Введение 3
Глава 1. Правовые основы обжалований действий и решений
должностных лиц в Российской Федерации 8
1.1. Законодательная база обжалования действий и решений должностных лиц 8
1.2. Виды обжалований действий и решений должностных лиц 15
Глава 2. Механизм реализации конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц в Республике Татарстан 35
2.1. Субъекты конституционного права на обжалование действий и решений
должностных лиц 35
2.2. Объекты конституционного права на обжалование действий и решений
должностных лиц 41
2.3. Порядок реализации конституционного права на обжалование действий и
решений должностных лиц 51
Заключение 59
Список использованной литературы 69
Актуальность исследования. Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Конституция устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Жалобы - это обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность - они не связаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего носят критический характер и, как полагают их авторы, направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.
Г раждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти.
Одновременно жалобы - важное средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонарушениям.
Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона.
Степень разработанности проблемы.Проблемы, касающиеся механизма защиты прав, свобод и законных интересов, в том числе обжалования действий (бездействия) и решений в ходе досудебного производства никогда не были обделены вниманием уголовно-процессуальной науки. В настоящее время в юридической доктрине не определены содержание и пределы административного судопроизводства, которое сегодня реализуется мировыми судьями, иными судами общей юрисдикции и арбитражными судами; отсутствует единый концептуальный подход решения проблемы административной юстиции и общетеоретическая модель спора, возникающего между гражданами, организациями и органами власти. Перед правовой наукой стоят актуальные задачи разработки концепции административного судопроизводства и определения предмета его правового регулирования, совершенствования законодательного регулирования дел, возникающих из публичных правоотношений.
Так, в той или иной мере исследованию процедуры обжалования посвятили свои работы такие известные дореволюционные процессуалисты как С.И. Викторский, И.Т. Тарасов, И.Я. Фойницкий.
Активное участие в исследовании ряда проблем обжалования, в том числе в кассационной и надзорной стадиях, принимали В.П. Божьев, С.В. Белобородов, Б.Я. Гаврилов, Н.А. Громов, В.А. Давыдов, И.Ф. Демидов, С.П. Ефимичев, А.В. Ендольцева, К.Б. Калиновский, Н.С. Куришева, В.М. Лебедев, П.А. Лупинская, В.В. Мальков, О.Н. Марков, В.И. Матузов, В.А. Михайлов, Т.Н. Морщакова, Т.Н. Москалькова, И.Л. Петрухин, А.А. Петуховский, М.Е. Ремнев, B.C. Савицкий, А.В. Смирнов, М.С. Строгович, Ю.И. Стецовский, Д.М. Токарева, Ю.В. Францифирова, О.И. Цоколова, З.Т. Чеджметова, Н.И. Чечот и другие.
Более детально аспекты обжалования в ходе досудебного производства рассмотрены в работах А.Н. Артамонова, В.Л. Будникова, Н.В. Григорьевой, С.М. Даровских, И.А. Давыдовой, С.С. Ерашова, Н.Н. Ковтуна, Н.А. Колоколо- ва, В.И. Летучих, Т.А. Лотыш, Е.В. Митрофановой, А.М. Резепкина и других.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц на примере Республики Татарстан.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить законодательную базу обжалования действий и решений должностных лиц;
- исследовать виды обжалований действий и решений должностных
лиц;
- рассмотреть субъекты конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц;
- рассмотреть объекты конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц;
- выявить порядок реализации конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц.
Объект исследования. Объектом исследования выступает система правоотношений, возникающих в связи с обжалованием действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц.
Предмет исследования. Предметом исследования являются нормы законодательства, регламентирующие обжалование действий и решений должностных лиц на примере Республики Татарстан.
Основные источники исследования.Основными источниками исследования являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан , Закон Об обращениях граждан в Республике Татарстан.
Методологическую основу составляет диалектический метод познания, требующий рассмотрения предмета познания в его непрерывности и развитии, изменениях и связи с другими явлениями. В ходе работы нашли применение общенаучные (наблюдение, моделирование, сравнение, прогнозирование, анализ, синтез, индукция, дедукция) и частно-научные.
Теоретической основой исследования послужили труды авторов в сфере конституционного, гражданского права, арбитражного процесса и др., таких как: С.А. Балеев, Б.С. Волков, Л.Л. Кругликов, Н.Н. Ковтун, Ю.А. Копытов, Н.А. Колоколова, А.Н. Миронов, Б.И. Пугинский, В.И. Синайский и других.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования были изложены в следующих научных публикациях: Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Х КАМСКИЕ ЧТЕНИЯ» (2018г. Набережные Челны) научная статья «Порядок реализации конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц» общий объем которой составляет 5 страниц, Международная научно-практическая конференция «Права человека: правовая защита от дискриминации» научная статья «Право на обжалование воз- ростной дискриминации в сфере труда» общий объем которой составляет 8 страниц (2018г. Набережные Челны).
