ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕПЦИЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
|
Введение 3
Глава I. Художественная рецепция как литературоведческое понятие 7
1.1. Художественный текст как феномен диалога сознания читателя с текстом ..7
1.2. Психологические механизмы и законы художественного восприятия 14
1.3. Интертекстуальность как фактор художественной рецепции 20
Глава II. Диалогичность в творчестве Г.Чхартишвили 26
2.1. Литературно-издательский проект “Б.Акунин”. Цикл романов Г.Чхартишвили
«Приключения магистра» 26
2.2. Принципы организации текста в романах Г.Чхартишвили 29
2.3. Жанровая стратегия романа-ремейка «Ф. М.» 37
Глава III. Проблема рецепции в старшей школе 47
3.1. Возрастные особенности рецепции 47
3.2. Элективные курсы, как средство реализации индивидуальных
образовательных программ 54
3.3. Элективный курс 64
Заключение 75
Список использованной литературы
Глава I. Художественная рецепция как литературоведческое понятие 7
1.1. Художественный текст как феномен диалога сознания читателя с текстом ..7
1.2. Психологические механизмы и законы художественного восприятия 14
1.3. Интертекстуальность как фактор художественной рецепции 20
Глава II. Диалогичность в творчестве Г.Чхартишвили 26
2.1. Литературно-издательский проект “Б.Акунин”. Цикл романов Г.Чхартишвили
«Приключения магистра» 26
2.2. Принципы организации текста в романах Г.Чхартишвили 29
2.3. Жанровая стратегия романа-ремейка «Ф. М.» 37
Глава III. Проблема рецепции в старшей школе 47
3.1. Возрастные особенности рецепции 47
3.2. Элективные курсы, как средство реализации индивидуальных
образовательных программ 54
3.3. Элективный курс 64
Заключение 75
Список использованной литературы
Актуальность темы. Одна из значимых проблем сегодня - проблема чтения художественной литературы современными подростками. С возрастанием тенденции внедрения современных технологий в жизнь молодого поколения, интерес вызывают следующие вопросы: как молодежь относится к чтению и как она воспринимает художественную литературу.
Мы сталкиваемся с тем, что современные подростки не читают книг, не умеют анализировать художественные тексты, им тяжело выражать свои мысли и тем более мыслить образами. По мнению М.Д. Щелкунова, это связано с тем, что сознание современного ребенка меняется из-за того, что он много времени проводит с гаджетами, которые ориентированы на двоичное кодирование, отсюда и тенденция среди молодежи отвечать двусложно (либо «да», либо «нет»). Обосновывать свою точку зрения, давать развернутый ответ для них подчас непосильная задача.
Многие исследователи изучают проблему восприятия художественной литературы с различных сторон. Так, проводятся исследования возрастных особенностей восприятия, структура читательского восприятия, особенности восприятия различных жанров, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения. Основной акцент они делают на то, как жанры влияют на познавательный интерес личности, и какова на сегодняшний день специфика читательского интереса.
Необходимость изучения проблемы обусловлена фундаментальной потребностью общества в приобщении молодого поколения к такой форме человеческой активности, как чтение художественной литературы. Подростки отторгают мир подлинной литературы. Среди них заметно формальное отношение даже к самым великим писателям и их произведениям, что является серьезной проблемой и одной из причин оскудения внутреннего мира личности, ущербности её духовного опыта.
Реалии современного образования таковы, что ни в школе, ни в высших учебных заведениях не воспитывается потребность в чтении художественной литературы. Эта потребность особенно тормозиться, если возникают трудности в полноценном восприятии художественной литературы и понятии смысла произведения. Это, в свою очередь, связано с тем, что обучающийся не понимает литературу, написанную несколько столетий назад, так как у него нет ассоциативного ряда с событиями этих лет. В этом плане ему ближе современная литература, сюжет которой связан с его восприятием действительности. Однако современная литература не в полной мере может передать ту духовную пищу, которой обладает классическая. Но можно объединить эти две стихии, и через ремейки приводить старшеклассников к пониманию великой классики. Сегодня школа и вуз оказались не способны в полной мере учить смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста.
Актуальность данной работы проявляется в разрешении следующих объективно существующих противоречий между актуализацией рецептивной составляющей современной культуры и недостаточной направленностью содержания образования на приобретение навыков эстетического восприятия, формирование потребности в художественной рецепции.
