Введение 5
1. Теоретические аспекты создания и внедрения туристских маршрутов 7
1.1. Понятие и значение проектирования туристских маршрутов 7
1.2. Тенденции развития туризма в мире 15
2. Характеристика туристских маршрутов России и Татарстана 31
2.1. Динамика развития туризма в России 31
2.2. Перспективные туристские маршруты в России 39
2.3. Характеристика туристского потенциала Республики Татарстан для
внедрения новых туристических маршрутов 48
3. Создание и внедрение нового туристического маршрута
«Рождественское волшебство» 642
3.1. Сравнительный анализ предлагаемых рождественских и новогодних
туров в Республике Татарстан 642
3.2. Проект разработки туристского маршрута «Рождественское
волшебство» 69
Заключение 875
Библиографический список 919
Приложения 975
Актуальность данной темы заключается в том, что туризм в огромной степени влияет на развитие экономики любой страны. Туристский потенциал различных государств представляет собой очень трудное понятие, сложное для однозначной трактовки и оценки. Данный факт во многом зависит от того, что основой туристского потенциала являются разные по своему происхождению и сути объекты культурного, природного, а также исторического наследия каждого конкретного государства. При этом значительное влияние на показатели степени привлекательности данной направленности оказывают несколько внешних факторов политического, экономического, культурного, социального и психологического характера.
В данный момент роль туризма во всём мире постоянно растёт, это связано с увеличением влияния туризма на роль в жизни людей, а также на экономику стран в целом. Большая часть услуг в туризме реализовывается с наименьшими потерями, туризм влияет на мировую экономику - всё это является отличительной чертой туризма. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, обеспечении занятости населения и создании дополнительных рабочих мест, оказывает положительное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, культура, искусство, производство товаров народного потребления и другие, выступая катализатором социально-экономического развития.
Россия имеет огромный туристический потенциал. На огромной территории проложены сотни туристских маршрутов. Достопримечательности России вызывают восторг у миллионов туристов со всего мира. Среди достопримечательностей общеизвестны: Кремль, Храм Василия Блаженного, Кунгурская пещера, Олимпийская деревня в Сочи, Кремль в Нижнем Новгороде, Свияжск и многие другие. Но при всей привлекательности, туризм в России мало развит и нуждается в популяризации.
Целью данного исследования является создание и внедрение нового туристского маршрута.
Объектом исследования является туристский потенциал Республики Татарстан.
Предметом исследования является разработка и оценка нового туристского маршрута.
Задачи исследования:
- рассмотреть тенденции развития мирового туризма;
- изучить теоретические аспекты создания и внедрения туристских маршрутов;
- проанализировать динамику развития туризма в России;
- выделить наиболее перспективные туристские маршруты;
- проанализировать туристский потенциал Республики Татарстан для внедрения новых туристских маршрутов;
- провести сравнительный анализ предлагаемых рождественских и новогодних туров в Республике Татарстан;
- дать оценку развития туризма и туристских маршрутов в Республике Татарстан;
- разработать проект нового туристского маршрута «Рождественское волшебство».
Теоретической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам развития туризма в России.
Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации разработанного туристского маршрута с целью повышения привлекательности региона.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Всемирный Совет по путешествиям и туризму WTTC провел очередное ежегодное масштабное исследование «Global Economic Impact and Issues- 2018», в котором проанализировал глобальное влияние туристической отрасли, как одного из крупнейших секторов мировой экономики, а также предоставил уникальные 10-летние прогнозы по развитию потенциала отрасли. Данное исследование проводится на протяжение последних 25 лет, охватывает 185 стран из 25 регионов мира. Эксперты отмечают, что в 2017 году на сектор путешествий и туризма пришлось 10,4% мирового ВВП, в отрасли было занято 313 млн. человек, что составляет 9,9% от общей занятости в прошедшем году. В 2017 году был зафиксирован один из самых мощных приростов ВВП за последнее десятилетие, который повлек за собой увеличение потребительских расходов по всему миру. Этот глобальный процесс напрямую отразился на прямом росте сектора путешествий и туризма сразу на 4,6%, таким образом, опередив темпы развития глобальный экономики седьмой год подряд.