Структура исследования. Структура исследования обусловлена целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы работы, изложены цели, задачи, объект, предмет и структура исследования.
В первой главе работы изучены правовые основы обжалований действий и решений должностных лиц в Российской Федерации, а именно: законодательная база обжалования действий и решений должностных лиц, виды обжалований действий и решений должностных лиц.
Во второй главе рассмотрен механизм реализации конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц в Республике Татарстан путем изучения субъектов и объектов конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц, а также порядка реализации конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц.
В заключение работы сформулированы основные выводы, представлены основные рекомендации.
В списке использованной литературы приведен перечень литературы, использованной в процессе работы.
Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что все цели достигнуты, задачи выполнены. По данным проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Правоотношения, связанные с обжалованиями действий и решений должностных лиц, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные федеральными законами.
Большую роль в обеспечении законности в управлении играет и такой способ ее обеспечения, как обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц. Согласно ст. 33 Конституции граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Под обжалованием (подачей жалобы) понимается обращение (просьба) гражданина или группы граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Существуют два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан - административный и судебный.
Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.
К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.
Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.
В соответствии со статьей 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 КАС РФ с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 статьи 221, а именно: к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
В соответствии со статьей 37 главы 4 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются: стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Конституционное право, как отрасль национального права, имеет свой отдельный объект правового регулирования, то есть совокупность однородных общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления государственной власти, ее формирования и взаимодействия между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Эти отношения приобретают правовой характер и превращаются на конституционно-правовые, поскольку они урегулированы нормами конституционного права.
Объектами конституционных правоотношений являются разнообразные явления, на которые направлено правовое воздействие в конкретном социальном связи. Участниками этих правоотношений выступают субъекты конституционного права, которые участвуют в деятельности, которая связана с политической властью и имеют права, полномочия, обремененные обязанностями и запретами. В отличие от других отраслей права, конституционно-правовые отношения никогда не могут возникнуть между физическими лицами, потому что одним из субъектов этих отношений всегда выступает государство в лице какого-либо государственного органа или должностного или служебного лица.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 16.01.2003 № 3-ЗРТ «О государственной службе Республики Татарстан» (принят ГС РТ от 24.12.2002) государственная должность - должность в органах государственной власти Республики Татарстан, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В случае нарушения своих обязанностей государственными служащими граждане Республики Татарстан имеют право реализовать свое конституционное право на обжалование действий и решений должностных лиц. В таком случае объектами конституционного права на обжалование действий и решений должностных лиц станут нарушения своих обязанностей государственными служащими.
В нашей стране в целом и в Республике Татарстан в частности граждане часто жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти. Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» .
Жалоба - это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.
Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать. В результате таких действий или решений должны быть:
- нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;
- созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;
- незаконно возложены какие-либо обязанности.
В суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ (утратила силу), глава 22 КАС РФ).
Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать: орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового. Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ. Однако с 15 сентября 2015 года стала применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ. Г лава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).
Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя.
Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.
Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу - в порядке кассации или надзора.
На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №4. - Ст. 445.
2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ [ред. от
31.01.2016] //Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [ред. от 29.12.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. №195 -ФЗ [в ред. от 28.11.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. -№1(ч.1) -Ст. 1.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ [ред. от 28.12.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [ред. от 28.12.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
7. О государственной гражданской службе Российской Федерации [ред. от 30.10.2018]: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
8. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации
: федер. закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ [ред. от 27.11.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2060.
9. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
: федер. закон от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ [ред. от 28.12.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
10. О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации : Федеральный закон от 08.03.2015 №22-ФЗ [ред. от
23.06.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации, 09.03.2015, № 10, ст. 1392.
11. О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству [ред. от 09.02.2012] : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 № 11 // Российская газета. - 2008. - № 140. - 02 июля.
12. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2// Российская газета, № 27, 18.02.2009.
13. Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде : Постановление Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 80 // «Вестник ВАС РФ», № 1, январь, 2014.
14. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации [ред. от 21.09.2018] : Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 // издание : «Законность» №4, 2013г.
15. Конституция Республики Татарстан: принята на всенародном голосовании 6 ноября 1992 г. [в ред. от 22.06.2012] // Республика Татарстан. - 2002. - №87-88.