Степень изученности темы относительно высока. Проблема образного восприятия художественной литературы детьми изучена в различных аспектах: эстетическом и искусствоведческом, опирающимися на философские учения об образности, психологическом. В трудах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, М.Б. Храпченко, З.Я. Рез, И.Ф. Волкова, Е.А. Маймина, П.М. Якобсона, С.Х. Раппопорта исследовалась не только природа эстетического восприятия, но и роль художественной литературы в становлении духовности читателя. Анализ специальной литературы показал, что в науке серьёзно и глубоко рассматривались психические процессы, связанные с формированием образного восприятия школьников, выявлены возрастные особенности и этапы восприятия (работы О.И. Никифоровой, A.M. Левидова, Л.Г. Жабицкой, Н.Д. Молдавской). В исследованиях психологов и педагогов Л.С. Выготского, Л.С. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, Г.Н. Кудиной, Г.Г. Граник и др. подробно описаны пути художественного познания литературного произведения.
Подчёркивается, что человек редко овладевает способом восприятия художественного произведения стихийно, спонтанно, самостоятельно. Тем не менее, заметим, что взгляды на проблему образного восприятия, представленные исследователями в разных научных областях, все еще недостаточно систематизированы.
Исследования литературоведов и психологов оказали серьёзное влияние на развитие методической мысли. Именно в методических исследованиях 70-90-х годов XX века (В.П. Медведев, О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин, Т.Д. Полозова, Т.Г. Браже, Г.И. Беленький, М.П. Воюшина) представлена и обоснована необходимость "школы восприятия", в них заявлено о взаимосвязи восприятия с анализом художественного произведения, описаны приёмы формирования образного восприятия художественной литературы учащимися.
Цель данного исследования - рассмотреть механизмы формирования представлений о понятии «художественная рецепция» на уроках литературы обучающимися старших классов.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть и обосновать сущность и содержание формирования представлений о понятии «художественная рецепция» на уроках литературы в старших классах;
2) разработать элективный курс, который помог бы обучающимся сформировать представления и навыки использования художественной рецепции при чтении литературных текстов;
3) изучить психологические особенности проблемы восприятия;
4) рассмотреть литературоведческий аспект проблемы художественной рецепции;
5) раскрыть специфику реализации ремейковой стратегии в творчестве Г. Чхартишвили на примере авторского проекта «Борис Акунин».
Объект исследования: образовательная среда школьного пространства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: а) теоретические: изучение трудов философов, эстетиков и литературоведов по проблеме исследования; анализ психологической, методической, учебной литературы, связанной с темой диссертации; теоретический анализ основных положений предлагаемой методики; б) эмпирические: беседы с учителями и учащимися, качественно -количественный анализ устных и письменных ответов учащихся, обобщение собственного опыта практической работы с учащимися.
Теоретико-методологическую основу составили:
по теории психологии (Ю.Б. Бореева, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Т.Е.Зыль, О.И.Никифорова и др.), по теории обучения (Л.С.Айзерман, С.В.Белова, Н.А.Бодрова, В.Г.Зинченко, О.Н.Крылова, В.Г.Маранцман, Е.С.Романичева и др.); по теории литературы (Р.Барт, Т.Н. Бреева, М.Л.Гаспаров, М.Гришман, Н.А.Фатеева, М.Б.Храпченко, В.Д.Черняк и др.).
Научная новизна работы:
- Выявлены и экспериментально проверены дидактические условия формирования представлений о понятии «художественная рецепция» старшеклассниками в процессе обучения на уроках литературы;
- реализация форм учебной работы, которые бы способствовали формированию рецептивного мышления;
- разработан элективный курс по формированию представлений о художественной рецепции на старших ступенях обучения;
Теоретическая значимость работы состоит в углублении и расширении теоретических знаний по формированию рецептивного восприятия среди старшеклассников.
Практическая значимость - создание элективного курса, который может быть использован при обучении 9-11 классов.
Структура работы: титульный лист, содержание, введение, основная часть работы, заключение, список литературы.
Мы сталкиваемся с тем, что современные подростки не читают книг, не умеют анализировать художественные тексты, им тяжело выражать свои мысли и тем более мыслить образами. По мнению М.Д. Щелкунова, это связано с тем, что сознание современного ребенка меняется из-за того, что он много времени проводит с гаджетами, которые ориентированы на двоичное кодирование, отсюда и тенденция среди молодежи отвечать двусложно (либо «да», либо «нет»). Обосновывать свою точку зрения, давать развернутый ответ для них подчас непосильная задача.
