Введение 3
Глава 1. «Красный май» как одна из последних серий в развитии культуры
капитализма на Западе 12
1.1. Социокультурные предпосылки волнений французского студенчества
в середине XX века 12
1.2. Революционные идеи «Новой волны» и ее роль в культуре 27
Глава 2. Творчество основоположников «Новой волны» как репрезентация
французской действительности посредством изображения молодежи в кино... .43
2.1. Образ молодого поколения в работах Жан-Люка Годара 43
2.2. Отражение французской культурной жизни середины XX века в
творчестве Франсуа Трюффо 53
Заключение 66
Список использованных источников и литературы
этап в европейской культуре. Революция, которой двигали новые идеи и поиски, заставила общество испытать страх и оставила свой в след в мироощущении целого поколения. Спустя 50 лет это событие заставляет нас задуматься о том, что же собой представляет революция и что можно считать победой. Юбилейные даты - это всегда повод заново переосмыслить события, в данном случае студенческий бунт. Важно подчеркнуть, что часто именно с этого периода начинается другой этап в культурной жизни Франции и в целом, переход Европы от индустриального к постиндустриальному обществу.
Одним из способов рассмотрения поведения молодежи и анализа социокультурных явлений в 1960-х годов является кинематограф. «Новая волна» » Франции - это направление в кинематографе конца 1950 - 1960-х годов, представители которого обновили киноязык, экспериментировали в области Техники и монтажа, противопоставляли себя коммерческому кино старшего поколения. Благодаря выдающимся режиссерам «Новой волны» мы способны лучше понять культурную жизнь Франции с ее значимыми социальными потрясениями, оставившими отпечаток в истории западноевропейской культуры.
Французская «Новая волна» представляет собой значимый этап в развитии кинематографа, отражая не только своеобразный стиль режиссеров, но и культурные особенности середины XX века во Франции. В этой связи интересно рассмотреть творчество основоположников «Новой волны» Жан-Люка Годара и Франсуа Трюффо, чьи кинокартины располагают информацией об атмосфере революционной Франции и представляют яркие образы молодежи середины XX века. Важно также проследить, как кинематографические работы деятелей «Новой волны» повлияли на настроение и образ мыслей студенчества.
Стоит также отметить, что, являясь достаточно знаковой точкой в развитии искусства, данное направление слабо изучено, как единое "кинематографическое движение. Многие исследователи и кинокритики склонялись к мнению о том, что «Новая волна» - это всего лишь красивый миф, i режиссеры не имеют ничего общего друг с другом. Интересно выявить характерные черты и определить границы «Новой волны». Такой анализ может .осуществить рассмотрение различных мнение и концепций интерпретации феномена. Также данная культурологическая проблема помогает уследить более масштабную проблему - «Сущность и значение культурных Эволюций» 1950-1960-х гг. в Европе. Таким образом, я поднимаю проблему 'качения «Новой волны» в культурной жизни Франции и в мировом кинематографе.
Степень изученности проблемы
После окончания студенческой революции данная тема стала объектом ^следования многих философов и историков. В России же до сих пор нет достаточного количество переведенных работ о 1968 годе. Прежде всего, это связано с тем, что прошло слишком мало времени с момента протестов и молодежные забастовки не достаточно глубоко осмыслены.
Тем не менее существует целый ряд работ зарубежных исследователей и литературных произведений, чей вклад в изучении студенческих восстаний помогает понять мироощущение поколения шестидесятых и проследить за последовательном развитием бунта во Франции. В первую очередь следует выделить работу французского писателя Робера Мерля (1908 - 2004) «За стеклом»2. Данное произведение является романом, действия которого охватывают один день - 22 марта 1968 года. Именно этот день принято считать началом студенческой революции во Франции, когда в университете Нантре студенты захватили актовый зал в знак протеста после того, как был совершен молодых людей в ходе демонстрации против войны во Вьетнаме. Робер Vfepnb был преподавателем и, находясь в гуще событий, успел опросить Своих студентов о ситуации в стране для написания своего романа. Так,Робер Мердь (1908 -2004), французский писатель.
