Проблемы прогностической компетентности в психологии
|
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы прогностической компетентности в психологии 10
1.1. Научные подходы к пониманию прогностической компетентности в
современной психологии 10
1.2. Изучение специфики проявления прогностической компетентности у
младших школьников с нормативным развитием в учебной деятельности 16
1.3. Современное состояние проблемы изучения способности к прогнозированию у младших школьников с ограниченными возможностями
здоровья 22
Вывод по первой главе 28
Глава II. Экспериментальное исследование прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в
условиях учебной деятельности 29
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 29
2.2. Анализ результатов исследования прогностической компетентности
младших школьников с дефицитарном видом дизонтогенеза в учебной деятельности 34
2.3. Анализ результатов исследования прогностической компетентности младших школьников с нормативным развитием в учебной деятельности 47
2.4. Сравнительный анализ изучения прогностической компетентности у младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом и младших
школьников с нормативным развитием в учебной деятельности 51
Вывод по второй главе 56
Глава III. Организация и содержание работы по развитию прогностической компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности 61
3.1. Содержание программы по развитию прогностической
компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности 61
3.2. Оценка эффективности программы по развитию прогностической компетентности у младших школьников с нарушением зрения в условиях
учебной деятельности 67
Вывод по третьей главе 71
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы прогностической компетентности в психологии 10
1.1. Научные подходы к пониманию прогностической компетентности в
современной психологии 10
1.2. Изучение специфики проявления прогностической компетентности у
младших школьников с нормативным развитием в учебной деятельности 16
1.3. Современное состояние проблемы изучения способности к прогнозированию у младших школьников с ограниченными возможностями
здоровья 22
Вывод по первой главе 28
Глава II. Экспериментальное исследование прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в
условиях учебной деятельности 29
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 29
2.2. Анализ результатов исследования прогностической компетентности
младших школьников с дефицитарном видом дизонтогенеза в учебной деятельности 34
2.3. Анализ результатов исследования прогностической компетентности младших школьников с нормативным развитием в учебной деятельности 47
2.4. Сравнительный анализ изучения прогностической компетентности у младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом и младших
школьников с нормативным развитием в учебной деятельности 51
Вывод по второй главе 56
Глава III. Организация и содержание работы по развитию прогностической компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности 61
3.1. Содержание программы по развитию прогностической
компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности 61
3.2. Оценка эффективности программы по развитию прогностической компетентности у младших школьников с нарушением зрения в условиях
учебной деятельности 67
Вывод по третьей главе 71
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения
Актуальность исследования. На сегодняшний день статистика Министерства просвещения Российской Федерации указывает на то, что ежегодно количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на пять процентов. [52] Актуальной проблемой современной государственной политики Российской Федерации в области образования является процесс обучения и успешной социализации детей с нарушениями в развитии. Одним из компонентов для успешной социализации младшего школьника является способность к прогнозированию ситуаций будущего в значимых для жизнедеятельности сферах отношений, то есть способность предвосхищать ход событий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза.
Способность прогнозировать ситуацию будущего младшими школьниками с нарушениями в развитии на сегодняшний день является относительно малоизученной. Вопрос прогностической способности у детей с нормотипичным развитием и с нарушениями в развитии рассмотрены такими отечественными учеными, как И.М. Фейгенберг (1973), Л.И. Переслени (19761979), Е.А. Сергиенко (1987), В.Д. Менделевич (1990-2001), Л.А. Рожкова (2002), О.Л. Гончарова (2003), А.И. Ахметзянова (2004 - 2019).
В своих исследованиях данные ученые рассматривают особенности сформированности процесс прогнозирования при различном дизонтогенезе.
Ведущая деятельность младшего школьного возраста - учебная деятельность - выступает фактором для благополучной социализации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, так как в этот период развиваются все стороны психики ребенка - познавательная, регулятивная, рече - коммуникативная. Другими словами, благодаря прогностической способности младший школьник осуществляет контроль за учебной деятельностью, психические процессы приобретают качественные
изменения, связанные с функцией сознания, акт общения сопровожден прогнозированием поступков и действий окружающих. Сформированность и развитие процесса прогнозирования играет огромную роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку оно тесно связано с развитием познавательных процессов. Тем самым изучая способность к прогнозированию ситуаций будущего в учебной деятельности младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья позволяет оценить либо как важный фактор успешной социализации, либо как индикатор риска формирования девиантного поведения.