Продолжая тенденцию последних лет, особенно сильная динамика развития отрасли фиксировалась в Азии, что доказало устойчивость позиций туристического сектора экономики в этом регионе. В 2017 году также значительно укрепили свои позиции такие страны, как Тунис, Турция и Египет, в которых до этого несколько лет наблюдался кризис в связи с последствиями террористических атак. Устойчивое восстановление отрасли путешествий и туризма очень необходимо многим туристическим направлениям, пострадавшим от природных катаклизмов в 2017 году. В исследовании «Global Economic Impact and Issues-2018», анализируется степень влияния этих негативных факторов, а также рассчитываются темпы процесса восстановления на десятилетия вперед. Одна из основных задач правительств каждой страны - обеспечение инклюзивного роста отрасли и создание новых рабочих мест. Сектор путешествий и туризма уже обеспечивает 1 из 10 рабочих мест на планете и продолжает оставаться очень перспективным двигателем занятости. За последние десять лет каждое 5-е из всех созданных рабочих мест в мире относилось к сектору туризма, а при условии грамотного государственного регулирования и правительственной поддержке почти 100 млн. новых рабочих мест могут быть созданы в течение ближайших 10 лет.В долгосрочной перспективе аналитиками прогнозируется сохранение темпов дальнейшего устойчивого развития туристического сектора, поскольку миллионы людей путешествуют, чтобы лучше узнать мир. Эксперты подчеркивают важность грамотного планирования для обеспечения стратегического роста отрасли, поскольку в мире существуют миллионы человек, занятых в этом секторе.
Подводя итоги 2017 года, следует отметить, что для российской туристической отрасли он был относительно успешным. Поток российских туристов за рубеж отметил рост показателей на 30%, чего нельзя сказать о внутренних направлениях. Не обошлось в 2017 году и без сложных, громких событий. Банкротство авиакомпании “Вим-Авиа” испортило отдых 38 тыс. российских туристов, которые должны были вернуться с отдыха на бортах этого авиаперевозчика. Но благодаря эффективному межведомственному взаимодействию и слаженной работе туроператоров, ситуацию удалось благополучно разрешить.
Проведя анализ внутреннего туризма в целом, за год, продажа авиабилетов на внутренние направления снизилась на 7%. Но положение спасли Новогодние праздники. Согласно статистическим данным 63% россиян приняли решение отдохнуть в России. Главным направлением остается Москва (22%), за ней Петербург (10,5%), на третьем месте — Краснодар (5%). Сочи занял 4 строчку (4,3%). Здесь, новогодние каникулы встретили более 500 тыс. человек, из них 358 тысяч приняли горнолыжные курорты. А вот Крым — шестую (3,2%). В топ-10 внутренних направлений также вошли Симферополь, Минеральные Воды, Краснодар, Калининград, Новосибирск, Ростов-на-Дону и Екатеринбург. Новинкой 2017 года стала круизная линия, связавшая Сочи с Крымом. Регулярное круизное сообщение по кольцевому маршруту Сочи - Новороссийск - Ялта - Севастополь стартовало 11 июня 2017 года. Только за лето в круизах на теплоходе “Князь Владимир” побывали около 4 тыс. пассажиров.
Говоря о выездном туризме, то в 2017 году россияне совершили около 31 млн поездок за рубеж. И главным направлением стала Турция. Число поездок россиян по данному маршруту составило более 3,9 млн, что в 8 раз больше, чем в 2016 году.
Представители крупнейших туристических операторов дали положительную оценку Татарстану в части привлекательности для российских и иностранных путешественников. По мнению специалистов, республика активно развивается и привлекательна своей инфраструктурой, а также событиями.
В части внутреннего туризма, например, активное взаимодействие ведется с соседними регионами. Так, успешно развиваются маршруты с Башкирией, Самарой, Екатеринбургом.
Возможно, можно было бы привлечь массовый поток гостей и из более дальних регионов страны. Однако ограничивает лишь транспортный вопрос. Добраться подешевле можно, но с пересадками, а для семейного отдыха такой способ трансфера не всегда удобен.
Для иностранных путешественников, Казань по привлекательности стоит на четвертом месте после Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи.
Рост туристического потока есть и за счет событийного туризма, и за счет того, что качественно и детально представлены маршруты. Здесь активно ведется работа, чтобы продукт был удобен для восприятия и потребления, чтобы была удобна навигация и туристы понимали, что их здесь ждут.
В рамках данного исследования разработан новый туристический маршрут в РТ. Название тура: «Рождественское волшебство». В программу включены самые известные архитектурные памятники Казани, созданные в период становлении и расцвета города.
Расчетная продажная стоимость нашего тура составила 18514,21 руб.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Справочная правовая система «Консультант плюс»
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 317
3. Александрова А.Ю.: Международный туризм-М.: Аспект-пресс, 2015;- 597 с.
4. Анисименко В.А. Подходы к определению сущности экскурсионного туризма / В.А. Анисименко // ЭКО. - 2017. - №1. - С. 55-59.
5. Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А., Мишунина Ю.В. Организация туристского бизнеса: технология создания турпродукта: учебно-практ. пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - 276 с.
6. Гуляев Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Гуляев. - М.: Советский спорт,2017. - 128 с.
7. Даданов С.М. Разработка туристического продукта. - М.: Эксмо, 2016 - 323 с.
8. Есаулова С.П. Какие достопримечательности посетить в Казани.// Вестник КГУ. - 2017. - №7. - С. 66-74.
9. Жальцев С.М. Туристический потенциал Республики Татарстан. // ЭКО. - 2018. - №1. - С. 55-63
10. Жарков В.А. Мотивы туристов, покупающих экскурсии / В.А. Жарков // Вестник КГУ. - 2017. - №1. - С. 55-63.
11. Зайцев В.А. Туризм: учебное пособие / В.А. Зайцев. - М.: Инфра- М, 2017. - 209 с.
12. Ильина Е.Н. Санкт-Петербург: Путеводитель для туристов. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 176 с.
13. Игнатьенков В.А. Разработка экскурсионного тура / В.А. Игнатьенков. М.: Эксмо, 2016. - 121 с.
14. Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление: учебное пособие. - М.: Юнити, 2015. - 495 с.
15. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 672 с.
16. Князев В.В. Организация туризма на национальном и международном рынках / В.В. Князев. - М.:Эксмо, 2016. - 204 с.
17. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2016. - 288 с.
18. Курило Л.В. Основы экскурсионной деятельности. Учебное пособие / Л.В. Курило. - М.: Советский спорт , 2016. - 208 с.
19. Лампанов С.М. Классификация экскурсий / С.М. Лампанов // ЭКО. - 2017. - №1. - С. 56-62.
20. Лаповская В.А. Технология туристического обслуживания. - Казань: Идель, 2016. - 323 с.
21. Липатов К.К. Особенности целевой аудитории экскурсионного туризма / К.К. Липатов // Туризм в России. - 2017. - №1. - С. 6-11.
22. Маврина Н.С. Процесс формирования экскурсионной услуги / Н.С. Маврина // Культура народов Причерноморья. - №161. - 2016. - С. 19-23.
23. Мамедов С.М. Технология разработки туристического продукта. // Туристический портал. - 2017. - №1. - С. 66-67.
24. Малолетко А.Н. Статистика туризма (для бакалавров) / А.Н. Малолетко. - М.: КноРус, 2015. - 208 с.
25. Маринин М.И. О проблемах российского туризма / М.И. Маринин // Экономика и жизнь. - № 31. - 2015. - С. 32-35.
26. Годовой отчёт Всемирной туристической организации 2017 // Annual report World Tourism Organization. 2017. 78 c.
27. Носенков С.М. Разработка туристического продукта. - М.: Академия, 2015 - 120 с.
28. Панов С.М. Методика расчета стоимости тура. // Вестник КГУ. -2016.- №1. - С. 33-36.
29. Рупалов С.М. Туристическая привлекательность Казани. // ЭКО. - 2017. - №1. - С. 40-42.
30. Самальков В.А. Достопримечательности Республики Татарстан: обзор. // Российский турист. - 2017. - №1. - С. 77-81.
31. Страны мира. Современный справочник/Сост. Ю.А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, О.А. Иванова. - М.: Мир книги, 2015; - 416с.
32. Тухватуллин В.А. Туризм: учебное пособие. М.: Эксмо, 2016. - 209 с.
33. Универсальный справочник начинающего туриста/М.В. Новикова, А.А. Литвиненко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014; - 315 с.
34. Рубаник А.Н., Ушаков Д.С. Технологии въездного туризма / А.Н. Рубаник, Д.С. Ушаков. - М.: МарТ, 2016. - 384 с.
35. Фёдорова Л. Г. Основы Экскурсионной деятельности / Л.Г. Фёдорова. - Томск, 2016. - 134 с.
36. Христофорова И.В. Маркетинг в туристской индустрии / И.В. Христофорова. - М.: Академия, 2016. - 208 с.
37. Филиппова, И. Г. География туризма / И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов. - М.: Бизнес-пресса, 2013. - 266 с.
38. Хасанов А.П. Туристический потенциал Республики Татарстан. / А.П. Хасанов // Вестник КНИТУ - 2018 - №1 - С. 66-73
39. Хеночкин И.Т. Туризм в России и за рубежом. /И.Т. Хеночкин М.:Эксмо, 2018 - 343 с.