Многие исследователи изучают проблему восприятия художественной литературы с различных сторон. Так, проводятся исследования возрастных особенностей восприятия, структура читательского восприятия, особенности восприятия различных жанров, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения. Основной акцент они делают на то, как жанры влияют на познавательный интерес личности, и какова на сегодняшний день специфика читательского интереса.
Необходимость изучения проблемы обусловлена фундаментальной потребностью общества в приобщении молодого поколения к такой форме человеческой активности, как чтение художественной литературы. Подростки отторгают мир подлинной литературы. Среди них заметно формальное отношение даже к самым великим писателям и их произведениям, что является серьезной проблемой и одной из причин оскудения внутреннего мира личности, ущербности её духовного опыта.
Реалии современного образования таковы, что ни в школе, ни в высших учебных заведениях не воспитывается потребность в чтении художественной литературы. Эта потребность особенно тормозиться, если возникают трудности в полноценном восприятии художественной литературы и понятии смысла произведения. Это, в свою очередь, связано с тем, что обучающийся не понимает литературу, написанную несколько столетий назад, так как у него нет ассоциативного ряда с событиями этих лет. В этом плане ему ближе современная литература, сюжет которой связан с его восприятием действительности. Однако современная литература не в полной мере может передать ту духовную пищу, которой обладает классическая. Но можно объединить эти две стихии, и через ремейки приводить старшеклассников к пониманию великой классики. Сегодня школа и вуз оказались не способны в полной мере учить смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста.
Актуальность данной работы проявляется в разрешении следующих объективно существующих противоречий между актуализацией рецептивной составляющей современной культуры и недостаточной направленностью содержания образования на приобретение навыков эстетического восприятия, формирование потребности в художественной рецепции.
Степень изученности темы относительно высока. Проблема образного восприятия художественной литературы детьми изучена в различных аспектах: эстетическом и искусствоведческом, опирающимися на философские учения об образности, психологическом. В трудах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, М.Б. Храпченко, З.Я. Рез, И.Ф. Волкова, Е.А. Маймина, П.М. Якобсона, С.Х. Раппопорта исследовалась не только природа эстетического восприятия, но и роль художественной литературы в становлении духовности читателя. Анализ специальной литературы показал, что в науке серьёзно и глубоко рассматривались психические процессы, связанные с формированием образного восприятия школьников, выявлены возрастные особенности и этапы восприятия (работы О.И. Никифоровой, A.M. Левидова, Л.Г. Жабицкой, Н.Д. Молдавской). В исследованиях психологов и педагогов Л.С. Выготского, Л.С. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, Г.Н. Кудиной, Г.Г. Граник и др. подробно описаны пути художественного познания литературного произведения.
Подчёркивается, что человек редко овладевает способом восприятия художественного произведения стихийно, спонтанно, самостоятельно. Тем не менее, заметим, что взгляды на проблему образного восприятия, представленные исследователями в разных научных областях, все еще недостаточно систематизированы.
Исследования литературоведов и психологов оказали серьёзное влияние на развитие методической мысли. Именно в методических исследованиях 70-90-х годов XX века (В.П. Медведев, О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин, Т.Д. Полозова, Т.Г. Браже, Г.И. Беленький, М.П. Воюшина) представлена и обоснована необходимость "школы восприятия", в них заявлено о взаимосвязи восприятия с анализом художественного произведения, описаны приёмы формирования образного восприятия художественной литературы учащимися.
Цель данного исследования - рассмотреть механизмы формирования представлений о понятии «художественная рецепция» на уроках литературы обучающимися старших классов.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть и обосновать сущность и содержание формирования представлений о понятии «художественная рецепция» на уроках литературы в старших классах;
2) разработать элективный курс, который помог бы обучающимся сформировать представления и навыки использования художественной рецепции при чтении литературных текстов;
3) изучить психологические особенности проблемы восприятия;
4) рассмотреть литературоведческий аспект проблемы художественной рецепции;
5) раскрыть специфику реализации ремейковой стратегии в творчестве Г. Чхартишвили на примере авторского проекта «Борис Акунин».
Объект исследования: образовательная среда школьного пространства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: а) теоретические: изучение трудов философов, эстетиков и литературоведов по проблеме исследования; анализ психологической, методической, учебной литературы, связанной с темой диссертации; теоретический анализ основных положений предлагаемой методики; б) эмпирические: беседы с учителями и учащимися, качественно -количественный анализ устных и письменных ответов учащихся, обобщение собственного опыта практической работы с учащимися.