Цель исследования - изучение специфики прогностической компетентности младших школьников дефицитарным видом дизонтогенеза в учебной деятельности и разработка программы по развитию прогностической способности в учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - прогностическая способность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - специфика прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что прогностическая компетентность младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в сравнении с нормально развивающимися сверстниками имеет свои особенности, обусловленные своеобразием дефекта; несформированность отдельных компонентов прогностической компетентности может быть скорректирована в ходе целенаправленной психокоррекционной работы.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения проблемы прогностической компетентности в психологии.
2. Выявить специфику прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза и младших школьников с нормотипичным развитием в условиях учебной деятельности.
3. Осуществить сравнительный анализ прогностической компетентности среди двух групп исследуемых: младшие школьники с дефицитарным видом дизонтогенеза и младшие школьники с нормотипичным развитием.
4. Разработать и апробировать программу по развитию прогностической компетентности у младших школьников в учебной деятельности.
5. Оценить эффективность программы по развитию прогностической компетентности у младших школьников с нарушением зрения в учебной деятельности.
Методологической основой исследования послужили научные труды, рассматривающие феномен «прогностическая компетентность» как способность к предвосхищению ситуаций будущего (Б.Ф. Ломов, Е.А Сергиенко, Е.Н. Сурков, Л.А. Регуш); в рамках психофизиологического подхода (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Русалов); когнитивно - поведенческого подхода (Дж. Брунер, У. Найссер, Д. Миллер); генетического подхода (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш); деятельностного подхода (А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов); ситуационного подхода (Л. Росс, Р. Нисбетт); клинического подхода (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, А.Э. Узеленская, А.И. Ахметзянова); акмеологического подхода (К.А. Абульханова - Славская); теория формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский); структурно -функциональный подход в изучении прогностической компетентности при дизонтогенезе (А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская); метакогнитивный подход (A. L. Brown, Р. Fisher, А. Wells, J. H. Flavell, R. Gamer, P. A. Alexander, V. Yzerbyt, J. Metcalfe, J. Dunlosky, T. O. Nelson, L. K. Son, D. Whitebread, P. Coltman, D. P Pasternak, C. Sangster, V. Grau, S. Bingham,
D. Deme- triou); исследования, направленные на изучение прогностической компетентности при различных нарушениях в развитии ( В. Д. Менделевич, И. Н. Фейгенберг, Ч. Р. Громова, С. Л. Соловьева, А.Э. Узелевская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко А.И. Ахметзянова, Ю. М. Масалович, Т. Фотекова).
Методы исследования. Теоретический анализ психологопедагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод наблюдения, методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», методы статистического анализа (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость данного исследования заключается в выявлении специфических особенностей процесса прогнозирования младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза и нормотипичным развитием в учебной деятельности. Полученные результаты дополняют и расширяют представления о прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции младших школьников с трудностями в обучении, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района г. Казани, ГБОУ «Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» Вахитовского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 169» Советского района г. Казани.
Апробация. Основные результаты исследования представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета. Секция «Прогностическая компетентность школьника с ограниченными возможностями здоровья» (2018, Казань); Международной научно - практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (4 декабря 2018, Саранск); III Всероссийской научно - практической конференции “Развитие современного образования: теория, методика и практика” (21 декабря 2018, Казань); XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых “Ломоносов
- 2019” (8-12 апреля 2019, Москва); Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции “Исследование и формирование прогностических способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья” (9 апреля 2019, Казань).
По теме исследования опубликованы статьи:
1. Шарафеева Г.Р. Особенности прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтгенезом в учебной деятельности [Текст] / Г.Р. Шарафеева // Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т.
- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 3: Институт психологии и образования. Институт управления, экономики и финансов. Институт филологии и межкультурной коммуникации. Юридический факультет. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - с.102 - 103
2. Шарафеева Г.Р. Специфика проявления прогностической компетентности у младших школьников с норматипичным развитием в учебной деятельности [Текст] / Г.Р. Шарафеева // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы III Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. Казань: Яз, 2018 - 316 с.
