ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития связной речи детей третьего года жизни средствами игровой деятельности 8
1.1 Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста 8
1.2 Сущность, значение и воспитательные возможности детской игровой
деятельности 15
1.3 Использование дидактических игр в развитии речи дошкольника 23
1.4 Педагогические условия проведения дидактической игры для развития связной
речи у детей третьего года жизни 29
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния игровой
деятельности на развитие связной речи детей третьего года жизни 35
2.1 Выявление исходного уровня развития связной речи детей третьего года жизни 35
2.2 Разработка и апробация плана экспериментального исследования развития связной речи детей третьего года жизни средствами дидактической игры. 43
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования влияния дидактических игр на развитие связной речи детей третьего года жизни 49
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития связной речи детей третьего года жизни средствами игровой деятельности 8
1.1 Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста 8
1.2 Сущность, значение и воспитательные возможности детской игровой
деятельности 15
1.3 Использование дидактических игр в развитии речи дошкольника 23
1.4 Педагогические условия проведения дидактической игры для развития связной
речи у детей третьего года жизни 29
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния игровой
деятельности на развитие связной речи детей третьего года жизни 35
2.1 Выявление исходного уровня развития связной речи детей третьего года жизни 35
2.2 Разработка и апробация плана экспериментального исследования развития связной речи детей третьего года жизни средствами дидактической игры. 43
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования влияния дидактических игр на развитие связной речи детей третьего года жизни 49
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ожидают от педагогов особую организацию обучения и воспитания дошкольников. И перед воспитателями ставится задача построения речевого развития таким образом, чтобы способствовать овладению ребенком речью как средством общения и культуры, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры речи [6, С. 53]. И игровая деятельность, являясь одной из средств речевого развития детей, способствуют реализации этой задачи при организации занятий с детьми. Однако существует не так много пособий с дидактическими играми по развитию связной речи, особенно для детей третьего года жизни.
Основы методики развития речи представлены в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой и других. Многие их методические рекомендации не утратили своей ценности, и нашли подтверждение и обоснование в современной теории и практике.
Большой свой вклад в разработку программ и методик работы с детьми по развитию речи в детских садах также внесли Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Гвоздев, А.М. Леушина и другие. Они провели ряд лингвистических и психологических исследований, которые способствовали выявлению особенностей и закономерностей речевого развития детей, определили педагогические условия овладения формами и функциями речи, разработали эффективные средства и методы обучения.
В настоящее время большое количество детей начинают говорить поздно, причиной этому служит компьютеризация общества, и тем самым появляется необходимость нахождения более интересных и увлекательных для малышей средств развития речи, которые позволили бы педагогам организовать свою работу результативно. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать проблему исследования следующим образом: является ли игровая деятельность эффективным средством в развитии связной речи детей третьего года жизни?
Опираясь на психолого-педагогическую литературу, в соответствии с данной проблемой был проработан план исследования и подобраны дидактические игры, способствующие развитию связной речи детей третьего года.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние игровой деятельности на развитие связной речи детей третьего года жизни.
Объект исследования - процесс развития связной речи у детей третьего года жизни.
Предмет исследования - игровая деятельность как средство развития связной речи.
Гипотеза исследования - развитие связной речи детей третьего года жизни происходит более успешно, если в работе с ними применять игровую деятельность, дидактические игры.
Цель и гипотеза предполагают постановку и реализацию следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме: игровая деятельность как эффективное средство развития связной речи детей третьего года жизни.
- рассмотреть специфику и своеобразие использования дидактических игр в речевом развитии, ознакомиться с педагогическими условиями их проведения;
- выявить исходный уровень развития связной речи детей третьего года жизни;
- разработать и реализовать план экспериментального исследования влияния дидактических игр на развитие связной речи детей третьего года жизни;
- провести анализ результатов контрольного эксперимента по проблеме: игровая деятельность - эффективное средство в развитии связной речи детей третьего года жизни.
В процессы исследования были использованы следующие методы:
• теоретический анализ научной литературы по проблеме развития связной речи детей третьего года жизни средствами дидактических игр;
• эмпирические методы: эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение;
• математическая обработка данных.
Методологическую основу исследования составляют труды Е.И. Тихеевой, которая более полно раскрыла вопросы речевого развития детей и создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания; В.В. Гербова, которая разработала пособия по методике развития речи детей и приобщению их к художественной литературе.
Практическая значимость - результаты исследования данной работы могут быть использованы в организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с детьми третьего года жизни.
Исследование было проведено на базе МАДОУ «Детский сад №139 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани РТ. Выборку исследования составили 40 детей третьего года жизни.
Исследование проводилось в три этапа:
• констатирующий
Цель констатирующего этапа: определить исходный уровень развития связной речи детей третьего года жизни;
• формирующий
Цель формирующего этапа: апробация плана экспериментального исследования в условиях дошкольного образовательного учреждения с целью развития связной речи средствами дидактических игр;
• контрольный
Цель контрольного этапа: анализ и интерпретация полученных результатов в ходе исследования влияния игровой деятельности на развитие связной речи детей третьего года жизни.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Основы методики развития речи представлены в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой и других. Многие их методические рекомендации не утратили своей ценности, и нашли подтверждение и обоснование в современной теории и практике.
Большой свой вклад в разработку программ и методик работы с детьми по развитию речи в детских садах также внесли Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Гвоздев, А.М. Леушина и другие. Они провели ряд лингвистических и психологических исследований, которые способствовали выявлению особенностей и закономерностей речевого развития детей, определили педагогические условия овладения формами и функциями речи, разработали эффективные средства и методы обучения.
