Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа №32296

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
700
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ 7
1.1 Понятийный аппарат исследования проблемы формирования культурологической
компетенции 7
1.2. Интерпретация литературного произведения с позиции других видов искусства 12
1.3 Потенциал экранизации на уроке литературы 16
1.4 Методические рекомендации по организации работы с экранизацией 41
1.5 Рекомендации по анализу экранизаций программных произведений 51
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ФИЛЬМАМИ-ЭКРАНИЗАЦИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ....61
2.1 Диагностическое исследование влияния экранизации на формирование культурологической
компетенции учащихся 61
2.2 Литературный текст и кинотекст на уроке 71
2.3 Особенности восприятия литературных произведений на экране у студентов технического
колледжа 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
Список литературы 88
Приложение


К сожалению, средства массовой информации практически перестали быть трансляторами культурных ценностей. Скульптура и архитектура, опера и балет, театр и классическая музыка стали для современного молодого поколения огромным белым пятном. Знания в области искусства неглубоки, бессистемны, разрознены, минимальны.
Несмотря на обилие телеканалов и доступность сети Интернет, с шедеврами киноискусства школьники практически незнакомы. А это таит в себе серьезную опасность для художественного, нравственного, интеллектуального потенциала страны, будущего отечественной науки, культуры России в целом. Актуальными остаются вопросы: «Как научить студентов читать с удовольствием? Как пробудить у них интерес к художественному тексту? Как сделать интересными уроки литературы?»
Актуальность подтверждается и тем, что данная тема нашла отражение в требованиях Федерального образовательного стандарта. ФГОС предписывает формировать и развивать ключевые компетенции учащихся, в том числе и культурологическую компетенцию.
В настоящее время возникает противоречие между необходимостью в формировании культурологической компетенции у учащихся на уроках литературы и недостаточным методическим обеспечением этого вопроса. Сформулированное противоречие определило тему исследования: «Формирование культурологической компетенции старшеклассников на уроках литературы»
Проблема исследования заключается в решении вопроса «Каковы условия формирования культурологической компетенции старшеклассников на уроках литературы?»
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить на практике организационно-методические условия, обеспечивающие формирование культурологической компетенции учащихся.
Объектом данной работы является формирование культурологической компетенции на уроках литературы в старших классах, а предметом - организация учебного процесса на уроках литературы с использованием экранизаций классических произведений.
Гипотеза исследования: формирование культурологической
компетенции учащихся будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- использовании личностно-ориентированных технологий в преподавании, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. А также помогает создать благоприятный морально-психологический микроклимат в коллективе;
- обогащении содержания образования материалом, актуализирующим культурологическое развитие;
- при использовании на уроках экранизации классических произведений;
Задачи исследования:
1. Изучить практику преподавания литературы в старших классах, научно-методические труды ведущих ученых-методистов;
2. Разработать методические рекомендации по внедрению экранизаций классических произведений на уроке литературы;
3. Внедрить методические рекомендации в практику преподавания литературы в старших классах.
Идея исследования - интеграция должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить подростка представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении, а именно, на формирование культурологической компетенции.
Поставленные перед нами задачи помогает решать культурологическая модель образования, основанная на аксиологическом (ценностном) подходе к воспитанию и просвещению детей.
Экранизация же классических произведений русской литературы, на наш взгляд, является немаловажным элементом при формировании культурологической компетенции учащегося.
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных ученых В. П. Беспалько, И.
A. Зимней, О. Е. Лебедевой, А. А. Пинского, А. В. Хуторского, С. Е. Шишова
B. Ф. Чертова, С. А. Зинина, И. В. Сосновской, В. Г. Маранцмана смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций. Их труды составили теоретико-методологическую базу нашего исследования.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические: изучение философской, психологической,
педагогической, методической литературы с целью установления системы принципов и понятий, позволяющих описать и объяснить феномен культурологической компетентности; моделирование педагогического процесса;
- экспериментальные: изучение педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база: ГБПОУ «Казанский колледж технологии и дизайна» группы 09.02.04-1ак и 09.02.04-1бк.
Теоретическая значимость работы определяет новые подходы к преподаванию литературы, заключается в уточнении научных основ развития культурологической компетенции старшеклассников.
