РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития изобразительного творчества старших дошкольников 6
1.1. Понятие и содержание развития изобразительного творчества детей
дошкольного возраста 6
1.2. Компьютерная техника в воспитании и обучении
дошкольников 10
1.3. Роль мультипликации в воспитании старших дошкольников 15
Выводы по 1 главе 16
Глава II. Экспериментальное исследование развития изобразительного творчества у старших дошкольников 17
2.1. Выборка, организация и методики исследования 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 19
2.3. Содержание работы по развитию изобразительного творчества у
дошкольников 28
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
исследования 31
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения
Глава I. Теоретические аспекты развития изобразительного творчества старших дошкольников 6
1.1. Понятие и содержание развития изобразительного творчества детей
дошкольного возраста 6
1.2. Компьютерная техника в воспитании и обучении
дошкольников 10
1.3. Роль мультипликации в воспитании старших дошкольников 15
Выводы по 1 главе 16
Глава II. Экспериментальное исследование развития изобразительного творчества у старших дошкольников 17
2.1. Выборка, организация и методики исследования 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 19
2.3. Содержание работы по развитию изобразительного творчества у
дошкольников 28
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
исследования 31
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения
Актуальность исследования. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством. Также каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался все сторонне, и в это желание входит развитие творческих способностей.
Огромную роль в развитии творческого мышления играет изобразительная деятельность и в первую очередь - это рисование. В ходе рисования у дошкольника развиваются эстетическое восприятие, наблюдательность, эстетические эмоции, творческие способности, художественный вкус. Занятия рисованием и мультипликацией с детьми способствует увидеть красивое в окружающем мире, в искусстве. В этом случае с помощью мультипликационного кино ребенок сам может познать мир, расширить свой кругозор.
Многие философы и педагоги, развивали проблему изобразительного творчества, и есть очень много методик рассказывающие о ней. Проблема детского творчества рассматривалась в трудах Н.В.Микляевой, Н.А.Микляевой, Н.А.Виноградовой, В.А.Козловой, Т.А.Куликовой. Вопросам влияния художественно-изобразительных средств на развитие изобразительного творчества дошкольников уделяли внимание Т.И.Ерофеева, А.Л.Венгер, Е.А. Ежканова, Е.А.Дубовская, Н.Н.Юрина и др.
Несмотря на то, что многие исследователи работали над этой проблемой, многие её аспекты остались не затронутыми, в том числе и вопросы влияния мультипликации на развитие художественного творчества. Практически не рассмотрены особенности в развитии изобразительного творчества у детей дошкольного возраста методом мультипликации. Использование данных средств мультипликации повышает их интерес к изобразительной деятельности и будет развивать творческую личность ребёнка в целом, углублению представлений об окружающем мире, приобретению знаний о предметах и явлениях.
А использование информационных технологий закрепит результат у детей старшего дошкольного возраста.
Рассматривая проблему развития мультипликации старших дошкольников, выявила цель, объект, гипотезу, и дала понятие данным определениям.
В ходе рассмотренных выше противоречий мы сформулировали проблему исследования: каковы пути развития детского изобразительного творчества. Решение данной проблемы явилось целью исследования.
Цель исследования - изучить возможности использования мультипликационных фильмов для развития творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников.
Объект исследования - дети дошкольного возраста, в изучении практической деятельности мультипликационного творчества.
Предмет исследования - мультипликация, как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников.
Гипотеза исследования - являются мультфильмы, которые будут способствовать развитию изобразительного творчества у старших дошкольников, если будет осуществлён отбор мультфильмов с гуманно - эстетическим содержанием.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- подготовить программу по использованию мультипликационных фильмов для развития детского изобразительного творчества;
- разработать методические рекомендации по использованию искусства мультипликации для развития детского изобразительного творчества детей. Развивая тему выпускной квалификационной работы, просматривалось множество методов, выбраны несколько из ник, которые в большей степени раскрывают суть.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме). Эмпирические (методика «Диагностика изобразительного творчества старших дошкольников» разработанная Т.С.Комаровой и тест П.Торренса «Закончи рисунок»). Экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента). Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента и Т-критерий Вилкоксона).
Теоретической и методологической основами исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященных вопросам развития изобразительного творчества у детей (С.А.Асенин, А.Ф.Лалетина, Е.И.Игнатьев, Е.С.Левин, И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.В.Халатов, Е.А.Флерина, Е.О.Смирнова, Л.Л.Тимофеева и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в исследовании материалы, разработанная программа «Страна мультфильмов» может быть использованы воспитателями в практике работы дошкольных организаций для развития изобразительного творчества детей.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Сказка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
Огромную роль в развитии творческого мышления играет изобразительная деятельность и в первую очередь - это рисование. В ходе рисования у дошкольника развиваются эстетическое восприятие, наблюдательность, эстетические эмоции, творческие способности, художественный вкус. Занятия рисованием и мультипликацией с детьми способствует увидеть красивое в окружающем мире, в искусстве. В этом случае с помощью мультипликационного кино ребенок сам может познать мир, расширить свой кругозор.
Многие философы и педагоги, развивали проблему изобразительного творчества, и есть очень много методик рассказывающие о ней. Проблема детского творчества рассматривалась в трудах Н.В.Микляевой, Н.А.Микляевой, Н.А.Виноградовой, В.А.Козловой, Т.А.Куликовой. Вопросам влияния художественно-изобразительных средств на развитие изобразительного творчества дошкольников уделяли внимание Т.И.Ерофеева, А.Л.Венгер, Е.А. Ежканова, Е.А.Дубовская, Н.Н.Юрина и др.
