Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №32160

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... 8
1.1 Содержание понятия «образная речь» в трудах отечественных и
зарубежных авторов 8
1.2 Особенности развития образной речи детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3 Русская народная сказка как средство развития образной речи детей 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1 Выявление исходного уровня развития образной речи у детей
старшего дошкольного возраста 22
2.2 Разработка и апробация плана занятий с использованием русских
народных сказок, направленного на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста 38
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 44
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67



Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций и на современном этапе развития общества вопросы совершенствования речевой культуры приобретают особое значение. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» является одной из основных образовательных областей. Это неслучайно, ведь речь является основой для развития игровой, познавательно-исследовательской и трудовой деятельностей [39, с. 7].
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте возрастает стремление ребёнка к освоению речи из-за его растущих потребностей к проговариванию своих действий и влиянию посредством речи на других людей. Интенсивное речевое развитие ребенка приводит к усложнению его общения со взрослыми и сверстниками, а также расширению круга жизненных связей и отношений.
Воспитание речевой культуры дошкольников предполагает не только умение грамматически правильно строить высказывания, но и владеть выразительными возможностями родного языка. Произведения художественной литературы и устного народного творчества обладают важным достоинством при формировании механизмов речевой деятельности, потому что ориентированы не только на создание языковой «оболочки», но и на осознание авторской мысли в процессе восприятия текста [9] .
Русская народная сказка, являясь доступной формой восприятия детьми окружающего мира, имеет необходимый запас элементов образности, позволяющий развивать детское мышление и воображение. Чтение русских народных сказок обеспечивает высокую эффективность развития образной речи детей дошкольного возраста, перед которыми раскрывается богатство их родного языка живыми и образными выражениями. При этом на основе простоты и яркости сказочного языка у детей развивается не только чуткость к выразительным средствам художественной речи, но и умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Ребенок, постоянно слыша такие выражения в сказках, как «лес дремучий», «утро вечера мудренее», делает их достоянием собственного монолога [14].
Таким образом, наряду с осмысленным восприятием произведения, проявляющимся в понимании его содержания и нравственного смысла, у детей к старшему дошкольному возрасту развивается и понимание образной стороны речи, включающая в себя способность выделять и замечать средства художественной выразительности с последующим использованием этих средств в монологической речи.
Проблема развития образной речи детей изучалась в лингвистическом, психологическом и педагогическом аспектах.
Для лингвистов образная речь предполагает ряд представлений, связанных с конкретным называнием предмета и вызывающих определенные эмоциональные переживания (О.С. Ахманова, А.Н. Гвоздев. А.А. Леонтьев, В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин).
Психологи подчеркивают эмоциональную составляющую выразительности речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) [23, с. 156].
Педагогические исследователи отмечают необходимость знакомства ребенка со способами выражения определенного художественного содержания (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская, О.С. Ушакова, Е.А. Ставцева) [3, с. 55].
В дошкольной педагогике развитие образной речи рассматривается как необходимое условие формирование эстетических представлений детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства, природой, художественной литературой (Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова, Н.Ф. Виноградова, Н.С. Карпинская, Р.И. Жуковская, Л.М. Гурович, С.М. Чемортан, О.С. Ушакова) [12, с. 72] .
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при высоком уровне изученности проблемы речевого развития дошкольников образной речи детей не уделяется должное внимание, поэтому методический аспект образности речи требует дальнейшей разработки и совершенствования. Огромную роль в становлении детского словотворчества играют произведения художественной литературы, устного народного творчества, а также малые фольклорные формы, которые рекомендуется использовать для развития образной речи детей дошкольного возраста [21, с. 98].
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать влияние русской народной сказки на процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Предметом исследования является русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
2. Выявить исходный уровень развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования русских народных сказок в процессе работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в утверждении, что русская народная сказка способствуют развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: эксперимент, тестирование;
3. Математическая обработка данных.
Методологическую основу исследования составляют положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения, о взаимосвязи языка и мышления (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) [30]; теория речевой деятельности (А.А.Леонтьев) [23]; закономерности развития речи детей дошкольного возраста, определенные лингвистами, психологами, педагогами (Л.М.Гурович, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Н.Н. Шоков, В.И. Яшина Е.М. Струнина) [37].
Этапы исследования:
I. Констатирующий этап.
Цель: выявить исходный уровень развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
II. Формирующий этап.
Цель: создать и апробировать план работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
III. Контрольный этап.
Цель: выявить эффективность плана работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Практическая значимость дипломного проекта состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса и просветительской работы с родителями по проблеме развития образной речи детей в дошкольных образовательных учреждениях, а так же преподавателями средних и высших учебных заведений при чтении курса «Методика речевого развития детей дошкольного возраста».