Теоретико-методологическую основу составили:
по теории психологии (Ю.Б. Бореева, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Т.Е.Зыль, О.И.Никифорова и др.), по теории обучения (Л.С.Айзерман, С.В.Белова, Н.А.Бодрова, В.Г.Зинченко, О.Н.Крылова, В.Г.Маранцман, Е.С.Романичева и др.); по теории литературы (Р.Барт, Т.Н. Бреева, М.Л.Гаспаров, М.Гришман, Н.А.Фатеева, М.Б.Храпченко, В.Д.Черняк и др.).
Научная новизна работы:
- Выявлены и экспериментально проверены дидактические условия формирования представлений о понятии «художественная рецепция» старшеклассниками в процессе обучения на уроках литературы;
- реализация форм учебной работы, которые бы способствовали формированию рецептивного мышления;
- разработан элективный курс по формированию представлений о художественной рецепции на старших ступенях обучения;
Теоретическая значимость работы состоит в углублении и расширении теоретических знаний по формированию рецептивного восприятия среди старшеклассников.
Практическая значимость - создание элективного курса, который может быть использован при обучении 9-11 классов.
Структура работы: титульный лист, содержание, введение, основная часть работы, заключение, список литературы.
В связи с тем, что существуют общие тенденции литературного развития, и от них зависит качество восприятия художественного текста, мы можем выделить следующие особенности восприятия подростков в период ранней юности:
- пора физического и духовного расцвета;
- пора формирования убеждений, системы взглядов и мировоззрения;
- менее интенсивный рост литературного развития;
- интерес к искусству становится постоянным и наиболее глубоким (наряду с литературой возрастает интерес к музыке и театру);
- закрепление понимания того, что образы в литературных текстах - это образы жизни, но не сама жизнь, а лишь ее художественное воспроизведение;
- для старшеклассника литература помогает понять жизнь, но это делается с целью поиска в нем своего места, а также опоры для убеждений и взглядов, которые в нем формируются;
- программные произведения, отличающиеся сложностью, насыщенностью философскими и эстетическими проблемами приводят к большой нагрузке;
- в это период необходимо совместить эмоциональное и интеллектуальное восприятие, чтобы прийти к глубокому осмыслению авторского видения и идейно-художественного содержания произведения;
- у старшеклассника восприятие «конкретностей» художественного текста связано с их эстетическим осмыслением;
- для высокого уровня осмысления творчества писателей им необходимо усвоить такие понятия, как личность автора, метод, стиль и формы выражения авторской мысли в произведениях различных родов и жанров;
- для обучающихся 9-11 классов понятны средства художественного обобщения в художественном тексте, что позволяет раскрыть глубокие сущностные связи литературного образа;
В связи с этим мы разработали программу элективного курса, который пролонгирован на 3 года обучения (9-11 классы) и рассчитан на 72 часа.
1 этап - 9 класс. Обучающиеся знакомятся с понятием «ремейков», в них формируется представление об особенностях ремейков. На этом этапе они просматривают экранизации-ремейки.
2 этап - 10 класс. На этом этапе обучающиеся сами пробуют создать буктрейлеры к классическим произведениям, которые будут ориентированы на современного читателя. А затем сравнить их с литературными ремейками на эти же произведения. В этот период обучения у них должно сформироваться понятие о целях и задачах ремейков.
3 этап - 11 класс. На этом этапе старшеклассники должны участвовать в диспутах и дискуссиях, выражать свою точку зрения насчет литературных явлений. Именно в этом классе в сознании обучающихся должно сформироваться представление о художественной рецепции.
В качестве произведений мы взяли классические произведения (Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мертвые души» - 9 класс; Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», И.С.Тургенев «Отцы и дети» - 10 класс; А.П.Чехов «Вишневый сад», А.М.Горький «На дне», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» - 11 класс) и ремейки к ним (С.Залыгин «Уроки правнука Вовки», А.Дмитриев «Закрытая книга», А.Уткин «Самоучки», Я.Веров «Господин Чичиков», Б.Акунин «Ф.М.», Л.Петрушевская «Сказка о часах», Г.Н.Щербакова «Яшкины дети» и др). Этот выбор основан на жанро-видовом сходстве в 9 классе, а в последствующих годах обучения и на проблемно-тематическом, идейном, стилевом сходстве. Нужно отметить, что при выборе ремейков предпочтение отдавалось произведениям миддл-литературы.