Французский писатель начал изучать тему бунта в университетах уже с 1968 но стоит иметь в виду, что для полного и объективного анализа данных убытий должен был пройти определенный промежуток времени.
‘Г Одним из исследователей 1960-х годов является американский культуролог и историк Теодор Роззак (1933 - 2011). Его работа «Истоки |Кштркультуры» (1969)3 была переведена на русский язык сравнительно недавно TV.B 2014 году. В данной работе он пытается проанализировать аспекты молодежной контркультуры, затрагивая такие темы, как сексуальная революция, штмвоенные движения и студенческий бунт.
Стоит выделить, работу современного философа и теоретика искусства Геральда Раунига «Искусство и революция. Художественный активизм в долгом двадцатом веке»4 (2014), ряд глав которых посвящены «Красному маю» 1968 года.
Многие исследователи рассматривали ключевых фигур, которые так или WH.3.4Q повлияли на французских студентов. Так, британский писатель Энди Меррифилд (1960) в своей работе «Ги Дебор. Критические биографии»5 (2015) ||Бучает биографию знаменитого философа Г и Дебора6 и его роль в революции 1968 года.
В 1993 году в России издается работа писательницы Клэр Дойл «Париж-68. Месяц революции. Уроки всеобщей забастовки»7, где автор осмысляет протесты студентов во Франции, сравнивая их с бунтарями других стран.
1 Обращаясь к работам отечественных исследователей, стоит выделить Иркутского историка А.Н. Сидорова, который в своей работе «Жан-Поль либертарный социализм во Франции (50-70-е гг. XX в.)»8 (2006) предложил ййдрооное описание анархистов «красного мая» и анализирует место и роль философа Жан-Поля Сартра в студенческих восстаниях. Вкладом в изучении энной темы в российской историографии также является анализ «Парижских Мейвис Галлант, исследованием которых занялся писатель и литературовед Андрей Лебедев.
В ходе написания данной работы были трудности в связи с отсутствием остаточного количества литературы о кинематографическом направлении Шовой волны». Это связано с тем, что часть исследователей рассматривали творчество каждого режиссера отдельно вне «Новой волны». В связи с этим, поит выделить французского киноведа Антуана де Бека (1962) и его работу s Новая волна: портрет молодости»11, где автор акцентирует внимание на том, как именно режиссеры повлияли на молодежь.
Влияние режиссеров «Новой волны» на развитие кинематографии освещалось в трудах кинокритика Жан-Пьера Жанкола и преподавателя кафедры «коммуникации университета Нортридж Кевина МакДональда. Работа французского критика Жан-Пьера Жанкола «Кино Франции. Пятая республика. (1958 - 1978)»12 посвящена определению места «Новой волны» в истории французского кино. Американский киновед Кевин МакДональд выявляет характерные черты теории французского кино в разный период времени в своей работе «Теория фильмов».
Из вышесказанного видно, что авторы ограничивались рассмотрением отдельных сторон французского кинематографа в 1960-х годы, не затрагивая роль и влияние таких режиссеров, как Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо, на студенческие волнения во Франции. Данная тема изредка освящается в статьях кинематографических журналах «Искусство кино» и «Сеанс».
Хронологические рамки исследования
В исследовании проблемы роли режиссеров «Новой волны» в студенческой революции 1968 года можно выделить два основных периода:
1. С конца 1950-х годов до 1962 года. Обусловлено появлением и исчезновением кинематографического направления «Новой волны». В данный период важно рассмотреть, как образ бунтующей молодежи возник в ранних ..'Ждьмах режиссеров до 1968 года.
С 2. 1963 - 1968 гг. Обусловлено творческой и общественной деятельностью Люка Годара и Франсуа Трюффо, которые в этот период снимали свои nifem уже вне «Новой волны» и поддерживали молодежь накануне и во время в 1968 году.