3. Шарафеева Г.Р. Научные подходы к пониманию прогностической компетентности в современной психологии [Текст] / Г.Р. Шарафеева // Международная научно - практическая конференция «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология». - Саранск, 2018. - с. 87 - 93
4. Шарафеева Г.Р. Способность младших школьников с нарушением зрения к прогнозированию ситуаций будущего в учебной деятельности [Текст] / Г.Р. Шарафеева // Материалы Международного молодежного научного форума “ЛОМОНОСОВ - 2019” / Отв.ред. И.А. Алешевский [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2019 - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, в количестве 67 источников.
Способность прогнозировать ситуацию будущего младшими школьниками с нарушениями в развитии на сегодняшний день является относительно малоизученной. Вопрос прогностической способности у детей с нормотипичным развитием и с нарушениями в развитии рассмотрены такими отечественными учеными, как И.М. Фейгенберг (1973), Л.И. Переслени (19761979), Е.А. Сергиенко (1987), В.Д. Менделевич (1990-2001), Л.А. Рожкова (2002), О.Л. Гончарова (2003), А.И. Ахметзянова (2004 - 2019).
В своих исследованиях данные ученые рассматривают особенности сформированности процесс прогнозирования при различном дизонтогенезе.
Ведущая деятельность младшего школьного возраста - учебная деятельность - выступает фактором для благополучной социализации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, так как в этот период развиваются все стороны психики ребенка - познавательная, регулятивная, рече - коммуникативная. Другими словами, благодаря прогностической способности младший школьник осуществляет контроль за учебной деятельностью, психические процессы приобретают качественные
изменения, связанные с функцией сознания, акт общения сопровожден прогнозированием поступков и действий окружающих. Сформированность и развитие процесса прогнозирования играет огромную роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку оно тесно связано с развитием познавательных процессов. Тем самым изучая способность к прогнозированию ситуаций будущего в учебной деятельности младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья позволяет оценить либо как важный фактор успешной социализации, либо как индикатор риска формирования девиантного поведения.
Цель исследования - изучение специфики прогностической компетентности младших школьников дефицитарным видом дизонтогенеза в учебной деятельности и разработка программы по развитию прогностической способности в учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - прогностическая способность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - специфика прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что прогностическая компетентность младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в сравнении с нормально развивающимися сверстниками имеет свои особенности, обусловленные своеобразием дефекта; несформированность отдельных компонентов прогностической компетентности может быть скорректирована в ходе целенаправленной психокоррекционной работы.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения проблемы прогностической компетентности в психологии.
2. Выявить специфику прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза и младших школьников с нормотипичным развитием в условиях учебной деятельности.
3. Осуществить сравнительный анализ прогностической компетентности среди двух групп исследуемых: младшие школьники с дефицитарным видом дизонтогенеза и младшие школьники с нормотипичным развитием.
4. Разработать и апробировать программу по развитию прогностической компетентности у младших школьников в учебной деятельности.
5. Оценить эффективность программы по развитию прогностической компетентности у младших школьников с нарушением зрения в учебной деятельности.
Методологической основой исследования послужили научные труды, рассматривающие феномен «прогностическая компетентность» как способность к предвосхищению ситуаций будущего (Б.Ф. Ломов, Е.А Сергиенко, Е.Н. Сурков, Л.А. Регуш); в рамках психофизиологического подхода (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Русалов); когнитивно - поведенческого подхода (Дж. Брунер, У. Найссер, Д. Миллер); генетического подхода (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш); деятельностного подхода (А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов); ситуационного подхода (Л. Росс, Р. Нисбетт); клинического подхода (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, А.Э. Узеленская, А.И. Ахметзянова); акмеологического подхода (К.А. Абульханова - Славская); теория формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский); структурно -функциональный подход в изучении прогностической компетентности при дизонтогенезе (А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская); метакогнитивный подход (A. L. Brown, Р. Fisher, А. Wells, J. H. Flavell, R. Gamer, P. A. Alexander, V. Yzerbyt, J. Metcalfe, J. Dunlosky, T. O. Nelson, L. K. Son, D. Whitebread, P. Coltman, D. P Pasternak, C. Sangster, V. Grau, S. Bingham,
D. Deme- triou); исследования, направленные на изучение прогностической компетентности при различных нарушениях в развитии ( В. Д. Менделевич, И. Н. Фейгенберг, Ч. Р. Громова, С. Л. Соловьева, А.Э. Узелевская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко А.И. Ахметзянова, Ю. М. Масалович, Т. Фотекова).