К концу обучения, старшеклассники должны достигнуть следующих роли художественных инструментов в художественной рецепции; они должны уметь самостоятельно формулировать собственное мнение о том или ином явлении художественной культуры, овладеть грамотной письменной и устной речью; обучающиеся должны будут свободнее ориентироваться в современном литературном процессе, понимать ее логику; в сознании старшеклассника должна произойти актуализация важнейших тем и проблем классической отечественной литературы и повыситься читательская компетентность за счет освоения ими такого понятия как интертекстуальность, умения находить в тексте интертекстуальные связи и развития способности распределять тексты новейшей русской литературы; должно получить развитие коммуникативной компетенции (умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения); старшеклассники должны осознать себя критически мыслящими реципиентами в современном культурном пространстве
- пора физического и духовного расцвета;
- пора формирования убеждений, системы взглядов и мировоззрения;
- менее интенсивный рост литературного развития;
- интерес к искусству становится постоянным и наиболее глубоким (наряду с литературой возрастает интерес к музыке и театру);
- закрепление понимания того, что образы в литературных текстах - это образы жизни, но не сама жизнь, а лишь ее художественное воспроизведение;
- для старшеклассника литература помогает понять жизнь, но это делается с целью поиска в нем своего места, а также опоры для убеждений и взглядов, которые в нем формируются;
- программные произведения, отличающиеся сложностью, насыщенностью философскими и эстетическими проблемами приводят к большой нагрузке;
- в это период необходимо совместить эмоциональное и интеллектуальное восприятие, чтобы прийти к глубокому осмыслению авторского видения и идейно-художественного содержания произведения;
- у старшеклассника восприятие «конкретностей» художественного текста связано с их эстетическим осмыслением;
- для высокого уровня осмысления творчества писателей им необходимо усвоить такие понятия, как личность автора, метод, стиль и формы выражения авторской мысли в произведениях различных родов и жанров;
- для обучающихся 9-11 классов понятны средства художественного обобщения в художественном тексте, что позволяет раскрыть глубокие сущностные связи литературного образа;
В связи с этим мы разработали программу элективного курса, который пролонгирован на 3 года обучения (9-11 классы) и рассчитан на 72 часа.
1 этап - 9 класс. Обучающиеся знакомятся с понятием «ремейков», в них формируется представление об особенностях ремейков. На этом этапе они просматривают экранизации-ремейки.
2 этап - 10 класс. На этом этапе обучающиеся сами пробуют создать буктрейлеры к классическим произведениям, которые будут ориентированы на современного читателя. А затем сравнить их с литературными ремейками на эти же произведения. В этот период обучения у них должно сформироваться понятие о целях и задачах ремейков.
3 этап - 11 класс. На этом этапе старшеклассники должны участвовать в диспутах и дискуссиях, выражать свою точку зрения насчет литературных явлений. Именно в этом классе в сознании обучающихся должно сформироваться представление о художественной рецепции.
В качестве произведений мы взяли классические произведения (Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мертвые души» - 9 класс; Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», И.С.Тургенев «Отцы и дети» - 10 класс; А.П.Чехов «Вишневый сад», А.М.Горький «На дне», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» - 11 класс) и ремейки к ним (С.Залыгин «Уроки правнука Вовки», А.Дмитриев «Закрытая книга», А.Уткин «Самоучки», Я.Веров «Господин Чичиков», Б.Акунин «Ф.М.», Л.Петрушевская «Сказка о часах», Г.Н.Щербакова «Яшкины дети» и др). Этот выбор основан на жанро-видовом сходстве в 9 классе, а в последствующих годах обучения и на проблемно-тематическом, идейном, стилевом сходстве. Нужно отметить, что при выборе ремейков предпочтение отдавалось произведениям миддл-литературы.
К концу обучения, старшеклассники должны достигнуть следующих роли художественных инструментов в художественной рецепции; они должны уметь самостоятельно формулировать собственное мнение о том или ином явлении художественной культуры, овладеть грамотной письменной и устной речью; обучающиеся должны будут свободнее ориентироваться в современном литературном процессе, понимать ее логику; в сознании старшеклассника должна произойти актуализация важнейших тем и проблем классической отечественной литературы и повыситься читательская компетентность за счет освоения ими такого понятия как интертекстуальность, умения находить в тексте интертекстуальные связи и развития способности распределять тексты новейшей русской литературы; должно получить развитие коммуникативной компетенции (умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения); старшеклассники должны осознать себя критически мыслящими реципиентами в современном культурном пространстве
Подобные работы
- РЕЦЕПЦИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ А. ПУШКИНА И М. ЛЕРМОНТОВА УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА
РАССКАЗОВ Н.А.ТЭФФИ «ВЕДЬМА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Русская классика в интерпретации Тома Стоппарда
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