Объект исследования - творчество режиссеров «Новой волны» Жан-Люка и Франсуа Трюффо.
Предмет исследования - студенческие восстания во Франции в 1968 году.
Характеристика источников и литературы
В работе были использованы разнообразные источники, что обусловлено целью и задачами. Исследование проводилось на основе анализа фильмов и режиссеров «Новой волны». Таким образом, комплекс источников можно ‘Оделить на несколько групп по видовому признаку:
1) Визуальные источники, представленные кинокартинами Жан-Люка и Франсуа Трюффо. Они позволяют проследить изменения в -.вещественном сознании Франции в середине XX века, выделить основные этапы Ыерчества режиссеров и дать характеристику образа молодого поколения в кинематографии.
2) Письменные источники составляют статьи Франсуа Трюффо и Жан-ока Годара в кинематографическом журнале «Cahiers du cinema»14, а также интервью с Жан-Люком Годаром. Также было проанализировано автобиографическое произведение Франсуа Трюффо «Трюффо о Трюффо.
s Фильмы моей жизни» , которое включает его статьи и высказывания по аёзросам киноискусства, интервью, данные им журналистам. В журнале ^Искусство кино» в 1998 году было опубликовано интервью Ален Бергала с Юн-Люком Годаром, где режиссер рассказывает о том, как он пришел в кинокритику и как впоследствии стал режиссером, насколько сильно повлияло ш его творчество журнал «Cahiers du cinema», его коллеги и Николас Рэй с Дльфредом Хичкоком. В Париже была опубликована книга «Годар о Годаре». Ее составитель Ален Бергала выбрал наиболее характерные статьи Годара-критика.
В данной работе были рассмотрены несколько статей режиссера, которые являются значимыми письменными источниками в изучении кинематографа «Новой волны».
Методы исследования
_ За основу написания данного исследования взяты принципы историзма. Зрггоризм помогает рассматривать социально-культурные явления Франции середины XX века в их закономерном историческом развитии, а также осуществлять анализ фильмов в связи с конкретно-историческими условиями. В совокупности с анализом метод синтеза позволяет получить представления о связях между творчеством режиссеров «Новой волны» используется также сравнительно-сопоставительный метод для сравнения Жан-Люка Годара и Франсуа Трюффо.
Цель работы доказать влияние режиссеров «Новой волны» на студентов в 1960-х гг. и определить место Жан-Люка Годара и Франсуа Трюффо истории кинематографии, работы которых отражают культурную жизнь Франции середины XX века. Достижение поставленной цели осуществляется решение следующих задач:
1. Изучение обстановки Франции в данный период.
2. Рассмотрение главных фигур французской «Новой волны».
3. Анализ образа французской молодежи в фильмах Жан-Люка Годара Франсуа Трюффо.
4. Оценка влияния «Новой волны» на последующих деятелей искусства и на культуру в целом.
Обоснование структуры работы
1 Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Вторая глава так же состоит из двух параграфов. В них содержится реформация об одних из самых значимых режиссеров того времени.
Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить» что рассмотрение настроений французской молодежи через кинематограф представляет огромный интерес в первую очередь благодаря таки; режиссерам, как Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо. Будучи представителями молодого поколения, режиссеры как нельзя лучше чувствовали неразрывную связь с бунтующим студенчеством и смогла передать дух протеста молодого парижанина в своих работах.
Опираясь на поставленные задачи, удалось прийти к следующим выводам:
1. Проанализировав ключевые картины Жан-Люка Годара Франсуа Трюффо и изучив обстановку во Франции в середине XX века можно заключить, что образ типичного представителя французской молодежи в кино был несколько идеализирован. До событий «Красного мая>: молодежь в основном грезила лишь о сексуальной революции, не задумываясь о политическом и социальном положении страны. Можно сказать, что студентам в какой-то степени была приписана роль революционера, тогда как толчком для более серьезных требований и протестов стали вопросы раскрепощения нравов.