Методы исследования. Теоретический анализ психологопедагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод наблюдения, методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», методы статистического анализа (t-критерий Стьюдента).
Практическая значимость данного исследования заключается в выявлении специфических особенностей процесса прогнозирования младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза и нормотипичным развитием в учебной деятельности. Полученные результаты дополняют и расширяют представления о прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным видом дизонтогенеза, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции младших школьников с трудностями в обучении, помогут педагогам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района г. Казани, ГБОУ «Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья», ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» Вахитовского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 169» Советского района г. Казани.
Апробация. Основные результаты исследования представлены на Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета. Секция «Прогностическая компетентность школьника с ограниченными возможностями здоровья» (2018, Казань); Международной научно - практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (4 декабря 2018, Саранск); III Всероссийской научно - практической конференции “Развитие современного образования: теория, методика и практика” (21 декабря 2018, Казань); XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых “Ломоносов
- 2019” (8-12 апреля 2019, Москва); Итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции “Исследование и формирование прогностических способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья” (9 апреля 2019, Казань).
По теме исследования опубликованы статьи:
1. Шарафеева Г.Р. Особенности прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтгенезом в учебной деятельности [Текст] / Г.Р. Шарафеева // Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т.
- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 3: Институт психологии и образования. Институт управления, экономики и финансов. Институт филологии и межкультурной коммуникации. Юридический факультет. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - с.102 - 103
2. Шарафеева Г.Р. Специфика проявления прогностической компетентности у младших школьников с норматипичным развитием в учебной деятельности [Текст] / Г.Р. Шарафеева // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы III Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. Казань: Яз, 2018 - 316 с.
3. Шарафеева Г.Р. Научные подходы к пониманию прогностической компетентности в современной психологии [Текст] / Г.Р. Шарафеева // Международная научно - практическая конференция «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология». - Саранск, 2018. - с. 87 - 93
4. Шарафеева Г.Р. Способность младших школьников с нарушением зрения к прогнозированию ситуаций будущего в учебной деятельности [Текст] / Г.Р. Шарафеева // Материалы Международного молодежного научного форума “ЛОМОНОСОВ - 2019” / Отв.ред. И.А. Алешевский [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2019 - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, в количестве 67 источников.
Феномен «прогностическая компетентность» является актуальной, малоисследованной проблемой в отечественной и зарубежной науки, при этом привлекая внимание различных специалистов из всех областей знаний.
Целью нашего исследования было изучение специфики прогностической компетентности младших школьников дефицитарным видом дизонтогенеза в учебной деятельности и разработка программы по развитию прогностической способности в учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
На первом этапе была изучена специальная научная литература о проблемах прогностической компетентности в целом как в нормативном развитии, так и у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Современные исследователи такие как А. И. Ахметзянова, В. Д. Менделевич, О. В. Демакина, О. Л. Гончарова, Т. В. Артемьева, А. А. Твардовская, И. А. Нигматуллина и другие активно занимаются изучением проблемы прогностической компетентности в значимых сферах отношений младшего школьника с дефицитарным видом дизонтогенеза.
На втором этапе было проведено экспериментальное исследование на базе шести образовательных учреждений, четыре из них для детей с ограниченными возможностями здоровья I, III, V, VI вида.
Проанализировав первую группу испытуемых - младших школьников нарушениями зрения - мы увидели, что у данных респондентов преобладает средний уровень способности к прогнозированию в сфере «Отношение к учению». У младших школьников с нарушениями зрения регулятивная и речекоммуникативная функция более развиты, а когнитивная функция находится в зоне риска. При построении ситуаций будущего наблюдается неблагоприятный исход и с единичным сценарием развития событий.