Практическая значимость работы состоит в том, что подобран набор диагностических методик, позволяющий проводить диагностику формирования культурологической компетенции у учащихся старших классов, представлены методические рекомендации по проведению занятий, направленных на формирование культурологической компетенции на уроках литературы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования, корректным использованием комплекса апробированных методов, соответствующих предмету и задачам исследования, целенаправленной опытно-экспериментальной работой, использованием методов статистической обработки информации.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования внедрялись в процессе организации образовательной деятельности студентов «Казанского колледжа технологии и дизайна».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследовательской работы мы выявили оптимальные методы и приемы применения на уроках экранизации классических произведений, способствующие развитию культурологической компетенции учащихся.
Задачи, поставленные перед нами, были успешно реализованы.
Были изучены практики преподавания литературы в старших классах, научно-методические труды ведущих ученых-методистов;
Были разработаны методические рекомендации по включению экранизаций классических произведений на уроке литературы;
Было проведено внедрение методических рекомендаций в практику преподавания литературы в старших классах.
Результаты предложенного опыта реализуемы на практике, но с учётом необходимых требований. Любое медиавизуальное средство должно встраиваться в урок, не нарушая его логики и целостности структуры. Это всего лишь приём, хотя и очень эффективный. Он не должен подменять собой целый урок.
При создании цифровых медиавизуальных образовательных средств всегда нужно учитывать субъективный фактор. При подготовке видеоматериалов учитель руководствуется личным опытом, умениями глубокого анализа текста, интерпретации, сформированным зрительским вкусом. Для того, чтобы исключить у детей ощущение лишь стороннего наблюдателя, необходимо включать их в процесс сотворчества. Можно давать опережающие задания некоторым учащимся, хорошо владеющим компьютерными программами по обработке видеофайлов. Например, они могут подобрать различные отдельные фрагменты из фильма, пронумеровать их, предварительно изменив порядок следования, сделать подборку стопкадров с крупным планом героев для портретной характеристики. Но основная работа по подготовке видеоресурсов для работы на уроке ложится, конечно, на учителя.
Наличие творческой лаборатории учителя обязательно. Невозможно проводить такую работу, не имея медиатеки цифровых образовательных ресурсов. Для этого нужно иметь качественные видеозаписи всех имеющихся экранизаций, владеть программами по их обработке, создавать разнообразный материал, каталогизировать его, правильно сохранять, оставлять открытым для доступа учащихся, помогать ребятам в создании собственных вариантов интерпретации, делая эти пробы их личным достижением.
Опыт использования экранизации на уроках литературы убеждает нас в том, что это приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным, реализующим потребности творческого самовыражения учащихся. Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования. Приём вписывается в систему новых требований к уровню образования, позволяет формировать навыки интерпретации и целостного анализа произведения у учащихся на всех ступенях обучения. Использование экранизации делает процесс обучения насыщенным и интересным только в том случае, если работа эта проводится планомерно. Однократное бессистемное применение не даёт стойкого результата, не развивает учащегося. Конечно, это требует от учителя и знаний определённых, и умений, но в первую очередь, огромного желания работать так, чтобы каждый урок был значимым для учеников и запоминающимся. Все участники образовательного процесса должны быть удовлетворены результатом учебной деятельности.


1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / - М. : Изд- во АН СССР, 1955. - Т. 6. Статьи и рецензии. 1842-1843 / [ред. Б.И. Бурсов].
- 799 с.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965. - 379 с.
3. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М., 1999. - 187 с.
4. Брюханова, О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников // Литература в школе. - 2007. - № 11. - С. 25-26.
5. Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века / В.С. Библер // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово, 1993. - С. 67 - 74.
6. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение. Владос, 1995. -306 с.
7. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе / В.А. Доманский. - М., 2002
8. Ефремова М. А., Слышкин Г. Г. Концепт кинотекста: структура и лингвокультурная специфика (на материале кинотекстов советской культуры.
- 2004.
9. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования / А.Я. Данилюк. — М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
10. Жабицкая, Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность.- Кишинев: Штиинца, 1974. -136 с.
11. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная
интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