2. На основании комплексного системно-культурного анализа киноисточников удалось определить изменения, произошедшие в интеллектуальной жизни Франции в середине XX века. Фильмы помогли осуществить анализ революционного настроения молодежи до 1968 года и трансформации общества в целом. Благодаря осуществленной реконструкции творческого пути Жан-Люка Годара и Франсуа Трюффо, удалось определить в какой период и каким образом режиссеры изображали в своих картинах молодое поколение. Это такие фильмы Жан-Люка Годара, как «На последнем дыхании» (1960), героем которого является бунтарь Мишель Пуакар, «Мужское - женское» (1966), где главный герой Поль увлекается левыми идеями, кинокартина «Китаянка» (1967), в которой студенты пытаются найти
свое место в мире. Это также работы Франсуа Трюффо: фильм «Четыреста ударов» (1959), в котором изображается ребенок бунтарь Антуан Дуанель. «Жюль и Джим» (1962), где герои Жюль, Джим и Катрин размышляют о свободе, и работа «Стреляйте в пианиста» (1960), раскрывающая тему маленького человека в персонаже Эдварда Сарояна.
На основании изучения киноведческих, культурологических, социологических и исторических исследований студенческой революции 1968 года был определен вклад режиссеров «Новой волны» не только в осмысление данного культурного феномена, но и в мировой кинематограф. Осуществлен сравнительный анализ влияния творчества «Новой волны» на европейский и советский кинематограф. Стиль и художественные решения французских режиссеров повлияли на творчество российских режиссеров «шестидесятников» М. Хуциева, М. Калатозова, С. Чухрая, Г. Данелия, Г. Панфилова, В. Наумова, А. Кончаловского и др. Их работы стали подлинными шедеврами советского кинематографа. Режиссеры открыли новые сюжеты, динамику и пластику художественного решения фильмов.
На сегодняшний день существуют различные мнения насчет итогов событий 1968 года. Так или иначе, возникает вопрос: «Закончилась ли студенческая революция победой или молодежь испытала поражение?» Это «проигрыш» или «победа» левых сил в лице нового поколения французов? Революцию можно считать успешной, когда она приносит новые идеи, смыслы которых рассеяны в кинематографе. Студенческая революция 1968 года сумела оставить свой след в истории.
Сегодня можно утверждать, что абсолютной победы быть не не значит, что протесты студентов были бессмысленными. Обще пережило этот переломный момент, ощутив заряд свободы и нового этапа в культуре.
Сегодня мы понимаем, насколько утопичными были цели французов и насколько важную роль студенческая революция 1968 истории Франции. Пятидесятилетие данных события это напоминание обществу, как иногда необходимо сопротивляться и что-то настоящее. И на сегодняшний день студенческая революция 1968 г — это одна из последних попыток человечества попытаться перестроить А Франции. Представители молодежи болезненно воспринимали стране и в мире в целом, а образы бунтарей навсегда запечатлелись кинокартинах не менее революционных режиссеров «Новой волны».
1. Бергала А. Интервью с Жан-Люком Годаром // Искусство киш 1998.-№1.-С.7-9.
2. Годар Ж-Л. Бергманорама. О ретроспективе фильмов Бергман Cahiers du cinema. - 1958. -№85. - C.l - 17.
3. Годар Ж-Л. Веские доказательства // Cahiers du cinema. - 1951 №73. - С.35 -38.
4. Годар Ж-Л. Главенство сюжета // Cahiers du cinema. - 1952. - № -С. 59-62.
5. Годар Ж-Л. Только кино // Cahiers du cinema - 1957. - №68. - С.4 44.
6. Голотюк Д., Держицкая А. Интервью с Жан-Люк Годаром Искусство кино. - 2016. - №7. - С.7 - 9.
7. Трюффо Ф. Асфиксия кинокритики. Все мы обречены // Cahiers cinema. - 1957. - №76. - С.24 - 27.