16. О Конституционном суде Республики Татарстан [в ред. от 26.10.2018]: Закон РТ от 22.12.1992 № 1708-XII. // «Ведомости Государственного Совета Татарстана», 1998, №11, ст. 312.
17. Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан : Закон РТ от 03.03.2000 № 95 [ред. от 26.05.2017] // «Ведомости Государственного Совета Татарстана», 2002, № 3(3), ст. 78.
18. О государственной гражданской службе Республики Татарстан : закон Республики Татарстан от 16 января 2003 г. № 3-ЗРТ // Республика Татарстан. - 2003. - № 13. - 21 янв.
19. Об обращениях граждан в Республике Татарстан [ред. от 14.05.2018] : Закон РТ от 12.05.2003 № 16-ЗРТ // «Ведомости Государственного Совета Татарстана», 2014, № 7, ст. 685.
20. Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан : Закон РТ от 06.04.2005 №64-ЗРТ // «Ведомости Государственного Совета Татарстана», 2005, № 4 (I часть), ст. 344.
21. О государственных должностях Республики Татарстан [ред. от
23.12.2017] : Закон РТ от 4 марта 2006 г. № 16-ЗРТ // «Республика Татарстан» от 7 марта 2006г. №45-46.
22. Об утверждении Положения об Аппарате Президента Республики Татарстан [ред. от 14.02.2018] : Указ Президента РТ от 20.03.2006 № УП-114 // «Ведомости Государственного Совета Татарстана», 2006, № 3 (III часть), ст. 1440.
23. Регламент Государственного Совета Республики Татарстан. Принят постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 26 февраля 2004 года № 2632 (в ред. от 20 февраля 2015 года № 412-V ГС) // Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2004.
24. Об утверждении Регламента Аппарата Президента Республики Татарстан [ред. от 04.06.2018] : Указ Президента РТ от 04.04.2008 № УП-162 // «Ведомости Государственного Совета Татарстана» , 2008, № 4 (II часть), ст. 427.
25. Об избрании Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан: постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 8 июля 2015 г. №687-V ГС // Ватаным Татарстан. - 2015. - №99.
26. Инструкция по рассмотрению обращений граждан в ГКУ «Аппарат Общественной палаты Республики Татарстан» : Утверждено приказом руководителя ГКУ «Аппарат Общественной палаты Республики ТАтарстан» 13.03.2018г. № 01/01-05.
27. Порядок проведения анализа поступивших в Общественную Палату Республики Татарстан и ГКУ «Аппарат Общественной Палаты РТ» обращений граждан и организаций : Утверждено приказом руководителя ГКУ «Аппарат Общественной палаты Республики Татарстан» 29.03.2018г. № 03/01-05.
Утратили силу
28. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан Закон РФ от 27.04.1993№ 4866-1// Российская газета, № 89,
12.05.1993.
Специальная литература
29. Алексеев С. С. Гражданское право: учебное пособие / С. С. Алексеев. - Екатеринбург: Институт частного права, 2013. - 528 с.
30. Амирова Р.Р. Организационно-правовые вопросы деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации :на примере Республики Татарстан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Казань, 2006.
31. Балеев С. А. Уголовное право России. Общая часть: учебное пособие / С. А. Балеев, Б. С. Волков, Л. Л. Кругликов. - М.: Статут, 2014. - 751 с.
32. Ведерников, А.Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России : монография / А.Н. Ведерников .- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .- 152 с.
33. Гатин А.А. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в гражданском и арбитражном процессе : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.15 / Гатин Айрат Ах- мадуллович; [Место защиты: Саратовская гос. акад. права]. - Саратов, 2011. - 22 с.
34. Ковтун Н. Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России: монография / Н. Н. Ковтун. - Н. Новгород: Лира, 2015. - 205 с.
35. Ковтун Н.Н. Практика судебного контроля за решениями и действиями (бездействием) публичных процессуальных органов, ограничивающих права и законные интересы личности в уголовном процессе.: учебное пособие / Ковтун Н.Н. - Н. Новгород: Логос, 2014. - 191 с.
36. Колоколов Н. А. Судебный контроль в уголовном процессе: учебное пособие / Н. А. Колоколова. - М.: Норма, 2014. - 153 с.
37. Копытов Ю. А. Административное право: учебное пособие / Ю. А. Копытов. - Москва: Юрайт, 2013. - 645 с.
38. Лагун И.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (под ред. Е.Г. Маркеловой). - Специально для системы ГАРАНТ, 2009г.