Данные исследования легли в основу следующих статей:
- «Изучение уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста» (научный журнал «NovaUm.ru»);
- «Влияние русских народных сказок на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста» (Международная научно - практическая конференция «Интеграция науки, общества, производства и промышленности» г. Тюмень).
База исследования: экспериментальное исследование было организовано на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №14 « Родничок»» г. Лениногорска. В эксперименте приняли участие 22 воспитанника старшей группы «Алые паруса» (экспериментальная группа) и 22 воспитанника старшей группы «Смешарики» (контрольная группа).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Приоритетным направлением в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений является речевое развитие подрастающего поколения. Воспитание речевой культуры дошкольников предполагает не только умение грамматически правильно строить высказывания, но и понимание образной стороны речи, включающей в себя способность выделять средства художественной выразительности.
Несмотря на то, что проблема речевого развития дошкольников хорошо изучена, образная сторона речи требует особого внимания. Проблема развития образной речи детей изучалась в лингвистическом (О.С. Азманова, А.Н. Гвоздев, В.К. Харченко), психологическом (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин) и педагогическом (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская) аспектах. Из современных педагогов огромный вклад в изучение проблемы развития образной стороны речи детей дошкольного возраста внесли О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова, В.Н. Макарова.
Работа дошкольных учреждений предполагает связь развития образности речи с разными речевыми задачами. Так, в словарной работе делается акцент на смысловое богатство слова, а при формировании грамматического строя речи уделяется внимание смысловой стороне, определяющейся за счет использования обобщающих слов, антонимов и синонимов.
Одним из доступных источников художественных образов являются русские народные сказки, обеспечивающие высокую эффективность развития образной речи детей дошкольного возраста. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, что позволяет обогащать их речь фразеологическими оборотами, метафорами, эпитетами.
Исследовательская работа, направленная на развитие образной стороны речи детей старшего дошкольного возраста, проводилась на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №14 «Родничок» г. Лениногорска. В исследовании приняли участие 44 воспитанника старшей группы.
В исследовательской работе, направленной на выявление уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста, использовалась методика «Диагностика развития речи дошкольников» (В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова). Цель методики - определение уровня образности речи детей в самостоятельных связных высказываниях, особенностей восприятия литературных произведений, в том числе малых фольклорных форм (фразеологизмов, загадок).
После выявления уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста нами был разработан комплексный план, направленный на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста. При апробации педагогического проекта с экспериментальной группой нами были использованы различные формы работы по формированию определенных представлений о средствах художественной выразительности и об образной стороне русского языка.
Повторная диагностика, направленная на выявление уровня развития образной стороны речи, показала, что организованная нами работа была успешной. По полученным результатам можно сделать вывод, что уровень развития образной стороны речи детей старшего дошкольного возраста значительно повысился.
Таким образом, использование русских народных сказок играет огромную роль в развитии образной речи старших дошкольников.



1. Абдуразова П.А. Научные исследования - 2017 : рекомендации и проектные решения по результатам исследований. Монография / П.А. Абдуразова [и др.] / под ред. доц. С.В. Веретехтной. - М.: РусАльянс Сова,
2018. - 139 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 296 с.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - 256 с.
5. Ахманова О.С. Современные синтаксические теории / О.С. Ахманова, Г.Б. Микаэлян. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - 164 с.
6. Багичева Н.В. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве: методическое пособие для негосударственных ДОО / Н.В. Багичева, А.С. Демышева, М.Л. Кусова, Д.О. Иваненко; ФГБОУ ВО «Урал. Гос. пед. ун-т». - Екатеринбург: [б. и.], 2015. - 150 с.
7. Бельдиян В.М. Культура русской речи / В.М. Бельдиян, Е.В. Федяева. - М.: Академия, 2016. - 524 с.
8. Васильева Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов / Е.В. Васильева. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с.
9. Гасанова Л.Н. Формирование интереса дошкольников к национальной культуре // Педагогическое образование в России, 2011. - №12.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем речь и образное мышление. Пословицы и поговорки / Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Рудаков. - М.: Издательство АСТ, 2016. - 96 с.
11. Глухов В.П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций / В.П. Глухов. - М.: МПГУ, 2017. - 170 с.
12. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. 20-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.С. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
13. Гончаренко Н.И. Использование речевых игр и упражнений для формирования образной речи и словесного творчества дошкольников / Н.И. Гончаренко // Учебно-методический электронный журнал «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников». - Киров, 2015. - № 30. - [Электронный ресурс] URL: http://kids-covenok.ru/132378.htm (дата обращения: 16.03.2019).