40. Цаплин В.А. Перспективы развития туризма в Татарстане / В.А. Цаплин // Вечерняя Казань - 2017 - №5 - С. 78-83
41. Цетленко В.М. Потенциал туризма и его роль в обеспечении экономического роста региона /В.И. Цетленко // Вестник КГУ - 2016 - №1 -С. 77-82
42. Черевичко Т.В. Экономика туризма: Учебное пособие / Т.В. Черевичко. - М.: Дашков и К, 2016. - 262 с.
43. Чудновский А. Д. Информационные технологии управления в туризме / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КноРус, 2014. - 104 с.
44. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник. - М.: ЭКМОС, 2016 - 323 с.
45. Шерстнева Н. Г. Туризм на местном уровне / Н.Г. Шерстнева. - М.: Социс, 2014. - 192 с.
46. 9Шимова О.С. Основы устойчивого туризма: Учебное пособие / О.С. Шимова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016. - 190 с.
47. Штюрнер Ю.А. Краткий справочник туриста / Ю.А. Штюрнер. - М.: Книга по требованию, 2015. - 272 с.
48. Щербакова, С. А. Международный туризм. Экономика и география / С.А. Щербакова. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 144 с.
49. Эковцев А.П. Мировые тенденции развития туризма. /А.П. Эковцев // ЭКО - 2018 - № 2 - С. 88-109
50. Экономика туризма: учебник / М. А. Морозов, Н. С. Морозова, Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 320 с.
51. Экономика и организация туризма. Международный туризм : учеб, пособие / под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. — М. : КноРус, 2016.
52. Юн В.А. Туристический потенциал России. / В.А. Юн // Вестник КГУ - 2018 - №1 - С. 99-102
53. Юнанова К.Е. Перспективы развития туризма в России. // Туризм в России - 2018 - №1 - С. 78-83
54. 8 главных тенденций в туризме в 2018 году. Режим доступа: https://tonkosti.ru/8_%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8
B%D 1 %85_%D 1 %82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D 1 % 86%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D 1 %82%D1%83%D 1 %80%D0%B8%D0% B7%D0%BC%D0%B5_%D0%B2_2018_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D 1 %8 3 (дата обращения 09.10.2018)
55. Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ. Режим доступа: https://www.mssiatourism.ru (дата обращения 09.10.2018)
56. Официальный сайт Всемирной Туристической Организации. Режим доступа: http://media.unwto.org/ru (дата обращения 09.10.2018)
57. Республика Татарстан. Режим доступа:
https://russia.travel/places/9994/ (дата обращения 09.10.2018)
58. WTTC (World Travel and Tourism Council). Travel and Tourism
Security Action Plan, 2018 Режим доступа: http://www.wttc.org (дата
обращения 09.10.2018)
59. Папирян Г.А. Международные экономические отношения.
Экономика туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/EkonTur2.htm (дата обращения 09.10.2018)
60. Анализ мировых тенденций развития туризма. Режим доступа: https://studwood.ru/1126893/turizm/analiz_mirovyh_tendentsiy_razvitiya_turizm а(дата обращения 09.10.2018)
61. Мировые тенденции развития туризма. Режим доступа: https://tjur.ru/tendencii-turizm-2015 (дата обращения 09.10.2018)
62. Тенденции развития туристического бизнеса до 2020 года. Режим
доступа: http://tourfaq.net/travel-business/tendencii-razvitiya-turisticheskogo-
biznesa-do-2020-goda/ (дата обращения 09.10.2018)
63. World Tourism Organization UNWTO | Specialized Agency of the United Nations. Режим доступа: http://www2.unwto.org(дата обращения 09.10.2018)
64. Министерство экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ru (дата обращения 09.10.2018)
65. Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа:
http://www.minfin.ru/ru/^aTa обращения 09.10.2018)
66. Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 и туристские
возможности городов-организаторов представлены на Международной выставке туризма FITUR в Мадриде. Режим доступа: https: //www.russiatourism.ru/chm-2018/14665/
67. Туристические тренды в 2018 году. Режим доступа:
https://hoteHemews.ru/turisticheskie-trendy-v-2018-godu/ (дата обращения 08.11.2018)
68. Лучшие развивающиеся туристические направления в 2018 году.
Режим доступа: http://stattur.ru/journal/20180309/ (дата обращения 08.11.2018)
69. Главные туристические направления 2018. Режим доступа:
https://www.elle.ru/stil-zhizni/puteshestviya/glavnye-turisticheskie-napravleniya-2018- id6735391/ (дата обращения 09.11.2018)
70. Туристический 2018 год пройдет под знаком чемпионата мира по футболу.
Режим доступа: https://ria.m/tourism/20180105Л512162750.html(дaтa обращения 09.11.2018)