8. Трюффо Ф. Ложная постановка проблемы парализ’ производство: «Кино - это искусство или индустрия?» -Ни то, ни другое, индустриальное искусство // Cahiers du cinema. - 1957. - №77. - C.l8 - 23.
9. Трюффо Ф. Молодой полемист. Семь смертных грех кинокритики // Cahiers du cinema. - 1955. - №53. - С. 41-47.
10. Трюффо Ф. Трюффо о Трюффо. - Москва: Радуга, 1987. -456 с.
11. Трюффо Ф. Об одной тенденции во французском кино // Cahiers cinema. - 1954,- № 31. - С. 15 - 30.
12. Фильм «Женщина есть женщина» / Реж. Ж.-Л. Годар - Франт Италия, 1961.
13. Фильм «Жить своей жизнью» / Реж. Ж.-Л. Годар - Франция, 1962.
14. Фильм «Жюль и Джим» / Реж. Ф. Трюффо - Франция, 1962.
15. Фильм «Китаянка» / Реж. Ж.-Л. Г одар - Франция, 1967.
11. Иоскевич, Я. Б. Сто лет аудиовизуальной культуры Франции. Часть
1. Становление кинокультуры. - Санкт-Петербург: Российский Институт Истории Искусств, 2009. - 216 с.
12. Канн 1968: битва на пляже. [Электронный ресурс]. Синематека. - URL: http://www.cinematheque.ra/post/144280/print/ (дата обращения 24.03.2018)
13. Лебедев А.В. Состояние 68: «Парижские тетради» Мейвис Галлант // Неприкосновенный запас. - 2010. - № 4. - С. 72.
14. Майские события. [Электронный ресурс]. Google Arts & Culture. -
URL: https://artsandculture. google.com/exliibit/QQOIyLBU (дата обращения 25.04.2018)
15. МакДональд К. Теория фильмов. - Харьков: Гуманитарный центр, 2018. -233 с.
16. Мерль Р. За стеклом. - Москва: ACT, 2010. - 320 с.
17. Паисова Е. Джинетт Венсандо: Французская «новая волна»: рождение звезды // Искусство кино. - 2016. - №3. - С.21 - 23.
18. Пономаренко А.А. Бунт чувственности, или какая связь между антидепрессантами и сексуальной революцией // Литературная газета. - 2018. - №51.-52-С. 11.
19. Сидоров А.Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-70-е гг. XX в.). - Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2006. - 102 с.
20. Стыдные вопросы про май 1968-го Чего добились французские студенты? Почему этот год стал переломным для всей Европы? [Электронный ресурс]. Meduza. - URL: https://meduza.io/feature/2018/05/10/stydnye-voprosy-pro- may-1968-go (дата обращения 30.04.2018)
21. Тарасов А. Годар как Вольтер [Электронный ресурс]. Скепсис. - URL: http://scepsis.net/library/id_835.html (дата обращения 11.03.2018)
22. Трампе Р. Май 1968 года в истории французского рабочего движения // Французский ежегодник. - 1979. - № 31. - С. 39.
23. Трофименков М. Две или три вещи, которые я знаю о нем // Искусство кино. - 1991. -№2. - С. 111-121.
24. Трофименков М. «Новая волна» - сорок лет спустя // Искусство кино. - 1999.-№5.-С.19-25.
25. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век 1914 - 1991. - Москва: Независимая Газета, 2004. - 520 с.
26. Филиппов С.А. Киноязык и история: краткая история кинематографа и киноискусства. - Москва: Клуб ’’Альма Анима", 2005. - 207 с.
27. Французская «Новой волна»: революция в кино. [Электронный ресурс]. Arzamas. - URL: https://arzamas.academy/courses/48/4 (дата обращения
26.04.2018)
28. EgaIIte! Liberte! Sexualitel: Paris, May 1968 [Электронный ресурс].
Independent. -URL: https://www.independent.co.uk/news/world/europe/egalit-
libert-sexualit-paris-may-1968-784703.html (дата обращения 30.04.2018)