14. Груздева М.В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста / М.В. Груздева // XIX Царскосельские чтения. - СПб, 2015. - № 19. - С. 20-25. - [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24225292 (дата обращения: 14.04.2019)
15. Гурович Л.М. Ребенок и книга : пособие для воспитателя дет. сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. - 2-е изд. - СПб.: Акцидент, 1996. - 127 с.
16. Давыдова Н.А. Формирование образности речи дошкольников в процессе ознакомления с малыми фольклорными формами / Н.А. Давыдова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - Казань, 2017. - №2 (10). - С. 25-31. - [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29202340 (дата обращения: 14.04.2019).
17. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методичесое пособие для воспитателей и родителей / О.М. Дьяченко. - М.: Мозаика- Синтез, 2007. - 128 с.
18. Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для СПО / под. ред. Е.И. Изотовой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 222 с.
19. Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / М.Н. Кожина. - М.: Издательство Флинта, 2013. - 694 с.
20. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств
языка и развитие связной речи: старшая группа специальных
(коррекционных) дошкольных образовательных учреждений / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 119 с.
21. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Монография / И.Ю. Кондратенко. - СПб.: КАРО, 2016. - 240 с.
22. Конрад И.С. От детства к взрослости: вариации нормы и
особенности развития / ред.-сост. И.С. Конрад // Сборник докладов IV Межвузовской конференции молодых ученых . - М.: МИГУ, 2018. - 158 с.
23. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
24. Липина С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 с.
25. Макарова В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 42 с.
26. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Том III. В 2 кн. Книга 1. Теории личности: учебник и практикум для СПО / Р.С. Немов. - 6-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 349 с.
27. Парфенова Е.В, Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками / Е.В. Парфенова, Н.Л. Пескова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64 с.
28. Привалова Е.С. Теория и практика коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста: учебное пособие / Е.С. Привалова, Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 2018.
29. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) - [Электронный ресурс] URL: http: //www.firo .ru/wp-
content/uploads/2014/02/POOP DO.pdf (дата обращения: 15.04.2019)
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - 2е изд. - СПб: Издательство Питер, 2002. - 720 с.
31. Савушкина Е.В. Формирование образности речи детей / Е.В. Савушкина // Журнал ГАУ ДПО ИРО РБ «Образование: инновации в образовании» - Уфа, 2013 - №8. - [Электронный ресурс] URL: https://docplayer.ru/30636908-E-v-savushkina-formirovanie-obraznosti-rechi- detey.html (дата обращения: 14.04.2019)
32. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 168 с.
33. Титаренко В.А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников: многофункциональное пособие / В.А. Титаренко. - СПб: Детство-пресс, 2014.
34. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2017. - 240 с.
35. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 288 с.
36. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации, мониторинг /
О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 с.
37. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников:
теоретические основы, основные задачи, развитие речи в возрастных группах, педагогические условия / О.С. Ушакова. - 4-е изд., перераб. - М.: Сфера, 2017. - 95 с.
38. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 с.
39. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: 2013 г.
40. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми
дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - М.: АСТ, 2000. - 464 с.
41. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с.
42. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 240 с.
43. Чернов Д.Н. Социокультурная обусловленность языковой компетенции ребенка: проблемы и перспективы решения. Монография / Д.Н. Чернов. - М.: ГЕЗАУРУС, 2013. - 155с.
44. Чернышов С.В. Обучение эмоциональному речевому
воздействию на иностранном языке / С.В. Чернышов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - №5-1 (35). - С. 194-196. - [Элекстронный ресурс] URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21409010 (дата обращения: 17.05.2019)
45. Чиенева Н.Е. Развитие образной речи у детей среднего дошкольного
возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 54-57. — [Электронный ресурс] URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8669/ (дата обращения: 19.05.2019).
46. Чиршева Г.Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков / Г.Н. Чиршева. - СПб: Златоуст, 2015. - 488 с.
47. Шейхет А.И. Система упражнений, направленная на оптимизацию
процесса обучения иноязычному устно-речевому общению в условиях дополнительного образования учащихся / А.И. Шейхет // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - №12-3 (42). - С. 209-213. - [Электронный ресурс] URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22490564 (дата обращения: 17.05.2019)
48. Шоков Н.Н. Образная речь: специфика и семантический механизм /
Н.Н. Шоков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - №4 (70). - С. 188-191. - [Электронный ресурс] URL: http://sciournal.ru/articles/issn 1997-2911 2017 4-1 55.pdf (дата
обращения: 16.03.2019)
49. Яшина В.И. Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками. Монография / В.И. Яшина, Е.А. Ставцева, О.С. Ушакова, В.Н. Макарова. - М.: Прометей, 2016. - 220 с.
50. Ящик Н.Р. Метафорическая траспозиция в древних этносимволах немецкого языка / Н.Р. Ящик // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - №6-2 (36). - С. 220-223. - [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21523276 (дата обращения: 17.05.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