В настоящее время большое количество детей начинают говорить поздно, причиной этому служит компьютеризация общества, и тем самым появляется необходимость нахождения более интересных и увлекательных для малышей средств развития речи, которые позволили бы педагогам организовать свою работу результативно. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать проблему исследования следующим образом: является ли игровая деятельность эффективным средством в развитии связной речи детей третьего года жизни?
Опираясь на психолого-педагогическую литературу, в соответствии с данной проблемой был проработан план исследования и подобраны дидактические игры, способствующие развитию связной речи детей третьего года.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние игровой деятельности на развитие связной речи детей третьего года жизни.
Объект исследования - процесс развития связной речи у детей третьего года жизни.
Предмет исследования - игровая деятельность как средство развития связной речи.
Гипотеза исследования - развитие связной речи детей третьего года жизни происходит более успешно, если в работе с ними применять игровую деятельность, дидактические игры.
Цель и гипотеза предполагают постановку и реализацию следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме: игровая деятельность как эффективное средство развития связной речи детей третьего года жизни.
- рассмотреть специфику и своеобразие использования дидактических игр в речевом развитии, ознакомиться с педагогическими условиями их проведения;
- выявить исходный уровень развития связной речи детей третьего года жизни;
- разработать и реализовать план экспериментального исследования влияния дидактических игр на развитие связной речи детей третьего года жизни;
- провести анализ результатов контрольного эксперимента по проблеме: игровая деятельность - эффективное средство в развитии связной речи детей третьего года жизни.
В процессы исследования были использованы следующие методы:
• теоретический анализ научной литературы по проблеме развития связной речи детей третьего года жизни средствами дидактических игр;
• эмпирические методы: эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение;
• математическая обработка данных.
Методологическую основу исследования составляют труды Е.И. Тихеевой, которая более полно раскрыла вопросы речевого развития детей и создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания; В.В. Гербова, которая разработала пособия по методике развития речи детей и приобщению их к художественной литературе.
Практическая значимость - результаты исследования данной работы могут быть использованы в организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с детьми третьего года жизни.
Исследование было проведено на базе МАДОУ «Детский сад №139 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани РТ. Выборку исследования составили 40 детей третьего года жизни.
Исследование проводилось в три этапа:
• констатирующий
Цель констатирующего этапа: определить исходный уровень развития связной речи детей третьего года жизни;
• формирующий
Цель формирующего этапа: апробация плана экспериментального исследования в условиях дошкольного образовательного учреждения с целью развития связной речи средствами дидактических игр;
• контрольный
Цель контрольного этапа: анализ и интерпретация полученных результатов в ходе исследования влияния игровой деятельности на развитие связной речи детей третьего года жизни.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Цель выпускной квалификационной работы состояла в теоретическом обосновании и экспериментальном доказательстве влияния игровой деятельности на развитие связной речи детей третьего года жизни.
В настоящее время педагоги организуют обучение и воспитание дошкольников согласно современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. И перед воспитателями ставится задача построения речевого развития таким образом, чтобы способствовать овладению ребенком речью как средством общения. Дидактические игры, являясь одной из средств речевого развития детей, способствуют реализации этой задачи при организации занятий с детьми.
Дидактическая игра сложное, многоплановое педагогическое явление, которое является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Так как в младшем дошкольном возрасте важно сочетание в игре движения самого ребенка с умственными задачами, дидактические игры являются эффективным средством развития детей.
С целью подтвердить теоретические и научные предположения о том, что развитие связной речи детей третьего года жизни происходит более успешно, если применять в работе с ними дидактические игры, был проведен психологопедагогический эксперимент в двух младших группах.
Делая вывод можно сказать, что у детей экспериментальной группы и контрольной группы наблюдается улучшение в уровне развития связной речи на 5%. Но в экспериментальной группе результаты значительно лучше на 10%. Это свидетельствует о том, что при работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию связной речи эффективным средством является игровая деятельность, а именно дидактические игры.
Таким образом, проведенная работа показала, что развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста происходит более успешно, если в работе с ними применять игровую деятельность, дидактические игры, тем самым подтвердилась
гипотеза.
В настоящее время педагоги организуют обучение и воспитание дошкольников согласно современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. И перед воспитателями ставится задача построения речевого развития таким образом, чтобы способствовать овладению ребенком речью как средством общения. Дидактические игры, являясь одной из средств речевого развития детей, способствуют реализации этой задачи при организации занятий с детьми.
Дидактическая игра сложное, многоплановое педагогическое явление, которое является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Так как в младшем дошкольном возрасте важно сочетание в игре движения самого ребенка с умственными задачами, дидактические игры являются эффективным средством развития детей.
С целью подтвердить теоретические и научные предположения о том, что развитие связной речи детей третьего года жизни происходит более успешно, если применять в работе с ними дидактические игры, был проведен психологопедагогический эксперимент в двух младших группах.
Делая вывод можно сказать, что у детей экспериментальной группы и контрольной группы наблюдается улучшение в уровне развития связной речи на 5%. Но в экспериментальной группе результаты значительно лучше на 10%. Это свидетельствует о том, что при работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию связной речи эффективным средством является игровая деятельность, а именно дидактические игры.
Таким образом, проведенная работа показала, что развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста происходит более успешно, если в работе с ними применять игровую деятельность, дидактические игры, тем самым подтвердилась
гипотеза.