Несмотря на то, что многие исследователи работали над этой проблемой, многие её аспекты остались не затронутыми, в том числе и вопросы влияния мультипликации на развитие художественного творчества. Практически не рассмотрены особенности в развитии изобразительного творчества у детей дошкольного возраста методом мультипликации. Использование данных средств мультипликации повышает их интерес к изобразительной деятельности и будет развивать творческую личность ребёнка в целом, углублению представлений об окружающем мире, приобретению знаний о предметах и явлениях.
А использование информационных технологий закрепит результат у детей старшего дошкольного возраста.
Рассматривая проблему развития мультипликации старших дошкольников, выявила цель, объект, гипотезу, и дала понятие данным определениям.
В ходе рассмотренных выше противоречий мы сформулировали проблему исследования: каковы пути развития детского изобразительного творчества. Решение данной проблемы явилось целью исследования.
Цель исследования - изучить возможности использования мультипликационных фильмов для развития творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников.
Объект исследования - дети дошкольного возраста, в изучении практической деятельности мультипликационного творчества.
Предмет исследования - мультипликация, как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников.
Гипотеза исследования - являются мультфильмы, которые будут способствовать развитию изобразительного творчества у старших дошкольников, если будет осуществлён отбор мультфильмов с гуманно - эстетическим содержанием.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- подготовить программу по использованию мультипликационных фильмов для развития детского изобразительного творчества;
- разработать методические рекомендации по использованию искусства мультипликации для развития детского изобразительного творчества детей. Развивая тему выпускной квалификационной работы, просматривалось множество методов, выбраны несколько из ник, которые в большей степени раскрывают суть.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме). Эмпирические (методика «Диагностика изобразительного творчества старших дошкольников» разработанная Т.С.Комаровой и тест П.Торренса «Закончи рисунок»). Экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента). Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента и Т-критерий Вилкоксона).
Теоретической и методологической основами исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященных вопросам развития изобразительного творчества у детей (С.А.Асенин, А.Ф.Лалетина, Е.И.Игнатьев, Е.С.Левин, И.А.Лыкова, Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.В.Халатов, Е.А.Флерина, Е.О.Смирнова, Л.Л.Тимофеева и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в исследовании материалы, разработанная программа «Страна мультфильмов» может быть использованы воспитателями в практике работы дошкольных организаций для развития изобразительного творчества детей.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Сказка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
В жизни современных детей мультипликация играет огромную роль. Мультфильмы на сегодняшний день являются одним из значимых механизмов социализации дошкольников, влияющим на формирование мироощущения и восприятия на мир в системе ценностей. Мультфильмы привлекают ребёнка многим: своей яркой образной формой, смысловым близким и понятным содержанием, сказочными героями, костюмами, музыкальным сопровождением.
Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация находит широкое применение в воспитательной и познавательной деятельности.
На сегодняшний день детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от изобразительной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста умеют наблюдать, и результаты анализов это доказывают.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении №28 «Сказка», изобразительное творчество имеет важное место в обучении детей изобразительному искусству.
Метод мультипликации оказывает значительную помощь в решении следующих задач: воспитание усидчивости, аккуратности, развитие познавательной активности, образного и абстрактного мышления, воображения, умения выстраивать сюжетную линию, последовательности действий, а также развивать духовно-нравственные особенности и умения и навыки работы в детском коллективе.
Мультипликация как часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть страх, болезнь, неуверенность.
Мы разработали программу развития изобразительного творчества «Страна мультфильмов», с детьми экспериментальной группы.
Разработанный проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект помогает детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дает возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что использование мультфильмов будет способствовать высокому уровню развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста - доказана.
Перспективы дальнейших исследований мы видим в изучениях возможности по проблеме влияния мультипликационных фильмов на формирование восприятий музыки, художественного слова у детей старшего дошкольного возраста.
Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация находит широкое применение в воспитательной и познавательной деятельности.
На сегодняшний день детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от изобразительной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста умеют наблюдать, и результаты анализов это доказывают.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении №28 «Сказка», изобразительное творчество имеет важное место в обучении детей изобразительному искусству.
Метод мультипликации оказывает значительную помощь в решении следующих задач: воспитание усидчивости, аккуратности, развитие познавательной активности, образного и абстрактного мышления, воображения, умения выстраивать сюжетную линию, последовательности действий, а также развивать духовно-нравственные особенности и умения и навыки работы в детском коллективе.
Мультипликация как часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть страх, болезнь, неуверенность.
Мы разработали программу развития изобразительного творчества «Страна мультфильмов», с детьми экспериментальной группы.
Разработанный проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект помогает детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дает возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что использование мультфильмов будет способствовать высокому уровню развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста - доказана.
Перспективы дальнейших исследований мы видим в изучениях возможности по проблеме влияния мультипликационных фильмов на формирование восприятий музыки, художественного слова у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Мультипликационное кино как средство развития изобразительного
творчества у детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Формирование эстетических понятий у дошкольников на основе изучения русских народных игрушек (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Музыкальная аудиосказка как способ развития творческого воображения старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Использование современных мультфильмов в нравственном воспитании детей старшею дошкольною возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Магическое очарование. Коллекция интерьерных украшений по мотивам славянских легенд и сказаний
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018



