвестиционной стратегии РМ до 2020 года» (в редакции от 13.01.2017) [Электронный ресурс]// //Электронный фонд правовой и


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