У второй группы испытуемых - младшие школьники с нарушениями слуха - преобладает средний уровень способности к прогнозированию, регулятивная функция во внеучебной ситуации сформирована на высоком уровне, чем остальные. В их прогнозе прослеживалась пессимистическая установка на построение ожидаемого образа будущего с единичным исходом развития событий.
Показатели общей способности к прогнозированию третьей группы испытуемых - младшие школьники с нарушениями опорно - двигательного аппарата - в сфере «Отношение к учению» находятся на среднем уровне. Регулятивная функция во внеучебной ситуации в учебной сфере сформированы на высоком уровне, чем остальные. В прогнозе респонденты демонстрировали те модели поведения, характерные более раннему, несоответствующему возрасту модели поведения. В своих прогнозах ожидали неблагоприятный исход событий, в качестве субъектов будущих событий указывали других участников ситуаций с единичным сценарием развития событий.
Обработав полученные данные четвертой группы испытуемых - младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи - можно отметить средний уровень способности к прогнозированию. У детей с речевой патологией регулятивная функция в обеих ситуациях сформирована на одном уровне, а речекоммуникативная функция в учебной ситуации сформирована выше всех показателей. Респонденты имели лишь единичный сценарий развития ситуаций, однако прогнозирование происходило на основе анализа события, ученики выделяли достаточно компонентов ситуации: описывали поведение участников ситуации, их чувства и отношения.
Во второй главе также был проведен сравнительный анализ по способности к прогнозированию ситуаций будущего младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья и младшими школьниками с нормотивным развитием. Проанализировав полученные данные, мы видим, что среди показателей есть различия. У младших школьников с нормотипичным развитием преобладает средний уровень способности к прогнозированию, а у респондентов с дефицитарным видом дизонтогенеза можно отметить преобладание низкого уровня. Регулятивная функция у респондентов с нарушениями в развитии во внеучебной ситуации (Мвуч=1.91), а у нормотипичных респондентов в учебной ситуации (Муч=2.03) сформированы выше; показатели когнитивной функции у обеих групп испытуемых сформированы лучше во внеучебной ситуации (Мвуч=1.22; 1.60); речекоммуникативная функция - показатели внеучебной ситуации в обеих группах сформированы выше (Мвуч=1.78; 2.39). Младшие школьники с дефицитарным видом дизотогенеза при построении прогноза учитывают более широкие социальные связи и значимые отношения, строят прогноз в рамках более широкого социального контекста; младшие школьники с нормотипичным развитием ориентируются на непосредственных участников ситуации, изображенных на картинке. А также младшие школьники с нормотипичным развитием используют лексико-грамматические и синтаксические конструкции, которые близки к возрастным требованиям; младшие школьники с дефицитарным видом дизонтогенеза не умеют использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией.
На третьем этапе нами была разработана программа и проведен контрольный этап по развитию прогностической компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности. Данная программа направлена на формирование общей способности к прогнозированию, на развитие учебных и внеучебных ситуаций, а также на повышение показателей по критериям прогностической компетентности у младших школьников в учебной деятельности. Результаты, полученные на контрольном этапе, указывают на эффективность и значимость данной программы.
Таким образом, в работе нами представлены общие и специфические особенности прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности.
Наша гипотеза о том, что прогностическая компетентность младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в сравнении с нормально развивающимися сверстниками имеет свои особенности, обусловленные своеобразием дефекта; несформированность отдельных компонентов прогностической компетентности может быть скорректирована в ходе целенаправленной психокоррекционной работы подтвердилась.
Целью нашего исследования было изучение специфики прогностической компетентности младших школьников дефицитарным видом дизонтогенеза в учебной деятельности и разработка программы по развитию прогностической способности в учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
На первом этапе была изучена специальная научная литература о проблемах прогностической компетентности в целом как в нормативном развитии, так и у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Современные исследователи такие как А. И. Ахметзянова, В. Д. Менделевич, О. В. Демакина, О. Л. Гончарова, Т. В. Артемьева, А. А. Твардовская, И. А. Нигматуллина и другие активно занимаются изучением проблемы прогностической компетентности в значимых сферах отношений младшего школьника с дефицитарным видом дизонтогенеза.
На втором этапе было проведено экспериментальное исследование на базе шести образовательных учреждений, четыре из них для детей с ограниченными возможностями здоровья I, III, V, VI вида.