39. Миронов А. Н. Административное право: учебное пособие /
А. Н. Миронов. - М.: Форум: Инфра-М, 2015. - 319 с.
40. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 456 с.
41. Павлова М.С. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих в гражданском процессе : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.15 // Павлова Маргарита Сергеевна; [Место защиты: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ]. - Москва, 2011. - 27 с.
42. Пугинский Б. И. Правоведение: учебное пособие / Б. И. Пугинский. - М.: Юрайт, 2014. - 271 с.
43. Радачинский Ю.Н. Обжалование действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вид юридической деятельности : автореферат дис. кандидата юридических наук : 12.00.01 / Сев.- Кавказ. акад. гос. службы. - Ростов-на-Дону, 2002. - 26 с.
44. Сабурская С. Х. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстанв 2014 году: доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан // Республика Татарстан. - 2015. - №31.
45. Сабурская С. Х. Стратегия по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2018 годы. Библиотека Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан / сост. С. Х. Сабурская. - Казань: типография «ЗурКа- зан». - 2014. - 127 с.
46. Савоськин А.В. Виды обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления / А.В. Савоськин //Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. -№2. - 33с.
47. Синайский В. И. Русское гражданское право: учебное пособие /
В. И. Синайский. - М.: Инфра-М, 2013. - 184 с.
48. Скобликов П.А Обжалование в суд решений и действий (бездействия) правоохранительных органов и их должностных лиц / Скобликов П.А. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 160 с.
49. Смоленский М.Б. Административное право: Учебник для вузов. / Смоленский М.Б. - М.: Норма, 2012. - 347 с.
50. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - Специально для системы ГАРАНТ, 2014г.
51. Степанов О.А. Права и свободы человека и гражданина: история и современность. Монография / О.А. Степанов, А.В.Борисов, Ю.А. Лялякин. - М.: ООО «Типография ТЕЛЕР», 2014. - 102 с.
52. Суханов Е. А. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие /
Е. А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2014. - 736 с.
53. Толстой Ю. К. Гражданское право: учебное пособие / Ю. К. Толстой,
А. П. Сергеев. - М.: ТК «Велби», 2011. - 765 с.
54. Треушников М. К. Гражданский процесс: учебное пособие / М. К. Треушников. - М.: Городец-издат, 2013. - 297 с.
55. Фабрици П. И. Круг лиц, имеющих право обжалования действий (бездействия) следователя в судебном порядке // Возможности защиты в рамках нового УПК России: науч.практ. конф. адвокатов, проведенной Адвокатской палатой г. Москвы при содействии Коллегии адвокатов «Львова и партнеры» 17 апреля 2013 г. / Под ред. Г. М. Резник, Е. Ю. Львовой. - М.: Юрист, 2014. - 201 с.
56. Цурлуй О.Ю. Основы судебного порядка рассмотрения жалоб в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: монография / Цурлуй О.Ю. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 200 с.
57. Юлдашева Л.Д. Проблемы эффективности механизма реализации конституционного права граждан на обжалование решений и действий (или бездействия) должностных лиц / Юлдашева Л.Д. // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: право. - 2007. - С. 33-39
58. Ярковой В. А. Некоторые проблемы судебного контроля в досудебном производстве / В. А. Ярковой // Законодательство и практика. - 2015. - № 3. - С.17-21.
59. Ярмухамедов Р. Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства / Р. Ярмухамедов // Законность. - 2013. - № 1. - С. 50-55.
Электронные ресурсы
60. Арбитражный суд Поволжского округа [Электронный ресурс]// Официальный сайт Арбитражного суда Поволжского округа - Электрон. Дан.- Режим доступа : http://faspo.arbitr.ru
61. Арбитражный суд Руспублики Татарстан [Электронный ресурс]// Официальный сайт Арбитражного суда Руспублики Татарстан - Электрон. Дан. - Режим доступа : http: //tatarstan.arbitr.ru
62. Как обжаловать действия и решения чиновников? [Электронный ресурс] // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии). -
Электрон. дан. - Режим доступа : http://rusrand.ru/ideas/kak-objalovat-deystviya-i- resheniya-chinovnikov.
63. Конституционный суд Республики Татарстан [Электронный ресурс]// Официальный сайт Конституционного суда Республики Татарстан - Электрон. Дан.- Режим доступа : http://ks.tatarstan.ru
64. Правительство Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительство Республики Татарстан - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru
65. Президент Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президент Республики Татарстан - Электрон. Дан.- Режим доступа : http://president.tatarstan.ru
66. Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : http: //upch.tatarstan.ru
319 с. - С. 95.