Проанализировав первую группу испытуемых - младших школьников нарушениями зрения - мы увидели, что у данных респондентов преобладает средний уровень способности к прогнозированию в сфере «Отношение к учению». У младших школьников с нарушениями зрения регулятивная и речекоммуникативная функция более развиты, а когнитивная функция находится в зоне риска. При построении ситуаций будущего наблюдается неблагоприятный исход и с единичным сценарием развития событий.
У второй группы испытуемых - младшие школьники с нарушениями слуха - преобладает средний уровень способности к прогнозированию, регулятивная функция во внеучебной ситуации сформирована на высоком уровне, чем остальные. В их прогнозе прослеживалась пессимистическая установка на построение ожидаемого образа будущего с единичным исходом развития событий.
Показатели общей способности к прогнозированию третьей группы испытуемых - младшие школьники с нарушениями опорно - двигательного аппарата - в сфере «Отношение к учению» находятся на среднем уровне. Регулятивная функция во внеучебной ситуации в учебной сфере сформированы на высоком уровне, чем остальные. В прогнозе респонденты демонстрировали те модели поведения, характерные более раннему, несоответствующему возрасту модели поведения. В своих прогнозах ожидали неблагоприятный исход событий, в качестве субъектов будущих событий указывали других участников ситуаций с единичным сценарием развития событий.
Обработав полученные данные четвертой группы испытуемых - младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи - можно отметить средний уровень способности к прогнозированию. У детей с речевой патологией регулятивная функция в обеих ситуациях сформирована на одном уровне, а речекоммуникативная функция в учебной ситуации сформирована выше всех показателей. Респонденты имели лишь единичный сценарий развития ситуаций, однако прогнозирование происходило на основе анализа события, ученики выделяли достаточно компонентов ситуации: описывали поведение участников ситуации, их чувства и отношения.
Во второй главе также был проведен сравнительный анализ по способности к прогнозированию ситуаций будущего младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья и младшими школьниками с нормотивным развитием. Проанализировав полученные данные, мы видим, что среди показателей есть различия. У младших школьников с нормотипичным развитием преобладает средний уровень способности к прогнозированию, а у респондентов с дефицитарным видом дизонтогенеза можно отметить преобладание низкого уровня. Регулятивная функция у респондентов с нарушениями в развитии во внеучебной ситуации (Мвуч=1.91), а у нормотипичных респондентов в учебной ситуации (Муч=2.03) сформированы выше; показатели когнитивной функции у обеих групп испытуемых сформированы лучше во внеучебной ситуации (Мвуч=1.22; 1.60); речекоммуникативная функция - показатели внеучебной ситуации в обеих группах сформированы выше (Мвуч=1.78; 2.39). Младшие школьники с дефицитарным видом дизотогенеза при построении прогноза учитывают более широкие социальные связи и значимые отношения, строят прогноз в рамках более широкого социального контекста; младшие школьники с нормотипичным развитием ориентируются на непосредственных участников ситуации, изображенных на картинке. А также младшие школьники с нормотипичным развитием используют лексико-грамматические и синтаксические конструкции, которые близки к возрастным требованиям; младшие школьники с дефицитарным видом дизонтогенеза не умеют использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией.
На третьем этапе нами была разработана программа и проведен контрольный этап по развитию прогностической компетентности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности. Данная программа направлена на формирование общей способности к прогнозированию, на развитие учебных и внеучебных ситуаций, а также на повышение показателей по критериям прогностической компетентности у младших школьников в учебной деятельности. Результаты, полученные на контрольном этапе, указывают на эффективность и значимость данной программы.
Таким образом, в работе нами представлены общие и специфические особенности прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях учебной деятельности.
Наша гипотеза о том, что прогностическая компетентность младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в сравнении с нормально развивающимися сверстниками имеет свои особенности, обусловленные своеобразием дефекта; несформированность отдельных компонентов прогностической компетентности может быть скорректирована в ходе целенаправленной психокоррекционной работы подтвердилась.
Подобные работы
- РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ школьников С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь прогностической компетентности и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь прогностической компетентности у младших
школьников с расстройством аутистического
спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



